Научная статья на тему 'КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО'

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М И. Аликин, С Ю. Каташин, Н В. Лукьянченко

Авторы определяют важность каузальной атрибуции как когнитивного аспекта мотивации и приводят результаты исследования причинного анализа школьниками-единоборцами ситуаций успеха и неуспеха в тренировочном процессе, в общении спортсмена с тренером и в соревновании. Описываются общие тенденции оценок влияния на причины успеха и неуспеха самого спортсмена и тренера, и стабильности действия этих причин. Анализируются взаимосвязи характеристик каузальной атрибуции единоборцев и делается вывод о системообразующей роли в их структуре атрибутирования участникам коммуникации тренер-спортсмен способности влиять на взаимопонимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors define the importance of causal attribution as a cognitive aspect of motivation and present the results of a study of the causal analysis by schoolchildrenmartial artists of situations of success and failure in the training process, in the communication of an athlete with a coach and in competition. The general tendencies of assessing the influence on the reasons for the success and failure of the athlete and the coach, and the stability of the action of these reasons are described. The interrelationships of the characteristics of the causal attribution of combatants are analyzed and a conclusion is made about the system-forming role in their structure of attribution to the communication participants, the coach-athlete of the ability to influence mutual understanding.

Текст научной работы на тему «КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО

М. И. Аликин

аспирант Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.

С. Ю. Каташин

тренер муниципального автономного образовательного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа по видам единоборств ", г. Красноярск.

Н. В. Лукьянченко

кандидат психологических наук, доцент, Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск.

АННОТАЦИЯ

Авторы определяют важность каузальной атрибуции как когнитивного аспекта мотивации и приводят результаты исследования причинного анализа школьниками-единоборцами ситуаций успеха и неуспеха в тренировочном процессе, в общении спортсмена с тренером и в соревновании. Описываются общие тенденции оценок влияния на причины успеха и неуспеха самого спортсмена и тренера, и стабильности действия этих причин. Анализируются взаимосвязи характеристик каузальной атрибуции единоборцев и делается вывод о системообразующей роли в их структуре атрибутирования участникам коммуникации тренер-спортсмен способности влиять на взаимопонимание.

ABSTRACT

The authors define the importance of causal attribution as a cognitive aspect of motivation and present the results of a study of the causal analysis by schoolchildren-martial artists of situations of success and failure in the training process, in the communication of an athlete with a coach and in competition. The general tendencies of assessing the influence on the reasons for the success and failure of the athlete and the coach, and the stability of the action of these reasons are described. The interrelationships of the characteristics of the causal attribution of combatants are analyzed and a conclusion is made about the system-forming role in their structure of

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

attribution to the communication participants, the coach-athlete of the ability to influence mutual understanding.

Развитие личности в детском возрасте предполагает проживание опыта различных ситуаций и формирование внутренней системы координат их понимания. Отношение к успеху и неуспеху, сформированное в детские годы, становится значимым фактором взрослых стратегий самореализации. Через субъективную интерпретацию (оптимистическую или пессимистическую) «просеивается» событийная реальность жизнедеятельности. Подтверждением являются данные исследований о том, что даже при крайне неблагоприятных внешних условиях некоторые люди не прекращают действий по достижению желаемого успеха, не теряя инициативности и оказывая устойчивое сопротивление состоянию беспомощности [3].

Согласно М. Селигману, основным механизмом, определяющим характер интерпретации происходящего, является каузальная атрибуция (причинное приписывание) [3] или, иными словами, то, в чём видит человек причины происходящего. Являясь когнитивной составляющей мотивационного процесса, причинный анализ играет существенную роль в детерминации поведения человека [1, 5].

При исследовательской операционализации феномена каузальной атрибуции психологи выделили в качестве ключевых её характеристик локус (внутренний и внешний) и стабильность (вероятность повторения) причины [7]. Способствующим мотивации достижения стилем атрибуции является приписывание внутренних причин успешным исходам действий и нестабильных причин неуспешным исходам [5]. Однако со временем пришло понимание, что причинный анализ имеет более сложную структуру в ситуациях с разделённой ответственностью, то есть таких, где результат определяется совместными усилиями, зависит не только от субъекта интерпретации [2; 6]. Сюда относятся ситуации взаимодействия руководитель-подчинённый, педагог-ученик и т.п.

Для многих школьников включение в спортивную деятельность является важнейшей составляющей процесса формирования и социализации личности. А спортивная деятельность реализуется именно в такого типа ситуациях с ключевым аспектом совместной ответственности за результативность тренера и спортсмена [4].

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Выше сказанное определяет актуальность исследования причинного анализа юными спортсменами ситуаций успеха и неуспеха. Такое исследование было проведено нами на базе спортивной школы единоборств.

В качестве методического обеспечения исследования использовалась анкета со шкальной формой ответов. Респондентам предлагалось проанализировать с точки зрения причинности успешные и неуспешные исходы ситуаций тренировки, общения с тренером и соревнования. Оценивалось: в какой мере причина успеха/неуспеха зависит от самого респондента, насколько она зависит от тренера и насколько часто она будет повторяться в будущем (от «никогда» до «всегда»). Все оценки давались методом выбора значений на шкалах от «-3» до «3». Математическая обработка данных включала описательную статистику (определение средних значений) и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена.

В исследовании приняли участие 44 занимающихся тхэквондо воспитанника спортивной школы от 9 до 12 лет. Из них 27 мальчиков и 17 девочек.

В таблице 1 представлены средние значения данных респондентами оценок, отдельно по выборкам мальчиков и девочек. «Фактор Я» - это оценки зависимости причины успеха/неуспеха от самого респондента, «Фактор тренера» - это оценки зависимости успеха/неуспеха от тренера, «Стабильность» - это оценки вероятности повторения причины успеха/неуспеха в будущем.

Таблица 1

Средние значения параметров каузальной атрибуции

Респонденты Успех Неуспех

(пол) Фактор Фактор Стабиль- Фактор Фактор Стабиль-

Я тренера ность N Я тренера ность

Тренировка

Мальчики 2,00 0,56 1,04 1,78 0,70 0,74

Девочки 2,24 0,76 1,18 1,88 1,18 0,41

Общение с тренером

Мальчики 1,22 1,67 0,78 1,33 0,26 0,70

Девочки 1,88 1,29 1,18 1,41 0,59 1,00

Соревнования

Мальчики 2,08 1,62 1,46 2,12 -0,62 -0,84

Девочки 2,81 1,19 2,25 2,56 -0,25 -1,25

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Как видим, фактор собственного влияния респонденты оценивают высоко, характеризуя ситуации успеха в тренировочном процессе и на соревнованиях. Причём девочки зависимость успеха от собственных усилий оценивают выше, чем мальчики, а для ситуации соревнования считают её практически абсолютной. Для ситуации неуспешности тренировки фактор собственной «виноватости» видится несколько меньшим, чем для успеха. А для ситуации соревнования собственная ответственность за результат в случае негативного исхода в понимании респондентов почти такая же, как в случае положительного результата. Фактор тренерского влияния оценивается ниже как для ситуаций успеха, так и для ситуаций неуспеха. А для ситуации успеха на соревновании его оценка и вовсе имеет отрицательное значение. В общей тенденции получается, что для респондентов в успехе решающее значение имеют собственные усилия, хотя и тренерский вклад играет некоторую роль, в неуспехе я немного виноват, но не очень, а тренер ещё меньше. А в соревновании неуспех, если случается, то вопреки усилиям тренера. Оценки стабильности для ситуаций успеха можно характеризовать как средние, а у девочек в случае соревнования как близкие к высокому уровню. Стабильность неуспеха видится респондентам гораздо меньшей, чем успеха, а для ситуации соревнования имеет уровень маловероятности. Такие данные говорят о вере в успешность в спортивной деятельности, причём у девочек она заметно выше, чем у мальчиков. Неуспех при этом выглядит несколько «бесхозно»: никто в нём особенно не виноват, и в перспективе он имеет немного шансов для повторения.

Собственную способность влиять на результативность общения с тренером респонденты оценивают ниже, чем влияние на результаты тренировок и соревновательных поединков. Но влияние тренера оценивается ещё ниже. По мнению респондентов, ответственность за обеспечение взаимопонимания у обеих сторон взаимодействия ниже в случае негативного результата общения, нежели в случае коммуникативной продуктивности. Интересно, что вероятность положительного и отрицательного результата общения с тренером юными единоборцами оценивается практически одинаково (близкие значения по показателю стабильности).

В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа, отражающего структуру взаимосвязи составляющих каузальной атрибуции. В таблице отражены только значимые корреляционные связи (их знак и уровень значимости).

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Таблица 2

Взаимосвязь показателей характеристик каузальной атрибуции

Трени ровка Общение Соревнования

успех неуспех успех неуспех успех неуспех

я т с я т с я т с я т с я т с я т с

Тренировка успех я + * + *

т + * + ** + *

с + ** + * + **

X е п я + *

т + + _* +

о у е К * * **

с + *

Общение успех я + * + ** + ** + * + *

т + * + * + * + * + * + **

с + ** + **

неуспех я + * + ** + ** + **

т + * + * + * + * + *

с + * + * + **

Соревнование успех я + * _* + ** + ** + * + **

т + ** + * + ** + *

с + ** + ** + *

не я + + + +

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

* ** * **

т + * + ** + * + *

с + * + **

Примечание: я - фактор Я, т - фактор тренера, с - стабильность причины; «+» - прямая корреляционная связь, «-» - обратная корреляционная связь; * - уровень значимости 95%, ** - уровень значимости 99%.

Анализировать полученные корреляционные связи целесообразно блоками.

В блоке «Показатели каузальной атрибуции тренировки с показателями каузальной атрибуции тренировки» значимые связи отсутствуют.

В блоке «Показатели каузальной атрибуции соревнования с показателями каузальной атрибуции соревнования» показатель собственного влияния в ситуации успеха связан с аналогичным показателем в ситуации неуспеха и с показателем стабильности успеха. Иными словами, респонденты, полагающие, что победа в соревновании зависит от них самих, столь же высоко оценивают свою ответственность за поражение и верят в стабильные перспективы успешных выступлений в будущем.

В блоке «Показатели каузальной атрибуции тренировки с показателями каузальной атрибуции соревнования» определились следующие связи. Стабильность успеха на тренировке положительно связана со стабильностью успеха на соревновании и с ощущением личного вклада в победу на соревновании. Оценка влияния тренера в ситуации успешного тренировочного процесса положительно связана с оценками его влияния как в случае успеха, так и в случае неуспеха единоборца в соревновании. Стабильность неуспеха на тренировке связана со стабильностью неуспеха на соревновании. Оценка влияния тренера на успешность тренировочного процесса связана с оценками его вклада как в успех, так и в неуспех на соревновании. А более высокие оценки ответственности тренера в неуспешности тренировочного процесса связаны с более высокими оценками его ответственности за неуспех н соревновании и сниженной оценкой своего влияния на соревновательную успешность. Как видим, оценка меры своего влияния на результат соревнования связана у респондентов не с оценкой роли их собственных усилий на тренировке, а с тем, насколько стабильным видится им успех в

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

тренировке, и с тем, насколько тренер, по их мнению, не испортил тренировочный процесс.

В блоке корреляций «Показатели каузальной атрибуции общения с показателями каузальной атрибуции общения» оценки собственного влияния на продуктивность общения положительно связаны с оценками своей ответственности за коммуникативную неуспешность и оценками влияния на продуктивность коммуникации тренера. То есть те респонденты, которые видят свою роль в обеспечении положительного качества общения, в тренере также видят влиятельного коммуникативного партнёра и при этом способны брать на себя ответственность за недостаток взаимопонимания. Оценки тренерского вклада в успешность коммуникации также положительно связаны с оценками его ответственности за негативные аспекты общения.

В блоке корреляций «Показатели атрибуции общения с показателями атрибуции тренировки» наблюдается интересная структура связей. Оценка вклада тренера в успешность коммуникации положительно связана с оценками его вклада в успешность тренировочного процесса и вклада в соревновательную успешность респондента и одновременно с показателями вклада тренера в неуспешность общения. Важно, что показатель оценки вклада тренера в продуктивность общения положительно связан с оценкой своего вклада в успех тренировки и общения. То есть респонденты, которые полагают, что тренер вносит значительный вклад во взаимопонимание, высоко оценивают его роль и в собственно спортивных аспектах их жизнедеятельности, а также высоко оценивают свою личную ответственность за продуктивность тренировочного процесса.

В блоке корреляций «Показатели каузальной атрибуции общения с показателями каузальной атрибуции соревнования» показатель собственного влияния на продуктивность общения положительно связан с показателями собственной ответственности как в успехе, так и в неуспехе в соревновательных поединках, а также с показателем влияния тренера на соревновательный успех. Показатель вклада тренера в дефицитарный аспект общения положительно связан с оценкой своего ответственности за неуспех в соревновании. Показатель своей ответственности в недостаточном взаимопонимании положительно связан с оценками ответственности за неспешность в тренировочном процессе, за успешности и неспешность в соревновании.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Показатели стабильности в общей тенденции связаны между собой, что свидетельствует о наличии индивидуальных склонностей респондентов видеть либо большую стабильность, либо большую вариативность происходящего.

Анализ результатов исследования позволяет определить следующие тенденции в структуре причинного анализа ситуаций спортивной деятельности школьников, занимающихся тхэквондо.

Юные единоборцы высоко оценивают своё влияние на успешность тренировочного процесса и выступления на соревновании, и в меньшей степени считают себя ответственными за продуктивность общения с тренером. Личная ответственность за неспешность оценивается высоко для ситуаций соревнования и несколько ниже для ситуаций тренировки. Для ситуаций неуспеха в общении с тренером личная ответственность признаётся, но оценивается не очень высоко. Девочки в целом Уценивают свою личную ответственность за исход различных ситуаций выше, чем мальчики. Влияние тренера видится респондентам в успешном исходе соревнований и общения с тренером. Во всех остальных ситуациях оно оценивается как невысокое или даже отсутствующее в случае неуспеха на соревновании.

В структуре взаимосвязи характеристик причинного анализ системообрзующим является оценка влияния как своего, так и тренера на взаимопонимание в общении. В целом можно говорить о том, что атрибутирование способности влиять на продуктивность общения тренер-спортсмен его участникам является предиктором атрибутирования себе личной способности влиять на исход ситуаций соревнования.

REFERENCES

1. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как предиктор мотивациидостижения успеха у школьников // Личность в изменяющихся условиях:сборник статей II Международной научно-практической конференции.Красноярск, 6-8 ноября 2013 года / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.;Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. С.419-426.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления// Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 4. С. 74-90.

3. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Альпина Паблишер, 2018. 544 с.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

4. Хвацкая Е.Е. Взаимодействие в системе «психолог-тренер» при реализации психологического сопровождения спортивного резерва // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университета, Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г. : в 4 ч. Минск : БГУФК, 2017. Ч. 3. С. 249 -252.

5. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. 860 с.

6. Green S., Mitchell T. Attributional processes of leaders in leader — member interactions// Organizational behavior and human performance. 1979. Vol. 23., Issue 3, June 1979. Pp. 429-458.

7. Weiner B. A theory of motivation for same classroom experiences. -Journal of educational psychology, 1979.Vol.71, no. 1. Pp. 3-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.