Научная статья на тему 'Влияние налоговых преступлений на систему финансового обеспечения государственной социально-экономической политики'

Влияние налоговых преступлений на систему финансового обеспечения государственной социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожный В. П.

В статье рассмотрены особенности функционирования налоговой составляющей в системе финансового обеспечения государственной социально-экономической политики на Украине под действием различных причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TAX CRIMES ON THE SYSTEM OF FINANCIAL SUPPORT OF STATE SOCIAL AND ECONOMIC POLICY

The article describes the features of functioning of tax component in the system of financial support of state social and economic policy in Ukraine due to the various reasons.

Текст научной работы на тему «Влияние налоговых преступлений на систему финансового обеспечения государственной социально-экономической политики»

УДК 35.073.52

В.П. Задорожный* ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СИСТЕМУ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассмотрены особенности функционирования налоговой составляющей в системе финансового обеспечения государственной социально-экономической политики на Украине под действием различных причин.

Ключевые слова: налоговое преступление, налоговая нагрузка, налоговый механизм, органы налогового контроля, финансовое обеспечение, государственная социально-экономическая политика.

Налоговая составляющая является сегодня определяющей в системе финансового обеспечения государственной социально-экономической политики в различных странах мира, и потому проявление многих факторов может существенно изменять эффективность ее функционирования. Самыми существенными из них являются налоговые преступления, которые, в свою очередь, определяются различными причинами. Эффективное предупреждение и раскрытие налоговых преступлений требуют глубокого анализа этих причин.

Вопрос регулирования налоговых преступлений рассматривался в работах таких отечественных ученых, как А. Гальчинский, Л. Козаченко, И. Коропецкий и других [1—3].

Задача данной статьи — проанализировать влияние налоговых преступлений на систему финансового обеспечения государственной социальноэкономической политики.

Современная налоговая система Украины представлена сегодня совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических лиц и физических лиц на территории страны. Кроме того, существуют государственные целевые фонды, доходная часть которых формируется за счет соответствующих отчислений. Важной тенденцией развития современной налоговой системы является ее криминализация, рост масштабов налоговой преступности.

Под налоговой преступностью понимается общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются отношения, охраняемые уголовным законом, по поводу взимания налогов и других обязательных платежей, а также осуществления контроля над своевременностью и полнотой их уплаты.

В последние годы наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов, ранее имевших разовый характер. По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства может показаться относительно небольшим. По данным налоговых органов, лишь 17 % всех экономических субъектов, функционирующих в государстве, полностью и своевременно рассчитываются по своим налоговым обязательствам, 50 % — осуществляют платежи время от времени, а 33 % — вообще не платят налоги.

Масштабы налоговой преступности сегодня представляют реальную угрозу экономической безопасности Украины. Это объясняется не столько количеством совершенных преступлений, сколько все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, что усиливает влияние криминальных элементов на внешнеэкономическую деятельность, деятельность коммерческих банков, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.

Крупнейшее сокрытие доходов органы налогового контроля обнаруживают на операциях с автомобилями (28 % начислений), нефтью и нефтепродуктами (26 %), цветными металлами (8 %), товарами массового потребления (7 %), древесиной, средствами и ценными бумагами (по 6 % ), спиртом и водочными изделиями (5 %), электроэнергией (1,5 %), сельхозпродукцией (1 %).

Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической деятельности. Так, например, наибольшее количество правонарушений выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, нефтедобыва-

* © Задорожный В.П., 2012

Задорожный Владимир Петрович ([email protected]), Донецкий государственный университет управления, 83005, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а.

ющей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности. Такие нарушения наиболее характерны для богатых природными ресурсами областей или приграничных регионов.

Эффективное предупреждение и раскрытие налоговых преступлений требует глубокого анализа причин, им способствующих. Они имеют комплексный характер.

К экономическим причинам налоговой преступности следует отнести ухудшение финансового положения бизнеса и населения. Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной экономики: падение производства, снижение доходного потенциала, переток денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу.

Тяжелое финансовое положение заставляет налогоплательщиков искать способы минимизации затрат. Сопоставляя выгоду от неуплаты налогов и возможные негативные последствия, объект налогообложения часто выбирает вариант уклонения или минимизации налога как более выгодный для себя. Поэтому снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

Далее остановимся на причинах экономического характера, связанных с действующей в государстве налоговой политикой и особенностями налоговой системы. Важнейшим фактором здесь является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков.

Явление избыточности и постоянного увеличения налоговой нагрузки обусловлено:

— неспособностью государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета, постоянное увеличение которых побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, избыточный вес которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Современные эксперты оценивают уровень отечественного налогообложения как один из самых высоких в мире (в соотношении с доходами населения и предприятий);

— практикой предоставления льгот на государственном и особенно на местном уровнях власти. По данным Министерства финансов Украины, по основным видам налогов консолидированный бюджет все время несет потери. К тому же в этих расчетах не учтены индивидуальные льготы, которые предоставлялись отдельным субъектам. Льготами пользуется ограниченное количество предприятий, следовательно, сумма доходной части соблюдается, перекладывается на других налогоплательщиков.

Таким образом, значимым криминогенным фактором является неэффективность налоговой

политики, направленной прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.

К другим причинам экономического характера можно отнести сложность легальных возможностей обеспечения конкурентоспособности в целом ряде сфер бизнеса. Поэтому уклонение от уплаты налогов превратилось в важный фактор ее незаконного обеспечения. Так, например, большинство фирм при внедрении схем перевода безналичных расчетов в наличные практически не уклонялось от уплаты налогов. Однако уже в конце 1990-х годов проникновение новых компаний на рынки целого ряда товаров был существенно затруднен или даже невозможен без использования различных схем уклонения от уплаты налогов, основанных на неучтенном наличном обороте. Острая конкуренция приводила к падению цен ниже того уровня, который для средней фирмы покрывал бы все расходы легального происхождения.

Политические причины уклонения от налогов связаны с регулирующей функцией налогов, с помощью которой государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем невыполнения положений налогового законодательства осуществляют определенное противодействие налоговой политике государства. Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти наблюдается значительное снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязательств.

Важнейшим фактором правовых причин налоговой преступности является несовершенство и нестабильность налогового законодательства. Сейчас нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое количество законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно четко сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают изменения, постоянно вносимые в действующее налоговое законодательство.

Ожидание повышения налогообложения заставляет субъектов хозяйствования заранее занижать объем своих налоговых обязательств.

К правовым причинам относят также несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм,

определяющих порядок начисления и уплаты того или иного налога. Элементы налогообложения могут существенно отличаться в зависимости от того, какой объект подлежит налогообложению.

К этим причинам следует отнести и недостаточное развитие международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Последнее время все чаще выявляются нарушения налогового законодательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования. Отсутствие соглашений о взаимодействии с фискальными аппаратами большинства государств существенно препятствует расследованию фактов уклонения от уплаты налогов, совершенных во время проведения экспортно-импортных операций.

Наиболее уязвимым является механизм начисления и уплаты налога на прибыль. Преимущество преступлений, связанных с уплатой этого налога, прежде всего объясняется наличием целого ряда исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются. В наименьшей степени преступные проявления имеют место в сфере имущественных налогов (земельный налог и т. п.), так как сокрытие объектов недвижимости достаточно затруднено.

К организационным причинам следует отнести недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, налоговой службы, другими контролирующими и правоохранительными органами. Это прежде всего несогласованность в действиях органов досудебного следствия и хозяйственных судов, которая обусловлена недостатками процессуального законодательства. Известно, что в большинстве случаев процесс расследования уголовных дел о налоговых преступлениях сопровождается исковым производством, инициированным налогоплательщиком. Обращение налогоплательщика после возбуждения уголовного дела в хозяйственный суд с иском о признании решения по акту проверки недействительным осложняет расследование. Нарушения налогового законодательства, как правило, являются предметом рассмотрения на заседаниях хозяйственного суда. В случае же удовлетворения иска налогоплательщика перспектива направления дела в суд при доказанности факта умышленного уклонения от уплаты налогов становится проблематичной. К сожалению, в большинстве случаев хозяйственные суды игнорируют факт расследования нарушения налогового законодательства в порядке уголовного судопроизводства и принимают решения без учета его результатов.

Техническими причинами налоговых преступлений считаются несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконного привлече-

ния к административной ответственности, нарушения порядка административного производства, провоцирования безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно. Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

К причинам налоговых преступлений технического характера следует отнести и недостаточную подготовленность руководителей и бухгалтерских работников субъектов хозяйственной деятельности, недостатки применения регистраторов расчетных операций (РРО) при осуществлении денежных расчетов с населением. Практически только 70 % общего товарооборота осуществляется с использованием указанных машин. Практически каждая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в результате чего до 30—50 % наличных вращается, минуя кассовые аппараты.

Важным фактором, влияющим на рост преступности в налоговой сфере, является общая криминальная ситуация в стране. Уголовные группировки фактически подменяют налоговые органы, выводя из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются в теневой экономике и преступной деятельности, для содержания членов преступных группировок, расширения масштабов и воспроизводства общеуголовной и экономической (в том числе налоговой) преступности.

Морально-психологические причины налоговой преступности могут быть представлены тремя аспектами:

— негативным отношением объекта налогообложения к существующей налоговой системе (неэффективная налоговая система во многом не стимулирует труд производителя, а, наоборот, подталкивает его к сокрытию прибыли и неуплате налогов);

— низким уровнем правовой культуры;

— корыстной мотивацией.

Корыстная мотивация в этом перечне является определяющей. Среди крупных налогоплательщиков немало бывших дельцов теневой экономики, должностных и общеуголовных преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им одним из способов достижения преступных целей.

Часть налоговых преступлений совершается на основе корпоративной, групповой заинтересованности. Имели место факты, когда сокрытые от налогообложения средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается стремление улучшить финансовое состояние своего предприятия и тем самым

увеличить его доходность в будущем. Оно возникает и реализуется в условиях просчетов политики поддержки предприятий, его сотрудников, особенно когда последним грозят явное или скрытое проявление безработицы, невыплата заработной платы.

Таким образом, рост промышленного производства, увеличение доходного потенциала, устранение вывоза капитала за границу, уменьшение налоговой нагрузки, обеспечение эффективного контроля над расходами бюджета, направленность налоговой политики на стимулирование предпринимательской деятельности приведут к положительным результатам. Кроме того, повышение налоговой дисциплины, совершенствование налогового законодательства, развитие международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями, организация четкого взаимодействия органов налогового контроля с другими правоохрани-

тельными органами, а также повышение уровня правовой культуры — вот те приоритетные направления работы органов государственной власти управления по искоренению налоговых преступлений и повышению эффективности функционирования системы финансового обеспечения государственной социально-экономической политики.

Библиографический список

1. Г альчинський А. Треба усвідомлювати безперспективність політики стимулювання експорту за рахунок заниженого курсу гривні // Дзеркало тижня. 2011. 29 січня. С. 7.

2. Козаченко Л. 70 відсотків європейських чорноземів знаходяться в Україні // Країна. 2010. № 41(44). С. 11.

3. Коропецький І.-С. Дещо про минуле, недавнє минуле та сучасне української економіки. К.: Ли-бідь, 1995. С. 66-67.

V.P. Zadorozhniy* THE INFLUENCE OF TAX CRIMES ON THE SYSTEM OF FINANCIAL SUPPORT OF STATE SOCIAL AND ECONOMIC POLICY

The article describes the features of functioning of tax component in the system of financial support of state social and economic policy in Ukraine due to the various reasons.

Key words, tax crimes, tax burden, tax mechanism, bodies of tax control, financial security, state social and economic policy.

* Zadorozhniy Vladimir Petrovich ([email protected]), Donetsk State University of Management, Donetsk, 83005, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.