Научная статья на тему 'Направления реформирования системы налогообложения России на современном этапе'

Направления реформирования системы налогообложения России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1235
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РЕГИОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОХОДЫ / REFORM / TAX REVENUES / THE REGION / LEGISLATION / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкович З. А., Денисенко Ю. Н.

В статье отражены направления реформирования налоговой системы государства, в том числе регионального налогообложения, проводимая в последние годы налоговая политика, основные изменения в налоговом законодательстве, задачи на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of reforming the tax system of Russia on contemporary stage

This article reflects the direction of reforming the tax system of the state, including regional assessment carried out in recent years, tax policy, major changes in tax laws, the problem in perspective.

Текст научной работы на тему «Направления реформирования системы налогообложения России на современном этапе»

СОВРЕМННАЯ ТЕОРИЯ

7

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

КЛЮКОВИЧ З.А.,

доктор экономических наук, профессор, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, д. 147;

ДЕНИСЕНКО Ю.Н.,

преподаватель, Ростовский технологический институт сервиса и туризма, 344018, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, д. 215

В статье отражены направления реформирования налоговой системы государства, в том числе регионального налогообложения, проводимая в последние годы налоговая политика, основные изменения в налоговом законодательстве, задачи на перспективу.

Ключевые слова: реформа; налоговые поступления; регион; законодательство; доходы.

This article reflects the direction of reforming the tax system of the state, including regional assessment carried out in recent years, tax policy, major changes in tax laws, the problem in perspective.

Keywords: reform; tax revenues; the region; legislation; revenue.

Коды классификатора JEL: H20, H21.

Трудности осуществления налоговой реформы в России, в том числе в регионах, определяются отсталостью налоговых отношений в стране, требующих создания новой налоговой системы. Направления совершенствования налоговой системы обусловлены стратегическими и тактическими задачами перестройки нашего общества. В связи с этим, неизбежным становится совершенствование экономики регионов, основу которой составляет бюджетно-налоговый механизм.

Проводимая в последние годы налоговая политика привела к позитивным результатам в финансовой сфере. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет страны исполняется с профицитом. Однако налоговое законодательство России, сложившееся в своем нынешнем виде в целом в 2001-2010 гг., как и российская налоговая практика 1990-х гг., нацелены, прежде всего, на реализацию фискальной функции налогообложения.

Анализируя налогообложение регионов, мы увязываем его с практической реализацией. Налоги являют собой тот социально-экономический инструмент, для которого эмпирический опыт имеет решающее значение. За прошедшие годы складывалась ситуация, когда принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних регионов, могло отрицательно сказаться на интересах других. Обострялись конфликты между центром и периферией, осложняя проведение всей экономической политики государства.

Время, прошедшее с начала проведения налоговых реформ, позволяет нам говорить не только о трансформации налоговой системы России, но и о становлении системы налогообложения субъектов Федерации.

Вторая часть налогового кодекса РФ предусматривает значительные корректировки действующих налогов на всех уровнях системы, включая территориальную и местную. Важно обратить внимание на проблемы, которые со всей очевидностью нарастают в сфере налогообложения населения страны.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, регламентирующего важнейшие положения налоговой системы и означавшего ее эволюционное преобразование. Вступление в действие нового налогового кодекса существенно изменило роль региональных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании территориальных бюджетов.

© З.А. Клюкович, Ю.Н. Денисенко, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

13870250

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

Соответственно, количественно и качественно изменились и поступления в территориальные бюджеты. Естественно, изменилась и налоговая политика по наполнению данного вида бюджетов; при этом трансформации подверглись как политика федерального центра, так и региональных властей. В настоящее время в бюджетной практике Российской Федерации дифференциация налогообложения по регионам не предусматривается. Абсолютное большинство налоговых льгот или, напротив, «ужесточений» налогового пресса носит отраслевой характер и лишь затем «накладывается» на отдельные территории в зависимости от размещения тех или иных групп налогоплательщиков.

Анализ эволюционной динамики развития налоговой системы России показал, что важные поправки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. С 2005 г. налогов и сборов осталось всего пятнадцать.

К федеральным налогам отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог остаются региональными налогами. К местным налогам, как и прежде, будут отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Ситуация по местным налогам несколько улучшилась в части прогнозных ожиданий доходов в местные бюджеты, поскольку теперь норматив отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты утверждается, как минимум, на три года. Надо полагать, что ранее утверждаемый пятилетний период использования стабильных нормативов способствовал бы в большей степени прогнозируемости налоговой базы муниципальных образований. С вступлением в силу этих поправок утратил силу Закон РФ [5] «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а налоги и сборы, не установленные Налоговым кодексом, взиматься не будут. С 2005 г. не платились налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции.

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, но на их взимании это не отразилось, поскольку эти платежи носят неналоговый характер.

Региональные налоги по-прежнему будут вводиться в действие законами субъектов РФ. А порядок ввода в действие местных налогов изменился. Сейчас в соответствии с федеральным законодательством налог на имущество физических лиц и земельный налог взимаются на всей территории РФ, а местные власти только определяют особенности их взимания. Поправками устанавливается, что местные налоги на конкретных территориях будут вводиться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Если такие акты не будут приняты, налог на соответствующей территории взиматься не будет.

Согласно поправкам, принимая решение о вводе на своей территории того или иного налога, регионы и муниципалитеты смогут определять ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются как ставок, так и порядка исчисления некоторых налогов. В частности, увеличились с 6 до 9% ставки НДФЛ и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.

Изменилось и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов. В федеральный бюджет этот налог будет зачисляться по ставке 2%, а в бюджеты регионов — по ставке 18%. Чтобы перераспределение налога на прибыль и отмена налога на рекламу, зачисляемого в местные бюджеты, не привели к существенному уменьшению доходов муниципалитетов, увеличили в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Правильный методологический подход к налоговой реформе может быть обеспечен за счет правильного применения нормативно-правовых актов, как федерального, так и регионального значения, перестройки всего правового блока.

Основу концептуального подхода российской школы налогообложения составляет обоснование налоговой нагрузки регионов. Государство должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными правовыми началами, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, не отягчать население несправедливыми и непосильными поборами.

В противном случае подрывается разумное основание существования самого государства. Налоговая система должна не только обеспечивать наполнение бюджета, но также способствовать перспективному и стабильному развитию национальной экономики. Налоговый кодекс призван был осуществить задачу комплексного пересмотра всей системы налогообложения, стать инструментом формирования стабильной налоговой системы России, все элементы которой функционируют как единый правовой механизм. Новый, хотя и улучшенный Налоговый кодекс все еще не в состоянии обеспечить реализа-

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

9

цию концептуально обоснованной налоговой политики РФ, поскольку он не решает задач всемерного стимулирования производства, привлечения инвестиций и обеспечения социальной стабильности в обществе. В новом НК не доработаны вопросы соблюдения принципа нейтральности налогообложения, установление эффективных налоговых режимов для равности налогообложения предприятий и акционерных обществ, хотя одной из основных идей создания НК РФ была идея формирования акта прямого действия, чтобы отменить все подзаконные акты. Действительно, ведомственные акты всегда вызывали негативное отношение.

Сегодня многие регионы решают задачу сокращения масштабов налоговой дифференциации в отношении налогоплательщиков в зависимости от источника их дохода, предотвращения введения налоговых ставок, направленных на уменьшение предполагаемого неравенства налогоплательщиков. Следует заметить, что по доле налоговых изъятий все регионы значительно отличаются друг от друга. Главной задачей налоговой реформы в России должно стать поощрение инвестиционной активности в научно-технической и коммерческой деятельности.

Значительны различия между регионами по их роли в формировании налоговых доходов федерального бюджета. При этом данные анализа подтверждают прямопропорциональную зависимость: большая доля региона в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны соответствует большей доли налоговых поступлений в федеральный бюджет. Кроме того, доля региона в ВВП страны, в свою очередь, находится в прямой зависимости от уровня развития экономики региона и ее специализации.

Анализ показал, что повышенный объем налоговых поступлений характерен для финансовых цент-ров индустриально развитых территорий. Эта зависимость нарушена и не является закономерной. Исследованием установлено, что повышенный объем поступлений от отдельных отраслей характерен преимущественно для экономически слабо развитых регионов. К регионам с низким налоговым потенциалом следует причислить регионы с сельскохозяйственной специализацией и слабой промышленной базой.

Развитие и изменение форм государственного устройства, как правило, сопровождались преобразованием налоговой системы. Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения в России сложились сравнительно недавно.

Налоги с 1991 г. стали активным политико-экономическим оружием региональных отношений. Какой вывод можно сделать из всего? Неприемлемым, на наш взгляд, представляется предложение некоторых экономистов о том, чтобы основным источником средств для поддержки отстающих территорий стала территориальная рента, возникающая в силу благоприятных природных и географических факторов, а также вследствие прежних льгот государственных капиталовложений. Все эти преимущества тех или иных территорий отражаются на финансовых результатах деятельности и соответственно через налоги и другие платежи, в том числе централизуемые в федеральном бюджете и используемые для оказания финансовой поддержки нуждающимся в ней регионам. Сложившаяся к настоящему времени модель регионального налогообложения не способна, по нашему мнению, обеспечить активный выход региональных хозяйственных систем из кризисного состояния.

Данный вывод достаточно очевиден и подтверждается многими фактами, причем важнейшим из них является понижение уровня управляемости экономикой. Несколько десятков регионов являются финансово несамостоятельными: сумма собираемых на их территориях налогов меньше суммы получаемой ими из федерального бюджета финансовой помощи. Данные проблемы вполне разрешимы, однако их обострение связано со сложившейся ситуацией в регионах России.

Из 83 регионов едва ли найдется десяток с одинаковыми территориальными условиями. Нельзя не учесть, что регионы в России сравнительно недавно обрели большую степень финансовой самостоятельности и еще не научились правильно ею пользоваться.

При разработке нового механизма налогообложения в регионах необходимо уделять достаточно внимания проблеме выравнивания экономического и социального развития регионов за счет капиталовложений.

На наш взгляд, целесообразно разработать социальную федеральную программу по выравниванию их развития, имея в виду и содействие созданию на соответствующих территориях необходимой производственной базы, обеспечивающей увеличение налогового потенциала в целях уменьшения и ликвидации дотационных бюджетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская, русская, английская,

немецкая, испанская терминология / Пер. с франц. В 2-х т. Т. 2. М.: Международные отношения, 1994.

С. 500.

2. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы. 2007. № 9. С. 9-10.

3. ЕвстигнеевЕ.Н. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2008.

4. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 03.02.1996 г., в ред. от

03.06.2009 г.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

5. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.

6. Консультант Плюс, contact@consultant.ru.

7. МайбуровИ.А. Налоги и налогообложение / И.А. Майбуров и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: Юнити, 2007.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая // принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г., в ред. от 03.06.2009 г.

10. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М., 2001.

11. Федеральный закон от 09.07.99 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»».

12. www.gks.ru.

13. www.minfin.ru.

14. www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.