Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРСАНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРСАНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Вагина

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования культуры межличностных взаимоотношений курсантов. Рассматриваются понятия «личность», «культура», «межличностные отношения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of theoretical analysis of the problem of forming the culture of interpersonal relationships of military students. The concepts of "personality", "culture", "interpersonal relationships" are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРСАНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРСАНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Е. В. Вагина

доцент, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по подготовке войск Киевского института Национальной гвардии Украины, г.Киев

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования культуры межличностных взаимоотношений курсантов. Рассматриваются понятия «личность», ^««культура», «межличностные отношения».

ABSTRACT

The article presents the results of theoretical analysis of the problem of forming the culture of interpersonal relationships of military students. The concepts of "personality", "culture", "interpersonal relationships" are considered.

В настоящее время культура межличностных отношений как личностное образование стало социальным заказом общества и является не только результатом воспитания, но и условием подготовки будущего специалиста. Выпускник, получивший высшее образования должен обладать профессиональными навыками и умениями и иметь высокую культуру межличностных отношений, которая является основой культуры делового общения, культуры межличностного общения. Основой всех этих культур является важное отношение к человеку в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Рассматривая проблему культуры межличностных отношений следует обратиться к таким понятиям как «личность», «культура», «межличностные взаимоотношения».

В психологии нет единственного, общепринятого значения термина — личность. Однако можно выделить общие моменты понимания личности в психологии, отраженные в большинстве теорий, а именно: Личность формируется, существует и раскрывается в системе взаимоотношений с другими людьми и в деятельности. Одинаковые психологические качества

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

могут встречаться у многих людей, но их сочетание всегда носит уникальный характер. Личность рассматривается как сочетание устойчивых качеств (черт), проявляющихся вне зависимости от ситуаций [1, с.10-11], благодаря котором человек становится членом общества, представителем своего народа. Показателями сформированности личности в человеке являются духовность, нравственность, творческие способности и развитие самосознания. Эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Человек может быть инстинктивным, а личность всегда целенаправленна.

Исследователи, определяя «культуру» в широком смысле, говорят о совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества [2, с.12]. Данное определение позволяет утверждать, что культура межличностных отношений отражает степень развития человека.

Следует отметить, что общая культура офицера предусматривает ряд норм, формирующихся в процессе социализации: в семье, на улице, в школе, в военном учебном заведении, на службе и в быту.

Этическими нормами в современном украинском обществе, в войсках национальной гвардии следует считать:

- вежливые отношения между военнослужащими;

- тактичность в общении с командирами и подчиненными;

- скромность;

- учет в своей деятельности в интересах других людей;

- стремление придерживаться положительных примеров в служебных и личных отношениях;

- дружба, готовность прийти на помощь;

- уважительное отношение к другим людям.

Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) — это субъективно переживаемые (эмоционально насыщенные) взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в содержании, специфике и способах влияний их друг на друга в ходе взаимодействия и общения. Через межличностные отношения и общение люди опосредованно включены в систему общественных отношений. Межличностным отношениям присущи определенные особенности: они те только оказывают воздействие на людей и все процессы, в которых те участвуют, но и находятся в зависимости: а) от

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

конкретных ситуаций, условий и специфики самого взаимодействия; б) от конкретных индивидов, между которыми они возникают; в) от характера и способов взаимных влияний этих индивидов; г) от психологических характеристик социальных групп, в которые люди включены и от процессов, которые в этих группах имеют место. [3, с.84].

Таким образом, межличностные отношения отличаются от отношения к предметам, вещам, отношению к себе и акцентируют внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми, персональной зависимости контактирующих, а также их взаимной ответственности за сложившиеся взаимоотношения. Следовательно, под культурой межличностных отношений курсантов нужно понимать компонент общей культуры личности, который обусловлен личностными особенностями, и предполагает ценностные ориентации, знания, умения, что позволяет самостоятельно выбирать и использовать средства для эффективного взаимодействия с целью качественного выполнения своих служебных обязанностей.

Культуру межличностных отношений личность приобретает в процессе получения знаний и правил об установках, которые приняты в обществах для взаимодействия в этом обществе. После принятие этих знаний, внешние знания становятся внутренними ценностными установками, эталонами поведения и системой убеждений, на основе которых личность осознает свою роль в конкретном социуме и строит свое поведение.

Процесс формирования культуры межличностных отношений курсантов является целенаправленным учебно-воспитательным процессом в образовательном пространстве военной образовательной организации с учетом специфического содержания и технологий образования. Этот процесс обеспечивает приобретение ценностей, знаний, умений, норм деятельности и взаимодействия для их дальнейшего применения в повседневной профессиональной деятельности, а также приобретение личного положительного коммуникативного опыта и рефлексии образцов взаимодействия с другими людьми в разных ситуациях [4; 5].

В процессе развития культуры межличностных отношений курсантов важную роль играет личный пример офицера-воспитателя и его авторитет. Метод примера представляет собой влияние на личность и военные коллективы силой личного целенаправленного поведения, который является образцом для

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

подражания. Метод примера можно считать методом формирования и развития культуры общения будущих офицеров.

Важное значение имеют в решении задач развития культуры межличностных взаимоотношений курсантов такие традиционные методы как лекция, беседа, тренинги, групповые дискуссии.

Метод групповых дискуссий и многие другие способствуют высокой эффективности приобретения будущими офицерами знаний в области культуры общения. Использование тренинговых методов позволяет активизировать процесс формирования культуры служебного общения, формирование у будущих офицеров практических навыков и умений поведения в различных профессиональных ситуациях, способствующих развитию самопознания, самосовершенствования, что позволяет им работать над собой не только в аудитории во время тренинга, но и самостоятельно.

В рамках тренингов делового общения могут быть сформированы следующие умения и навыки:

- навыки самопрезентации;

- навыки презентации профессиональных идей;

- навыки командного взаимодействия;

- умение работать с возражениями;

- умение убеждать;

- умение вести переговоры;

- умение регулировать эмоциональное напряжение, возникающее в ходе беседы.

Согласно традициям исследования в психологической науке, мы рассматриваем феномен культуры межличностных взаимоотношений курсантов как совокупность таких компонентов - когнитивного, эмоционального и регулятивного [2].

Теоретический анализ культуры межличностных отношений как части общей культуры личности, обусловленной личностными особенностями (знание, умение, ценности, ценностные ориентации), позволяющие самостоятельно выбирать и использовать средства для установления эффективного взаимодействия с целью качественного выполнения своих служебных обязанностей, будет в полной мере способствовать разработке модели формирования этой культуры Теоретические знания и практические навыки позволят обеспечить выполнение профессиональных функций на высоком уровне общей культуры, а также улучшить атмосферу

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

психологического климата в коллективе, что необходимо для выполнения служебных обязанностей с целью обеспечения национальной безопасности Украины. [6, с.73].

Таким образом, культура межличностных взаимоотношений курсантов в учебном процессе является компонентом общей культуры личности, обусловленной личностными особенностями и предполагающими ценностные ориентации, знания, умения, которые позволяют самостоятельно выбирать и использовать средства для эффективного взаимодействия с целью качественного выполнения своих служебных обязанностей.

Процесс формирования культуры межличностных отношений курсантов в учебном процессе является целенаправленным учебно-воспитательным процессом в образовательном пространстве военной образовательной организации с учетом специфического содержания и технологий образования. Данный процесс обеспечивает приобретение ценностей, знаний, умений, а также норм деятельности и взаимодействия для их дальнейшего применения в повседневной профессиональной деятельности, и приобретение личного положительного коммуникативного опыта и рефлексии образцов взаимодействия с другими людьми в разных ситуациях.

REFERENCES

1. Иванова А. Ю. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / А. Ю. Иванова, М. В. Малышкина; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. — 260 с. : ил. С. 10-11.

2. Тарасов М. В. Социально-психологические условия развития культуры межличностных отношений курсантов в ходе учебно - воспитательного процесса : дис. . канд. психол. наук : 19.00.05. М. 2002. 211 с. С.12.

3. Королева О. А. Влияние межличностных отношений на стремление к карьерному росту сотрудников в организации (трудовом коллективе) : дис. . канд. психол. наук : 19.00.05. 2014. 170 с. С.84.

4. Галкин М. С. Новый путь современного офицера. М. : Военный университет, 2000. 370 с.

5. Иванова В. И. Формирование культуры делового общения будущих офицеров : дис. канд. пед. наук : 13.00.08. 1998. 184 с.

6. Вагша О.В. Сощально-психолопчна суттсть культури мiжособистiсних взаемин курсанив. Теоретичт i прикладт проблеми психологи №3(53) 2020 т.2. Схвдноукрашський нацюнальний утверситет iменi Володимира Даля. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.