Научная статья на тему 'К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактики детского сиротства'

К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактики детского сиротства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
485
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ / АСОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СИРОТЫ / FAMILY / DYSFUNCTIONAL FAMILY / FAMILY CONFLICT / ASOCIAL FAMILY / REPLACING THE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Евгения Владимировна, Кириенко Алла Александровна

В статье представлен обзор содержания и основных направлений психологического сопровождения семьи. Дан социально-психологический портрет семей, оказываются в приюте. Показана специфика психологической работы с семьёй и детьми с целью профилактики детского сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назаренко Евгения Владимировна, Кириенко Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY AS PREVENTION OF CHILD ORPHANAGE

In the article the types of families, «delivering» of children in orphanages and social features are psycho-pedagogical support of families depending on their type.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактики детского сиротства»

Назаренко Е.В. Кириенко А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: era021@yandex.ru, aa-kirienko@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ КАК ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО СИРОТСТВА

В статье представлен обзор содержания и основных направлений психологического сопровождения семьи. Дан социально-психологический портрет семей, оказываются в приюте. Показана специфика психологической работы с семьёй и детьми с целью профилактики детского сиротства.

Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, конфликтная семья, асоциальная семья, замещающая семья, сироты.

В становлении и развитии ребенка, в формировании его индивидуальных качеств и социальных свойств, незаменимую роль играет семья как естественная среда обитания растущего человека. Однако, практика и научные исследования показывают, что среди факторов социально-психологической дезадаптации детей и подростков выделяют, прежде всего, их семейное неблагополучие [2].

Семья, которой принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка, сегодня зачастую с этой ролью не справляется и подчас сама наносит непоправимый вред его физическому и психическому здоровью. Ребенок часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывая дефицит эмоциональной поддержки и отсутствие чувства защищенности. Анализ социальной ситуации детей, находящихся в приютах, показал, что большинство из них привело в учреждение наличие неразрешимых проблем в семье. Характеристика этих проблем, предопределивших появление ребёнка в приюте вместе с социально-психологической характеристикой семьи в которой он воспитывался, позволяют определить содержание пси-холого-педагогического сопровождения с целью профилактики сиротства детей [6].

На основании социально-психологической характеристики семьи, особенностей внутрисемейных отношений (супружеских и детско-родительских), наличия факторов внутрисемейного и внешнего неблагополучия, принято выделять два типа семей, дети из которых оказываются в приюте: семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации и неблагополучная семья [5]. Рассмотрим их подробнее.

Дети из семей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, осознают вынужденный и

временный характер расставания с близкими. Между членами семьи сохраняются эмоциональные связи и поддержка друг друга. Трудная жизненная ситуация является следствием таких причин как: 1) неожиданно произошедшее несчастье (сгорел дом, стихийное бедствие, межнациональный конфликт и т.п.); 2) вынужденная бедность; 3) распад семьи; 4) болезнь одинокого родителя, который оказывается не в состоянии заботиться о ребенке [2].

Психологическое сопровождение семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и соответственно психологическая работа с детьми из этих семей будет направлена на: снятие и смягчение стрессового состояния, вызванного семейной бедой, адаптацию к новой социальной среде, укрепление в ребёнке чувства безопасности, формирование позитивного отношения к будущему [6].

Основная задача психологического сопровождения в данной ситуации заключается в создании условий для обретения ребёнком ресурсов, чтобы справиться с трудной жизненной ситуацией и её последствиями, а приют как государственное социально-реабилитационное учреждение берет на себя ответственность за здоровье, жизнь и содержание ребенка, оказывая поддержку пострадавшей семье в наиболее сложный для неё период.

Неблагополучные семьи подразделяются на два подтипа: конфликтные и ведущие асоциальный образ жизни [3], [4].

Конфликтные семьи характеризуются кон-фронтирующим типом отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми. Для таких семей характерным является наличие психологического напряжения, состояния конфронтации (ссоры, взаимные оскорбления,

угрозы) или, наоборот, затяжного отсутствия контактов, автономизации супругов и т.д. Ситуация нередко усугубляется развивающимся пристрастием одного или обоих родителей к алкоголю [2].

Среди причин, вызывающих конфликты в семье можно выделить следующие: а) личностные свойства супругов (низкий уровень интеллекта и нравственного развития, наличие таких качеств как капризность, эгоцентричность, властность и т.п.); б) особенности взаимоотношений супругов (кризис супружеских отношений, предразводная ситуация); в) уровень достатка в семье (резкое падение уровня жизни); г) особенности взаимоотношений с детьми (наличие конфликтов, возникающих на базе педагогической несостоятельности родителей, использующих неправомерные подходы к воспитанию детей) [2].

Обострение конфликтной ситуации в семье происходит при достижении ребёнком подросткового возраста, когда допущенные родителями психолого-педагогические ошибки становятся наиболее ощутимыми. К таким ошибкам относят [5]:

1) неумение учитывать возрастные изменения подростка и предъявлять ему соразмерные требования,

2) одномерная трактовка мотивов поведения подростка с акцентом на негативных аспектах,

3) использование наказания, несоответствующего тяжести проступка,

4) пренебрежение интересами и склонностями ребёнка,

5) негативное отношение к друзьям сына (дочери) и способам времяпрепровождения,

6) нетерпимость к особенностям темперамента детей,

7) чрезмерный контроль.

В результате у подростка срабатывают специфические поведенческие реакции, свойственные данному возрасту, такие как: эмансипация, оппозиция, имитация. Они проявляются в стремлении освободиться от опеки, покровительства родителей и в стремлении подражать «образцу» и вести такой образ жизни, который представляется подростку более желательным. При этом «образец» может иметь асоциальную направленность, что не замедлит сказаться на поведении подростка. В крайних вариантах он покидает свой дом [1].

Второй тип неблагополучных семей - это аморально-асоциальные семьи, характеризующиеся наличием враждебных отношений родителей с детьми, для которых ребёнок не является ценностью, низким нравственным, культурным и экономическим уровнем семьи, растор-моженностью примитивных влечений членов семьи, сексуальной распущенностью родителей, проявлением ими грубости, эгоцентризма, жестокости. Депривация и дезадаптирующее влияние семей такого типа приобретают критический характер, когда родители в многодетной или неполной семье страдают алкоголизмом и наркоманией [1].

Гораздо сложнее складывается взаимодействие приюта с семьями данного типа, из которой дети убежали или изъяты органами государственной опеки. Эффективность психологического сопровождения в данном случае зависит от выполнения ряда общих требований [1].

Во-первых, необходимо получить максимум возможной социальной и психологической информации о причинах приведших ребенка в приют.

Во-вторых, необходимо проведение коррекционно-реабилитационной работы по восстановлению нарушенных социальных связей как с детьми, так и с социальным окружением - родителями, родственниками, учителями, другими взрослыми, от которых зависит благополучие ребенка.

В-третьих, необходимо сочетание различных способов социальной коррекции и реабилитации, направленной на повышение психо-лого-педагогической грамотности родителей, организацию социальной поддержки, психологической помощи в преодолении конфликта.

В психологической работе с конфликтными семьями принято выделять три этапа. На первом этапе психолог собирает информацию о реакции родителей на помещение ребенка в приют. На втором этапе - происходит выяснение мнений участников конфликта о существе спорного вопроса. С этой целью специалист внимательно выслушивает конфликтующие стороны, помогает дистанцироваться от проблемной ситуации и найти возможность выхода из конфликта с наименьшими потерями, как для взрослых, так и для ребёнка. Третий этап -это оказание конфликтной семье психотерапевтической поддержки, направленной на форми-

рование навыков самореабилитации и конструктивного общения [3].

Педагогически несостоятельные семьи, прежде всего нуждаются в психологической коррекции целей, методов семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей [4].

Психологическое сопровождение в данном случае направлено на выявление и анализ ошибок при воспитании, допущенных родителями по отношению к детям и обучение методам позитивного воспитания в семье [6], [7].

Опыт практической психологической работы показывает, что возвращение ребенка в семью конфликтного типа, хотя и представляет собой определенные трудности, все же, возможно после налаживания взаимоотношений в семье [6], [7].

Более сложной ситуацией, требующей серьёзной психологической работы является ситуация устройства ребёнка из неблагополучной семьи в новую, поскольку устранить дефекты, имеющиеся в родной семье из которой пришел ребенок не представляется возможным. Поэтому психологическое сопровождение в данном случае направлено на подбор и работу с новыми родителями, которые будут способны создать необходимые условия для дальнейшего развития ребёнка [6], [7].

Психологическая работа в ситуации подбора новой семьи для ребёнка включает: собеседование с кандидатом на роль воспитателя, его психологическое обследование и наблюдение за особенностями взаимоотношений ребёнка и потенциального воспитателя на этапе знакомства [6].

Собеседование помогает выявить истинные мотивы, которыми руководствуется потенциальный воспитатель, узнать об особенностях уклада конкретной семьи, уточнить ожидания членов семьи, связанные с принятием на воспитание чужого ребенка. Информация, собранная в ходе собеседования, позволяет представить в общих чертах, кого из воспитанников с большой мерой целесообразности можно передать в новую семью на воспитание [6].

Психологическое обследование потенциальных воспитателей проводится с помощью разнообразных психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных тестов, которые позволяют исключить

субъективизм в оценке. В комплексе эти методы дают возможность получить представление о личности будущего воспитателя [7].

Основная задача психологического сопровождения на этом этапе связана с обнаружением тех личностных характеристик, которые могут помешать созданию оптимальных взаимоотношений с ребенком. К ним относятся [7]:

- определённые личностные особенности (ригидность мышления, замкнутость, холодность, жесткость, бескомпромиссность, эмоциональная нестабильность неуверенность в себе, тревожность, невротичность);

- мотивы воспитания (отсутствие «сдвига мотива на цель», что часто порождает деструктивные отношения с детьми).

Дополняют представления о потенциальном воспитателе наблюдения за ним и ребенком в процессе их знакомства. Наблюдение, проводимое психологом, помогает увидеть характерный для воспитателя стиль общения с ребенком, установить, что может затруднить контакт между ними, помочь в его налаживании. Психологи внимательно отслеживают все реакции ребёнка при встрече [7].

Принятие ребенка в замещающей семье тесно связано с проблемой психологической совместимости детей и взрослых. Совместимость понимается в психологии как сложный комплекс взаимовлияний партнеров по общению, который вызывает у них переживание удовлетворенности этим процессом. Если же такое переживание у обоих (или у одного) из партнеров отсутствует или имеет негативную окраску, то можно говорить о психологической несовместимости. Она порождается не столько разностью характеров партнеров, сколько определенными чертами их личности, особенностями мировоззрения и теми способами построения отношений, которые формируют чувство принадлежности к семье [6].

Психологическое сопровождение на данном этапе направлено на формирование [7]:

1) представлений о родительской позиции по отношению к ребёнку, которая должна быть адекватна особенностям его психического и личностного развития;

2) готовности родителей учитывать особенности жизненного опыта ребенка;

3) знаний об отклонениях в развитии и поведении ребёнка и специфических умений по

Таким образом, содержание психологического сопровождения семьи проводимого с целью профилактики детского сиротства, предопределяется социально-психологической характеристикой семьи, в которой отражены особенности взаимоотношений (супружеских и детско-родительских), характеристика факторов внутрисемейного и внешнего неблагополучия.

31.01.2014

Список литературы:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

2. Зубова Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности. - М.: Дом педагогики, -2010. - 347 с.

3. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: дис. ...кандидата психологических наук. Москва, 2007.

4. Зубова Л.В., Харькова А.А. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиций интегративного подхода / Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 96-100.

5. Назаренко Е.В. К проблеме семьи как важнейшего фактора, влияющего на направленность и особенности внутренней позиции подростка. Вестник 0ГУ.-2006.-№12.-с.241-243 IsSn 1814-6457

6. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: науч.- метод. пособие для работников социальных приютов / Под общей ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

7. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. - 192 с.

Сведения об авторах:

Назаренко Евгения Владимировна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: era021@yandex.ru.

Кириенко Алла Александровна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20715, тел. (3532)372575, e-mail: aa-kirienko@mail.ru

преодолению трудностей, связанных с индивидуально-личностными особенностями детей.

Показателем эффективности психологической работы является появление переживания удовлетворенности членов новой семьи общением друг с другом, рождение у них чувства принадлежности к семье, т.е. появлением психологической совместимости [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.