Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ПОЭЗИЮ ХАМИДА АЛИМДЖАНА'

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ПОЭЗИЮ ХАМИДА АЛИМДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4072
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАМИД АЛИМДЖАН / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / ФОЛЬКЛОР / МУЗЫКА / ЗВУЧАНИЕ / СЛОВО / ЛИТЕРАТУРА / ЛИРИЧЕСКИЙ ТИП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хамдамова С.Х.

влияние народных песен на поэзию Хамида Алимджана огромное. Творчество поэта невозможно представить вне связи с устным народным творчеством. В основе его стихов, поэм, драм и всех прозаических произведений чувствуется непосредственное или опосредованное влияние народного творчества. В статье идёт речь о влиянии устного народного творчества, в частности, народных песен, на поэзию выдающегося поэта Хамида Алимджана; о творческом процессе, о гармонии литературы и музыки, о взамосвязи народных песен и его поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FOLK SONGS ON POETRY HAMIDA ALIMJAN

the influence of folk songs on the poetry of Hamid Alimjan is enormous. The poet’s work cannot be imagined outside of connection with oral folk art. At the heart of his poems, poems, dramas and all prose works, one can feel the direct or indirect influence of folk art. The article deals with the influence of oral folk art, in particular, folk songs on the poetry of the outstanding poet Hamid Alimjan; about the creative process, about the harmony of literature and music, about the relationship between folk songs and his poetry.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ПОЭЗИЮ ХАМИДА АЛИМДЖАНА»

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ПОЭЗИЮ ХАМИДА АЛИМДЖАНА

Хамдамова С.Х.

Хамдамова Сайёра Хусеновна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра узбекского языка и гуманитарных наук, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: влияние народных песен на поэзию Хамида Алимджана огромное. Творчество поэта невозможно представить вне связи с устным народным творчеством. В основе его стихов, поэм, драм и всех прозаических произведений чувствуется непосредственное или опосредованное влияние народного творчества.

В статье идёт речь о влиянии устного народного творчества, в частности, народных песен, на поэзию выдающегося поэта Хамида Алимджана; о творческом процессе, о гармонии литературы и музыки, о взамосвязи народных песен и его поэзии.

Ключевые слова: Хамид Алимджан, народные песни, фольклор, музыка, звучание, слово, литература, лирический тип.

INFLUENCE OF FOLK SONGS ON POETRY HAMIDA ALIMJAN

Khamdamova S.Kh.

Khamdamova Sayyora Khusenovna - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF UZBEK LANGUAGE AND HUMANITIES, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the influence of folk songs on the poetry of Hamid Alimjan is enormous. The poet's work cannot be imagined outside of connection with oral folk art. At the heart of his poems, poems, dramas and all prose works, one can feel the direct or indirect influence of folk art.

The article deals with the influence of oral folk art, in particular, folk songs on the poetry of the outstanding poet Hamid Alimjan; about the creative process, about the harmony of literature and music, about the relationship between folk songs and his poetry.

Keywords: Hamid Alimjan, folk songs, folklore, music, sound, word, literature, lyric type.

УДК 078

Хамид Алимджан поистине народный поэт. Каждая строка его творений - это отражение национального менталитета. Прекрасное восприятие и тонкое понимание автором устного творчества, как поэм, сказаний, песен, сказок, прибауток, жанров "терма", "лапар", "аския" и др. позволили ему мастерски вдохнуть народный дух в свои произведения. А ведь народные песни всегда были показателем духовности нации, вечным проводником её самобытности, а также мощью, отражающей характер и волю народа, его прошлое, настоящее и будущее.

Каждое произведение искусства значимо и дорого своей гармонией. Без неё ни одно творение не считается целостным и законченным. Именно наличие композиции, выстраивающей гармонию, обусловило чарующую красоту признанных шедевров искусства, художественного творчества и народных песен. И в данном ракурсе перекликаются народные песни и поэзия Хамида Алимджана.

Народные песни в фольклористике изначально воспринимались в двух направлениях. По этому поводу существует ряд научных изысканий ведущих учёных. Согласно им, одно из направлений характеризуется как лирический тип в письменной литературе. В этом смысле "народные песни" включают в себя все жанры народного лирического наследия - песни труда, сезонные, семейно-бытовые и обрядовые.

Исторический процесс изучения народных песен был начат в произведении Махмуда Кашгари "Диван лугат ат-турк" ("Собрание тюркских наречий") и был продолжен в трудах Абулгази Баходирхана, Кула Убайди, Абдулкодира Савдо, русских учёных второй половины XIX века Наливкиных, Н. Бурзинского, Е. Пещеровой, узбекских фольклористов Элбека, Г. Зафари, X. Зарифа, X. Раззокова, О. Собирова, Ж. Кобилниёзова, С. Рузимбоева, Ф. Караматова, Б. Саримсакова, Ж. Эшонкулова и др.

В 20-х годах прошлого века, когда Хамид Алимджан только вступал на литературное поприще, народные песни стали изучаться с научной точки зрения. Начиная с 1926 года, известная учёная - фольклорист Музайяна Алавия приступила к сбору и изучению образцов народных песен, итогом чего явилось издание в 1959 году её монографии "Узбекские народные песни", где народные песни впервые были изучены в целостном плане с идейно-художественной стороны.

Художественная форма поэзии Хамида Алимджана близка к народным песням. Особенности художественной формы:

а) художественный язык;

б) художественный стиль;

в) строение стиха (композиция стиха);

г) ритм и метрика;

д) построение сюжета.

Творчество Хамида Алимджана, в частности его поэзия своей целостностью, смысловой насыщенностью, искренностью и игривостью строк очень близка к народным песням. И до такой степени, что не зная автора, мало кто бы не относил его стихи к народным. Обратите внимание на следующие строки: Пройдя мир... Пройдя цветники, Горы покорив, Солнечного луча вкусив, Играючи... смеясь... Сквозь пески и долины Проходим в сожаленьи... (Детство)

Переживания и чувства, изображенные в стихотворении сродни образному фольклорному искусству. В нём отражены и беззаботное детство, неповторимость и бесценность пережитых мгновений.

Продолжение стихотворения выделяется смысловой наполненностью и неповторимостью музыкальностью строк:

"Бола эдик.

Танлар — олов,

Крлб— цайноц,

Кузлар — уткир,

Диллар — соф,

Эркин-эркин уйнардик...

Х,аёт билан

Цайнар эди

Куй, цишлоц.

Бир ёнда тог,

Бир ёнда бог..."

"Юными мы были. Тела наши - огонь, Сердца наши - пламя, Глаза - остры, Души - чисты. Играли, свободою полны... Кипела жизнь вокруг, По эту сторону- горы, По другую - сады..."

Данные строки отличаются ритмичным темпом, призывом к танцевальным действиям. Такая мелодика присуща народным песням:

"Тулиб оццан сойдек, Ун турт кунлик ойдек"

Ёхуд бу табиат тасвирига эътибор царатинг: "Бауор чоги хуб яхши, Ариц тула сув оцар. Майин эсган шабада, Баданларга хуш ёцар".

"Наполненная как река, Словно полная луна"

Или же следующее изображение картин природы:

Весна прекрасная пора,

Наполнена водой река.

Приносит упоенье нам

Прохлада ветерка.

Подобные строки входят в тип сезонных народных песен, отражающих состояние лирического героя, а также прославляющих весну и обновление, поднимающие моральный дух трудового народа. Хамид Алимджан пишет: "Светлые лунные улицы, Сияющие улицы"

Созвучны с этим народные песни: "Звезда на небе мерцает, Ткущая моя рука пылает"

В песне отражена полная печали душа ткущей девушки, взор которой устремлён в звездное небо в надежде на осуществление своих мечтаний.

Народные песни - это душа народа. А на долю народа выпадало немало испытаний, в его судьбе перемежались радостные и горестные дни и ночи. Национальное самосознание и пережитое не отделимы от литературы. И в основе национального фольклора, национального искусства лежит боль и страдания и все переживания народа.

В фольклорном искусстве часто встречаются песни, созданные в форме самообращения. Данный метод позволяет приблизить к себе читателя, как близкого человека и сопереживателя:

"Мен-ку ваъдамда турдим, Сочда сочбогим билан. Сен-ку сен ваъдаси ёлгон, Белда белбогинг билан "

"Я с платком на волосах Обещание своё сдержала, Ты же, пояс завязав, Ложью сделал обещанье".

Здесь красочно выражены чувства девушки, верной своему слову и горюющей о неверности своего возлюбленного. Следующие строки Хамида Алимджана звучат словно словно продолжение этих народных песен:

Разве в этом смысл любви? Только лишь страданья в судьбе? Таков ли итог нашей любви? И только стенанья в доле моей!"

Лирические ноты в стихотворении автора "Вопрос" словно навеяны влиянием народных песен:

"Кийинтирсам сени бауорга, Юлдузларни урасам цорга, Олиб келиб олдингга цуйсам, Хам юлдузни, уам сени суйсам; То тонггача суйласам эртак, Чечак териб этак ва этак, Оёгингга келтириб туксам, Сени мацтаб, агёрни суксам — Шунда сенинг кунглинг тулурми?... Айтганларинг бажо булурми?..."

"Одену я тебя весной, Окутаю я звезды снегом, Звезду сорву для тебя. Любовью тебя и звезду обласкав, Сказками осыплю тебя. Собрав в охапку прекрасных цветов, Брошу я их к твоим ногам. Тебя восхваляя, ругая врага Будет ли тогда душа твоя рада? Достигнешь ли ты того, чего желала?

Пленительность народных песен обусловлена взаимосвязью смысла и звучания, ритма, образа, красотой изображения. Параллелизмы же организации композиции стиха.

Творчество поэта неотделимо от песен. Каждая его строка словно песня, наполненная музыкой. Без музыки он не признавал поэзии. Ведь песня является одним из символов народной духовности. Как отмечал учёный-фольклорист Аскар Мусакулов "Песня - это присущее мировой духовной культуре типологическое и в то же время, крайне национальное, историческое, этническое, художественно-эстетическое явление. Она -поэтическая память нации, художественное выражение повседневной жизни, нескончаемый кладезь народной души. Испокон веков песня, являясь помощником в бытовой жизни народа, обогащает его духовный мир. Народные песни являются одной из составляющей нашей многовековой культуры и общечеловеческих

формы, а также гармонией идеи, являются испытанным методом

ценностей. Без них невозможно преставить жизнь человека, прошлое, сегодняшнее и будущее народа. Из под пера впитавшего всё это, талантливого поэта выливаются такие мелодичные строки: "Бутоны, украшающие стебли, Оду жизни поют на заре. Ранним утром шаловливый ветерок С цветка срывает росу.

Обратим внимание на следующее изображение: Олдинг олгир тозидай, майда-ё майда, Кейнинг ширбоз кузидай, майда-ё, майда. Алчанглаб юришларинг, майда-ё майда, Катта бойнинг кизидай, майда-ё майда. Влечёшь ты, словно собака (сука), мало-помалу, Ягодицы твои, словно сладкий ягненок, мало-помалу, Походка твоя возбуждающая, мало-помалу, Словно ты богачка, мало-помалу.

Подобные изображения в народном духе встречаются в ряде поэм Хамида Алимджана. Возможности богатого народного творческого гения явили композиционные типы в форме четверостиший:

"Льдинки светятся в воде Малу-помалу,

За парня девушка душу отдаст Мало-помалу".

Или же известная народная песня: "Плывут по реке Нитья жемчуга. Красавец чернобровый Сидит напротив меня".

Вспомним строки Хамида Алимджана, вошедших в каждый дом и ставших известной песней:

Говоря о любви, молвлю только о тебе,

Только тобою живёт моя душа;

Говоря о тебе, молча внимаю

Шепоту целого мира.

Народные песни, хотя каждая из которых своей образной системой, наполненностью и использованием художественно-изобразительных и выразительных средств является единым целым, тем не менее очень близки в духовном отношении. И творчество Хамида Алимджана весьма сложно представить без богатого народного наследия и его песен. Стенаю я, горько стенаю, Стоны мои настигнут тебя. Слёзы мои обернутся рекою, Рыбы которой поглотят тебя...

Посредством художественных образов показано, что предательство и гнёт, топтание чувств обернётся большим ущербом для злодея. Надежда на справедливое возмездие кроется в изображении реки из слез, рыбы которой поглощают неверного возлюбленного.

Истинный поэт передаёт боль и переживания народа, он - показатель бесценного устного народного творчества. Хамид Алимджан, хотя и прожил недолгую жизнь, не был далёк от чаяний народа, превнес его дух из народных песен в свою поэзию и оставил после себя большую творческую школу.

Список литературы

1. МусакуловАскар. Узбек халк лирикаси. Т., 2010.

2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. М., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.