Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом'

Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1240
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНВАЛИД / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / EDUCATION / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / TRAINING / DISABLED / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блохин Сергей Александрович, Гейко Геннадий Дмитриевич, Хайруллин Альберт Гадильевич, Хисамутдинов Вадим Харисович, Халиуллин Роберт Хазиахметович

В работе предпринята попытка обобщить формы развития адаптивной физической культуры и адаптивного направления в спорте на основе анализа отечественного опыта и опыта зарубежных стран. Авторы приходят к выводу, что в зарубежных странах подготовка спортсменов-инвалидов осуществляется в основном с помощью общественных организаций при поддержке органов государственной власти. Основную роль при этом играют спортивные федерации, общественные фонды и научно-исследовательские центры. В России решение проблемы реабилитации инвалидов осуществляется преимущественно на государственном уровне. Несмотря на достаточно большое количество нормативно-правовых актов в адаптивном спорте, требуется их дальнейшая систематизация с учетом специфики адаптивного спорта и Паралимпийского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блохин Сергей Александрович, Гейко Геннадий Дмитриевич, Хайруллин Альберт Гадильевич, Хисамутдинов Вадим Харисович, Халиуллин Роберт Хазиахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and trends of development of adaptive sport in Russia and abroad

In this article the authors attempt to generalize the forms of development of the adaptive physical culture and adaptive direction in sport based on the comparative analysis of the foreign and Russian experience. The authors concluded that in foreign countries the training of the athletes with disabilities is carried out mainly with the help of the public organizations and support of the public authorities. The sports federations, public funds and research centers, play the main role. In Russia, the solution to the problem of rehabilitation of the disabled people is carried out mainly at the state level. Despite the rather large number of legal acts in adaptive sports, their further systematization is required, taking into account the specifics of adaptive sports and Paralympic movement.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом»

3. Блинков, С.Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин ; Самарская гос. сельхоз. акад. - Кинель, 2016. - 390 с.

4. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Р.Н. - Москва, 1985. - 31 с.

5. Левушкин, С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения : учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, И.М. Смоленская ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2007. - 27 с.

6. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения : учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2007. - 24 с.

7. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2013. - 162 с.

8. Пешков, М.В. Характеристика показателей массы тела и обменных процессов по результатам биоимпедансного анализа у студентов с дефицитом массы тела / М.В. Пешков, Е.П. Шарай-кина, В.Е. Беззаботнов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16682 (дата обращения: 15.10.2018).

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2000), Optimization of a physical condition of school students of 12-14 years on the basis of influence of muscular loadings of various orientation: monograph, Ulyanovsk institute of professional development and retraining of educators, Ulyanovsk.

2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2016), Improvement of sports and improving work in the conditions of rural school on the basis of accounting of individual and typological features ofpupils: monograph, Samara state agricultural academy, Kinel.

4. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and options for the development of children and adolescents, dissertation, Moscow.

5. Levushkin, S.P., Blinkov, S.N. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of the constitution, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S. P. and Blinkov, S.N. (2007), Standards ofphysical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

7. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

8. Peshkov, M.V., Sharaykina, E.P. and Bezzabotnov, V.E. (2014), "Characteristics of indicators of body mass and metabolic processes according to the results of bioimpedance analysis in students with a body mass deficit", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16682.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2019

УДК 796.06

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Сергей Александрович Блохин, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет; Геннадий Дмитриевич Гейко, кандидат технических наук, доцент, Альберт Гадильевич Хайруллин, старший преподаватель, Вадим Харисович Хиса-мутдинов, старший преподаватель, Роберт Хазиахметович Халиуллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация

В работе предпринята попытка обобщить формы развития адаптивной физической культуры и адаптивного направления в спорте на основе анализа отечественного опыта и опыта зарубежных

стран. Авторы приходят к выводу, что в зарубежных странах подготовка спортсменов-инвалидов осуществляется в основном с помощью общественных организаций при поддержке органов государственной власти. Основную роль при этом играют спортивные федерации, общественные фонды и научно-исследовательские центры. В России решение проблемы реабилитации инвалидов осуществляется преимущественно на государственном уровне. Несмотря на достаточно большое количество нормативно-правовых актов в адаптивном спорте, требуется их дальнейшая систематизация с учетом специфики адаптивного спорта и Паралимпийского движения.

Ключевые слова: образование, адаптивная физическая культура, повышение квалификации, инвалид, доступная среда.

CURRENT STATE AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SPORT IN

RUSSIA AND ABROAD

Sergey Aleksandrovich Blokhin, the senior lecturer, Kazan National Research Technical University; Gennady Dmitrievich Geyko, the candidate of technical sciences, the senior lecturer, Albert Gadilevich Khairullin, the senior teacher, Vadim Kharisovich Khisamutdinov, the senior teacher, Robert Khaziahmetovich Khaliullin, the senior teacher, Kazan National University

of Science and Technology

Annotation

In this article the authors attempt to generalize the forms of development of the adaptive physical culture and adaptive direction in sport based on the comparative analysis of the foreign and Russian experience. The authors concluded that in foreign countries the training of the athletes with disabilities is carried out mainly with the help of the public organizations and support of the public authorities. The sports federations, public funds and research centers, play the main role. In Russia, the solution to the problem of rehabilitation of the disabled people is carried out mainly at the state level. Despite the rather large number of legal acts in adaptive sports, their further systematization is required, taking into account the specifics of adaptive sports and Paralympic movement.

Keywords: education, adaptive physical education, training, disabled, accessible environment.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт - ключевой фактор восстановления утраченных функций у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), их социальной адаптации и интеграции в современное общество. Вместе с тем, на сегодняшний день недостаточно разработанными остаются вопросы подготовки паралимпийских сборных команд и отсутствуют эффективные технологии, направленные на достижение высоких спортивных результатов. Изучение данного вопроса невозможно без рассмотрения современного состояния и основных тенденций развития системы спортивной подготовки паралимпийцев и адаптации инвалидов посредством спорта.

Особую актуальность приобретает необходимость расширении взаимодействия между организациями, координирующими спортивную деятельность. В 1982 году рядом международных организаций учрежден Международный комитет по координации спорта для инвалидов во всем мире (ИКК). Таковыми организациями являлись Международная федерация спорта слепых (ИБСА), Международная федерация Сток Мандевильских игр (МФСМИ), Международная спортивная организация инвалидов (ИСОД), Международная ассоциация спорта и физической культуры для лиц с церебральным параличом (СП-ИСРА). С 1986 году в состав членов ИКК вошли Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта (ИНАС-ФИД) и Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС). В задачи ИКК входило представление интересов всех групп инвалидов, и он руководил организацией Паралимпийских игр в 1982-1992 гг. Национальное представительство все возрастало и в 1989 году был учрежден Международный Паралимпийский комитет (МПК), как руководящий орган Паралимпийского движения [1]. На сегодняшний день в состав МПК входят более 160 национальных паралимпийских комитетов и международных организаций, такие как Международная спортивная организация инвалидов (ISOD),

Международная ассоциация (федерация) слепых спортсменов (IBSA), Международная спортивная Стоук-Мандевильская федерация колясочников (ISMWSF), Международная спортивная и рекреационная ассоциация лиц с церебральным параличом (СРШЯА) и другие международные спортивные организации, осуществляющие развитие адаптивного спорта. В 2003 году МПК определил главную цель Паралимпийского движения: создать для паралимпийцев все условия, для достижения ими спортивного мастерства, вдохновения и восхищения мира [2].

Обобщение зарубежного опыта развития адаптивных направлений в физической культуре и спорте (ФКиС) показывает, что спортивная подготовка инвалидов осуществляется в основном с помощью общественных организаций при поддержке государства [3-5].

Развитие адаптивной физической культуры и спорта (АФКиС) и подготовка высококвалифицированных спортсменов-инвалидов осуществляется с помощью общественных механизмов развития. Также следует отметить инновационные идеи, являющиеся спецификой отдельных стран: 1). Создание социальных центров благосостояния (A-typed) для ЛОВЗ (Япония); 2). Использование деятельности религиозных христианских общин для развития адаптивного спорта (США); 3). Поддержка и развитие специализированных академических журналов, посвященных теме инвалидов и физической культуры; 4). Создание в Учреждениях Высшей Школы специализированной образовательной программы по спортивному управлению бизнесом, направленных на работу со всеми нозологическими группами инвалидов; 5). Проведение Национальной Лотереи, полученные средства от которой направляются на то, чтобы обеспечить доступ инвалидов к систематическим занятиям ФКиС (Великобритания); 6). Открытие спортивных академий для получения физкультурного образования лицами с инвалидностью (Франция). Изученный международный опыт позволяет приступить к анализу компонентов российской системы спортивной подготовки [4].

Государственная политика развития адаптивных видов спорта неразрывно связана с государственной политикой в области ФКиС. Исследователи принципов и основ государственного управления спортивной отраслью выделяют несколько основных направлений [6]: массовый спорт; детско-юношеский спорт; подготовка спортивного резерва; адаптивный спорт; спорт высших достижений.

Практические аспекты использования методов АФКиС, адаптивного физического воспитания и социализации инвалидов имеют непосредственное отношение к системе массового спорта и государственной программе приобщения к занятиям спортом населения. Подтверждением этому служит включение в комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) нормативов и тестовых испытаний для инвалидов [2].

В настоящее время следует констатировать недостаточное количество ДЮСШ и специализированных ДЮСШОР по адаптивным видам спорта. Также большинство спортсменов-паралимпийцев проходит подготовку в училищах олимпийского резерва и центрах спортивной подготовки, что делает систему спортивной подготовки актуальной и для паралимпийского спорта.

К основным законодательным актам, регулирующим развитие ФКиС в России, в том числе адаптивного спорта, можно отнести ряд федеральных законов [7-9]. Остановимся на их рассмотрении более подробно.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) впервые закреплен ряд основополагающих понятий, такие как, «Паралимпийское движение России», «Паралимпийский комитет России». Здесь же видом спорта определена «составляющая спорта, являющаяся отдельной сферой социальных отношений, которые реализуются в соответствии с утвержденными правилами [7]. При этом, в соответствии со статьей 21, порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются Правительством Российской Федерации» [7].

Понятие «адаптивный спорт» законодательно в нашей стране не закреплено. В тридцать основных понятий, используемых в основном спортивном законе России [7] не входит ни АФК, ни АС. В данном Федеральном законе рассматриваются основные принципы реализации законодательных актов о физической культуре и спорта, однако практически не рассматриваются принципы, относящиеся к развитию спорта инвалидов и ЛОВЗ. В результате анализа второй статьи Федерального закона, посвященной основным понятиям, было выявлено, что такие понятия, используемые в законе, как инвалид, ЛОВЗ, АФК, АС, в данной статье полностью отсутствуют. При анализе статей 7-9 Федерального закона, посвященных полномочиям государственных органов исполнительной власти в области ФКиС, АФКиС лишь упоминается и рассматривается как составная часть ФКиС. Однако данное направление должно быть выделено отдельно в силу значимости данного вопроса.

Следующим федеральным законом, который помогает сформировать понятийную базу, является Федеральный Закон РФ, вносящий изменения в ряд законодательных актов, касающихся ЛОВЗ [8]. В статье 1 пункте 1 основным критерием отнесения граждан к ЛОВЗ является наличие недостатком в физическом и (или) психическом развитии. Однако данная формулировка не раскрывает всех нюансов данного явления.

В некоторых работах отмечается [3], что к категории инвалидов относится более 6000 нозологий (заболеваний) согласно Международной классификации болезней (далее -МКБ-10).

В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года [9] определяются цель, задачи и ключевые направления реализации государственной политики в области развития ФКиС на долгосрочную перспективу. Однако данная Стратегия недостаточно полно раскрывает возможности АФКиС, несмотря на прогнозируемое участие в Па-ралимпийских играх. Стратегической целью государства как основного регулятора политики в сфере ФКиС является создание условий, необходимых для ориентации граждан на здоровый образ жизни путем приобщения к регулярным занятиям ФКиС. Это достигается путем обеспечения населения спортивной инфраструктурой, что способствует повышению конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене. Таким образом, указывается и спорт инвалидов, однако не упоминается о развитии АФКиС.

Еще одним важным документом является Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [10]. Надо отметить, что данная программа практически не рассматривает АФКиС. Однако, ЛОВЗ даже не упоминаются.

Для обеспечения доступности объектов спортивной инфраструктуры и спортивно-оздоровительных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения предлагается решение нескольких задач, в частности приобщение как можно большего числа инвалидов и ЛОВЗ, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Для решения данной задачи предусматривалась реализация следующих мероприятий:

- приведение спортивных сооружений в соответствие с требованиями ГОСТ, СНИП по обеспечению их доступности для инвалидов;

- обеспечение необходимого уровня доступности спортивных объектов и физкультурно-оздоровительных услуг для инвалидов и других маломобильных категорий населения;

- разработка методических рекомендаций по подготовке и реализации региональных программ развития АФК, с целью обеспечения доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий инвалидов и ЛОВЗ;

- обеспечение доступности спортивных объектов и физкультурно-оздоровительных услуг инвалидам с учетом климатогеографических факторов, препятствующих доступности услуг в сфере ФКиС;

- поддержка учреждений спортивной направленности по АФКиС в субъектах Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порядок взаимодействия при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка инвалида по разделу «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом» // URL : http://sport.gov-ernment-nnov.ru/?id=89402 (дата обращения: 01.01.2019).

2. Научно-методическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов, И.Г. Крюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 54-57.

3. Башкирова, М.М. Социальные и педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Башкирова Марина Михайловна.

- М., 2000. - 187 с.

4. Тверяков, И.Л. Обобщение опыта многолетней подготовки спортсменов по виду спорта спорт слепых - дисциплина плавание / И.Л. Тверяков // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 179-184.

5. Царик, А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов : нормативные документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / А.В. Царик. - М. : Советский спорт, 2003.

- 591 с.

6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 616 с.

7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция). - Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.01.2019).

8. Евсеева, О.Э. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) / О.Э. Евсеева ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : [б.и.], 2016. - 84 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Комитет по физической культуре и спорту. - Режим доступа : http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/ (дата обращения: 01.01.2019).

10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития физической культуры и спорта». - Режим доступа : http://base.garant.ru/70643480/ (дата обращения: 01.01.2019).

REFERENCES

1. Order of interaction at implementation of the individual program of rehabilitation or habilitation of the disabled person, the individual program of rehabilitation or the disabled child's habilitation according to the section "Sports and Improving Actions, Sports Activities", available at: http://sport.govern-ment-nnov.ru/?id=89402.

2. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Aksenov, A.V. and Kryukov, I.G. (2017), "Scientific substantiation and experimental verification of the all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) for people with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 54-57.

3. Bashkirova, M.M. (2000), Social and pedagogical aspects of development of physical culture and sport of peoples with disabilities: the global trends, dissertation, Moscow.

4. Tverjakov, I.L. (2015), "Generalized experience of long-term athletes' preperation in the blind sport - swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 179-184.

5. Tsarik, A.V. (2003), Physical rehabilitation and sport: normative documents, practical experience, recommendations, Soviet sport, Moscow.

6. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook, Sport, Moscow.

7. The federal law from 12/04/2007 N 329-FZ (the latest edition) "About physical culture and sport in the Russian Federation ", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

8. Evseeva, O.E. (2016), Methodical recommendations about establishment of the state requirements to the level ofphysical fitness of disabled people in case of accomplishment of standard rates of the GTO All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense": methodical recommendation, the author-originator, the project head of the research work performed according to the public contract No. 606

of August 26, 2015, the Ministry of Sports of Russia, NSU of a name of P.F. Lesgaft, St. Petersburg.

9. Strategy of development of physical culture and sports until 2020, available at: http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/.

10. The decree of the Russian Federation Government dated 15 April 2014 № 302 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development ofphysical culture and sport", available at: http://base.garant.ru/70643480/

Контактная информация: sergej.bloxin.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

УДК 378.4

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НАСЛЕДИЮ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галина Александровна Бобылева, старший преподаватель, Елена Владимировна Садовникова, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Афанасьева, старший преподаватель, Наталия Евгеньевна Бормосова, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос воспитания любви и уважения студентов к своему вузу, привития им желания интересоваться историей своего учебного заведения и чувства гордости за людей, сыгравших значительную роль в создании и развитии университета. Авторы затрагивают вопрос важности наличия музея истории в университете и сущность предметов и материала, представленного в нём.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музейные коллекции, университетские традиции, научные достижения, вещественные памятники.

ATTRACTION OF STUDENTS TO HISTORY AND EDUCATIONAL TRADITIONS

OF UNIVERSITY

Galina Aleksandrovna Bobyleva, the senior teacher, Elena Vladimirovna Sadovnikova, the senior teacher, Elena Gennadyevna Afanasyeva, the senior teacher, Natalia Evgenievna Bormosova, the senior teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University

Annotation

In this article we speak about how to make students interested in history and educational traditions of their university. Students should know and respect the names of the people who played a great role in the history and development of the university. The article deals with the importance of the Museum of history and the value of the objects and material presented in it.

Keywords: patriotic education, museum collections, university traditions, scientific achievements, material monuments.

Студенчество всегда занимало особую позицию в современной структуре общества. Это период жизни, когда молодые люди получают квалификацию, находят своё место в обществе, принимают решения, затрагивающие их будущее.

Б. Рубин и Ю. Колесников рассматривают студенчество как активную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве", а С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.