Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕБЁНКА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕБЁНКА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева О

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей младших школьников c нарушениями опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the psychological characteristics of primary schoolchildren with disorders of the musculoskeletal system

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕБЁНКА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕБЁНКА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

О. П. Афанасьева

Кандидат психологических наук, педагог-психолог СПб ГБУЗ «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк», г.

Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей младших школьников c нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of the psychological characteristics of primary schoolchildren with disorders of the musculoskeletal system.

Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата врожденные и приобретенные наблюдаются у 5-7% детей, а отклонения в развитии у детей с подобной патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений

В число наиболее распространенных заболеваний позвоночника входит сколиотическое искривление. Более 80 % детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня имеют различные нарушения осанки. По сравнению с шестидесятыми годами прошлого столетия число таких детей увеличилось в три раза.

Изучение клинических и психических особенностей людей с двигательными нарушениями и травмами позвоночника, а также изучение возможности их социальной адаптации началось еще в середине XIX в. В. Литтл впервые дал характеристику их речевых нарушений, особенностей личностного развития.

Большой вклад в разработку методов лечения таких детей внесла К.А. Семенова, а в создание специальной системы их обучения и воспитания — М.В. Ипполитова. К настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями позвоночника, а также вопросы обучения и воспитания детей с

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

двигательными нарушениями (К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, Н.В. Симонова, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Э.С. Калижнюк и

др.).

На формировании личности больного сколиозом отрицательно сказывается сложный комплекс психогенных факторов: психическая депривация больного (сенсорная, социальная, эмоциональная), неблагоприятная микросредовая обстановка с постоянной психогенной травматизацией из-за физической неполноценности, причем это отрицательное влияние заключено не только в самом дефекте, но и в болезненном реагировании окружающих, особенно родителей (воспитание по типу гиперопеки), частом пребывании ребенка в больнице или санатории [4]. Более выраженные дефекты позвоночника, заметные окружающим, легче формируют у ребенка чувство собственной неполноценности и, следовательно, отрицательно влияют на его формирующуюся личность.

В результате исследований, направленных на выявление психических особенностей у детей со сколиозом были получены данные, на основании которых можно говорить о том, что дети со сколиозом более тревожны, раздражительны, в их поведении чаще преобладает нервное напряжение, подчеркивание наличия препятствия, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные они реже бывают расслабленными и невозмутимыми [3].

В последние десятилетия, по свидетельствам многих исследователей-медиков, наблюдается существенный рост физического травматизма среди населения, что связывается с увеличением темпов высотного строительства, интенсификацией движения транспорта. Компрессионный перелом позвоночника (КПП) является одной из наиболее тяжелых и вместе с тем распространенных травм среди детей и подростков (3,2-3,3% среди всех травм опорно-двигательного аппарата). А. А. Горлов, Е. К. Вишневецкая отмечают, что травмы у детей могут быть вызваны действиями сверстников (33%), взрослых (24%), а также действиями самого ребенка (42,8%) [2].

В. Л. Андрианов [1], ссылаясь на психологические исследования в институте Г. И. Турнера, сообщает, что дети, получившие физические травмы, подвержены получению подобного вида травм в девять раз чаще, чем здоровые дети, что говорит об определяющей роли психологических факторов в их этиологии.

КПП всегда сопровождается совокупностью негативных последствий,

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

среди которых особо выделяются шоковая реакция в момент получения травмы, выраженный болевой синдром, сложное лечение и длительная реабилитация с необходимостью соблюдения режима с ограничением подвижности, утрата трудоспособности на срок от 6 месяцев до 1 года, зависимость от окружающих.

Изучением психологических аспектов физической травмы занимались Г. К. Ермакова, И. И. Мамайчук, О. В. Воробьева, С. А. Скворцов, А. А. Горлов, Е. К. Вишневецкая, А. С. Похилько, П. Липс, А. Леплеж, А. Дж. Ивэнс, К. Е. Кип, С. М. Баутин и др.

И. И. Мамайчук, О. В. Воробьева, С. А. Скворцов исследовали психологические предпосылки детского спортивного травматизма и выделили три группы психологических факторов:

1. эмоциональная неустойчивость (тревожность и фрустрированность как значимые ее компоненты), трудности самоконтроля;

2. неадекватная самооценка (переоценка своих возможностей);

3. социально-психологические трудности (избегающие реакции в конфликте, перекладывание вины на другого, склонность к индивидуализму).

Таким образом, дети с компрессионным переломом позвоночника имеют специфические личностные особенности, связанные с травмой, заключающиеся в эмоциональной неустойчивости, снижении характеристик внимания и неадекватной самооценке.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6-9 лет с

патологией опорно-двигательного аппарата, находящиеся на реабилитации в

«Восстановительном центре детской ортопедии и травматологии «Огонек».

В ходе исследования респонденты бы поделены на две группы:

- группа 1 - дети 6-9 лет со сколиозом;

- группа 2 - дети 6-9 лет с компрессионным переломом позвоночника. Было проведено исследование, выявляющее особенности личности и

эмоционально-волевой сферы.

Для исследования были использованы методики:

1) методика «Домики» (автор О. А. Орехова);

2) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант);

3) цветовой тест отношений А. М. Эткинда;

4) тест «20-ти высказываний» М.Куна (модификация Т.В. Румянцевой).

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

В результате исследования были получены следующие выводы:

1. Полученные в ходе исследования данные позволяют охарактеризовать детей со сколиозом как достаточно общительных, с нормальной степенью сформированности интеллектуальных функций, достаточной уверенностью в себе и рассудительностью, аккуратностью и решительностью, гармонично сочетающих в себе практицизм и эмоциональную сензитивность. Эта группа детей отличается сдержанностью и флегматичностью, так же группа демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легкую им подчиняемость. Обследованные дети отличаются бодростью, активностью, готовностью к энергозатратам. Эмоциональные реакции отличаются адекватностью.

2. Полученные в ходе исследования данные позволяют охарактеризовать детей с компрессионными переломами как достаточно общительных, с нормальной степенью сформированности интеллектуальных функций, достаточной уверенностью в себе, аккуратностью и решительностью, гармонично сочетающих в себе практицизм и эмоциональную сензитивность. Эта группа детей отличается сдержанностью и флегматичностью, так же демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легкую им подчиняемость. Отмечаются более высокие показатели осторожности и рассудительности. Тем не менее, дети этой группы проявляют высокий уровень оптимистичности. Обследованные дети отличаются бодростью, активностью, готовностью к энергозатратам. Эмоциональные реакции отличаются адекватностью.

3. Дети младшего школьного возраста с компрессионным переломом позвоночника обладают большей уверенностью в себе, чем дети со сколиозом, что может быть свидетельством выраженных дефектов позвоночника, заметных окружающим, и сохраняющихся на протяжении длительного времени. Так же, отмечается, что у детей с компрессионным переломом позвоночника более ярко выражены такие качества как спокойствие и оптимистичность, чем у детей со сколиозом.

4. При сравнительном анализе личностных особенностей детей младшего школьного возраста со сколиозом и детей с компрессионным переломом позвоночника были получены данные, свидетельствующие о том, что дети младшего школьного возраста с компрессионным переломом позвоночника обладают большей уверенностью в себе, чем дети со сколиозом. Так же, отмечается, что у детей с компрессионным переломом позвоночника

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

более ярко выражены такие качества как спокойствие и оптимистичность, чем у детей со сколиозом.

Дети и подростки с компрессионным переломом позвоночника имеют специфические личностные особенности, связанные с травмой, а именно снижение эмоциональных реакций в области интеллектуальной деятельности в сочетании с доминантностью и повышенной силой эго, снижение потребностно-настойчивых реакций в ситуациях фрустрации, склонность к фиксации на препятствиях в ситуациях обвинения.

REFERENCES

1. Алиев В. А., Андреева В. П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника // Гигиена и санитария. 2009. № 9. С. 13-16.

2. Горлов А. А., Вишневецкая Е. К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // Педиатрия. 1991. № 1. С. 69-73.

3. Дадаева О.А., Скляренко Р.Т., Травникова Н.Г. Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2003. - № 3. - С.10-14.

4. Хисамутдинова А.Р., Носовец Ю.А. Особенности личности и поведения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата//Ананьевские чтения 2005. Общая тематика. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.