Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Н. Ю. Верхотурова
доцент, кандидат психологических наук, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева (г.Красноярск, Россия)
АННОТАЦИЯ
В статье представлен теоретический анализ проблемы изучения эмоциональной грамотности как проявления эмоциональной компетентности личности, раскрывающейся в обобщенном комплексе способностей регуляции, контроля и управления эмоциональным реагированием в различных ситуациях практической деятельности и социального взаимодействия. Раскрывается генезис взглядов на проблему необходимости изучения эмоциональной грамотности, выступающей кумулятивным продуктом полифункциональной деятельности эмоционального интеллекта человека. Обосновывается необходимость изучения эмоциональной грамотности как целостного интегративного результата иерархического становления и усложнения динамической полифункциональной системы эмоциональной компетентности личности.
ABSTRACT
The article presents a theoretical analysis of the problem of studying emotional literacy as a manifestation of personal emotional competence, disclosed in a generalized complex of abilities to regulate, control and manage emotional reactions in various situations of practical activity and social interaction. The article reveals the genesis of views on the problem of the necessity of studying emotional literacy, acting as a cumulative product of the multifunctional activity of the emotional intelligence of the person. The necessity of studying emotional literacy as a holistic integrative result of hierarchical formation and complication of the dynamic multifunctional system of emotional competence of a person was substantiated.
Эмоциональные процессы представляют собой важнейший класс психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависят физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
здоровье, а также успешность субъекта во всех видах его жизнедеятельности. Накопление и расширение эмоционального опыта, его отработка, закрепление и модификация под влиянием целенаправленно организованного обучения и воспитания, а также воздействие культуральных и конвенциональных норм, принятых в определённом обществе, последовательно приводят к формированию значительной группы способностей, знаний и умений, раскрывающих эмоциональную грамотность личности в управлении своим эмоциональным реагированием и характеризующих поведение субъекта с точки зрения его разумности, сознательности, критичности, регуляции, самоконтроля и самоуправления. Наличие эмоциональной грамотности, в свою очередь, определяет социальную зрелость личности, раскрывающуюся в её эмоциональной компетентности при взаимодействии с социальным окружением.
Интегративная представленность способностей, обеспечивающих эмоциональную компетентность человека, сегодня рассматриваются в перечне социально-значимых качеств личности, востребованных современным обществом, поскольку именно они обеспечивают субъекту успешность выполнения социальных ролей, реализацию ключевых жизненных функций в деятельности, поступках, взаимоотношениях с окружающими, а следовательно, должны явиться предметом пристального внимания со стороны специалистов по их своевременному изучению, оценке зрелости, организованному сопровождению и целенаправленному формированию средствами специально разработанных программ и технологий.
С понятием «эмоциональная грамотность» личности тесно связано представление об эмоциональном интеллекте, то есть целенаправленном повышении социальной и эмоциональной компетентности в эмоциональной регуляции поведения и управлении эмоциональным реагированием в различных ситуациях окружающей действительности и социального взаимодействия. Анализ исследований последних лет позволяет утверждать, что социальная адаптация личности, её успешность, гибкость и мобильность во многом определяется уровнем сформированности эмоциональной компетентности, раскрывающейся в обобщённом комплексе способностей регуляции и управления эмоциональным реагированием различных видах практической деятельности и социального взаимодействия.
Наблюдаемый рост научных исследований и появившихся за последнее десятилетие публикаций и защищённых диссертаций, посвящённых разным
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
аспектам проблемы эмоционального интеллекта, свидетельствуют о высокой теоретической значимости и практической ценности психологического знания в данной области. В связи с развитием интереса в научном знании к исследованиям успешности человека конструкт эмоционального интеллекта получил своё признание с точки зрения его утилитарного прикладного значения и практической пользы в различных сферах жизнедеятельности личности. Перспективность и обоснованность исследований эмоционального интеллекта показаны во множестве работ, выполненных отечественными и зарубежными психологами в различных направлениях психологии.
В исследованиях отечественных и зарубежных учёных была показана роль эмоционального интеллекта в адаптации к новым социальным условиям (И.Н.Андреева, Т.С. Киселева, R. Bar-On и др.); в межличностном взаимодействии (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, J.D. Mayer, P. Salovey и др.); в регулировании конфликтных и фрустрационных ситуаций (Т.С. Киселева, А.К. Кравцова, А.С. Петровская и др.); в управлении эмоциональным реагированием (И.Н. Андреева, Н.Ю. Верхотурова, Т.С. Киселева, Т.В. Манянина, А.С. Петровская, Е.С. Синельникова и др.). В работах авторов обосновывается роль эмоционального интеллекта как важнейшего фактора успешности жизнедеятельности человека, эффективности межличностного взаимодействия; предпосылки его психического и физического здоровья. Подчёркивается адаптивная, здоровьесберегающая и стрессозащитная функции эмоционального интеллекта, доказывается его ведущая роль в структуре психологической культуры и успешной социализации личности. Особое внимание уделяется авторами регулятивному функционалу эмоций и управлению ими.
Началом научных эмпирических исследований эмоционального интеллекта явились эксперименты Эдварда Торндайка (1920) по изучению социального интеллекта, как многогранного образования, а также концепция практического интеллекта Р. Стенберга, в основе которой была положена идея понимания интеллекта как способности к адаптации, необходимая человеку для его приспособления к окружающей среде.
Большое значение для развития учения об эмоциональном интеллекте оказала концепция множественного интеллекта Говарда Гарднера (1983). В разрез с существующим на тот период времени мнением, учёный доказал, что на эффективность выполнения деятельности помимо когнитивных способностей, раскрывающих узко интеллектуальные свойства, оказывают
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
влияние и другие интегративные способности, тесно связанные с когнитивными, но не ограниченные только ими. Учение Г. Гарднера стимулировало укрупнение предметного поля выделяемых способностей и их дифференциацию; определило последующие исследовательские интересы учёных в изучении феномена социального и эмоционального интеллекта.
Предпосылками научного исследования эмоционального интеллекта стали работы К.Э. Изарда, П. Экмана. Авторы разработали дифференциальную теорию эмоций, впервые описали мимические схемы для ряда эмоций, положили основы для развития учения о понимании экспрессивного выражения эмоциональных реакций, а также изучения теории эмоциональной регуляции. В рамках данного направления отечественными и зарубежными учеными проведен целый цикл экспериментальных исследований по изучению феноменологической сущности и структурного содержания эмоций; поиску факторов, моделей, механизмов и индикаторов их регуляции, контроля и управления.
Указания на необходимость изучения и формирования способностей эмоционально компетентного поведения наравне с другими социально-значимыми качествами личности прослеживаются в работах А. Маслоу, А. Бандуры. К. Роджерса. В работах авторов подчёркивается идея возможности формирования умений эффективного управления своим поведением в соответствии со знанием социальных и индивидуальных особенностей своей жизни.
Несмотря на имеющийся практический интерес специалистов на разных исторических этапах развития общества, активное научное исследование данной проблемы началось сравнительно недавно. Идея эмоционального интеллекта впервые была предложена и разработана в 1990 году Джоном Мэйером (Mayer J.D.) и Питером Сэловеем (Salovey P.). В работах авторов эмоциональный интеллект понимается как вид социального интеллекта, направленный на анализ эмоциональной информации, обеспечивающей успешное понимание эмоций, их распознавание и использование для направления мышления и действий. В структуре эмоционального интеллекта в качестве основополагающих учёные выделяли следующие способности: 1) возможность оценки и экспрессивного выражения эмоций; 2) эмоциональные знания, способствующие пониманию и регуляции эмоций, 3) способность использовать эмоции для направления мышления и действий. По мнению авторов, представленный перечень эмоциональных способностей оказывает
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
прямое влияние на эффективность и результативность деятельности человека, содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Е.Д. Огурцова (2016) под эмоциональным интеллектом понимает чётко определяемую и измеряемую способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. В структуре эмоционального интеллекта автор выделяет следующие способности: 1) распознание собственных эмоциональных реакций; 2) умение владеть эмоциональными реакциями; 3) самомотивация; 4) понимание эмоциональных реакций других людей.
Анализ теоретических подходов к пониманию сущности эмоционального интеллекта позволяет говорить о том, что в качестве «смыслового стержня» данного понятия большинством исследователей рассматриваются различные аспекты эмоциональной грамотности человека, его эмоциональной зрелости. Наличие эмоциональной зрелости, в свою очередь, гарантирует сформированность определённых интегративных качеств личности, ее эмоциональных способностей и определённый уровень её адаптации к социальному окружению. Не вызывает сомнения, что социальная адаптация личности во многом определяется уровнем сформированности эмоциональной компетентности, раскрывающейся в обобщённом комплексе способностей управления эмоциональным реагированием в различных ситуациях социального взаимодействия.
Понимание эмоциональной компетентности как сложной прижизненно развивающейся системы строится на фундаменте теоретико-методологических идей и положений Л.С. Выготского, 1983; А.В. Запорожца, 1985; Б.В. Зейгарник, 1989; А.Н. Леонтьева, 1975; С.Л. Рубинштейна, 1946 и других. В рассматриваемых учениях подчеркивается детерминирующая роль социальной опосредованности в становлении психологических механизмов эмоциональной регуляции поведения, характеризующих поведение субъекта с точки зрения его разумности, сознательности, критичности, контролируемости и управляемости - выступающих показателем общей психической, эмоциональной и личностной зрелости. В русле данных теоретических положений, решающее значение в становлении способностей эмоциональной регуляции поведения отводится процессам научения, результатом которого является формирование эмоциональной грамотности личности.
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
На необходимость развития эмоциональной составляющей личности указывали многие ученые. Великий педагог И.Г. Песталоцци (1782) отмечал: «Самое главное - это научить детей владеть своими чувствами ...». Знаменитый просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо писал: «Страдание - это первая вещь, которой ребёнок должен научиться, и это умение ему понадобиться больше всего... Необходимо снабдить ребёнка средствами, которые позволили бы ему управлять своими эмоциями, научить выходить из такого рода переживаний, направляя и переключая их на определённые действия, дела, занятия» [11, с. 75]. Интерпретируя высказывание Ж.-Ж Руссо, можно полагать, что под «средствами управления эмоциями» учёным понимается интегративный комплекс умений, способностей личностно-значимых и социально-востребованных, которые необходимо целенаправленно формировать в детском возрасте, поскольку эти способности «понадобятся больше всего» в жизни. По своей сути, речь идёт о социально значимых компетенциях эмоционального реагирования, необходимых каждому человеку для его общего соматического и психологического благополучия, полноценного функционирования в обществе и успешной социализации.
В работе «Воспитание эмоционального поведения» Л.С. Выготский говорил о необходимости регулировать становление эмоционально-чувственной сферы детей средствами организации образовательной среды. В качестве основного условия для реализации управления эмоциональным реагированием он определял воспитательный процесс: «Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. ... Что касается воспитания эмоций в собственном смысле этого слова, то насущной педагогической задачей является овладение эмоциями, т.е. такое включение их в общую сеть поведения, когда бы они тесно связались со всеми другими сторонами психики...» [6, с. 107].
На важность эмоциональной регуляции в развитии ребёнка указывал С.Л. Рубинштейн: «Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. эмоции не развиваются сами по себе., поэтому основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направлять и регулировать через деятельность, в которой они проявляются и формируются» [10, с. 585-586]. Учёный подчеркивает не только необходимость сопровождения процесса становления эмоциональной регуляции поведения, но и указывает на возможность формирования данных способностей только в процессе
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
преобразующей деятельности путем самостоятельного накопления персонального практического опыта.
На необходимость целенаправленного формирования способностей личности управлять своим эмоциональным реагированием указывали многие отечественные и зарубежные ученые, определяя для этого разные условия, средства и механизмы. Проанализированные работы позволяют рассматривать эмоциональную компетентность как группу интегративных способностей эмоциональной грамотности личности, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека и раскрывающихся в умениях регуляции, контроля и управления своим эмоциональным реагированием в различных видах практической деятельности и социального взаимодействия. Зрелая эмоциональность личности и способность управления своим эмоциональным реагированием являются одним из важнейших условий эффективной ориентации человека в мире, его адаптации в социуме и успешной социализации в условиях современного общества.
REFERENCES
1. Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта: автореферат дис. ... на соискание уч. степ. доктора психол. наук. Минск, 2017.
2. Верхотурова Н.Ю.Формирование умений управления эмоциональным реагированием младших школьников с нарушением интеллектуального развития: монография/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 208 с.
3. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования//Вестник российского университета дружбы народов: научный журнал. Серия Психология и педагогика. Москва, 2012. № 1. С. 94-99.
4. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: предпосылки и перспективы исследования // В сборнике: Диада майских конференций - 2021. Сборник содержит материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Власть, бизнес, образование: шаг в будущее» и II Международной научно-практической конференции «Искусственный интеллект: техногенность против социальности», 2021, СФУ -Красноярск, - С. 43-52.
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
5. Верхотурова Н.Ю., Бардецкая Я.В. Психология и психофизиология эмоций: учебное пособи/ под ред. Н.Ю. Верхотуровой - Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 376 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
7.Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: автореферат дис. ... на соискание уч. степ. канд. психол. наук. Томск, 2010.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. С. 585-586.
9. РуссоЖ.- Ж. Педагогическиесочинения. - М., 1981, Т.1. С. 75.
10.VerkhoturovaN.Y. Competence-based approach: prerequisites and prospects for studying the mechanisms of managing the emotional response of schoolchildren. E3S Web of Conferences, 284, 09014 (2021). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128409014
11. MayerJ.D. The intelligence of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey // Intelligence.N.Y. 1993. P. 433-442.