УДК 347.6
Бушуева В.В. студент магистратуры 2 курс, кафедра уголовного процесса и криминалистики
Юридический институт ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» Научный руководитель: Берестеньков Г.В. кандидат юридических наук, доцент Россия, г. Сыктывкар ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПЛУЧИЯ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЁНКА Аннотация: в статье представлены социальные факторы, влияющие на развитие преступности среди несовершеннолетних. Основным из факторов выступает семейное неблагополучие. Семья может выступать как сильнейшей причиной развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы. Семья -это то место, где развивается отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям.
Ключевые слова: семья, социализация, неблагополучие, неблагополучная семья.
Bushueva V. V. graduate student
2 year, Department of Criminal Procedure and Criminalistics
Law Institute
FGBOU IN ""SGU them. Pitirim Sorokin » Scientific adviser: G.V. Berestenkov Candidate of jurisprudence, associate professor
Russia, Syktyvkar INFLUENCE OF FLEXIBILITY IN THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE MINOR-YEAR CHILD Abstract: The article presents social factors that influence the development of juvenile delinquency. The main factor is family trouble. The family can act as the strongest reason for the development and emotional and psychological support of the person, and the source of psychological trauma. The family is the place where the child's attitude to himself and the people around him develops. Key words: family, socialization, ill-being, dysfunctional family. Приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере в России является государственная семейная политика, объектом которой является семья - преобладающий фактор единства российского общества.
Семья выступает тем важным социальным институтом, в котором происходит формирование и становление ребёнка как личности, в котором человек вырастает и получает необходимые жизненные уроки, поддержку и помощь. Так как воспитание представляет собой управляемый процесс
социализации, то семья оказывает огромное влияние на формирование ребёнка. Так должно быть в идеале, но в реальности всё выглядит совсем иначе. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главное назначение семьи1. Оно выполняется, когда несовершеннолетний ребенок воспитывается в любви и заботе близких людей. Тем не менее, не все родители стремятся оказать нужного внимания своим детям. Если внутрисемейная атмосфера сопровождается конфликтами, ссорами, драками, то это становится источником нервных потрясений, дезадаптации ребенка и в дальнейшем не лучшим образом отражается на его судьбе.
При трактовке понятия «неблагополучная семья», исследователи не выделяют единого определения. Например, Олиференко Л. Я. формулирует определение этого термина как «семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод - то есть неблагополучие. Под неблагополучием понимаются самые различные выражения, а именно психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)»2. У других авторов наряду с понятием «неблагополучная семья» возможно встретить такие понятия как «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья».
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации при осуществлении родительских прав родители не имеют права наносить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Методы воспитания несовершеннолетних должны исключать жестокое и грубое обращение, оскорбления или эксплуатацию детей3. Таким образом, пределы исполнения родительских прав семейным законодательством Российской Федерации определены достаточно точно и полно.
В настоящее время проблема неблагополучия семей является довольно актуальной. Причины появления данного явления различны. Основная проблема заключается в том, что на это проявление негативно влияет на положение общества в целом. В неблагополучных семьях дети предоставлены сами себе, что вызывает огромное количество проблем в их поведении, развитии, образе жизни; приводит к нарушению ценностных ориентаций; приводит к психической травматизации, агрессивности, трудностям в сфере общения, педагогической запущенности4.
1 Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.:Просвещение, 2011. - С.167-175.
2 Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Просвещение, 2010. -С. 144.
3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041.
4 Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. - 2014. - № 5. - С. 35-40.
Неблагополучная семья, показывающая и прививающая ребёнку асоциальные привычки, точки зрения, не обеспечивающая контроля, психологической и эмоциональной поддержки, защиты от внешних негативных воздействий, оказывает губительное воздействие на формирование нравственных качеств личности несовершеннолетнего ребёнка. Данный фактор выделяется учёными - правоведами: у каждого третьего взрослого преступника выявляется связь между его преступными наклонностями и отрицательным воздействием родительской семьи. Отсюда, нарушение прав детей в социально неблагополучных семьях даёт возможность сделать объективный вывод, что такой тип семьи не соответствует понятию о благополучной среде жизнедеятельности несовершеннолетнего, так как родители в неблагополучных семьях исполняют свои родительские обязанности во вред своим детям, нарушая их права.
Ежегодно, в России увеличивается число неблагополучных семей. Это семьи с лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, семьи правонарушителей и др. Наравне с общим уменьшением рождаемости следует увеличение числа детей, рожденных вне брака. В трудном социально-психологическом положении оказываются и дети в семьях, находящихся в стадии развода. Вследствие этого в неблагополучных семьях степень невнимательности к ребенку даже сильнее, чем к детям, которые воспитываются в детских учреждениях интернатного типа5.
Нарушение взаимоотношений между ребенком и родителями часто служит поводом к бродяжничеству детей, суицидальным проявлениям, увеличению безнадзорности несовершеннолетних и оказывает значительное влияние на криминализацию под6ростковой среды.
Ослабление или разрыв семейных отношений между детьми и родителями также могут вызвать следующие стрессоры: сверхзанятость родителей; конфликтные ситуации в семье; алкоголизм родителей; факты жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия); отсутствие в семье благоприятной психоэмоциональной обстановки; ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др. Отсутствие в семье доверительного общения родителей с детьми, нежности и теплоты приводит к состоянию психической депривации. Таким образом, можно сделать вывод, что патогенной причиной является не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сложившийся в ней психологический климат между членами семьи.
В настоящее время, вследствие развития практики социальной работы в России, работа с неблагополучными семьями с детьми перешла к социально поддерживающему воздействию на семью, исключая меры
5 Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. - М.: АСТ, 2008. - С. 20-21.
6 Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М.: Просвещение, 2005. - С.65-78.
карательного воздействия, такие как ограничение в родительских правах или лишение родительских прав. В этой связи считается нужным организовать работу по формированию законодательства, регламентирующего вопросы организации работы по социальному сопровождению и реабилитации социально неблагополучных семей. Также, принимая во внимание логику развития ситуации семейного неблагополучия, рационально охватить данной сферой правовой регламентации интересы всех типов семей.
Использованные источники:
1.Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М.: Просвещение, 2005. - 125 с.;
2.Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. - М.: АСТ, 2008. - 93 с.;
3.Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. - 2014. -№ 5. - С. 35-40;
4.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.;
5.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Просвещение, 2010. - 167с.;
6.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041.
УДК 338. 27
Бушуева А.С. студент 1 курс
Факультет базовой подготовки, направление «Экономика»
НГУЭУ
Российская Федерация, Г. Новосибирск Научный руководитель: Ляскин Г.Г., канд. эконом .наук, доцент
кафедра экономической теории НГУЭУ Российская Федерация, Г. Новосибирск ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ РФ Аннотация: Статья посвящена характеристике роли инфляционных ожиданий Российской Федерации. В статье представлен анализ процессов инфляции в 2000-2017 годах.
Ключевые слова: Инфляция, инфляционные ожидания, девальвация рубля, санкции, кризис.