Научные стремления, 442 УДК 1.159.92
А.М. Цурко
ВЛИЯНИЕ НАСИЛИЯ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ
УО « Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ», г. Минск
Давно известно, что телевидение и другие средства массовой информации все чаще содержат сцены насилия. Например, многие ТВ-шоу известны своим «буйным» содержанием, таким как крики, ругань и прочий негатив. Насилие по телевидению также транслируется посредством вечерних новостей, где содержится большое количество сцен убийств, кровопролитий, взрывов, стихийных бедствий и смертей. Все вышесказанное оказывает большое влияние на своих зрителей, особенно на детей. И, к сожалению, большую часть зрительской аудитории на сегодняшний день составляют дети. Насилие в телевидении оказывает влияние на детей разных возрастов по-разному. Эффект зависит от их уровня понимания, способа обработки информации и собственного опыта.
Особый интерес для психологов представляет изучение влияния насилия в телевидении на детей и молодежь, так как они более впечатлительны, чем взрослые. Им не хватает тонкого понимания моральных норм, кроме того, дети в возрасте от шести до семи лет при просмотре телевизора не могут отличить вымыселот реальности. Телевидение есть социальный процесс обучения - дети учатся новому поведению. С другой является снижение чувствительности к насилию в реальности. Насилие обычно показывается в хорошем свете, что приводит к искаженному представлению о мире ребенком.
Телевидение является важной частью нашей жизни. Помимо газет, журналов, книг и ТВ-вещания экран содержит информацию почти всех областей нашей жизни. Телевизоры становятся более доступными, и уже сегодня любой человек может смотреть и слушать его любимые шоу в любое время. Телевидение может даже стать формой социальной жизни и оказывать сильное воздействие на зрителя. В последние десятилетия несколько поколений детей и подростков были подвержены многим сценам насилия. Родители и психологи видят в этом проблемы, но молодые людине способны четко оценивать ситуацию. Некоторые из них утверждают, что сцены насилия не оказывают на них воздействия. Некоторыесчитают, что благодаря боевикам и триллерам можно научиться самообороне. На сегодняшнее время на телевизионных каналах еженедельно становятся задушенными, застреленными или взорванными около четырех тысяч человек. Для взрослых этот факт не имеет большого значения, так как их психика уже сформирована, и они способны отличать реальность от телевидения. Однако дети и молодые люди не до конца понимают эту разницу. Они часто пытаются подражать тому, что они видят по телевидению. Исследования показали, что дети и подростки еженедельно просматривают четырнадцать тысяч сцен насилия по телевизору. Они встречают данные сцены в новостях, боевиках, триллерах и даже комедиях [1].
45
В 1995 году произошел всем известный случай в Америке, когда 14летний мальчик, Сенди Чарльз, убил 7-летнего ребенка. В ходе судебного следствия Чарльз был признан виновным. Однако выяснилась и такая деталь, что Сенди Чарльз подражал героям из фильма «Warlock» [3].
Хотелось бы отметить, что насилие в телевизоре оказывает на только кратко-, но и долгосрочное влияние на психику детей.
В одном эксперименте 40 детей в возрасте 7 - 12 лет случайным образом были разделены на две группы. Затем одной группедетей для просмотра был предложен фильм, не содержащий насилия, другой группе - фильм со сценами насилия. Затем дети играли в хоккей, и, как было отмечено наблюдателями, одна команда вела себя очень агрессивно: они толкались, дергали соперников за волосы, бросали их на землю. В данном эксперименте отчётливо виден эффект краткосрочного влияния насилия на психику детей [4, стр. 39].
На сегодняшнее время в семьях люди сталкиваются с излишней нервозностью, вспыльчивостью партнера, известны случаи кидания друг в друга предметов или насилия в семье. Исследования показали, что люди с нестабильной психикой чаще, чем другие смотрели телевизор в детстве. Американская ассоциация психологов утверждает, что насилие на телевидении может привести к увеличению малолетней преступности среди детей от восьми лет. Данные примеры хорошо показывают долгосрочное влияние на психику детей.
Мною был проведен опрос в гимназии № 24 города Минска среди учеников в возрасте от 14 до 17 лет. 185 молодых людей ответили на вопрос: «Какие жанры фильмов Вы смотрите чаще всего?» Опрос показал: 106 учеников любят смотреть комедии, 40 человек любит смотреть фильмы ужасов. Триллеры заняли третье место. По поему мнению, следует принять во внимание, что американские комедии также содержат много сцен насилия, и дети начинают думать, что, когда люди издеваются над кем-то, это не больно, а смешно.
Дети во всем мире смотрят телевизор 3 часа в день. И эти дети на 90% социально менее активны, чем их сверстники, которые смотрят меньше телевизора. Герои из фильмов для 30% детей являются примером для подражания. Например, 88% молодых людей во всем мире знают «Терминатора», и более каждый третийребенок хочет быть похожим на него.
Воспитание ребенка в семье играет решающую роль. В связи с этим мною был разработан перечень рекомендаций родителям по предотвращению негативных влияний сцен насилия на психику ребенка:
1. Родители должны проводить больше времени со своим ребенком, чтобы уделять ему больше внимания.
2. Важно проверять и обсуждать с ребенком просмотренные им фильмы.
3. Для ребенка спорт - это прекрасный способ найти здоровую деятельность, вместо того, чтобы сидеть перед экраном.
4. Следует найти ребенку хобби, отдать его на курсы или на кружок.
46
Научные стремления, 442
5. Родители должны быть примером для подражания для своих детей.
Итак, детский ум не является достаточно зрелым для обработки информации, которую он получает. Родителям стоит следить за тем, что смотрит их ребенок. Особенно важно родителям объяснить разницу между телевидением и реальностью. Только тогда, когда ребенок будет знать основные правила жизни, он сможет разрабатывать свои собственные картины мира.
Литературные источники:
1. Ситаров В. А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. -С. 135-139.
2. Федоров А. В. Насилие на экране//Человек. 2004 № 5. С.142-151.
3. Телевизор, который нас убивает // Новый Петербург // Санкт -Петербург // 13. 09.
2012.
5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. // М.,
1998.
A. Tsourko
IMPACT OF VIOLENCE ON TELEVISION ON THE PSYCHE OF CHILDREN
Institute of business and management of technologies of BSU
Summary
Author investigates influence of TV on child’s mind. Discovering problem include global distribution of violence, aggression, terror and blood on television. The purpose of this paper is to discribe public attention to this important point. The paper examines the impact of violence on television on the ground of different events and author’s interview. This work reports on the role of television in today's world.
47