ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ политики НА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ
ДЕНИСЕНКО Ю.Н.,
аспирант, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e-mail: [email protected]
Статья отражает основные направления реформирования налоговой системы, в том числе налогообложения регионов, проводимую в последние годы налоговую политику, изменения в налоговом законодательстве, задачи на перспективу.
Ключевые слова: реформа; налоговая политика; регион; законодательство; доходы.
The article reflects the main directions of tax reform, including tax regions, carried out in recent years, tax policy, major changes in tax laws, the problem in perspective.
Keywords: reform; tax policy; the region; the legislation proceeds.
Коды классификатора JEL: H12, H25, H71.
Главным инструментом воздействия государства на развитие регионов, определения приоритетов экономического и социального развития выступает налоговая система. Создание крепкой налоговой системы невозможно без проведения эффективной налоговой политики.
Налоговая политика имеет стратегическую цель создания сбалансированной и приемлемой для государства и субъектов хозяйствования системы налогообложения, стимулирующей производственное накопление, рост производительности труда, инвестиционную активность всех субъектов хозяйствования в реальном секторе экономики, рост предпринимательской активности населения.
Современная налоговая политика, с одной стороны, направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В связи с этим важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности налоговой системы.
Вместе с тем, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям государства и его субъектов.
Реформирования в области налоговой системы, проводимые в последние годы, в основном, касаются и изменений системы налогообложения регионов. Однако кардинальные изменения налоговой системы страны и ее отдельных территорий, соответствующие рыночным отношениям, практически отсутствуют.
В новой экономической ситуации важная роль в решении проблемы стабилизации и укрепления налоговой базы, региональных и местных бюджетов отводится так называемым имущественным налогам.
В основе формирования налоговой политики должны лежать взаимосвязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
В ряде работ известных ученых отмечается, что обстановка в регионах осложняется острой конфронтацией политических сил, неверной трактовкой некоторыми демократическими лидерами понятия суверенитета, неприятием ими важных элементов централизма. Выработка единого концептуального подхода к реформированию системы налогообложения становится наиболее главной задачей [1, с. 57].
Налоги, несомненно, атрибут государства, поэтому вопрос о соотношении представляется вовсе не абстрактным. Речь идет о правовых формах разграничения налогов по уровням бюджетов, четком определении налогов или их части в модели фискального федерализма, распределении налоговых поступлений по видам бюджетов.
Направления совершенствования налоговой системы обусловлены стратегическими и тактическими задачами выхода нашего общества из теперь уже второго финансового кризиса (2008 г.). В связи с этим, неизбежным становится совершенствование экономики регионов, основу которой составляет бюджетноналоговый механизм.
© Ю.Н. Денисенко, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
44
Ю.Н. ДЕНИСЕНКО
За прошедшие годы складывалась ситуация, когда принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних регионов, могло отрицательно сказаться на интересах других. Обострялись конфликты между центром и периферией, осложняя проведение всей экономической политики государства. Это обстоятельство предполагало разработку и внедрение системы оценки «региональных последствий макроэкономических воздействий», через которую должны проходить все принимаемые на федеральном уровне решения.
Трудности осуществления налоговой реформы в России, в том числе в регионах, определяются отсталостью налоговых отношений в стране, требующих создания новой налоговой системы.
Вторая часть Налогового кодекса РФ предусматривает значительные корректировки действующих налогов на всех уровнях системы, включая территориальную и местную. Рассмотрим динамику данных показателей за прошедшие десять лет относительно налогообложения регионов.
С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, регламентирующая важнейшие положения налоговой системы и означающая ее эволюционное преобразование, хотя в Налоговом кодексе РФ были сохранены основные налоги, представляющие основу российской налоговой системы (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги) и показавшие достаточно высокую эффективность за годы эволюции российской налоговой системы.
Данное реформирование существенно изменило роль региональных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании территориальных бюджетов. Количественно и качественно изменились и поступления в территориальные бюджеты, что повлияло на налоговую политику. При этом трансформации подверглись политика как федерального центра, так и региональных властей.
Необходимо отметить, что в настоящее время в бюджетной практике Российской Федерации дифференциация налогообложения по регионам не предусматривается. Абсолютное большинство налоговых льгот или, напротив, «ужесточений» налогового пресса носит отраслевой характер и лишь затем «накладывается» на отдельные территории в зависимости от размещения тех или иных групп налогоплательщиков. В этом случае принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних регионов, может отрицательно сказаться на интересах других.
Последние годы (2005-2010) характеризуются увеличением доли налоговых поступлений в федеральный бюджет и, соответственно, снижением доли поступлений в бюджеты территорий.
Ситуация по местным налогам несколько ухудшилась в части прогнозных ожиданий доходов в местные бюджеты несмотря на то, что норматив отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты утверждается как минимум на три года, в некоторых из них «потеряна» доля муниципальных бюджетов (НДС, налог на прибыль).
Поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются как ставок, так и порядка исчисления некоторых налогов. В частности, увеличились с 6 до 9% ставки НДФЛ и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 г. в оперативном порядке были увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.
Изменилось и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов. В федеральный бюджет этот налог стал зачисляться по ставке 6,5%, а в бюджеты регионов — по ставке 17,5% (до 2009 г.). Еще ранее в федеральный бюджет налог уплачивался по ставке 5%, в региональный по ставке 17% и в местный — по ставке 2%. С 2009 г. стали отчислять 18% в субъекты Российской Федерации, при 2% ставки зачисляемого в бюджеты РФ.
С введением нового Налогового кодекса увеличились акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили. Все поправки вступили в силу с 1 января 2005 г. А с января 2011 г. при снижении транспортного налога, увеличиваются акцизы на бензин.
При этом было учтено, чтобы перераспределение налога на прибыль и отмена налога на рекламу, зачисляемого в местные бюджеты, не привели к существенному уменьшению доходов муниципалитетов. С 2005 года увеличили в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). С этого года организации и предприниматели, которые распространяют или размещают наружную рекламу, были переведены на уплату ЕНВД.
Опыт показал, что правильный методологический подход к налоговой реформе может быть обеспечен за счет правильного применения нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального значения, перестройки всего правового блока.
Основу концептуального подхода российской школы налогообложения составляет обоснование налоговой нагрузки регионов. Государство должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными правовыми началами, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
45
долю имущества частных лиц, не отягчать население несправедливыми и непосильными поборами. В противном случае подрывается разумное основание существования самого государства.
Налоговая система должна не только обеспечивать наполнение бюджета, но также способствовать перспективному и стабильному развитию национальной экономики. Реформа налоговой системы не может не предполагать изменений в зачислении налогов в бюджетную систему России. Бесспорно, региональные бюджеты должны формироваться из закрепленных за ними доходов так, чтобы органы власти всех уровней были заинтересованы в расширении налоговой базы и повышении собираемости налогов. Для реализации этой идеи трансферты из вышестоящих бюджетов должны определяться не дефицитом бюджета, а уровнем экономического развития региона.
Реформирование налоговой системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ должно включать следующие основные направления:
♦ уменьшение общего количества налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, унификацию налогов и иных обязательных платежей;
♦ введение новых налогов (на игорный бизнес, с продаж, доходы от капитала);
♦ сокращение налоговых льгот при сохранении тех из них, которые способствуют научно-техническому прогрессу, благотворительной деятельности, защите малоимущих и слабозащищенных граждан;
♦ систематизацию норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, отмену множества подзаконных актов;
♦ регламентацию взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, правил налоговых проверок, процедур уплаты налогов.
Таким образом, налоговая реформа, в том числе в регионах, способствовала бы улучшению инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности отечественных товаров, позволила бы создать предпосылки для ускоренного экономического развития страны.
Анализ развития налоговых отношений в России за последние 18 лет позволяет сделать выводы в отношении налоговой политики. На протяжении всего периода развития налоговой системы формировались различные принципы налоговой политики. Инструментарий налоговой политики был представлен очень широко (прямые и косвенные, целевые налоги, прогрессивные шкалы налогообложения, меняющиеся объекты налогообложения, введение новых и отмена неэффективных налогов, введение местных налогов наряду с общегосударственными, поиск эффективной налогооблагаемой базы).
Необходимость продуманной эффективной налоговой политики особенно остро стала ощущаться с 2000 г. в условиях введения нового Налогового кодекса России, перерабатываемого, изменяемого и дополняемого вот уже в течение последних десяти лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ли-Фу Н.С., Никулкина И.В., Скрябина Н.М. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса // Финансы. 2010. № 5. С. 57.
2. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов // http:// www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/05/osnovnye_napravleniya_2009-2011-_20081505.doc.
3. Пшиканокова Н.И. Бюджетный федерализм и трансфертная система как инструменты региональной политики // http//www/ecfor/ru.
4. Пинская М.Р. Сочетание налоговых интересов всех уровней власти // Финансы. 2010. № 6. С. 34
5. Паценко О.Н. Налоговая политика и экономический рост: региональный аспект // Финансы. 2010. № 10. С. 31.
6. Юрзинова И.Л. Методические основы оценки эффективности налоговой политики при выборе стратегии экономического развития регионов и страны в целом // Финансы и кредит. 2009. № 10 (347). С. 17.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2