Криминология и профилактика преступлений
УДК 343.85 I'Y' BLYASOVA*
ББК 67.518.8 Б71
THE PROBLEM OF FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF PREVENTION OF TEENAGE CRIMINALITY
Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния негативных семейных отношений на формирование личностных деформаций подростка, подчеркивается роль семьи как доминирующегофакто-ра социализации позитивной личности, важность создания условий для формирования социально бла-гополучнойсемьи, определяются пути оказания комплексной помощи семье в социализации личности подростка
Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, факторы, асоциальная направленность, семейная политика, благополучная семья, предупреждение негативного влияния семьи, правонарушения
Abstract: In the article the author deals with the problem of influence of negative family relations on forming personal deformations of a teenager, the family role as the main factor of socialisation of a positive personality, the importance of creating conditions for forming a socially safe family. Ways of rendering help to a family in teenager socialisation are determined.
Keywords: socialisation, unsafe family, factors, antisocial orientation, family policy, safe family, prevention of family negative influence, offence.
ИРИНА
ЮРЬЕВНА
БЛЯСОВА*
ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Важным институтом социализации личности подростка является семья, поскольку именно в ней ребенок приобретает первоначальный опыт взаимодействия с окружающими. Традиционно принято считать семью основным фактором защиты развивающейся личности. Мы сделаем акцент на возможных деструктивных влияниях семьи на развитие личности подростка.
Данные статистики и специальных исследований свидетельствуют о том, что семейные нарушения коррелируютс различными видами противоправного поведения подростков. К последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье.
По статистике, 600 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей, 300 тыс. рождаются вне брака. По данным Госкомстата, за последние десять лет в России в 20 раз увеличилось число умственно отсталых детей и около миллиона являются инвалидами, состоят на учете в диспансерах, 45 тыс. задержанных за год - безграмотные. По данным Мин-здравсоцразвития России, ежегодно регистрируется более тысячи новорожденных детей-отказников. МВД России информирует о том, что из страны за рубеж каждый год вывозится более 15 тыс. детей в возрасте от месяца до пяти лет1. Это заставляет задуматься над про-
* Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультетаистории и права, почетный работник высшего профессионального образования РФ
(Шадринский государственныйпедагогический институт).
E-mail: erofeeva [email protected].
блемами будущего нашего общества, которое составляют дети.
Семьи, отличающиеся наиболее глубокими дефектами правовой социализации и провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными. На роль семейного неблагополучия в механизме формирования личности обращает внимание Д. А. Шестаков. Он полагает, что неблагоприятное влияние семьи, испытанное ребенком в детстве, может проявиться спустя многие годы. По данным его исследования, у каждого третьего взрослого преступника обнаруживается связь между преступными наклонностями и негативным влиянием, испытанным в семье2.
Дефекты правовой социализации наблюдаются по вине семьи в следующих случаях:
1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или асоциальные образцы поведения, при этом может произойти прямое усвоение детьми норм асоциального поведения;
2) родители словесно придерживаются нравственных общепринятых норм поведения, но совершают действия, им противоречащие, в результате у детей формируются аморальные установки;
3) родители применяют неправильные методы воспитания.
Исследование начальника департамента МВД России А.В. Борбат показало, что неблагополучная обстановка в семье для большинства детей, совершивших преступления, стала одной из основных причин формирования личности антиобщественной направленности. Вот почему семейное неблагополучие можно назвать основной причиной, определяющей состояние и динамику преступного поведения в более старшем возрасте.
С детьми надо не воевать, детей нужно воспитывать, а первыми и главными воспитателями являются родители. От того, насколько благоприятными будут условия развития ребенка в социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция, а значит, и его будущее. В силу повышенной восприимчивости, эмоциональности, незначительного жизненного опыта дети, как правило, повторяют, копируют поведение близких им людей, и прежде всего родителей. Как верно заметил В. А. Сухомлинский, эмоциональная восприимчивость, сопереживание к другому человеку формируются в семье, во взаимоотношениях с родителями. Внутрисемейные отношения создают оптимальные условия для
получения ребенком опыта достижения согласия и единства с другими людьми. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребенка, служит предпосылкой нравственного благополучия личности.
В семьях, где царит эмоциональный холод между родителями, у детей появляются такие личностные качества, как духовная опустошенность, жестокость, холодность, которые в дальнейшем могут определять мотивацию совершения преступлений. Как писал американский педагог и детский врач Б. Спок, «преступники вырастают из детей, страдавших не от недостатка наказаний, а от недостатка любви». Инстинктивное желание восполнить дефицит любви и ласки, недополученных в родительской семье, подталкивает детей к ранним половым контактам, преступной деятельности, наркомании, токсикомании, алкоголизации.
Вопросу влияния негативных семейных отношений на формирование личности детей уделялось внимание в работах Л.А. Алемаскина, Ю.М. Антоняна, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.М. Миньковскогс, Д.А. Шестакова и др. Большинство исследователей придерживаются мнения о влиянии нарушенных семейных взаимоотношений на возникновение отклонений в социализации личности в детском возрасте.
Негативное воздействие семейного воспитания обусловливает многоплановые личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентаций), которые при определенных жизненных ситуациях могут вызывать преступное поведение. Так, в числе основных факторов формирования личности не-совершеннолетнегопреступника А. Д. Коротнев выделил пренебрежение нравственным и умственным воспитанием детей; нищету и неудовлетворение самых насущных жизненных потребностей, развращенность родителей3.
Криминогенное воздействие со стороны семьи на личность заключается в формировании антисоциальных качеств, которые вызывают отклоняющуюся социализацию. При этом поведение детей не соответствует социальным ожиданиям и дезорганизует общество. Подобные отклонения выражаются в виде обмана и халатности, раздражительности и конфликтности, грубости и агрессивности и др. Случайные проявления таких отклонений можно легко устранить, но устойчивые и умышленные формы преодолеваются с трудом и часто приводят к нарушениям детьми установленных правил в обществе и правонарушениям4.
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
Отклонения в поведении могут быть вызваны:
- социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или испорченности вследствие неправильного воспитания, сформированности у него негативных стереотипов поведения;
- глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье;
- несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;
- неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, сверстников и т. д.;
- отклонениями в психическом и физическом здоровье и развитии;
- возрастными кризами и другими причина -ми физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;
- незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
Исследования личности преступников-реци-дивистов, особенно совершивших насильственные преступления, позволили выявить следующую особенность их психического развития: в детстве их очень часто и сильно наказывали родители, что привело к формированию агрессивного поведения этих лиц5.
Исследования педагогов и психологов указывают на то, что в первые 3-5 лет жизни прежде всего от родителей ребенок получает до 80 % всего того, что требуется для формирования его как личности, развития нравственно-психологических качеств будущегогражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи - психологическая защита ребенка6. В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодоб-ряемых форм социального контроля над детьми, духовной разобщенности родителей и детей7.
Таким образом, из всех дефектов правовой социализации личности наиболее со-
циально опасны дефекты социализации в семье.
Разделяя позицию отечественных и зарубежных ученых, считаем, что семейное неблагополучие следует рассматривать как потенциальный фактор в механизме формирования личности будущего преступника. Преступление не является неизбежным следствием отрицательного влияния семьи. Асоциальная направленность личности реализуется лишь при определенных обстоятельствах и может быть полностью нейтрализована посредством последующего положительного влияния. Учет степени социальной запущенности детей и характера семейного неблагополучия является важным условием дифференцированного подхода к выбору воспитательно-профилактических средств при проведении работы с детьми и их семьями. Для решения проблемы подростковой преступности, как справедливо полагает Т.В. Жукова, необходимо предусмотреть меры по возрождению традиционных для русского народа ценностей, создать для граждан страны такие условия жизни, при которых они стали бы заниматься воспитанием своих детей8.
Крупномасштабные исследования, проведенные в Великобритании, показали, что успех в жизни человека (в личностном становлении, получении образования, профессиональной карьере) находится в прямой зависимости от того, как много внимания родители уделяли детям в ранний период их развития (первые 5-7 лет). Т.В. Жукова делает правильный вывод: родители в России должны получить возможность уделять своим детям максимум внимания, что станет инвестицией в трудовой и интеллектуальный потенциал будущего, залогом снижения уровня молодежной преступности и наркомании, повысит уровень национальной безопасности России в целом9.
В.И. Гладких, В.А. Кулакова подчеркивают; что из неблагополучной семьи выходит неблагополучный ребенок, и это уже стало закономерностью, циклическую зависимость которой необходимо прервать, используя все возможные меры10.
Так, в Южном федеральном округе создана общественная организация «Возрождение семьи», ориентированная на неблагополучных родителей медики кодируютих от алкогольной зависимости, юристы помогают восстановить документы и устроиться на работу психологи и педагоги учат правильному общению со своими детьми, воспитанию.
В современных условиях актуален вопрос о принятии закона «О предупреждении насилия в
семье», который регулировал бы профилактическую работу по предупреждению домашнего насилия, необходимытакже концепции психологического предупреждения внутрисемейного насилия. Отсутствие этих нормативных документов ослабляет контроль над преступностью.
Д. А. Шестаков рекомендуетсоздание в России по примеру США центров комплексной( правовой, социальной, психологической) помощи семье и жертвам внутрисемейных преступлений, приютов для лиц, подвергшихся насилию в семье. Подобные приюты существуют во многих зарубежных странах и начинают появляться в России11 .
В Томской области для защиты детей от жестокого обращения разработаны и реализованы социальные проекты «Рука в руке», «Шаг навстречу» по оказанию социальной, правовой, психологическойпомощи детям и их родителям, ведется проект «Сопровождение приемных и опекунских семей»12.
В Кургане действуют центры социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания, центр психологической помощи. Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в трудной ситуации. Это детские приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. В 2010 г. в Зауралье была введена должность Уполномоченногопри губернаторе Курганской области по правам ребенка Правительства Курганской области13 .
В настоящее время в практику входит и такая форма профилактики сиротства и последствий, связанных с ним, как воскресная семья: детдомовских детей приглашают на выходные в гости в семьи. Как правило, через полгода или год более 70 % таких детей усыновляют либо оформляют над ними опекунство.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, в Курганской области развернута сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимойпомощи, законодательно определены возможности для помещения их на определенный срок в приемные семьи. Создана сеть специальных учебновоспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. Однако число этих учреждений не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков14.
Таким образом, для предупреждения негативного влияния семьи на личность подростка недостаточно общесоциальных мер, принимаемых государством Решающее значение следует придавать методам семейного воспитания, взаимоотношениям родителей и детей, появлению ответственности за подрастающее поколение. Самая важная цель государственной семейной политики - создание условий для формирования социально благополучной семьи, так как семья в зависимости от ее направленности может стать доминирующим фактором и в социализации позитивной личности, и в формировании преступника.
1 См.: Пшеничникова С. Детская преступность// Семья. 2009. № 52.
2 См.: Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт- преступление СПб., 1996. С. 58.
3 См.: КоротневА.Д. Малолетние и несовершеннолетниепреступники СПб., 1903.
4 См.: Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальная траектория // Социол исслед 2003. № 6.
5 См.: ЕникееваД.Д. Популярныеосновы психиатрии М., 2006.
6 См.: ПавлухинА.Н., ЗариповЗ.С., ЭриашвилиН.Д. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. М., 2009.
7 См.: Шестаков Д.А. Указ соч.
8 См.: ЖуковаТ.В. Преступность и наркомания среди несовершеннолетнихкак внутренняя угроза национальной безопасности РоссийскойФедерации // Рос. следователь. 2006. № 4.
9 См.: Там же.
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
10 См.: Гладких В.И., Кулакова В.А. Организованная преступность несовершеннолетних Состояние Тенденции. Предупреждение: монография. М., 2007.
11 См.: ШестаковД.А. Криминология: новые подходык преступлению и преступности// Криминогенные законы и криминологическоезаконодательство Противодействиепреступностив изменяющемся мире. СПб., 2006.
12 См.: МорозоваЛ.П. Инновационная модель системы профилактики социального сиротства, внедряемая на территории Томскойобласти // Соц. обслуживание; 2010. № 7.
13 См.: Российская газета. Неделя. Урал. № 5096 [ Электронный ресурс] // иКЬ:Ы1р:/М^^.т.ш/2010/01/28/ reg-ura17upo1nomochen.html (дата обращения: 10.03.2011).
14 См.: Информация УВД по Курганскойобласти [ Электронный ресурс] // сайт Правительства Курганской области (дата обращения: 18.02.2011).