Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
423
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саидвалиева М. Ф

Maqolada kognitiv, hissiy-baholash va qiymatga yo'naltirilgan tarkibiy qismlar mavjudligini nazarda tutadigan turli xil oilaviy hayotga ega bo'lgan yosh turmush o'rtoqlar tomonidan mojaroli vaziyatni tushunish bo'yicha tadqiqot natijalari keltirilgan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study to identify the structure of understanding a conflict situation by young spouses with different length of family life, which presupposes the presence of cognitive, emotional-evaluative and valueorientated components.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

М. Ф. Саидвалиева

ТГПУ им.Низами

ANNOTATSIYA

Maqolada kognitiv, hissiy-baholash va qiymatga yo'naltirilgan tarkibiy qismlar mavjudligini nazarda tutadigan turli xil oilaviy hayotga ega bo'lgan yosh turmush o'rtoqlar tomonidan mojaroli vaziyatni tushunish bo'yicha tadqiqot natijalari keltirilgan.

ABSTRACT

The article presents the results of a study to identify the structure of understanding a conflict situation by young spouses with different length of family life, which presupposes the presence of cognitive, emotional-evaluative and value-orientated components.

В сложных социально-экономических условиях характеризующих современное общество, молодые люди, девушки, юноши, продолжают не только мечтать о создании семьи, рождении детей, «желательно мальчика и девочки», но и делают определенные репетиционные попытки создания семьи, считая, что в гражданском браке можно проверить свою совместимость, крепость отношений, привязанность, умение совместно решать возникающие проблемы различного характера. И только потом возможно создать крепкую, счастливую семью с обязательной регистрацией брака и рождением законных детей.

Однако, не всегда можно решить собственными усилиями и даже призвав на помощь ближайших родственников, друзей, знакомых возникающие проблемы в молодой семье. Поэтому, сегодня важно не только выявить, обозначить основные проблемы, возникающие в молодой семьи, но также хотя бы попытаться найти пути их решения в современных условиях развития российского общества, характеризующегося «нарастающим с конца 80-х гг. распадом государственного социализма и медленным, противоречивым, мозаичным прорастанием на его развали нах новых общественных порядков» [1].

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Основанная на супружеском союзе и родственных связях, в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами она имеет важную форму организации личного быта. С развитием общества изменяются брак и семья. Часто молодые супруги живут не отдельно, а под одной крышей с родственниками (нуклеарные семьи), которые играют важную роль в благополучном проживании молодых людей. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба.

У узбекских многопоколенных семей есть чему поучиться, когда исподволь происходит соединение обычаев, традиций и инноваций. Так, в современной семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи, где отражается сущность в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Ролевое взаимодействие в семье — совокупность норм и образцов поведения одних ее членов по отношению к другим.

В последние годы в Узбекистане укрепление института семьи стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено тем, что испокон веков семья для узбекского народа является святыней, поэтому сегодня, в условиях глобализации, важно сохранить и укрепить институт семьи, как колыбель национальной идентичности. Но это не может быть основанием для общего спокойствия. За последние пять лет количество разводов в Узбекистане увеличилось на 34,5 %. (В городе Ташкенте самый высокий коэффициент разводов — 1,7.) За последние три года число разведенных женщин и детей младшего возраста, лишенных родительской

опеки, возросло многократно. Из-за увеличения количества разводов

проявляется цепочка социальных проблем: неполные семьи, дети-сироты,

матери-одиночки.

Конфликты и конфликтные ситуации совершенно по-разному понимаются и воспринимаются молодыми супругами с разным стажем семейной жизни. Они имеют практическое значение для развития семьи, так как ведут или к конструктивному разрешению конфликта, или к последующему разрушению семьи. Исход зависит от понимания текущих конфликтных ситуаций и возможностей их разрешения семьей. Данный аспект проблемы наиболее полно отражает необходимость рассмотрения специфики понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни. Применительно к обсуждаемой нами теме важно было бы понять, как человек понимает и анализирует ситуацию, сложившуюся в его отношениях с супругом(й), по каким признакам оценивает ситуацию как конфликтную и

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

какие факторы на это влияют. Поскольку в психологии познания понимание рассматривается как мыслительная процедура, направленная не столько на получение нового знания, сколько на смысло образование, приписывание смысла знанию, полученному в процессе мыслительной деятельности, то в исследовании мы анализируем не отношение, а именно понимание супругами конфликтной ситуации. Процесс понимания относится нами к восприятию в широком смысле (восприятие в широком смысле - одна из форм отражения человеком мира, которая неразрывно связана с осмыслением, эмоциональной оценкой, личностными особенностями, мотивами и установками). В данном исследовании понимание конфликта рассматривается нами через социальную ситуацию, которая, на наш взгляд, имеет определенную структуру. Не претендуя на законченность, проанализировав большой объем научной литературы, мы полагаем, что конфликты молодых супругов могут быть выражены через следующую структуру понимания конфликта как социальной ситуации. Понимание конфликтной ситуации молодыми супругами предполагает наличие следующих структурных компонентов: - когнитивный компонент понимания конфликтной ситуации представляет собой совокупность новых знаний, складывающихся из различных представлений супругов о целях и причинах конфликта, о способах разрешения конфликта.

Человек посредством понимания/восприятия конфликтной ситуации стремится к осмыслению различных последствий конфликта, выработке собственного способа реагирования на данную ситуацию; - эмоционально-оценочный компонент отражает рефлексивность знаний и представлений человека в отношении возникшей конфликтной ситуации. Нередко данный компонент включает в себя способность субъекта проблемной ситуации четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения; - ценностно-ориентировочный компонент понимания конфликтной ситуации отражает систему ценностей супругов. Воспринимая себя и другого участника конфликта, человек создает особое видение создавшейся ситуации через призму ценностных ориентаций. Когнитивный компонент включает в себя такие составляющие, как смысл понятия «конфликт» и анализ понимания конкретной конфликтной ситуации. Выделяя составляющую когнитивного компонента «смысл понятия "конфликт"», мы опираемся на мнение А.И. Тащевой [2. С. 145] том, что «интерпретация человеком понятия «конфликт» позволяет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Для выявления особенностей компонентов структуры понимания конфликта как социальной ситуации на каждом из этапов молодого супружества мы выделили 3 группы семей: 1) с семейным стажем до 1 года (выборку составили 34 семьи); 2) с семейным стажем от 1 года до 3 лет (выборку составили 36 семей); 3) с семейным стажем от 3 лет до 5 лет (выборку составила 31 семья). В рамках исследования структурных составляющих когнитивного и эмоционально-оценочного ценностно-ориентировочного компонентов были использованы следующие методики: «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А.И. Тащевой [3. С. 38], «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой [4. С. 486-497] и «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [5].

Понимание конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни выражается через три критерия эмоционально-оценочного компонента: «оценка конфликта», «активность во время конфликта», «отношение к партнеру во время конфликта». Полученные результаты эмпирического исследования позволяют говорить о влиянии стажа семейной жизни молодых супругов на их восприятие и понимание конфликтной ситуации. Эти выводы относятся как к характеристикам, придаваемым конфликту супругами, так и к пониманию конфликтной ситуации, которые наиболее полно отражают особенности когнитивного компонента и его составляющих «смысл понятия "конфликт"» и «анализ понимания конфликтной ситуации». Наблюдается несовпадение восприятия конфликтной ситуации супругами со стажем совместной жизни до одного года и от трех до пяти лет. Наиболее согласованное понимание конфликтной ситуации зафиксировано у супругов, проживших в браке от одного года до трех лет. Их определения конфликта несут одинаковую эмоциональную нагрузку и являются синонимами. В том числе анализ понимания конкретной конфликтной ситуации показал стремление супругов к конструктивному разрешению конфликта. Что же касается групп молодых супругов, проживших в браке до одного года и от трех до пяти лет, то можно сделать вывод о том, что определения конфликта сопровождаются разностью мнений. Анализ восприятия конкретной конфликтной ситуации говорит о нежелании, а нередко и неумении урегулирования конфликтной ситуации в семье. Динамика согласованности ценностных ориентаций, характеризующая ценностно-ориентировочный компонент структуры понимания конфликтной ситуации

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

также зависит от стажа совместной жизни супругов. Наибольшее согласие в значимости ценностных ориентаций для молодых супругов выявлено у семей со стажем совместной жизни от одного года до трех лет. Немалое значение супруги уделяют личным ценностям внутри семейной сферы: развитию себя, духовному удовлетворению. Рассогласованность в значимости семейных ценностей наблюдается у семей, проживших в браке до одного года (в таких сферах семейной жизни, как интимно-сексуальная, личностная идентификация, родительско-воспитательная, эмоционально-психотерапевтическая)

Социальная политика в отношении к молодым семьям, в первую очередь, по мнению экспертов, должна быть направлена на решение жилищных вопросов, совершенствование системы детских дошкольных учреждений и на формирование у молодежи установки на создание крепкой, социально здоровой семьи.

Итак, в силу того, что именно государство в лице своих органов является гарантом, обеспечивающим реализацию важнейших прав своих граждан, можно сделать следующие выводы. Необходимым является создание эффективной системы защиты трудовых прав молодых специалистов и обеспечение молодых семей условиями для организации и развития семейного предпринимательства. Также обязательным является создание условий для реализации своего трудового потенциала молодыми родителями.

REFERENCES

1. Гордон, Л.А. Потери и обретения в России девяностых: историко-социологические очерки экономического положения народного большинства В 2 т. Т. 1. Меняющаяся страна в меняющемся мире: предпосылки перемен в условиях труда и уровне жизни [Текст] / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, М.: Эдиториал УРСС, 2000. 304 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 464с.

3. Меньщикова А.Л. Социально-психологические особенности конфликтной ситуации. СПб.: СПбМАПО, 1999. 55 с.

4. .Практикум по общей, экспериментальной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский [и др.]; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 560с.

5. Khasanova, A. R., & Ismailova, N. I. Mutual coordination of sensorimotor activity for physical development of children with autism spectrum disorders.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

6. Ismailova, N., & Grahova, S. Mythological stories about house-spirit: Themes, structure, psychological particularities.

7. Ismailova, N., Panfilov, A., Ljdokova, G., & Farhatovich, K. Gender aspects of confounding factors in the preparation of powerlifters.

8. Ismailova, N., & Grahova, S. Bylichkas in folklore for children: Psychology of being.

9. Gaifullina, N., Ismailova, N., Makarova, O., Panfilov, A., & Ljdokova, G. Individual psychological singularities of persons with disabling diseases.

10. Ismailova, N., Tsagarelli, Y., & Shumikhin, S. (2017). Computerised system to rate junior athletes' psycho-emotional stability in team and individual sport disciplines. SCOP US00403601 -2017-8-SID85039420339.

11. Ismailova, N., Ljdokova, G., Panfilov, A., Gaifullina, N., & Makarova, O. (2015). Individual psychological singularities of persons with disabling diseases. SCOPUS-2015-7-1-SID84922724007.

12. Tashkent, D. S., Abduazizova, V., & Komilova, G. (2021). Health-Saving Problems of Children and Adolescents in Emergency Situations. Biomedical Journal of Scientific & Technical Research, 38(4), 30634-30636.

13. Камилова, Н. Г., & Соипова, М. Л. (2020). Правовые и социокультурные основы интеграции в общество детей с ОВЗ в Узбекистане. In Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели (pp. 96-103).

14. Шарипова, Д. Д., & Камилова, Н. Г. (2020). Развитие действенной

15. Комилова, Н. Г., & Шарипова, Д. Д. (2018). Повышение эффективности формирования идеологического иммунитета у молодёжи. Наука и образование сегодня, (4 (27)), 58-59.

16. Камилова, Н. Г., & Парпиева, Ш. А. (2018). Деформации ценностно-смысловой системы как фактор дезадаптации личности подростка. М Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества 196-201).

17. Камилова, Н. Г., & Инагамова, Л. У. (2016). Психологические особенности конфликтности во взаимоотношениях студенческой молодежи. М Личность в современном мире (pp. 109-113).

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

18. Khayitov, O. E. (2022). Leading Factors in the Psyche of Adolescent Girls Gymnasts. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 9(1), 610-615.

19. Khayitov, O. E. (2022). Socio-Psychological Views of Eastern Thinkers and Scholars on Management. International Journal of Social Science Research and Review, 5(1), 184-189.

20. Хайитов, О. Э. (2020). Моделирование психологической компетентности руководителя: концептуальный эмпирический анализ. Academic research in educational sciences, (3), 526-540.

21. Хайитов, О. Э. (2020). Рахбарда психологик компетентликни ривожлантиришнинг комплекс модели. Academic Research in Educational Sciences, 7(2), 120-136. ^^^----^^^

22. ХАЙИТОВ, О. (2019). Психологик компетентликни шакллантиришга замонавий ёндашув (назарий жихдт). Фан-Спортга, (1), 59-64.

23. Хайитов, О. Э. (2019). Научное обоснование формирования социального статуса молодежи в контексте акмеологических взглядов. Вопросы педагогики, (11-1), 261-264.

24. Каримова, В. М., & Хдйитов ОЭ, О. Г. Иктисодий психология ва психологик иктисод тугрисида. Ицтисодиёт ва таълим, 2007(4), 145-150.

25. Hayitov, O. E., & Eshboev, A. O. (2019). Sports marketing in Uzbekistan: problems and prospects. Economics, (5), 43.

26. HAYITOV, O. E. (2021). CHARACTERISTIC OF STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCY OF A LEADER. International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences, 1(1), 119-131.

27. Хайитов, О. Э. (2021). РАХБАР ПСИХОЛОГИК КОМПЕТЕНТЛИГИНИНГ ТАРКИБИЙ КОМПОНЕНТИ: УСТУВОР ПСИХОЛОГИК СИФАТЛАРДАН ИЖТИМОИЙ ЙУНАЛГАНЛИК САРИ. Academic research in educational sciences, 2(6), 1212-1226.

28. Эшбоевич, Х. О. (2020). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАСИ УРТА БУГИН РАХБАРИ ПСИХОЛОГИК КОМПЕТЕНТЛИГИНИ ОПТИМАЛЛАШТИРИШНИНГ КОМПЛЕКС МОДЕЛИ. Современное образование (Узбекистан), (9 (94)), 38-47.

29. Исаева, У., & Джалилова, С. (2018). The usage of new pedagogical technologies in lessons. Молодой ученый, (5), 169-171.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

30. Халикова, Ш. Т. (2021). РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. Проблемы науки, 9(68), 62-64.

31. Халикова, Ш. Т., & Саматова, З. К. (2021). ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ. "ZAMONAVIY TA "LIM TIZIMINI RIVOJLANTIRISH VA UNGA QARATILGANKREATIVG"OYALAR, TAKLIFLAR VA YECHIMLAR", 503505.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.