Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования государственной политики в области противодействия налоговой преступности'

Проблемы совершенствования государственной политики в области противодействия налоговой преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAX CRIMES / TAX AUTHORITIES / CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Юлия Григорьевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты совершенствования государственной политики в области противодействия налоговой преступности, проанализированы факторы и вопросы противодействия коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF STATE POLICY IN THE FIELD OF COUNTERACTION OF TAX CRIME

In article theoretical aspects of improvement of state policy in the field of counteraction of tax crime are considered, factors and questions of anti-corruption are analysed

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования государственной политики в области противодействия налоговой преступности»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017

УДК 343.375

Воробьева Юлия Григорьевна, магистрант 2 курса юридического факультета, Курский государственный университет

e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты совершенствования государственной политики в области противодействия налоговой преступности, проанализированы факторы и вопросы противодействия коррупции.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые органы, уголовное законодательство.

Vorobyova Yulia Grigoryevna, undergraduate 2 courses of law department, Kursk state university

e-mail: [email protected]

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF STATE POLICY IN THE FIELD OF COUNTERACTION OF TAX CRIME

Summary: in article theoretical aspects of improvement of state policy in the field of counteraction of tax crime are considered, factors and questions of anticorruption are analysed.

Keywords: tax crimes, tax authorities, criminal legislation.

Развитая экономика является одной из составных частей цивилизованного общества. В свою очередь, государство в пределах своей компетенции и в

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 соответствии с имеющимися возможностями осуществляет регулирование экономических и финансовых процессов. В настоящее время выполнение многих социальных проектов государства финансируется за счет налогов, поступающих от юридических лиц, физических лиц и предпринимателей.

Противодействие преступности в сфере налогообложения приобретает особую актуальность. Эффективное расследование налоговых преступлений не только обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства, но и создает надлежащие условия для позитивной реализации широкого спектра правоотношений, возникающих в налоговой сфере.

В нынешних условиях финансовой глобализации и международной преступности борьба с налоговыми преступлениями и с коррупцией не представляется возможной без координирования взаимных усилий, направленных на противодействие легализации криминальных средств в масштабе международного сотрудничества.

Развитие современного международного правопорядка предполагает соответствующие изменения в национальном законодательстве. Надо иметь в виду, что уголовное законодательство России, прежде всего в сфере экономической деятельности, имеет собственный опыт развития и не всегда в полной мере соответствует международно-правовому регулированию данной сферы.

Яркой особенностью уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере экономической деятельности выступает их неразрывная связь с экономической политикой государства. Экономическая политика России на протяжении последних десятилетий меняется очень быстро, что не может не сказаться на уголовно-правовых предписаниях. Именно зависимость данной сферы уголовно-правового регулирования от экономических преобразований обусловливает повышенную мобильность и изменчивость соответствующих уголовно-правовых норм.

Определяющим фактором совершения налоговых преступлений руководителями организаций зачастую является финансовое положение

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 налогоплательщиков. Сопоставляя выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные негативные последствия, налогоплательщик во многих случаях выбирает вариант неуплаты обязательных платежей. Если материально уклонение от уплаты налогов себя оправдывает, то, скорее всего, налогоплательщик не будет их уплачивать. Поэтому необходимо уяснить, что снижение налоговой способности субъектов налогообложения необходимо понимать в качестве одной из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

Говоря о причинах экономического характера, связанных с проводимой налоговой политикой и особенностями налоговой системы, автор справедливо отмечает, что важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка и чрезмерный надзор и контроль за налогоплательщиками.

Своевременным решением данной проблемы явилось Послание Президента России Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, в котором В.В. Путин отмечал о необходимости разработки новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Президент подчеркивал, что надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. С 2015 году для этого запустился специальный реестр - с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволило отсечь немотивированные визиты контролеров. По мнению главы государства необходимо отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений. Правительство РФ в 2015 году должно принять все необходимые решения по переходу к такой системе, системе ограничений, что касается проверок1.

Что касается малого бизнеса, Президент РФ предложил предусмотреть для него «надзорные каникулы». Если предприятие приобрело надежную

1 Электронная правовая база «Консультант плюс» [Электронные ресурс] / URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.10.2017).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей.

Ровно через год в Послании Президента России Федеральному Собранию от 3 декабря 2016 года В.В. Путин, отметил, что по показаниям опросов предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счет давно и не единожды даны. Президент отметил, что целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать. Президент попросил Правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2017 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов.

Следует отметить, что преступления в сфере экономической деятельности относятся к деяниям, преступным в силу запрещения законом. С изменением законодательства, регулирующего экономическую деятельность, меняется и содержание противоправности соответствующей уголовно-правовой нормы. Можно сказать, что нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, в том числе и налоговой преступности, носят гарантирующий характер, т.к. обеспечивают реализацию экономической политики государства.

Налоговые преступления являются достаточно сложными в их квалификации и расследовании, что определяется их спецификой. Представляется, что пристальное внимание к налоговой преступности должно проявляться с научной стороны, со стороны законодателей и следственной практики. Налоговые преступления прогрессируют, приобретают массовый характер. Методы и сами субъекты данного вида преступлений становятся все более изощренными. Отсюда следует, что и опыт расследований должен быть

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 сопоставим со степенью развития налоговой преступности. Только тогда можно говорить о возможности выявления общих закономерностей совершения преступлений, сокрытия следов, и в итоге должно способствовать успешному расследованию налоговых преступлений.

Очень показательным является тот факт, что количество выявленных налоговых преступлений в разы больше по сравнению с количеством возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям. Более удручающая картина в том, что выявленные налоговые преступления, направленные в суды, имеют еще больший дисбаланс. Данное обстоятельство можно объяснить не только несовершенством налогового и уголовного законодательства, но также и неэффективным использованием результатов первоначальных следственных действий при расследовании налоговых преступлений. Как показывает практика отсутствие опыта расследования налоговых преступлений, а также общие недостатки работы налоговых органов, следователей и сотрудников полиции могут существенно снизить эффективность расследования. Как следствие - незаконное возбуждения уголовных дел и необоснованный отказ в их возбуждении.

Путями разрешения проблем расследования и квалификации налоговых преступлений могут быть проведение реформирования законодательства, осуществление реструктуризации правоохранительных и контрольных органов. Необходимо проводить профессиональный отбор и профессиональную подготовку работников по расследованию налоговых преступлений, осуществлять разработку информационного обеспечения о современных способах совершения налоговых преступлений и возможностях их расследования, проводить формирование информационных баз данных.

Нужно создать единый подход к уголовно-правовой характеристике преступлений, т.к. в научных кругах отсутствует единое мнение по отдельным положениям. Существует достаточно большое количество способов совершения налоговых преступлений по сравнению с другими видами преступлений, и они постоянно совершенствуются.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017

В силу изложенного целесообразно выделять каждый способ отдельно и разрабатывать по нему методику расследования, чтобы эффективнее и быстрее раскрывать преступления. Разработка таких методик помогла бы следователям ориентироваться в многообразии способов совершения преступлений, что повысило бы раскрываемость преступлений в налоговой сфере с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности.

Прогноз дальнейшего развития экономической ситуации в стране позволяет сделать вывод о необходимости последовательного продолжения начатой реформы для наведения порядка в области взимания налогов и в целом в сфере формирования доходной и расходной частей государственных и муниципальных бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов.

На этапе становления инновационной экономики, когда преобладающими в доходной части бюджета будут именно налоговые платежи, взимаемые в производственных, а не в сырьевых секторах экономики, стране потребуется эффективная и отлаженная система противодействия финансовой преступности, которая не может возникнуть в одночасье. Если не сформировать ее основы уже на настоящем этапе, то к моменту перехода к инновационному производству правоохранительная составляющая будет отставать от уровня экономического развития страны в целом и значительно замедлять его.

В долгосрочных планах целесообразно создать в России качественно новый орган государственной власти, который осуществлял бы в полном объеме функцию выявления и раскрытия деяний, посягающих на финансовую систему государства, - финансовую полицию.

В настоящее время в России острыми остаются вопросы противодействия коррупции в области приватизации, распределения и расходования средств государственного и муниципального бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Очень важным является противодействие коррупции в сфере управления деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 участием, с широко распространенными схемами вывода активов по фиктивным сделкам в аффилированные компании и в дальнейшем за границу на офшоры.

Поэтому к предмету ведения нового ведомства, дополнительно к задачам, связанным с противодействием преступлениям в фискальной сфере, можно было бы также отнести задачи по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов, что позволило бы решать задачу противодействия финансовой преступности в комплексе.

Опираясь на опыт мировой практики, можно отметить, что имеется хорошая идея аккумулирования различных функций по противодействию преступлениям в финансовой сфере не в полицейском ведомстве, а в специализированном органе государственной власти, имеющем необходимую базу для эффективной работы по соответствующему направлению.

Не менее важным вопросом борьбы с налоговой преступностью является вопрос о противодействии на государственном уровне схемам ухода от уплаты налогов, основанным на фиктивных сделках и использовании организаций с ненадлежащей юридической личностью. Такие мероприятия направлены не на порождение законных гражданско-правовых последствий, а исключительно на избежание возникновения налоговой обязанности или уменьшение ее размера. При этом действующий НК РФ даже не предусматривает прямого запрета на действия подобного рода.

Необходима постоянная и планомерная работа по изменению деформированного в настоящее время правосознания самого налогоплательщика. Отход от принципа неотвратимости наказания повлек за собой укоренение представления о допустимости уклонения от уплаты налогов.

Наиболее существенным законодательным фактором, способствовавшим такому значительному снижению результатов расследований налоговых преступлений, является обозначенный законодателем курс на либерализацию в виде возможного освобождения от уголовной ответственности в случае

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 полного возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации. Наглядным примером тому выступает примечание 2 к ст. 199 УК РФ.

Рассматриваемая норма является фискальным инструментом. Она не обусловливает предупреждение преступлений и не является дополнительным инструментом обнаружения преступлений, как многие другие специальные основания освобождения от уголовной ответственности. Поэтому вызывает сомнение обоснованность ее установления относительно преступлений указанного вида.

Недостатком такой либерализации, является возможность неоднократного освобождения от уголовной ответственности одного и того же лица по одному и тому же основанию. Если учесть, что положительные посткриминальные поступки не всегда являются следствием раскаяния, а, напротив, порой выступают, как стремление избежать уголовной ответственности, то станет очевидно, что такие лица остаются фактически безнаказанными за содеянное. Поэтому совершение нового преступления лицом, ранее освобожденным от уголовной ответственности, свидетельствует о недостижении в отношении такого лица целей уголовно-правового воздействия, и, следовательно, такое лицо нуждается в применении к нему мер уголовной ответственности.

Более того, факт совершения указанным лицом нового преступления может свидетельствовать о необоснованности его освобождения от уголовной ответственности за ранее совершенное преступление.

В целях повышения эффективности освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности необходимо установить в УК РФ запрет на повторное освобождение лица от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК РФ на протяжении определенного срока. При определении продолжительности срока, по истечении которого освобожденное от уголовной ответственности лицо по своему правовому положению может быть приравнено к ранее вообще не

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 совершавшему преступление, целесообразно ориентироваться на установленные в УК РФ сроки давности.

Уголовная юстиция во всех без исключения странах призвана обеспечивать экономическую безопасность государства и общества; уголовный закон является крайним, радикальным средством защиты финансово-кредитной, банковской, страховой систем.

Одна только угроза неотвратимости уголовной ответственности, которую обязаны обещать правоохранительные органы, дисциплинирует субъектов хозяйственной деятельности во всех сферах. Без уголовно-правового механизма система правовых гарантий безопасности ведения бизнеса будет неполной.

Существенным образом в сегодняшней ситуации способствовали снижению результатов работы по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ и породили сложности именно либерализация налогового законодательства, гуманизация уголовной политики в области налогообложения.

Случаи прекращения уголовно-правового спора, предметом которого является налоговое преступление, единичны. Обвиняемые по делам данной категории отнюдь не спешат выстраиваться в очередь для выплаты разорительных штрафных санкций. Они справедливо полагают, что процесс и так закончится для них благополучно: за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности или вообще по реабилитирующему основанию. Так что надежды на пополняемость бюджета таким способом напрасны.

Карательное воздействие налоговой ответственности не должно быть одинаковым для всех за любое правонарушение. Нарушение законодателем принципа индивидуализации неизбежно ведет к его нарушению и правоприменителем. Воздействие налоговой ответственности должно быть разнообразным и альтернативным. Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, то воспитательное

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 воздействие не может быть эффективным.

Карательное воздействие финансовой ответственности не должно быть слепым инструментом обогащения государства, оно должно соответствовать всем принципам юридической ответственности. Законодательная регламентация карательного воздействия как налоговой, так и финансовой ответственности требует совершенствования. Прежде всего, это касается установления альтернативных санкций, и не абсолютно определенных, а относительно определенных, необходимо расширить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих карательное воздействие.

Налоговая преступность в нашем государстве приобрела такие масштабы, что последняя сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства. Причины налоговой преступности необходимо искать в самой сущности налоговых правоотношений, предусматривающей публично-правовую обязанность в передаче части заработанных средств в пользу государства. Многие потенциальные налогоплательщики, в первую очередь организации, не хотят признавать такую обязанность.

Стабильное увеличение финансовых и налоговых преступлений в России может быть обусловлено господством в обществе потребительской идеологии, стремлением к быстрым, не совсем законным, материальным приобретениям.

Одновременно с этим, сама налоговая система нашего государства, имея обширную и разработанную нормативную базу, содержит определенные недостатки. Основной недостаток состоит в том, что регулирующая функция этой нормативной базы парализуется содержащимися в ней оговорками и исключениями.

Кроме того, российское законодательство о налогах и сборах устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, вынуждая налогоплательщиков изыскивать определенные возможности в компенсировании высоких налогов для того, чтобы поправить свое финансовое положение.

Таким образом, уголовное законодательство в нашей стране должно быть,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 с одной стороны, абсолютно современным, с другой стороны - должно быть эффективным, при этом оно должно отражать и защищать интересы государства, интересы общества и интересы отдельного гражданина. Уголовное наказание должно быть по своей природе адекватным тяжести совершенного преступления, это один из важных факторов на пути развития правового государства.

Список источников:

1. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: Учебное пособие для магистров. [Текст] М.: Юрайт, 2014. 405 с.

2. Баркалова Е.В. Криминалистические аспекты противодействия налоговым преступлениям [Текст] : учебное пособие / Е.В. Баркалова. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 102 с. — 2227-8397.

3. Бугаевская Н.О. К вопросу о понятии налогового преступления // [Текст] Вестник МГУ. Серия: Юриспруденция. 2016. N 2. С. 5 - 9.

4. Витвицкая, С. С. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект) / С. С. Витвицкая, А. А. Витвицкий [Текст] Ростов- на-Дону, 2008. — 103 с.

5. Дармаева В.Д. Уголовно-правовая характеристика преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов / В. Д. Дармаева, Н. А. Двуреченская, Т.Н. Демьянова [Текст] // Право и экономика. 2007. № 3. С. 87— 90.

6. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ / Под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.М. Лебедева; Отв. ред. канд. юрид. наук, проф. А.В. Галахова [Текст] М.: Городец, 2009.

7. Нагорная Э.Н. Налоговые споры: оценка доказательств в суде: Монография [Текст] М., 2012.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017

8. Пепеляев С.Г., Сосновский С.А. Налогообложение доходов и прибыли [Текст] М., 2015.

9. Петросян О.Ш. Налоговые преступления [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О.Ш. Петросян, Ю.А. Артемьева. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 191 с.

10. Пикуров Н.И. Налоговые преступления как предикатные в отношении легализации преступных доходов: подходы к реализации международных стандартов: Монография [Текст] М., 2014.

11. Рагозина И.Г., Аксенов Р.Г. Субъект налогового преступления и тактическая операция по его изобличению: Монография (Библиотека криминалиста) [Текст] М.: Юрлитинформ, 2009.

12. Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010, 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.