Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОСОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Н. В. Кухтова
доцент, кандидат психол.наук, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Е. А. Микодина
аспирант кафедры психологии Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
ABSTRACT
The article considers prosocial behavior, particularly responsive behavior, as consisting of three specific subtypes of actions oriented toward other people: helping, sharing and comforting is prosocial behavior. It is noted that prosocial behavior can be distinguished from other forms of behavior based on identification and response to the needs of another person: instrumental, material, emotional.
Просоциальное поведение является неотъемлемой частью человеческой жизни, играя важную роль в успешном социальном взаимодействии людей (Dekovic & Janssens, 1992; Eisenberg, Fabes, et al., 1996; Hampson, 1984; Raviv, Bar-Tal, Ayalon, & Raviv, 1980). Несмотря на растущий интерес к природе такого поведения, большинство исследований сосредоточено на изучение взрослых, подростков и молодежи. В результате, природа самых начальных форм просоциального поведения и их траектория развития не были достаточно изучены.
Принято считать, что просоциальное поведение появляется в течение первых двух лет жизни и может принимать различные формы, включая помощь, обмен, утешение и сотрудничество (Brownell, Svetlova, & Nichols, 2009; Eckerman, Whatly, & Kutz, 1975; Reingold, Hay, & West, 1976; Svetlova, Nichols & Brownell, in press; Warneken &Tomasello, 2006; Zahn-Waxler, Radke-Yarrow, Wagner, & Chapman, 1992) [3]. Однако то, как поведение продолжает развиваться после своего первоначального появления, менее понятно.
Многие исследователи предполагают, что просоциальное поведение должно становиться более сложным по мере взросления детей и начинает чаще проявляться (например, Eisenberg & Fabes, 1998; Eisenberg, et al., 2006), в том
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
числе развивает социальные когнитивные способности (Eisenberg & Chapman, 2006, Brownell & Carriger, 1990; Brownell, Ramini, Zweras, 2006; Hoffman, 1982, 2000; Svetlova, et al., in press; ZahnWaxler et al., 1992). Ряд исследований предполагает, что после первоначального появления просоциального поведения, оно должно уменьшаться по мере того, как дети становятся более избирательными и контролируемыми (например, Hay, 1994; Hay, Castle, Davies, Demetriou, & Stimson, 1999) [3].
Было высказано предположение, что отсутствие дифференциации между множественными типами просоциального поведения привело к несоответствиям в обсуждениях его развития (Batson, 1991; Clark, 1991; Eisenberg & Fabes, 1998; Eisenberg, et al., 1999; Hay & Cook, 2007). Действительно, различные тенденции развития (Radke-Yarrow, Zahn-Waxler & Chapman, 1983) и корреляции (Eisenberg-Berg & Hand, 1979) наблюдались для различных типов просоциального поведения [3]. Таким образом, один из способов начать выяснение природы его раннего проявления заключается в том, чтобы использовать результаты предыдущих исследований для выдвижения гипотезы о конкретных видах поведения, составляющих общую категорию, а затем систематически исследовать его существующие формы в раннем развитии, и в их взаимоотношениях друг с другом.
Так, просоциальное поведение можно отличить от многих других форм поведения, потому что оно является реакцией, основанной на наблюдении и интерпретации демонстрации потребности другого человека. Однако не все потребности одинаковы и проявляются в различных формах, требуя определенных способностей. Например, потребности более высокого порядка, такие, как забота, способность к самопожертвованию [1] характеризуют просоциальное поведение.
В том числе, Kristen Ann Dunfield et al. в настоящее время предполагают, что просоциальное поведение можно отличить от других форм поведения на основе идентификации и реагирования на потребности другого человека. Их существует целый ряд, в частности, они могут быть:
- инструментальные потребности, при которых задачей является завершение поведения, направленного на достижение цели;
- материальные потребности, направленные на получение необходимого ресурса;
- эмоциональные потребности, выявляющие необходимость в облегчении неприятного аффективного состояния [3].
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
Инструментальные потребности могут быть удовлетворены путем предоставления как материальной, так и инструментальной помощи (Warneken & Tomasello, 2006), а эмоциональные - с помощью инструментального, материального (например, Vaish, Carpenter, & Tomasello, 2009) или эмоционального (например, Zahn-Waxler et al., 1992) вмешательств. [Redefining Prosocial Behaviour: The Production of Helping, Sharing, and Comforting Acts in Human Infants and Toddlers by Kristen Ann Dunfield] [3].
В связи с этим исследователи предположили, что существует три специфических вида просоциального поведения, которые могут облегчить удовлетворение каждой из этих потребностей. И в следствии выше сказанного можно рассматривать три конкретных типа реагирования, относящихся к каждой из трех потребностей (см. рис.).
Рисунок - Типы просоциального реагирования
1) Помощь - выявляет и удовлетворяет инструментальную потребность (например, признание и реагирование на неспособность другого человека выполнить конкретное действие, направленное на достижение цели).
2) Утешение - выражает и удовлетворяет эмоциональную потребность (например, признание и реагирование в ответ на наблюдение за негативным аффективным состоянием другого человека). Так, утешение требует способности распознавать негативное аффективное состояние у другого человека, различать свой собственный опыт переживания дистресса и опыт другого человека, определять причину эмоционального расстройства и, что
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
особенно важно, выбирать индивидуальную реакцию, которая поможет человеку почувствовать себя лучше (Hoffman, 1982; 2000).
3) Обмен - позволяет удовлетворить материальную потребность (например, признание и реагирование на отсутствие у другого человека желаемого) [2].
Есть основания полагать, что помощь, обмен и утешение требуют способности принимать точку зрения другого и потребность действовать от его имени, однако специфическая природа выбора решения и его мотивация может варьировать в зависимости от подтипов.
Дифференциация между тремя подтипами просоциального поведения, основана на первоначальной потребности, которую дети должны выявить, так как во всех случаях поведение может быть одинаковым, но способствовать удовлетворению различных потребностей. Более того, еще одна причина для дифференциации на основе первоначальной нужды, на которую реагирует ребенок, заключается в том, что одна и та же потребность может быть удовлетворена различными видами поведения.
Важно отметить, что каждый из трех типов просоциального поведения основывается на первоначальных ситуационных и/или эмоциональных интерпретациях. Так, ребенок должен определить потребность и инициировать просоциальное поведение; это важно, потому что фактическое инструментальное поведение, которое он осуществляет, может пересекаться с различными его категориями. Например, инструментальное (Svetlova, et al.) или материальное (Vaish, Carpenter, & Tomasello, 2009) вмешательство может облегчить эмоциональную потребность; однако, поскольку дети обращают внимание и пытаются ее удовлетворить, такое поведение следует дифференцировать как утешительный акт, а не помощь или обмен. Таким образом, общая категория просоциального поведения подразумевает основное намерение предоставить пользу другому человеку, но при этом она разделяется в зависимости от конкретной потребности, на которую он реагирует [3].
При этом, просоциальное поведение является действием, направленным на благо другого, поскольку это самый очевидный способ принести пользу и в следствии этого удовлетворить потребности, а не поступить демонстративно.
Таким образом, просоциальное поведение - это разнообразная группа действий, которые являются неотъемлемой частью социальной жизни. На основе зарубежных исследований показано, что можно выделить просоциальные типы реагирования: помощь, утешение и обмен, которые
Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий
личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс
экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"
позволяют удовлетворить определенные потребности (инструментальные, эмоциональные и материальные соответственно).
REFERENCES
1. Вайнштейн Л.А. Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Общая психология: учебник. - Минск: Соврем. шк., 2009. - 512 с.
2. Крайг Г. Психология развития / Пер с англ. Малыгина Н. и др.; Общ. науч. ред. Алексеев А.А. 7-е междунар. изд - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
3. Dunfield K.A. Redefining prosocial behaviour: the production of helping, sharing, and comforting acts in human infants and toddlers / by a thesis submitted to the department of psychology in conformity with the requirements. - Queen's University Kingston, Ontario, Canada, 2010, р.175.