УДК 338.486.4 (292.471)
Чикурова Татьяна Юрьевна
Кандидат экономических наук Уральский государственный экономический университет
РФ, г. Екатеринбург
ВЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
В статье рассматриваются проблемы развития туризма на примере Крымского полуострова и система налогообложения, которая способствует развитию малого бизнеса. В этой дестинации туристская деятельность опирается на малый бизнес, который в Крымском федеральном округе является преобладающим. Также в работе показано, что создание свободной экономической зоны дает возможность развивать альтернативный туризм.
Ключевые слова: налогообложение, альтернативный туризм, малый бизнес, свободная экономическая зона.
Jel classification code: H 230, H 250, L 830, M 130
Tatiana Chikurova
Ph.D. (economics) Ural state economic University, Ekaterinburg
THE IMPACT OF TAXATION ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM
IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
The article discusses the development of tourism in the Crimean Peninsula and tax system that promotes small business development. In this destination's tourism activity is based on small business, which in the Crimea federal distinct is predominant. The creation of a free economic zone gives the possibility to develop alternative tourism.
Keywords: taxation, alternative tourism, small business, free economic zone.
Jel classification code: H 230, H 250, L 830, M 130
Более чем столетняя история туристской деятельности в Крыму обязывает создать условия для альтернативного туризма. Под альтернативным туризмом мы имеем в виду предложение таких туристских услуг, которые бы заинтересовали россиян, отдыхающих ранее в Турции и Египте.
В Крыму важно развитие курортной и санаторной сферы как одного из приоритетных направлений рекреации. Благоприятным фактором развития этой дестинации выступает рекреационный комплекс Крыма, удовлетворяющий требованиям туристского рынка с учетом стандартов международных рекреационных организаций.
Несомненно, что Крым является составной частью мирового туристского потенциала, так как обладает большими рекреационными ресурсами, что может конкурировать с известными мировыми курортами.
К тому же следует учесть то, что территория Крыма и ее правовое регулирование находится в ведение Российской Федерации, поэтому признается необходимость их налогового регулирования.
Анализ вопросов туристской деятельности Крыма в составе Российской Федерации, и выявление проблем, связанных с развитием данного региона ставит акцент на налоговой политике и рассмотрении путей решения выявленной особенности в стратегических направлениях развития туристской отрасли, что определяет цель статьи. Республика Крым выступает объектом исследования. Предмет определен степенью влияния налогообложения на использование объектов рекреационной деятельности Крыма для развития туризма.
С учетом возвращения субъекта Российской Федерации — Республики Крым, в статье рассмотрены некоторые вопросы решения проблем развития курортной и туристской зоны страны, приобретающей в настоящих условиях большое значение.
Остановимся на общих характеристиках нового субъекта РФ, как объекта налогообложения. Общая площадь территории составляет 26 тыс. кв. км. Собственники земли, которые зарегистрировали свои участки по законам РФ,
должны платить земельный налог с учетом того, что в территориально-административный состав Крыма входят села, поселки городского типа, города, районы, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов. Республика Крым объединяет 14 районов, включает 18 городов. Крупнейшие из них: Симферополь, Ялта, Алушта, Евпатория, Керчь, Феодосия, Судак, Бахчисарай, Джанкой, Саки. В этих городах функционируют предприятия, которые платят налоги в федеральный и региональный бюджеты.
Население Крыма на начало 2015 года равно 2 млн. 284,4 тыс. человек. 82,7% проживают в Республике Крым, 17,3% — в городе Севастополе. На полуострове Крым городское население составляет около 58%, в сельской местности проживает соответственно 42% населения. Крупнейшие города Крыма: Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория и Феодосия. Крупнейший город Крымского полуострова — Севастополь, столица Республики Крым Симферополь на 2-м месте по числу жителей[5].
В материалах «Стратегии экономического и социального развития Республики Крым на 2015-2020 гг.», отмечено, что одним из приоритетных направлений экономики Крыма является туризм и курортно-рекреационная деятельность. Планируется выделить на эти цели в 2015 году 152 млрд. рублей, а в 2020 году — 428 млрд. рублей [6].
Однако следует отметить, что в настоящее время деятельность курортного комплекса республики Крым недостаточно неэффективна. К проблемам можно отнести недостаточный уровень качества предоставляемых туристских услуг и профессионализм менеджеров. Выявленные проблемы предполагают необходимость поиска новых механизмов и методов управления конкурентоспособностью отечественного туристского комплекса, основной целью которого является создание конкурентоспособной и высокоэффективной туристической и санаторно-курортной сферы общегосударственного и международного значения в этой дестинации.
Безусловно, важной задачей функционирования туристского комплекса в Крыму является обеспечение условий для дальнейшего развития
международного туризма, в программе развития региона необходимо предусмотреть разработку новых турпродуктов, которые станут наиболее привлекательными для зарубежных гостей, в первую очередь, из стран Европы. Новые туристские центры с инновационным туристским продуктом могут стать интересными для иностранных гостей.
Для повышения качества обслуживания иностранных туристов Республике Крым необходимы капиталовложения. Это требует создание и популяризацию положительного имиджа Крыма как национального курортно-туристического центра. К тому же необходимо увеличение доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования, обеспечение диверсификации туристического продукта и развитие новых сегментов рынка рекреационных услуг, развитие анимационных объектов туристической инфраструктуры, ориентированных на круглый год, что и будет способствовать развитию туризма на территории полуострова.
Привлечение инвестиций позволит увеличить возможности туристической отрасли за счет модернизации материально-технической базы, создания новых турпродуктов и оказания новых услуг для туристов. Это будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Капиталовложения необходимо направлять как на строительство крупных здравниц, санаториев и курортов, так и на развитие малого бизнеса, на открытие мини-гостиниц в живописных и привлекательных местах. Несомненно, перспективными могут быть инвестиции в сферу развлечений и анимацию, в производство сувениров.
В статье Журавлевой Т.А. [1] отражена экономическая ситуация в республике Крым, а именно налоговые вопросы территории. Представлена сложившаяся структура бизнеса в Крыму в 2012-13 годах. Малые предприятия составляют 95, 8 %.Поэтому необходимо ориентироваться на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей и создавать для них соответствующие системы налогообложения. За 2015 год по Республике Крым поступления от малого бизнеса составили 1,44 млрд. рублей. Структура этих поступлений
включает: 63% на упрощенную систему налогообложения, 25, 4 % — единый налог на вмененный доход и 11, 6 % на патентную систему налогообложения [1].
Очевидно, что туризм в Республике Крым, является прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда смежных отраслей экономики: строительства, производства товаров для туристских комплексов. Помимо этого, санаторно-курортное дело и туризм в Крыму — это один из основных источников создания рабочих мест.
Наряду с существующими и широко распространенными в регионе видами туризма появились новые виды туризма, которые могли бы, с одной стороны, сгладить проявление сезонности крымского туризма, послужить освоению менее загруженных рекреацией территорий, а, с другой стороны решить проблемы занятости населения в межсезонье. Это могут быть гастрономические туры, сельский туризм.
В связи с этим, стратегическая цель развития региона Республики Крым заключается, прежде всего, в создании конкурентоспособных туристских продуктов на мировом рынке, способных максимально удовлетворять туристические и санаторно-оздоровительные потребности гостей, обеспечить на этой основе комплексное развитие территории и осуществление её социально -экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия.
Важной составляющей в туризме является транспортный элемент. Существующая автодорожная сеть местного значения соединяет Севастополь с основными туристскими центрами, которые в свою очередь связаны местными дорогами практически со всеми поселками городского типа, а также селами. Это обеспечивает туристам мобильное путешествие по территории и получение большего удовольствия от посещения туристских объектов. К тому же, масштабное использование транспорта обеспечит увеличение транспортного налога.
Морской транспорт является традиционным видом для Крыма. Он обслуживает как региональные перевозки, так и межгосударственные перевозки.
Морские путешествия способны привлекать больше туристов из внутренних регионов страны.
Морские путешествия традиционно начинались в порту города Ялты, который среди других портов региона выделяется обслуживанием круизных туристов, включая иностранцев. Живописные берега и богатая история притягивает большой поток туристов.
В настоящее время экономика Крыма во многом определяется уровнем развития туристической деятельности, ориентированной на привлечение доходов. Следовательно, надо искать новые пути для привлечения иностранных туристов, поскольку созданная индустрия туризма была ориентирована исключительно на внутреннего потребителя, на его потребности в услугах гостеприимства.
Крым по итогам курортного сезона 2015 года принял 4,5 млн. туристов, это на 25% больше в сравнении с 2014 годом 1 . Особое место в развитии рекреационно-туристического бизнеса в Крыму принадлежит сфере развлечений и сервиса (фестивали, соревнования, ярмарки, шоу-бизнес, фестивали, спортивные соревнования, летние ярмарки, аттракционы). Объем поступлений финансовых средств от этих видов деятельности сопоставим с размерами финансовых поступлений от оказания туристических и экскурсионных услуг.
К сожалению, в Крыму ярко проявляется сезонность в посещении санаториев и курортов из-за разности температур. Поэтому туристическая деятельность носит массовый характер в летний период. Для сглаживания сезонности необходима реорганизация туристической деятельности в Крыму. Ликвидация сезонности преследует две цели: экологическую и экономическую. Экологическая цель состоит в том, что частичное сглаживание сезонных колебаний численности туристов позволит уменьшить нагрузку на туристские, водные ресурсы в период массового отдыха.
1 По оценке Председателя комитета Парламента Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняк[3]
Экономическая цель заключается в привлечении дополнительных денежных средств в туристическую отрасль в межсезонье, для повышения экономической эффективности туристского комплекса, решения проблемы занятости населения.
По примеру Центральной Европы, где интенсивно развивается сельский туризм, для Крыма этот вид также является перспективным. Обусловлено это тем, что прием гостей в домах сельских жителей пользуется спросом. Как показывает практика, у международной общественности заинтересованность в этом виде специфичного отдыха. Развитие сельского туризма благоприятно для развития сел, их жителей, так как привлекаются местные ресурсы, продукты, выращенные в садах Крыма, изделия народных умельцев. Привлекательно то, что сельский туризм на начальном этапе не требует крупных инвестиций и существует нереализованный спрос, который может стать источником экономического благосостояния для развития сельских территорий. Именно сельский туризм расширяет рынок сбыта отечественных товаров и услуг, создает новые рабочие места и способствует притоку доходов и поступление налогов в бюджет Республики Крым.
Развитие новых видов туризма в Крыму повлечет за собой формирование целой индустрии туризма, которая представляет собой совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса. Их деятельность обеспечивает НДС в экономическое развитие территории.
В ближайшее время предполагается принятия ряда мер по совершенствованию институциональной среды реального сектора экономики, в частности предполагается, что региону будут предоставлены ряд полномочий в области налогового регулирования предпринимательства. Кроме того, уже реализованы меры по стимулированию регионального экономического развития. Так, в Республике Крым с 1 января 2015 года начала действовать свободная экономическая зона. В этой зоне компания или предприниматель могут быть включены в единый реестр
участников, если будут развивать бизнес в следующих сферах деятельности: санаторно-курортная сфера, сфера туризма, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура, судостроение и высокотехнологичные отрасли экономики.
При этом власти Крыма и Севастополя получили возможность сами регулировать систему налогообложения для ее участников. В частности, ставка по налогу на прибыль для резидентов свободной экономической зоны в Крыму установлена в следующих размерах: 2% — в течение трех лет; 6% — с четвертого по восьмой годы; 13,5% — с девятого года.
В Севастополе установлена для резидентов свободной экономической зоны нулевую ставку налога на прибыль в течение трех лет, а после она будет составлять 10%. Стандартная налоговая ставка в РФ установлена в размере 20% [2].
Таблица — Бюджетное наполнение, млрд. руб. [7]
Вид налога % 2015 г 2020 г. (пессим. вариант) 2020 г. (оптим. вариант)
Налог на прибыль 8,9 1,412 35,6 47,56
Налог на доходы физических лиц 54,9 8,693 42,9 48,05
Акцизы 15,3 2,416 5,0 6,5
Налог по упрощенной системе 3,0 0,428 1,5 0
Налог на имущество организаций 13,9 2,2 4,5 4,5
Налог на имущество граждан - 0 1,0 1,0
Транспортный налог 0,5 0,077 0,1 0,1
Налог на добычу полезных ископаемых 0,8 0,13 0,2 0,3
Прочие налоговые доходы 0,2 0,019 0,1 0,1
Неналоговые доходы 2,5 0,394 0,5 0,5
Итого: 100 15,769 91,4 108,61
Данные таблицы указывают на значительное увеличение налоговых
доходов в экономику Республики Крым. Таким образом, резюмируя
вышеизложенное можно констатировать, что благоприятная политика
налогообложения на территории Республики Крым, позволяет эффективно
развивать туристскую деятельность, решать социально-экономические
70
проблемы региона. В интеграции с туризмом развивается торговля, промышленность, сельское хозяйство, при этом эффект мультипликации обеспечивает интересы не только всех слоев населения региона, но и туристов.
Список литературы
1. Журавлева Т. А. Налоговый потенциал Республики Крым и проблемы его реализации // Крымский научный вестник. 2015 г. — №5. — Том 1. «Экономические науки», с. 18-30. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //krve stnik.ru/pub/2016/01/02-Zhuravl eva.pdf
2. Перспективы развития бизнеса в Крыму и Севастополе — [Электронный ресурс] — Режим доступа:www.giscrimea.com27.07.2015
3. Турпоток в Крым в 2015 году превысил 4,5 млн. человек — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.Infox.ru опубликовано 24 дек 2015 16:55].
4. Чесноков Ю.В. Проблемы и перспективы развития ресурсно-рекреационного потенциала в новых регионах РФ на примере Республики Крым // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13183 (дата обращения: 19.12.2015).
5. Численность населения Республики Крым [Электронный ресурс] — Режим доступа: visitcrimea.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70714732/ixzz3xVk7O28P
7. Стратегия Правительства Республики Крым [Электронный ресурс] — Режим доступа: minek.rk.gov/file2015-2020
KpbrncKUü Haynubiu eecmnuK, № 1 (7), 2016
krvestnik.ru
References
1. Zhuravleva T.A. Nalogovyj potencial respubliki Krym i perspektivy ego realizacii // Krymskij nauchnyj vestnik №5, 2015(in Russian)
2. Perspektivy razvitija biznesa v Krymu i Sevastopole — :www.giscrimea.com 27.07.2015(in Russian)
3. Turpotok v Krym v 2015 godu prevysil 4,5 mln. chelovek — www.Infox.ru (in Russian)
4. Chesnokov Ju.V. Problemy i perspektivy razvitija resursno-rekreacionnogo potencíala v novyh regionah RF na primere Respubliki Krym // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2014. — №3. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13183 (in Russian)
5. Chislennost' naselenija Kryma: visitcrimea.ru (in Russian)
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 avgusta 2014 g. N 790 "Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolja do 2020 goda» http://base.garant.ru/70714732/#ixzz3xVk7O28P(in Russian)
7. Strategija Pravitel'stva Respubliki Krym minek.rk.gov/file2015-2020(in
Russian)