Научная статья на тему 'Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего'

Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUVENILE / FAMILY DESOCIALIZATION / DEFORMATION OF THE MORAL BASIS / NEGATIVE STANDARDS OF BEHAVIOR / INCREASED CONFLICTUALITY / IGNORING / ANTI-PEDAGOGICAL STATEMENTS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СЕМЕЙНАЯ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ / НЕГАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЫШЕННАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / ИГНОРИРОВАНИЕ / АНТИПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Е.В.

Семья как основной институт социализации традиционно занимает ведущее место в формировании личности несовершеннолетнего и представляет огромный интерес для исследователей. В статье анализируются изменения, складывающиеся в политической, социально-экономической и иных сферах жизнедеятельности общества, предопределяющие появление новых форм семейной десоциализации, которые могут привести к формированию криминогенной мотивации личности несовершеннолетнего. Аргументируется, что наряду с традиционными формами негативного влияния семьи на формирование личности несовершеннолетнего преступника следует выделять также косвенное формирование противоправного поведения несовершеннолетнего. Предлагаемая автором форма может выражаться в повышенной конфликтности законных представителей, игнорировании родителями признаков отклоняющегося поведения ребенка, а также в антипедагогических высказываниях. Обосновывается необходимость социально-психологической поддержки семей, проявляющих признаки деструктивного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The family as the main institution of socialization traditionally takes the leading place in the formation of the personality of the minor and is of great interest to researchers. The author of the article analyzes the changes in the political, socio-economic and other spheres of society that predetermine the appearance of new forms of family desocialization, which can lead to the formation of criminal motivation of the personality of the minor. It is argued that along with the traditional forms of the negative influence of the family on the formation of the personality of juvenile offender, it is also necessary to identify the indirect formation of the illegal behavior of the minor. The form suggested by the author can be expressed in increased conflictuality of legal representatives, ignoring the signs of the child’s deviant behavior by the parents, as well as in anti-pedagogical statements. The necessity of social and psychological support of the families showing signs of a destructive nature is substantiated.

Текст научной работы на тему «Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего»

ШЕСТАКОВА Е.В., legezina_elena@mail.ru Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, 625049, г. Тюмень, ул. Кремлевская, 35

SHESTAKOVA E.V.,

legezina_elena@mail.ru

Juvenile Detention Center

of the Department of the Ministry of

the Interior of the Russian Federation

in the Tyumen region,

Kremlevskaya St. 35,

Tyumen, 625049,

Russian Federation

КОСВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФОРМА СЕМЕЙНОЙ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация. Семья как основной институт социализации традиционно занимает ведущее место в формировании личности несовершеннолетнего и представляет огромный интерес для исследователей. В статье анализируются изменения, складывающиеся в политической, социально-экономической и иных сферах жизнедеятельности общества, предопределяющие появление новых форм семейной десоциализации, которые могут привести к формированию криминогенной мотивации личности несовершеннолетнего. Аргументируется, что наряду с традиционными формами негативного влияния семьи на формирование личности несовершеннолетнего преступника следует выделять также косвенное формирование противоправного поведения несовершеннолетнего. Предлагаемая автором форма может выражаться в повышенной конфликтности законных представителей, игнорировании родителями признаков отклоняющегося поведения ребенка, а также в антипедагогических высказываниях. Обосновывается необходимость социально-психологической поддержки семей, проявляющих признаки деструктивного характера.

Ключевые слова: несовершеннолетний; семейная десоциализация; деформация нравственной основы; негативные стандарты поведения; повышенная конфликтность; игнорирование; антипедагогические высказывания.

INDIRECT FORMATION OF ILLEGAL BEHAVIOR AS A FORM OF FAMILY DESOCIALIZATION OF THE MINOR PERSONALITY

Annotation. The family as the main institution of socialization traditionally takes the leading place in the formation of the personality of the minor and is of great interest to researchers. The author of the article analyzes the changes in the political, socio-economic and other spheres of society that predetermine the appearance of new forms of family desocialization, which can lead to the formation of criminal motivation of the personality of the minor. It is argued that along with the traditional forms of the negative influence of the family on the formation of the personality of juvenile offender, it is also necessary to identify the indirect formation of the illegal behavior of the minor. The form suggested by the author can be expressed in increased conflictuality of legal representatives, ignoring the signs of the child's deviant behavior by the parents, as well as in anti-pedagogical statements. The necessity of social and psychological support of the families showing signs of a destructive nature is substantiated.

Keywords: juvenile; family desocialization; deformation of the moral basis; negative standards of behavior; increased conflictuality; ignoring; anti-pedagogical statements.

Проблемы воспитания несовершеннолетних на протяжении десятилетий являются объектом особого внимания исследователей [1, с. 66]. Семья остается основным институтом формирования личности детей и подростков, именно в ней происходит процесс первичной и последующей социализации [2, с. 19-28; 3, с. 107, 4, с. 191]. При этом несовершеннолетний -это не только и не столько объект воспитания, он, прежде всего, обладатель права на надлежащее воспитание, от реализации

которого зависит результат процесса воспитания [5, с. 8].

Традиционно выделяют несколько форм негативного влияния семьи на формирование личности несовершеннолетнего преступника:

1. Целенаправленное формирование у ребенка в семье антиобщественных свойств, являющихся субъективной причиной преступного поведения (непосредственно связано с воспроизводством криминальной средой своей социальной базы).

Типичным примером данной формы десоциализации является незаконный сбыт наркотических веществ, совершение краж, мошенничество как основной вид деятельности членов цыганских общин, которые через семью воспроизводят свой родоплеменной уклад жизни;

2. Внушение ребенку негативных стандартов поведения как образа жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, преступная деятельность и т.д.).

Результаты изучения учетных дел несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния*, показали, что во многих семьях этих несовершеннолетних (25 %) родители злоупотребляют алкогольными напитками, ведут асоциальный образ жизни.

3. Бесконтрольность формирования личности ребенка со стороны семьи, которая сопровождается невмешательством в процесс отклонения от нормальной социализации личности и отсутствием позитивных препятствий на пути негативного влияния на развивающуюся личность других малых групп и отдельных лиц [6, с. 326-327].

В настоящее время бесконтрольность поведения несовершеннолетних приобретает особую значимость. Постоянная занятость родителей приводит к тому, что их контакты с детьми носят случайный характер. Оставшись без контроля семьи, несовершеннолетние легко попадают под влияние асоциально настроенных лиц, прежде всего из числа сверстников, перенимают отрицательные тенденции, принятые в такой среде (употребление алкоголя, наркотиков, антиобщественное поведение).

4. Эмоционально-конфликтные отношения в семье, ускоряющие формирование или облегчающие проявление криминогенной мотивации личности при совершении конкретных преступлений [7, с. 90, 95-112; 8, с. 40-41].

Раскрывая тему семейной десоциа-лизации личности несовершеннолетнего, представляется целесообразным рассмотреть и иные условия, которые хотя и не столь явно, как вышеперечисленные, одна-

* Изучено 206 учетных дел несовершеннолетних, помещенных в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тюменской области в 2014-2015 гг.

ко также негативно влияют на формирование криминогенной мотивации личности несовершеннолетнего. Указанные условия предлагаем выделить в такую форму негативного влияния семьи, как косвенное формирование противоправного поведения несовершеннолетнего, являющуюся результатом деформации нравственной основы общества.

На протяжении последних десятилетий наблюдается деформация нравственной основы общества, непосредственным образом отражающаяся на нравственной основе семьи. Причем данное утверждение можно отнести как к неблагополучным семьям, так и к благополучным. Разница в том, что в отношении неблагополучных семей можно говорить о полной утрате этой основы.

Проведенное нами исследование показало, что число совершивших преступления несовершеннолетних из внешне благополучных семей не намного меньше числа таких несовершеннолетних из неблагополучных семей (66 и 108 соответственно)**, что вызывает тревогу. Это опровергает мнение о том, что причина детской преступности лежит только в неблагополучии семьи, а также свидетельствует о сложности установления причинной связи между влиянием семьи и совершением преступления. Именно поэтому важно найти истоки совершения правонарушения и предупредить его.

На семью оказывается воздействие различных сфер: экономической, социальной, правовой и т.п. Экономические и политические перемены существенно отразились на всех слоях общества и социальных группах. Следует сказать, что противоречия в социально-экономической сфере общества носят базисный характер, поскольку их негативные проявления формируют деформации в различных сферах общественной психологии [9, с. 167].

Результаты социологических опросов показывают, что россиян все чаще беспокоят проблемы стратификации общества. На вопрос: «Какие из проблем вы считаете самыми острыми?» - 30 % ответили, что их беспокоит резкое разделение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов. Более значимыми проблемами

** Из 174 учетных дел несовершеннолетних, совершивших преступления в 2014-2015 гг.

оказались лишь рост цен и обнищание большинства населения [10; 11; 12].

Современным обществом отвергнуты некоторые нравственные ценности, которые передавались из поколения в поколение. В настоящее время дети воспитываются в семьях родителями, появившимися на свет в период 80-90-х годов ХХ века, который характеризовался сложным социально-экономическим положением большинства населения. В указанный период дух потребительства стал преобладающим, а сейчас является естественным для многих семей.

Когда мы говорим о косвенном формировании противоправного поведения, речь идет об установках на определенный стиль поведения.

На наш взгляд, косвенное формирование противоправного поведения несовершеннолетнего заключается в образовании антиобщественных свойств путем предоставления стандартов отклоняющегося поведения, в результате которого у несовершеннолетнего складывается искаженное представление об отдельных аспектах жизнедеятельности.

Данная форма семейной десоциализации личности несовершеннолетних может проявляться следующим образом:

1. Повышенная конфликтность родителей (законных представителей), выражающаяся в агрессивном противостоянии государственным и иным структурам.

Нередко родители в присутствии несовершеннолетних вступают в беспричинные конфликты с администрацией образовательной организации, сотрудниками полиции, работниками системы здравоохранения и т.п.

Повышенная конфликтность родителей в противопоставлении себя государственным и иным структурам дает ребенку ложное представление о необходимости отрицательного отношения к представителям этих органов и к таким органам и учреждениям в целом. В результате это может повлечь невыполнение общешкольных требований, нарушение дисциплины, порядка во время учебного процесса, конфликтность по отношению к педагогам и сверстникам, возникновение оправдательных мотивов поведения, отклоняющихся потребностей и способов их удовлетворения.

Так, при проведении индивидуально-профилактической работы с 7-летним Е., совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 167 УК РФ, было замечено, что ребенок в своем лексиконе употреблял несвойственные для его возраста выражения, например: «Это государство ничего для меня не сделало» или «Все вы здесь куплены» и т.п. При встрече с матерью несовершеннолетнего сомнения по поводу источника данных высказываний ребенка рассеялись, так как она на протяжении всего времени работы с ребенком проявляла агрессивность, не слушала приводимые доводы, обвиняла сотрудников полиции и представителей системы образования, работать с психологами категорически отказывалась.

Подобное противодействие воспитательному влиянию становится для такого ребенка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ним является трудоемкой и неэффективной.

2. Игнорирование рекомендаций, требований, инструкций при появлении первых признаков отклоняющегося поведения несовершеннолетнего.

Наиболее отчетливо эта форма проявляется во взаимоотношениях семьи и школы. В этом случае родители (законные представители) в силу недостаточной педагогической компетентности не обеспечивают необходимый уровень контроля за несовершеннолетним при появлении признаков отклоняющегося поведения, не признают существующих проблем в поведении ребенка, не всегда посещают родительские собрания в школе, из чувства превосходства не реализуют рекомендации по улучшению положения ребенка в школе, могут не отвечать на телефонные звонки классного руководителя или социального педагога, не открывают дверь в квартиру, тем самым уклоняясь от профилактической работы специалистов органов и учреждений системы профилактики.

Так, несовершеннолетний Я. воспитывался в полной благополучной семье, где были созданы все условия для воспитания несовершеннолетнего. В возрасте 12-13 лет Я. начал употреблять алкогольные напитки, пропускать учебные занятия, грубить педагогам. Родители отклоняющееся поведение подростка не признавали, от предлагаемых профилактических мероприятий

уклонялись. В результате несовершеннолетний в группе сверстников совершил ряд преступных деяний, предусмотренных нормами, содержащимися в главе 21 УК РФ, и по решению суда был направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

3. Антипедагогические высказывания в присутствии несовершеннолетних.

Достаточно распространенными являются случаи, когда, например, отец, управляющий транспортным средством, проезжая мимо наряда ДПС, негативно высказывается о сотрудниках полиции, зачастую с использованием нецензурной лексики. Вряд ли он задумывается о том, каким образом его поведение повлияет на ребенка.

Или мать после родительского собрания неуважительно отзывается о классном руководителе или воспитателе детского сада или в телефонном разговоре с папой хвалит его за похищенные с работы строительные материалы, называет его добытчиком и хорошим хозяином.

В результате у ребенка складывается искаженное представление о хорошем и плохом. Многие родители совершенно не отдают себе отчета в том, что они говорят при детях, а в последующем очень удивляются, когда вдруг обнаруживают, что воспитали социально опасную личность.

На наш взгляд, подобное поведение родителей представляет не меньший вред для несовершеннолетнего, чем проявления иных форм десоциализации. Конечно, для формирования противоправного поведения необходимо постоянное либо частое проявление подобных педагогических просчетов, что крайне опасно для детей любого возраста.

Человеческая судьба определяется именно в ранние годы. Ребенок скопирует не только слова родителей, но и их отношение к миру. Без укрепления нравственной основы семьи будет продолжаться падение ее стабильности.

Профилактика данной формы семейной десоциализации личности несовершеннолетнего может осуществляться при реализации принципа семейного и общественного воспитания. Ведь ребенка, его личность, образ поведения формирует не только семья, но и вся окружающая

среда. Именно поэтому между качеством семейного воспитания и полнотой удовлетворения прав, связанных с воспитанием вне семьи, существует прямая зависимость [5, с. 51].

Несмотря на то, что вопросу внутрисемейных отношений уделяется большое внимание, на наш взгляд, информационно-разъяснительная функция образовательных учреждений и педагогических коллективов используется недостаточно эффективно.

В первую очередь, информационная функция может реализовываться с помощью комплексной разработки и внедрения на специально-криминологическом уровне профилактики методических рекомендаций об организации работы с родителями (законными представителями), направленных на обозначение проблемы косвенного формирования противоправного поведения несовершеннолетних, причин и условий, способствующих формированию негативного поведения, и способов их устранения.

При проведении этой работы необходимо учитывать, что процесс осознания проблемы негативного влияния на ребенка именно косвенных причин формирования отклоняющегося поведения, может быть длительным. Именно поэтому необходимо системное внедрение информации через образовательные организации и коллективы, которые посещает ребенок.

При проведении профилактических мероприятий необходимо учитывать следующее:

- позицию родителей (законных представителей) относительно проблемы косвенного формирования противоправного поведения несовершеннолетних;

- готовность родителей включиться в работу.

При этом необходимо выявлять «группу риска», т.е. семьи, в которых родители проявляют признаки деструктивного характера. Для таких родителей необходимо организовывать работу отдельно, предоставив им возможность получать социально-психологическую поддержку. Это позволило бы проводить профилактическую и реабилитационную работу с ребенком и его семьей на ранней стадии возникновения семейных проблем.

Учитывая специфику проводимой работы, требующей специальных психоло-

гических и педагогических приемов и знаний, это должно являться одним из приоритетных направлений работы учреждений системы образования, начиная с раннего дошкольного образования, путем включения в государственные образовательные стандарты разделов (тем), касающихся косвенного формирования противоправного поведения несовершеннолетних.

Кроме этого, комплекс профилактических мероприятий может включать:

- вовлечение родителей в непосредственно образовательную деятельность в целях повышения компетентности в вопросах воспитания;

- проведение воспитательной работы с детьми по формированию знаний и убеждений с точки зрения благополучия своего будущего;

- распространение брошюр, иллюстраций, направленных на популяризацию семейных ценностей, традиций.

Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества

как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, следует исходить из того, что она представляет собой часть преступности в обществе, развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В силу этого при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются общекриминологические характеристики, показатели и категории.

Для организации профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, установления круга участников предупредительной деятельности и оптимального распределения функций между ними важно установление наличия родительской семьи, участия в воспитании педагогических коллективов учебных заведений. Очевидно, что эти обстоятельства значимы именно для несовершеннолетних [13, с. 83].

Таким образом, понимание сути и содержания процессов, детерминирующих формирование криминогенной мотивации личности несовершеннолетнего, является непременным условием предупреждения преступности несовершеннолетних, делая его более эффективным.

Список литературы

1. Демидова-Петрова Е.В. Методология познания преступности несовершеннолетних и борьбы с ней: от истории к современности: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2017.

2. Игошев К.Е. Семья. Дети. Школа. М., 1989.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

4. Кошелева Е.В. Криминологическое изучение влияния социально-негативных свойств семьи на преступность несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

5. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.

6. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Корпачева. СПб., 2002.

7. Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб, 1996.

8. Шеслер А.В. Влияние семейной десоциализации на формирование личности несовершеннолетнего преступника // Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних: материалы междунар. науч.-практ. конф. Тюмень: Тюменский юрид. ин-т МВД Россмм, 2003. С. 40-41.

9. Зырянова Ю.В., Репецкая А.Л. Условия, детерминирующие применение насилия в семье в отношении несовершеннолетних // Библиотека криминалиста: научный журнал. 2014. N 4 (15).

10. См. например: Колесниченко А. Слуги народа подорожали // Аргументы и факты. 2014. N 41, с. 11;

11. Милюкова Я. Терпится с трудом: ФСО замерила экономическое самочувствие в моногородах // РБК. 24.02.2016 г. URL: http://www/rbk.ru/economics/24/02/2016/ (дата обращения: 20 авг. 2016 г.).

12. Самыми острыми проблемами россияне назвали рост цен и бедность. 02.08.2016 г. URL: http://www. interfax.ru/russia/521615 (дата обращения: 20 авг. 2016 г.).

13. Юзиханова Э.Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 4 (30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.