Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Шевцов А.В.

Цель исследования - обоснование использования инновационных технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. В работе применялись теоретические методы исследования: анализ данных литературы, анализ документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение. Проверка эффективности инновационных педагогических технологий дополнительного профессионального образования, разработанных Институтом адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, осуществлялась начиная с 2011 г., включая настоящее время, в рамках Федеральных проектов «Доступная среда» и «Спорт - норма жизни». Результаты исследования и выводы. В рамках исследования рассмотрена классификация инновационных педагогических технологий по программам дополнительного профессионального образования в зависимости от уровня освоения, области знаний (адаптивная физическая культура, физическая культура, спорт, педагогика, психология, медицина, биология, экономика, юриспруденция и др.), базового образования слушателей. Авторами определились наиболее эффективные формы для реализации инновационных педагогических технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Шевцов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR SUPPLEMENTARY ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION SPECIALIST TRAINING SERVICE

Objective of the study was to analyze benefits of innovative technologies for adaptive physical education specialist supplementary training service. Methods and structure of the study. We used the following theoretical research methods: reference literature analysis; relevant legal/ regulatory framework analysis, data systematization and classification; analysis and synthesis; and data generalization. Benefits of the innovative adaptive physical education specialist supplementary training service technologies developed by Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg) have been tested and analyzed since 2011 including the latest tests under the "Accessible Environment" and "Sports a Life Norm” Federal Projects. Results and conclusion. The innovative technologies analyzed herein are grouped into (1) the ones applicable upon the secondary vocational education or advanced education or both; and (2) technologies applicable in the secondary vocational education / advanced education process. The modern market-demand-sensitive socio-economic interests on the whole and educational service in particular need to be prepared for fast responses to the rapidly changing market realities, and this is particularly true for the professional adaptive physical education specialist training service with its specialist qualification system. The education service should give a special priority to the modern innovative adaptive physical education specialist supplementary training service technologies due to their cost- and time-efficiency in the adaptive physical education specialist trainings sensitive to the trainees' individual backgrounds and practical experiences in the core service fields.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

инновационные технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре

УДК/UDC 796/799

Поступила в редакцию 12.06.2021 г.

Информация для связи с автором: spevseev@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО С.П. Евсеев1, 2 3

Доктор педагогических наук, профессор О.Э. Евсеева1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Аксенов1

Доктор биологических наук, профессор А.В. Шевцов1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, Москва

3Паралимпийский комитет России, Москва

innovative technologies for supplementary adaptive physical

EDUCATION SPECIALIST TRAINING SERviCE

Dr. Hab., Professor, Corresponding Member of RAE S.P. Evseev1, 2, 3

Dr. Hab., Professor O.E. Evseeva1

PhD, Associate Professor A.V. Aksenov1

Dr. Hab., Professor A.V. Shevtsov1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

2Russian Sports Federation of Intellectually Disabled, Moscow 3Russian Paralympic Committee, Moscow

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - обоснование использования инновационных технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре.

Методика и организация исследования. В работе применялись теоретические методы исследования: анализ данных литературы, анализ документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение. Проверка эффективности инновационных педагогических технологий дополнительного профессионального образования, разработанных Институтом адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, осуществлялась начиная с 2011 г., включая настоящее время, в рамках Федеральных проектов «Доступная среда» и «Спорт - норма жизни».

Результаты исследования и выводы. В рамках исследования рассмотрена классификация инновационных педагогических технологий по программам дополнительного профессионального образования в зависимости от уровня освоения, области знаний (адаптивная физическая культура, физическая культура, спорт, педагогика, психология, медицина, биология, экономика, юриспруденция и др.), базового образования слушателей. Авторами определились наиболее эффективные формы для реализации инновационных педагогических технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, программы дополнительного профессионального образования, адаптивная физическая культура, физическая культура, спорт, уровни образования.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of innovative technologies for adaptive physical education specialist supplementary training service. Methods and structure of the study. We used the following theoretical research methods: reference literature analysis; relevant legal/ regulatory framework analysis, data systematization and classification; analysis and synthesis; and data generalization. Benefits of the innovative adaptive physical education specialist supplementary training service technologies developed by Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg) have been tested and analyzed since 2011 including the latest tests under the "Accessible Environment" and "Sports a Life Norm" Federal Projects. Results and conclusion. The innovative technologies analyzed herein are grouped into (1) the ones applicable upon the secondary vocational education or advanced education or both; and (2) technologies applicable in the secondary vocational education / advanced education process.

The modern market-demand-sensitive socio-economic interests on the whole and educational service in particular need to be prepared for fast responses to the rapidly changing market realities, and this is particularly true for the professional adaptive physical education specialist training service with its specialist qualification system. The education service should give a special priority to the modern innovative adaptive physical education specialist supplementary training service technologies due to their cost- and time-efficiency in the adaptive physical education specialist trainings sensitive to the trainees' individual backgrounds and practical experiences in the core service fields.

Keywords: innovative training technologies, specialist supplementary training service, adaptive physical education, physical education, sports, education levels.

Введение. Переход Российской Федерации на систему рыночных отношений, внедрение профессиональных стан-

дартов, независимой оценки квалификации специалистов и ряд других факторов дают основания для активного рас-

80

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

пространения инновационных технологий дополнительного профессионального образования, прежде всего по адаптивной физической культуре, являющейся новым разделом физической культуры. Это обусловлено не только ужесточением требования профессиональных стандартов к профессиональной подготовке в этой области, очень большим количеством нозологических групп занимающихся, их возрастным диапазоном (от новорожденных до лиц пожилого и старческого возраста), различным видами (компонентами) адаптивной физической культуры (адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными видами двигательной активности, креативными телесно-ориентированными практиками), но и постоянно изменяющимися требованиями к специалистам на рынке труда, внедрением современных средств, методов, требований к условиям проведения занятий по физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [1-3].

Все эти факторы делают малоэффективными попытки разработать некий идеальный федеральный государственный образовательный стандарт по адаптивной физической культуре, который бы давал базовое образование на всю жизнь.

Именно поэтому Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» уделяет большое значение дополнительному профессиональному образованию, основная направленность которого нацелена на увеличение его гибкости, мобильности, учет индивидуальной особенности слушателей, создание предпосылок для формирования своего образовательного маршрута, устранение собственных образовательных дефицитов, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Цель исследования - обоснование использования инновационных технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре.

Методика и организация исследования. В работе применялись теоретические методы исследования: анализ данных литературы, анализ документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение [1, 7].

Проверка эффективности инновационных педагогических технологий дополнительного профессионального образования, разработанных Институтом адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, осуществлялась начиная с 2011 г, включая настоящее время, в рамках Федеральных проектов «Доступная среда» и «Спорт -норма жизни» [4-7].

Результаты исследования и их обсуждение. Все инновационные технологии были разделены на две группы:

1. инновационные технологии, реализуемые после завершения слушателями среднего профессионального образования, высшего образования или после завершения образования обоих уровней;

2. инновационные технологии, реализуемые в процессе получения либо среднего профессионального образования, либо высшего образования.

Для оптимизации содержания дополнительного профессионального образования первой группы необходимо провести классификацию потенциальных слушателей курсов повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки кадров, лиц, планирующих стажировку.

В зависимости от уровня имеющегося профессионального образования все слушатели могут быть разделены на три подгруппы:

1. лица, имеющие подготовку по программам магистратуры или специалитета;

2. лица, освоившие программу бакалавриата;

3. лица, имеющие среднее профессиональное образование. Каждую из этих подгрупп слушателей, а также две или три

подгруппы целесообразно разделить на следующие составляющие [1, 2]:

1. слушатели, имеющие профессиональное образование в области физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья или адаптивной физической культуры;

2. слушатели, имеющие профессиональное образование в областях знаний, составляющих основу содержания адаптивной физической культуры, а именно: в области физической культуры, медицины или биологии, коррек-ционной педагогики или дефектологии (тифло-, сурдо-, олигофрено- педагогика, логопедия и др.);

3. слушатели, имеющие образование в области педагогики и психологии;

4. слушатели, имеющие образование в областях знаний, не связанных с адаптивной физической культурой (экономика, юриспруденция, технические и другие науки). Важным фактором, который необходимо учитывать при

разработке программ дополнительного профессионального образования, является время, прошедшее с момента окончания слушателями той или иной образовательной организации среднего профессионального или высшего образования.

И, наконец, фактор, имеющий огромное значение и связанный с предшествующим, является стаж практической работы слушателей, особенно в области адаптивной физической культуры.

Учет перечисленных особенностей слушателей дополнительного профессионального образования позволит разработать оптимальную программу их обучения, объем которой может быть различным, начиная с 16 часов и более, вплоть до 200 часов. При этом, при разработке содержания образования необходимо учитывать, что важнейшей особенностью адаптивной физической культуры является то, что ее дисциплины представляют собой не простую сумму знаний из области физической культуры, медицины, коррекцион-ной педагогики (дефектологии), а фактически, специальное, особенное знание, являющееся результатом взаимопроникновения и развития знаний из перечисленных областей со своим методологическим, теоретическим и эмпирическим базисом, позволяющим решить цели и задачи основных шести видов адаптивной физической культуры [2].

Учет данной особенности адаптивной физической культуры, а также характеристик и приведенной ранее классификации слушателей, дает возможность реализовать гибкость, мобильность программ дополнительного профессионального образования, ориентировать их прохождение своего образовательного маршрута, устранение собственных образовательных дефицитов и совершенствование имеющихся знаний, профессиональных компетенций.

Для реализации инновационных технологий дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре необходимо использовать не только

№10 • 2021 Октябрь | осюЬег http://www.teorjya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

традиционные, но и современные организационные формы проведения данного образования [1, 7].

К таким формам следует отнести: проведение стажировок в образовательных организациях, имеющих лицензию на данный вид образования; проведение «выездной модели курсов повышения квалификации» (С. П. Евсеев, 1998), когда заинтересованный регион приглашает преподавателей (пять-шесть человек) для обучения 50-100 слушателей своего региона; сетевая форма осуществления программ дополнительного профессионального образования; дистанционная реализация курсов повышения квалификации или переподготовки кадров; форма «накопительного сертификата», предусматривающая учет кратковременных тематических семинаров, конференций, круглых столов по тематике, посвященной адаптивной физической культуре, ее основным шести видам, инклюзивному формату проведения совместных занятий со здоровыми лицами и лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо констатировать, что все выделенные организационные формы проведения дополнительного профессионального образования неоднократно проверялись на практике и получили положительную оценку [1-6].

Вторая группа инновационных технологий, реализуемых в процессе либо среднего профессионального образования, либо высшего образования, особенно актуальна для трех направлений подготовки кадров: адаптивная физическая культура (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья); физическая культура; спорт.

Для лиц, обучающихся по направлению подготовки «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) (как в рамках бакалавриата, так и магистратуры), может быть организовано освоение образовательных программ как повышения квалификации, так и переподготовки кадров по направлениям «физическая культура и спорт».

Для лиц, осваивающих направления подготовки «физическая культура и спорт» (как в рамках бакалавриата, так и магистратуры), возможно обучение по программам дополнительного профессионального образования по направлению «адаптивная физическая культура».

Вывод. В современных социально-экономических условиях реализации рыночных отношений, требующих оперативного реагирования на быстроизменяющиеся реалии рынка труда, предполагающих внедрение независимой оценки квалификации специалистов и профессиональных стандартов, на первое место в профессиональном образовании выходят проблемы внедрения инновационных технологий дополнительного профессионального образования, позволяющих не только существенно сэкономить финансовые ресурсы, но и сократить время подготовки новых специалистов с учетом их базового образования и опыта практической работы.

Литература

1. Евсеев С.П. Технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре: учеб. пособие / С.П. Евсеева, М.В. Томилова, О.Э. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2013. - 96 с.

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.

3. Евсеева О.Э. Обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам по теме: «Всероссийский физкуль-турно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для

инвалидов: технология тестирования и оценки» / О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина, А.А. Аксенова, С.С. Матвеева // В сборнике: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов: теория и практика. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 26-30.

4. Евсеева О.Э. Курсы повышения квалификации / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 4 (72). - С. 36.

5. Евсеева О.Э. Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения / О.Э. Евсеева, М.В. Томилова, Ю.Ю. Вишнякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 64-68.

6. Евсеев С.П. Федеральные курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре в действии / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова и др. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - Т. 81. - № 1. - С. 2-3.

7. Евсеева О.Э. Реализация дополнительных профессиональных программ по адаптивной физической культуре в Российской Федерации / О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова // В сборнике: Материалы итоговой науч.-практ. конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию Университета. Министерство спорта Российской Федерации, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - 2021. - С. 87-91.

References

1. Evseev S.P., Tomilova M.V., Evseeva O.E. Tekhnologii dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya po adaptivnoy fizicheskoy kulture [Technologies of additional professional education in adaptive physical education]. Study guide. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2013. 96 p.

2. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and organization of adaptive physical education]. Textbook. Moscow: Sport publ., 2016. 616 p.

3. Evseeva O.E., Ladygina E.B., Aksenova A.A., Matveeva S.S. Obuchenie spetsialistov po dopolnitelnym professionalnym programmam po teme: «Vserossiyskiy fizkulturno-sportivny kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) dlya invalidov: tehnologiya testirovaniya i otsenki» [Training of specialists in additional professional programs on the topic: "Russian physical culture and sports complex" Ready for Labor and Defense "(GTO) for people with disabilities: testing and rating technology"]. Vserossiyskiy fizkulturno-sportivny kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) dlya invalidov: teoriya i praktika [Russian physical culture and sports complex" Ready for Labor and Defense "(GTO) for the disabled: theory and practice]. Proceedings national research-practical conf. Ministry of Sports of the Russian Federation; Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health. St. Petersburg, 2017. pp. 26-30.

4. Evseeva O.E. Kursy povysheniya kvalifikatsii [Refresher courses]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2017. no. 4 (72). P. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Evseeva O.E., Tomilova M.V., Vishnyakova Y.Y. Povyshenie kvalifikatsii spetsialistov, obespechivayushchikh uchebno-trenirovochny protsess sredi invalidov i drugikh malomobilnykh grupp naseleniya [Advanced training of specialists providing educational and training process for the disabled and other low-mobility groups of the population]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. no. 1 (143). pp. 64-68.

6. Evseev S.P., Evseeva O.E., Vishnyakova Y.Y. et al. Federalnye kursy povysheniya kvalifikatsii po adaptivnoy fizicheskoy kulture v deystvii [Federal advanced training courses on adaptive physical education in action]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2020. V. 81. No. 1. pp. 2-3.

7. Evseeva O.E., Vishnyakova Y.Y. Realizatsiya dopolnitelnykh professionalnykh programm po adaptivnoy fizicheskoy kulture v Rossiyskoy Federatsii [Implementation of additional professional adaptive physical education programs in the Russian Federation]. Proceedings final research-practical conferences of the faculty of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, for 2020, dedicated to the 125th anniversary of the University. Ministry of Sports of the Russian Federation, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg. 2021. pp. 87-91.

82 http://WWW.teoriya.ru №10^ 2021 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.