Научная статья на тему 'Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодежи'

Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИТНЕС / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / HEALTHY LIFESTYLE / RECREATIONAL AND PREVENTIVE MEASURES / STUDENTS / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осыченко Марина Викторовна

Рассмотрены проблемы здоровья студенческой молодежи. Изучены педагогические подходы, формирующие физкультурную мотивацию студентов. Представлены фитнес-технологии, способствующие формированию здорового образа жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осыченко Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодежи»

Ежеквартальный

14 научно-практический К Ставрополья

журнал

УДК 796.011.3 057. 87

Осыченко М. В.

Osychenko M. V.

ФИТНЕС КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

FITNESS AS MAIN COMPONENT OF FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

Рассмотрены проблемы здоровья студенческой молодежи. Изучены педагогические подходы, формирующие физкультурную мотивацию студентов. Представлены фитнес-технологии, способствующие формированию здорового образа жизни студентов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительные и профилактические мероприятии, студенческая молодежь, фитнес.

The article deals with health problems of students. The pedagogical approaches forming sports motivation of students are studied. Fitness technologies which promote healthy lifestyle of students are presented.

Keywords: healthy lifestyle, recreational and preventive measures, students, fitness.

Осыченко Марина Викторовна -

кандидат философских наук,

доцент кафедры физического воспитания и спорта

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел.: 8 962 4 427731

E-mail: osychenko.marina@yandex.ru

Osychenko Marina Viktorovna -

Ph. D. in Philosophy,

Docent of Department of Physical Education and Sport

Stavropol State

Agrarian University

Tel.: 8 962 4 427731

E-mail: osychenko.marina@yandex.ru

Высокие требования, предъявляемые на рынке трудовых ресурсов к молодым специалистам, предопределяют наличие у них не только достаточного интеллектуального потенциала, но также хорошего здоровья и высокой работоспособности.

Проблема здоровья трудоспособного населения страны вышла далеко за рамки сугубо медицинских аспектов и представляет собой комплексную социальную проблему, оказывающую огромное влияние на жизнедеятельность общества [1].

В связи с этим остро встает проблема отношения молодых людей к своему здоровью, активизируется внимание к образу жизни, так как именно состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации.

Молодежь наиболее восприимчива к различным обучающим воздействиям и выступает как наиболее перспективная, в отношении формирования ответственности за свое здоровье, возрастная категория. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в ее сознании навыки сохранения и укрепления здоровья, зависит реальный образ жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни студентов остается достаточно актуальной в связи с ухудшающимся здоровьем студенческой молодежи в процессе обучения в вузе.

Студенческие годы - это период в жизни человека, когда он может значительно укрепить

свое здоровье и создать его большие резервы, а может бездумно растерять его значительную часть, приобрести «букет» хронических заболеваний, которые ограничат его работоспособность, творческое долголетие, профессиональный рост и личное счастье.

Приобретение знаний не должно приводить к нарушению здоровья. Хочется отметить, что адаптация студентов к учебным нагрузкам протекает трудно, центральная нервная система испытывает значительное напряжение, что приводит к переутомлению. Переутомление - это патол огическое состояние, вызывающее нарушение функций организма и, следовательно, ухудшение здоровья.

Известно, что одной из причин ухудшающих здоровье студентов, является гиподинамия. В этой связи именно в студенческой среде возникает необходимость поддержания всех органов и систем организма в оптимальном функциональном состоянии. Решить такую проблему, на наш взгляд, можно повышением двигательной активности студентов.

Особое значение имеет в этом плане использование альтернативных форм занятий в учебном процессе [2], которые будут способствовать формированию физкультурной мотивации студентов.

Проблеме повышения мотивации к занятиям физической культурой уделяли внимание ведущие специалисты в этой области В. К. Бальсе-вич (2002), Л. И. Лубышева (2004), М. Я. Виленский (1999), Е. Н. Литвинов (2000) и др.

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 4(8), 2012 =

Ведущие специалисты в области физической культуры В. К. Бальсевич и Л. И. Лубышева считают, что в современных условиях вузовского обучения особую значимость приобретает поиск новых эффективных методов и технологий обучения, которые призваны обеспечить повышение двигательного потенциала молодого поколения. По их мнению, необходимо отойти от общей стандартизации в организации и проведении учебных занятий по предмету «Физической культура» и переориентировать этот процесс в сторону интересов и потребностей студенческой молодежи. Содержание занятий при этом должно строиться с учетом индивидуальных способностей и функциональных возможностей занимающихся.

В современной практике немаловажный интерес приобретают новые педагогические подходы, формирующие мотивационные ориентации студенческой молодежи [3].

Незаменимую роль в этом деле играют массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, атмосфера которых и должна запустить мотивационные механизмы физкультурной деятельности. Также необходимо разработать и увеличить объем физкультурно-оздоровительной работы в вузе. Этого можно добиться путем привлечения студентов к занятиям оздоровительным фитнесом, которые проводятся дополнительно, помимо учебной нагрузки.

Популярность фитнеса значительно возросла за последние годы. Исследования показали, что занятия фитнесом интересны всем, а особенно учащейся молодежи.

В системе оздоровительных и профилакти-ч еских мероприятий фитнес занимает одно из центральных мест, способствует повышению качества здоровья и трудоспособности студенческой молодежи. Мышечная деятельность - одна из основных реакций жизнеобеспечения организма, воздействуя профилактически на его физиологические механизмы.

В точном переводе с английского fitness означает «быть в форме». Понятие «форма» в настоящее время рассматривается не только как физическое состояние, но и как состояние здоровья в целом, уровень физической активности, система питания, полезные привычки. Фитнес - это целая философия. Философия здорового образа жизни.

В последние годы наблюдается рост интереса к нетрадиционным для нашей страны древневосточным оздоровительным системам (ушу, цигун, хатха-йога) и новым фитнес-технологиям, которые позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного успеха.

Таким образом, важность данной проблемы для практики и недостаточная разработанность методов организации физического воспитания студенческой молодежи обусловливают актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования выбран процесс формирования здорового образа жизни студентов средствами оздоровительного фитнеса.

Проблемыаграрногообразования

Предмет исследования: факультативные

занятия с использованием оздоровительных фитнес-технологий.

В СтГАУ в качестве факультатива студентам предоставляется возможность заниматься фитнесом. В свободное время они посещают тренажерный зал, занимаются аэробикой, калла-нетикой, фитнес-йогой, пилатесом, силовыми тренировками, популярной в последнее время аквааэробикой.

Педагогический эксперимент проводился на базе Спортивно-оздоровительного комплекса СтГАУ. В эксперименте приняли участие студенты первого курса экономического факультета.

Проведенное нами анкетирование среди студенток специального медицинского отделения показало, что наибольший интерес для них представляют гимнастические упражнения фитнес-йоги и пилатеса [3], что составило 43 % от общего количества студенток данного отделения.

Были организованы две группы студентов по 17 человек.

В исследуемой группе девочки посещали занятия по фитнес-йоге и пилатесу, другая группа занималась по стандартной программе.

Эксперимент проводился с целью выявления физического и функционального развития занимающихся.

Мониторинг физического состояния студенток экспериментальной группы показал снижение массы тела на 8 % и значительное повышение физических качеств - силы и выносливости на 37 % от исходных величин, показатели массы тела и силы в контрольной группе, посещающей стандартные занятия, изменились незначительно, что составило 2 %.

Релакс-тренинг, используемый на занятиях в экспериментальной группе, помог снять излишнее напряжение и скорректировать мышечный тонус.

В ходе исследования также было установлено, что 93 % студенток, посещающих занятия с использованием методик фитнес-йоги и пилатеса, отметили повышение работоспособности, улучшение самочувствия, что в свою очередь способствует благоприятному эмоциональному настрою [3].

Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме [4].

Результаты внедрения этих технологий в практику убеждают в правильности выбранного направления научных исследований и дают основание утверждать [5], что оздоровительный фитнес предоставляет возможность молодым людям сделать свою жизнь интересной и полноценной, а эту форму занятий физическими упражнениями признать как позитивную, способствующую формированию здорового образа жизни студенческой молодежи.

16

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

Литература

1. Маслова Л. Ф. Проблемы сохранения здоровья сельских тружеников // Вестник АПК Ставрополья. 2011.№ 2. С. 3б-37.

2. Осыченко М. В. Гуманизация процесса физического воспитания в вузе: реалии и перспективы // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1(5). С. 7-10.

3. Осыченко М. В. Фитнес-технологии как фактор повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузе // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2(6).

4. Сапожников В. И. О проектировании электронных изданий учебного назначения // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. Вып. 72. № 1. С.96-101.

5. Логачева Е. А. Оценка опасности сельскохозяйственных СВЧ технологий и меры по ее снижению : автореф. дис. ... канд. техн. наук. СПб. - Пушкин, 1995. 17 с.

6. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.

7. Коновалова И. А. Становление культуры здоровья студентов вуза физкультурноспортивного профиля : дис. канд. ... пед. наук. Челябинск, 2011. 157 с.

8. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-1еагптд в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

References

1. Maslova L. F. Problems of health preservation of rural wokers // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2011. № 2. P 36-37.

2. Osychenko M. V. Humanization of physical education at high school: realities and prospects // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 5. P 7-10.

3. Osychenko M. V. Fitness-technologies as a factor of rising of the student’s motivation in physical education training at higher education institution // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 2(6).

4. Sapozhnikov V. I. On design of electronic media for educational purposes // Bulletin of the Stavropol State University. 2011. Issue 72. № 1. P 96-101.

5. Logacheva E. A. Evaluation of danger of agricultural super-high frequency technologies and measurements of its reduction : author’s abstract. ... Ph. D. in Technical Sciences St. Petersburg - Pushkin, 1995. 17 p.

6. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Physical education: youth and modernity // Theory and practice of physical education. 1995. № 4. P. 2-8.

7. Konovalova I. A. Formation of students’ health education at the physical university : Dis. ... Ph. D. in Pedagogical Sciences. Chelyabinsk, 2011. 157 p.

8. Trukhachev V. I. Experience of application of e-learning technology in the system of agrarian education // Higher education in Russia. 2009. № 11. P. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.