Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым'

Состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4191
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ И ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / THE HEALTH RESORT AND TOURISM INDUSTRY / ANALYSIS / PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дышловой Игорь Николаевич

В статье выделена стратегическая цель развития Республики Крым (РК) в части санаторнокурортной и туристской отрасли, определена цель обеспечения достижения стратегической цели развития региона. Приведен анализ статистических данных коллективных средств размещения (КСР), выделены проблемы развития санаторно-курортного и туристского комплекса РК. Рассмотрен вопрос о создании инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров, а также выявлены задачи первоочередных государственных программ РК на среднесрочный период (2015-2017 годы). Кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 гг. Общий объем финансирования создания кластеров на территории РК из федерального бюджета составляет 28 160,7 млн руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов. Проанализировано распределение туристского потока по странам прибытий в РК в переходный период 2014 г. Отражены положительные тенденции в работе Министерства курортов и туризма РК совместно с Федеральным агентством по туризму Российской Федерации и Единой транспортной дирекцией по обеспечению транспортной доступности регионов России с РК. Выявлены основные проблемы санаторно-курортной и туристской отрасли в непростой переходный период, главная из которых проблема транспортной логистики и доставки отдыхающих на территорию полуострова. Эта проблема на сегодня в стадии решения. Предложены пути решения и других важных для региона проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дышловой Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HEALTH RESORT AND TOURIST INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article highlights the strategic goal of the development of the Republic of Crimea (RC), part of the health resort and tourism industry and has set a target of achieving the strategic objectives of the region’s development. The analysis of statistical data on collective accommodation, selected problems of development of health resorts and tourist complexes of the RC is suggested. Highlighted is the question about creating the infrastructure for the development of six tourist and recreational clusters, and identified are the priority tasks of the state programs of the RC in the medium term (2015-2017 years). The clusters will be implemented in the period from 2015 to 2020. Total funding for the creation of clusters in the RC from the Federal budget is 28 160,7 million rubles. Funds will be used to work on the creation of the associated engineering infrastructure on the territory of each TRC. The implementation of the clusters involves the construction of tourist infrastructure at the expense of investors. Analyzed is the distribution of tourists by country of arrivals in the RC in the transition period 2014 Reflected positive trends in the work of the Ministry of resorts and tourism of the RC, together with the Federal Agency for tourism of the Russian Federation and Single transport Directorate to ensure transport accessibility of other regions of Russia with RC. The article stresses basic problems of the health resort and tourist industry in a difficult transition period, the main of which are problems of transport logistics and delivery of tourists to the territory of the Crimean Peninsula. This problem today is being solved. The author proposes solutions for other important issues.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым»

17. Federal'naia tselevaia programma «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolia do 2020 g.» [The Federal Target Program "Social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2020."]. http://economy.gov.ru/minec/resources/41e506c4-6f0f-4c7e-9148-18457630b5f6/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (data obrashcheniia: 08.01.2015)

[Accessed on January 8, 2015].

УДК 338.48(470.75)-027.1 DOI: 10.12737/7919

Дышловой Игорь Николаевич

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация

д. э.н., профессор, vkris@ukr.net

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ И ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье выделена стратегическая цель развития Республики Крым (РК) в части санаторнокурортной и туристской отрасли, определена цель обеспечения достижения стратегической цели развития региона. Приведен анализ статистических данных коллективных средств размещения (КСР), выделены проблемы развития санаторно-курортного и туристского комплекса РК. Рассмотрен вопрос о создании инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров, а также выявлены задачи первоочередных государственных программ РК на среднесрочный период (2015-2017 годы). Кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 гг. Общий объем финансирования создания кластеров на территории РК из федерального бюджета составляет 28 160,7млн руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов.

Проанализировано распределение туристского потока по странам прибытий в РК в переходный период 2014 г. Отражены положительные тенденции в работе Министерства курортов и туризма РК совместно с Федеральным агентством по туризму Российской Федерации и Единой транспортной дирекцией по обеспечению транспортной доступности регионов России с РК. Выявлены основные проблемы санаторно-курортной и туристской отрасли в непростой переходный период, главная из которых — проблема транспортной логистики и доставки отдыхающих на территорию полуострова. Эта проблема на сегодня в стадии решения. Предложены пути решения и других важных для региона проблем.

Ключевые слова: санаторно-курортная и туристская отрасль, анализ, проблемы и перспективы развития региона

Стратегической целью развития Республики Крым является формирование современного международного туристского центра. Для ее достижения в новых условиях необходимо проведение инфраструктурной перестройки, создание модели круглогодичных, современных, конкурентоспособных коллективных средств размещения (далее — КСР) на основе модернизации и реконструкции существующих объектов размеще-

ния республиканской формы собственности. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения круглогодичного функционирования санаторно-курортных учреждений. В КСР Республики Крым отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинской базы здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

51

Дышловой И.Н.

По итогам проведенного анализа из 177 КСР, переданных в собственность Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции более 40 здравниц, предназначенных для круглогодичного функционирования. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного объекта колеблется от 85 до 200 млн руб. Ориентировочная общая стоимость работ по реконструкции и модернизации указанных объектов составляет 6,2 млрд руб. Объекты планируется реконструировать за счет привлечения инвесторов под конкретные инвестиционные площадки на базе КСР, восстановление и обновление которых в кратчайшие сроки послужит магнитом развития туристических дестинаций. Такая форма государственно-частного партнерства позволит сформировать на взаимовыгодных условиях взаимодействие государства и бизнеса для решения поставленной перед отраслью стратегической задачи. Также с 2015 г. планируется перейти на кластерный подход развития санаторно-курортного и туристского сектора экономики Крыма.

Для обеспечения комплексного развития туристско-рекреационной отрасли Республики Крым для неосвоенных туристских дестинаций региона разработаны туристско-рекреационные кластеры. Строительство новых объектов размещения, питания, развлечений в рамках кластеров будет осуществляться за счет средств инвесторов, создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры кластеров, в том числе подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, водопроводов, канализации, очистных сооружений — за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. №790 утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», в которую вошли мероприятия по созданию инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров (далее — ТРК) на территории Республики Крым [1] (Табл. 1).

Кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 гг. Общий объем финансирования создания кластеров на территории Республики Крым из федерального бюджета составляет 28 160,7 млн руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает привлечение средств инвесторов.

Кроме того, в соответствии с Перечнем первоочередных государственных программ на среднесрочный период (2015-17 гг.), утвержденным распоряжением Совета министров Республики Крым 25.09.2014 №956-р, Министерством курортов и туризма Республики разработан проект Государственной программы развития курортов и туризма на 2015-17 гг. [2] (далее — Программа). Для достижения цели Программы предусмотрено решение следующих задач: 1) обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым; 2) диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка, с развитием различных видов туризма путем создания новых туристских продуктов; 3) повышение качества туристских услуг на основе методического обеспечения и подготовки кадров; 4) продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках на основе проведения эффективной маркетинговой и имиджевой политики.

Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Программы позволит получить следующие результаты: 1) реализация проектов по созданию шести туристско-рекреационных кластеров за счет средств федерального бюджета, а также привлечение средств инвесторов, обеспечивая комплексное развитие туристских дестинаций Республики Крым; 2) привлечение организаций малого и среднего бизнеса в индустрию туризма посредством государственно-частного партнерства; 3) создание качественного, конкурентоспособного туристского

52

Современные проблемы сервиса и туризма

№1/2015 Том 9

Таблица 1

Проекты туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым

№ Название и местоположение ТРК Объем финансирования из федерального бюджета, млн руб. (в т.ч. на 2015 г.) Цель создания ТРК

1 «Евпатория — всероссийская детская здравница» («Детский отдых»), г. Евпатория 14 478,7 (1 000,0) Обеспечение создания единого пространства «комфортного детства»: семейный отдых, ориентированный в первую очередь на семьи с детьми; детские лечебно-оздоровительные комплексы

2 «Целебные сакские грязи» («Лечебно-оздоровительный отдых»), г. Саки 3 588,0 (412,0) Развитие уникального грязелечебного курорта, всемирно известной здравницы, специализирующейся на круглогодичном санаторно-курортном лечении

3 «Зона абсолютного здоровья» в р-не оз. Чокрак-ское, Ленинский р-н, п. Курортное 1 687,5 (112,0) Создание бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса на основе Чокракского месторождения лечебных грязей — санатория с бальнеолечебницей, гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции по добыче грязи, мониторингу ее состояния и обеспечению режима охраны. Создание на мысе Зюк археологического парка для проведения раскопок и паломничества сторонников эзотерики

4 «Горы здоровья и море впечатлений» («Бахчисарайский»), Бахчисарайский р-н 270,0 (135,0) Круглогодичный горнолыжный туркомплекс с сетью канатных дорог на северных склонах г. Кемаль-Егерек и г. Лопата

5 «Тарханкут — территория позитива и свободного экстрима» («Черноморский»), Черноморский р-н 1 136,5 (план начала реализации — с 2016 г.) Обеспечение развития экстремальных видов туризма, археологического, сельского, автотуризма; создание четырех зон: оздоровления, «EXTREME-центр туризма», автотуризма и караванинга, археологического туризма

6 «Полеты во сне и наяву... в страну легенд, вина и солнца» («Коктебель»), п. Коктебель 7 000,0 (390,0) Развитие активных видов туризма, создание на г. Клементьева Центра развития воздухоплавания, поля для гольфа у подножия горы

продукта, повышение качества оказываемых туристских услуг; 4) увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; 5) создание новых рабочих мест в Республике Крым; 6) приведение профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; 7) формирование и целенаправленное продвижение устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории, благоприятной для развития туризма, территории деловой и инвестиционной активности; 8) создание туристического бренда Республики Крым. Общий объем финансирования государственной программы в 2015-17гг. составляет 9 млрд 389 млн руб., в том числе 9 246 млн руб. — из федерального бюд-

жета (в рамках федеральной целевой программы), 141,9 млн руб. — из бюджета Республики Крым (в т. ч. в 2015 г. планируется выделение около 48 млн руб.).

В связи с тем, что в текущем году пассажиропоток структурно изменился (отмечена переориентация транспортного сообщения с Крымом с приоритетного железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу), используемая методика подсчета туристов, в основу которой заложена оценка числа прибывших в Крым железнодорожным транспортом, утратила свою актуальность. В методику подсчета туристов необходимо внесение соответствующих корректив. Сравнение количества отдохнувших на полуострове в текущем сезоне с сезонами предыдущих лет в настоящих условиях независимости Крыма не является корректным.

53

Дышловой И.Н.

С начала 2014 г. по состоянию на 01.11.2014 г. в Крым прибыло 4 157 тыс. пассажиров [3]. Из них количество туристов составило 3 236 тыс. чел. Структура пассажиропотока представлена в табл. 2.

С 2014 г. явно выражено доминирование внутреннего туриста. По географии прибытий доминировали туристы из России — 70%, туристы из Украины составили 25% всего турпотока. В целом в Крыму отдыхали жители из более 34 регионов России. Лидерами по числу турприбытий являются следующие:

1) Москва

2) Санкт-Петербург

3) Ростов-на-Дону

4) Екатеринбург

5) Краснодар

6) Новосибирск

7) Тюмень

8) Белгород

9) Казань

10) Уфа

11) Волгоград

12) Пермь

13) Челябинск

14) Нижний Новгород

15) Анапа

16) Самара

17) Омск

18) Оренбург

19) Ульяновск

20) Саратов

Среди граждан других стран следует отметить прибытия туристов из Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Турции, Армении, Узбекистана.

Больше всего туристов с начала года обслужено в средствах размещения Ялтинского региона — 37% всех отдохнувших с начала года, Алуштинского региона — 19%, Евпаторийского региона — 14%, Сак-ского — 7%, Судакско-Феодосийского — 10%, в Бахчисарайском р-не — 4%, в Ленинском р-не — 3%, Симферопольском р-не и в г. Керчи — по 2%, в Черноморском и Раздольненском районах — по 1% [3]. По состоянию на 1 ноября 2014 г. больше всего туристов отдыхало в Ялтинском регионе — 36% всех отдыхающих на дату, Евпаторийском — 30%, в Алуштинском —

15%, в г. Саки — 13%, Судакско-Феодосийском регионе — 5%. Среднее количество дней пребывания одного туриста в Крыму за январь-октябрь 2014 года составило 13 дней. Средняя заполняемость работающих санаторно-курортных и гостиничных учреждений за июнь-сентябрь по Крыму составила 40%.

В связи с переходным периодом в сезоне 2014 г. на территории Республики Крым из 825 официально зарегистрированных санаторно-курортных и гостиничных учреждений функционировали 540 коллективных средств размещения, имеющих собственную базу размещения. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 г. для остальных является: отсутствие статуса юридического лица, отсутствие средств для открытия, необходимость проведения реконструкции и модернизации и др. При этом за 10 месяцев поступления в бюджет от субъектов туристской отрасли составили порядка 1 млрд 301 млн руб.

Министерством курортов и туризма Республики Крым совместно с Федеральным агентством по туризму Российской Федерации и Единой транспортной дирекцией проводится работа по обеспечению транспортной доступности регионов России с Республикой Крым. В настоящее время достигнуты положительные тенденции в этом направлении.

В части авиасообщения регионов Российской Федерации с Крымом: а) в период летнего сезона было обеспечено наличие 130-140 ежесуточных авиарейсов в Симферополь и в обратном направлении с 34 городами (Анапа, Астрахань, Бугульма, Волгоград, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Курск, Минеральные воды, Москва, Махачкала, Нальчик, Нижневартовск, Новосибирск, Нижнекамск,

Таблица 2

Структура пассажиропотока в Республику Крым за период 01.01-01.11.2014 г.

Вид транспорта Пассажиропоток Динамика в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

тыс. чел. %

Железнодорожный 1 692 41 < в 3,3 р.

Паромная переправа 1 297 31 > в 3,7 р.

Авиатранспорт 1 168 28 > в 2,1 р.

54

Современные проблемы сервиса и туризма

№1/2015 Том 9

Нижний Новгород, Оренбург, Пермь, Пенза, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Стамбул, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Череповец, Уфа, Якутск, Кемерово); б) в осенний период около 80 ежесуточных авиарейсов в Симферополь и в обратном направлении; в) в осенне-зимний период расписанием ПАО «Международный аэропорт «Симферополь» предусмотрено авиасообщение с 11 городами (Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Минеральные воды, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень); в) для выполнения полетов в Крым привлечено более 25 авиакомпаний (без учета чартеров); 6 авиакомпаний выполняют полеты на самолетах российского производства; г) в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении» осуществлялись полеты в Крым из 17 российских городов по специальному тарифу со значительной скидкой в цене на билет (субсидированные) на период с 15 июня по 31 октября 2014 г.

В части паромного и катамаранного сообщения с целью оптимизации пропускной и провозной способностей Керченской паромной переправы был предпринят ряд действенных мер: а) ввели в работу 8 грузопассажирских паромов; б) Керченская переправа была полностью переориентирована под перевозку пассажирского автотранспорта, а грузовой автотранспорт перенаправлен на линию «Новороссийск — Феодосия»; в) введены новые транспортно-логистические схемы с применением систем диспетчеризации, с обеих сторон переправы благоустроены накопительные площадки; г) введена система электронных талонов для визуализации очереди и исключения возможности перепродажи мест в очереди; д) с середины июля начал курсировать новый паром «Олимпиада» для легковых автомобилей и пассажиров, вместимостью 175 легковых

автомобилей и 600 пассажиров; е) с августа введен в работу новый паром «Крым»; в сентябре начал работу паром «Глюкофилоуса III»; ж) до 1 сентября в работе на переправе б ыл и задействованы скоростные пассажирские катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2». За курортный сезон 2014 г. с мая по ноябрь действующими паромами на Керченской переправе в обе стороны совершено около 6 тыс. рейсов, перевезено порядка 2,3 млн пассажиров, порядка 494 тыс. автотранспорта.

В части железнодорожного сообщения: а) в период летнего сезона поезда сообщением с городами Украины и России осуществляли движение согласно установленным графикам, курсировало около 20 поездов ежедневно; б) из регионов РФ курсировало 4 поезда сообщением «Москва — Севастополь», «Москва — Симферополь», «Москва — Керчь», «Москва — Симферополь» (через Краснодарский край). Также реализовывалась «мультимодальная» система доставки пассажиров в города-курорты полуострова (Керчь, Симферополь, Севастополь, Ялта, Феодосия, Судак, Евпатория), объединяющая различные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный и морской) в единую систему.

С целью организации эффективного управления санаторно-курортными учреждениями государственной формы собственности распоряжением Совета министров Республики Крым от 14 мая 2014 г. №383-р «О координации работы санаторно-курортных, оздоровительных учреждений, расположенных в Республике Крым, в переходный период» установлено, что координацию работы указанных учреждений в части реализации на территории Республики Крым государственной политики по вопросам курортов и туризма, обеспечения эффективного функционирования санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым.

Советом министров Республики Крым принят ряд документов о передаче в безвозмездное пользование коллективных средств размещения республиканской формы собственности. Для обеспече-

55

Дышловой И.Н.

ния бесперебойного функционирования республиканских санаторно-курортных учреждений, обеспечения их загрузки в 2014 г. во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (от 25.04.2014 №ДК-П44-73пр) разработана адресная программа загрузки с июня по сентябрь. Из коллективных средств размещения Республики Крым (142 объекта), определенных для участия в адресной программе, функционировало 125 объектов общей емкостью 43 786 койко-мест (Табл. 3, 4).

Средняя заполняемость работающих КСР, которые включены в адресную программу обеспечения загрузки, составила 55,3%. Наиболее высокие показатели средней заполняемости отмечены в КСР Бахчисарайского района, гг. Евпатория, Саки, Ялта, Алушта. В разрезе типов учреждений наибольший процент средней заполняемости приходился на детские учреждения. За период с июня по сентябрь наибольший процент заполняемости отмечен в августе — 65,4% (43 139 чел.) и июле — 64,5% (44 588 чел.). Всего за данный период в объектах размещения, участвующих в программе, отдохнули 136 510 чел., из них 22 276 чел. были обеспечено организациями, ответственными за размещение по адресной программе.

Заполняемость КСР, участвовавших в программе, обеспечивалась в большей степени туроператорами — на 38,3%, другими ведомствами заполняемость обеспечена на 17,5%, организациями, закрепленными за объектами размещения, — на 16,3%; продажи со «стойки» составили 13,3%, онлайн-бронирование — 7,5% и другими способами — 7,1%.

Согласно постановлению Правительства РФ от 10.09.2014 №921 «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации» выделено 2 млрд 300 млн руб., из которых бюджету ФСС РФ — 1 млрд 318 тыс. руб., Министерству труда и социальной защиты РФ — 976 млн 384 тыс. руб.

Фондом социального страхования РФ выделено 34,5 тыс. путевок в санаторнокурортные учреждения Республики Крым. В данной программе принимало участие 51 санаторно-курортное учреждение Республики, которые соответствовали нормативным требованиям РФ.

Кроме того, для обеспечения загрузки круглогодичных коллективных средств размещения в период с октября 2014 г. по май 2015 г. Министерством курортов и туризма Республики Крым совместно с Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по туризму подготовлена соответствующая адресная программа загрузки для 52 крымских объектов размещения. Создана информационная база данных санаторно-курортных и ту-

Таблица 3

Типы коллективных средств размещения Республики Крым, участвовавших в адресной программе обеспечения загрузки в курортный сезон 2014 г. [3]

Типы КСР Количество КСР, ед. Средняя заполняемость, %

Санатории 43 52,6

Пансионаты, базы отдыха 31 40,5

Детские санатории, оздоровительные центры 25 78,0

Детские оздоровительные лагеря 13 70,3

Медицинские реабилитационные центры 7 26,8

Оздоровительные комплексы 6 31,4

56

Современные проблемы сервиса и туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№1/2015 Том 9

Таблица 4

Заполняемость работающих КСР Крыма, участвовавших в адресной программе обеспечения загрузки в курортный сезон 2014 г. по районам и городам [3]

Районы, города Функционирующие КСР, ед. Средняя заполняемость, %

Алушта 15 45,9

Бахчисарайский 6 65,4

Евпатория 33 69,6

Керчь 2 37,4

Ленинский 1 9,5

Раздольненский 1 0,8

Саки 4 59,9

Сакский 2 35,6

Симферопольский 7 34,4

Судак 4 31,3

Старый Крым 1 16,5

Феодосия 6 31,3

Черноморский 2 13,6

Ялта 41 51,1

ВСЕГО 125 55,3

ристических учреждений — для каждого учреждения создана персональная страница на специальном интернет-ресурсе, где отражается актуальная информация об экономических показателях, уровне загрузки, состоянии бронирования и т. д., заполняемая самим учреждением. Данная информация обрабатывается Министерством курортов и туризма Республики Крым для более оперативного и максимального содействия заполняемости

санаторно-курортных учреждений. На основании полученной информации строится система координации и взаимодействия санаторно-курортных учреждений.

С целью создания позитивного имиджа Крыма как безопасной комфортной и доступной туристской дестинации, обеспечения информированности потенциальных туристов о возможностях отдыха и оздоровления на полуострове, создания условий для заполняемости крымских коллективных средств размещения, в рамках подготовки к туристическому сезону 2014 г. были организованы и проведены имиджевые мероприятия: Туристический форум «Крым. Первая весна»; Всероссийский конгресс «Отдых в Крыму 2014»; Work-shop для более чем 180 представителей крымской туристической сферы; Первая Всероссийская выставка-продажа курортных и туристических услуг Республики Крым и города Севастополя; Дни Крыма в Свердловской области, в Республике Бурятия и в Ставропольском Крае; I туристический фестиваль крымской сувенирной продукции; Неделя туризма в Крыму (в рамках которой прошли II Крымский туристский форум; Туристическая выставка «Крым — круглый год; Всероссийский конгресс по развитию лечебно-оздоровительного туризма; Совещание руководителей регионов Крыма с руководителями субъектов РФ по вопросам развития межрегионального сотрудничества

Таблица 5

Средняя заполняемость работающих КСР Крыма, участвовавших в адресной программе обеспечения загрузки в курортный сезон 2014 г. в разрезе организаций, ответственных за размещение [3]

Организации, ответственные за размещение Количество предприятий, закрепленных за организацией Средняя заполняемость, %

Минобрнауки России 5 77,0

Минздрав России 6 74,0

Федеральная налоговая служба 2 65,5

Минобороны России 4 56,9

Федерация независимых профсоюзов России 3 39,8

Министерство культуры РФ 3 33,3

ФСБ России 3 32,8

МВД России 3 24,5

ОАО «РЖД» 6 48,7

ОАО «Сургутнефтегаз» 1 46,5

ОАО «ГМК «Норильский никель» 1 38,2

57

Дышловой И.Н.

в сфере туризма); информационно-ознакомительные туры по Крыму для представителей органов власти, руководителей туристических компаний регионов России, государственных корпораций, региональных фондов социального страхования, представителей здравоохранения субъектов РФ и СМИ.

Руководством туристской отрасли Крыма было принято участие в 9 туристских выставках, организовано участие руководства министерства и представителей отрасли в следующих крупных мероприятиях международного и всероссийского формата: встреча министров туризма зарубежных стран (г. Сочи); Международный форум «Год туризма в СНГ. Диалог культур — основа развития туризма» (г. Брянск); Международный культурно-туристский форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» (Республика Хакасия); Деловой форум по привлечению инвестиций в сферу туризма (г.Санкт-Петербург); Туристский форум по кластерному развитию территорий (г. Тула); Международный инвестиционный форум «Сочи-2014»; IV Международный туристский форум «VisitRussia» (г. Ярославль); Первый Международный туристский форум по внутреннему и въездному туризму в г. Сочи. Подписано 13 соглашений о сотрудничестве в туристической сфере между Министерством курортов и туризма Республики Крым и субъектами РФ.

На условиях социальной рекламы размещены билборды на улицах более 150 городов и муниципальных образований субъектов РФ, информация о туристских возможностях Крыма размещена на официальных сайтах региональных туристскоинформационных центров, муниципальных образований и туристских компаний.

Основные проблемы туристской отрасли Крыма связаны с транспортной логистикой и доставкой отдыхающих на террито-

рию полуострова. Пути решения данной проблемы видятся в следующих мероприятиях и действиях: необходимо обеспечить наличие круглогодичных авиарейсов с регионами РФ; увеличить количество билетов по специальному тарифу со значительной скидкой в цене (субсидированные); увеличить количество рейсов low-cost авиакомпаний до 8 в сутки, увеличить их частоту по всем существующим направлениям и постановку на рейсы в Крым самолетов большей пассажировместимости; авиакомпаниям необходимо рассмотреть возможность максимального сохранения рейсов в Крым в осенне-зимний период туристического сезона для организации круглогодичной доставки туристов; пересмотреть величину сборов, которые перечисляются аэропорту «Симферополь» за обслуживание пассажиров и самолетов, в сторону снижения.

С целью обеспечения проведения туристского сезона, создания качественного и конкурентоспособного туристского продукта, увеличения количества организованных туристов, прибывающих в Республику Крым на отдых и лечение, необходимо: обеспечить безопасность пребывания туристов на территории Крыма, для чего провести классификацию объектов размещения; осуществить перерегистрацию юридических лиц на базе бывших структурных подразделений украинских предприятий, желающих продолжить работу на территории Республики; создать условия для получения лицензий Российской Федерации на медицинскую деятельность санаторно-курортными организациями Крыма; обеспечить своевременную перерегистрацию туроператорских компаний в соответствии с требованиями законодательства РФ; обеспечить бесперебойное предоставление коммунальных услуг предприятиям отрасли; провести ремонт и модернизацию номерного фонда и систем жизнеобеспечения; внедрение собственной платежной системы и др.

Список источников:

1. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

58

Современные проблемы сервиса и туризма

№1/2015 Том 9

2. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 №956-р, проект Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 гг.

3. Данные Министерства курортов и туризма Республики Крым.

4. Сайт Совета министров Республики Крым. www.rk.gov.ru (дата обращения: 18.01.2015).

5. Foster K. Regional impulses // Journal of Urban Affairs. 1997. Vol. 19. №4. P. 44-46.

6. Харвей Дж. Модели развития пространственных систем в географии человека. М.: Просвещение, 1971. 251 с.

7. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Наука, 1986. 146 с.

Igor Dishlovoy

Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia PhD (Doctor of Science) in Economic, Professor, dintur@mail.ru

STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HEALTH RESORT AND TOURIST INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article highlights the strategic goal of the development of the Republic of Crimea (RC), part of the health resort and tourism industry and has set a target of achieving the strategic objectives of the region's development. The analysis of statistical data on collective accommodation, selected problems of development of health resorts and tourist complexes of the RC is suggested. Highlighted is the question about creating the infrastructure for the development of six tourist and recreational clusters, and identified are the priority tasks of the state programs of the RC in the medium term (2015-2017 years). The clusters will be implemented in the period from 2015 to 2020. Total funding for the creation of clusters in the RC from the Federal budget is 28 160,7 million rubles. Funds will be used to work on the creation of the associated engineering infrastructure on the territory of each TRC. The implementation of the clusters involves the construction of tourist infrastructure at the expense of investors.

Analyzed is the distribution of tourists by country of arrivals in the RC in the transition period 2014 Reflected positive trends in the work of the Ministry of resorts and tourism of the RC, together with the Federal Agency for tourism of the Russian Federation and Single transport Directorate to ensure transport accessibility of other regions of Russia with RC. The article stresses basic problems of the health resort and tourist industry in a difficult transition period, the main of which are problems of transport logistics and delivery of tourists to the territory of the Crimean Peninsula. This problem today is being solved. The author proposes solutions for other important issues.

Keywords: the health resort and tourism industry, analysis, problems and prospects of development of the region

References

1. Federal'naia tselevaia programma «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolia do 2020 goda» [The Federal Target Program "Social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2020"].

2. Rasporiazhenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 25.09.2014 №956-r, proekt Gosudarstvennoi programmy razvitiia kurortov i turizma v Respublike Krym na 2015-2017 gg. [Ordinance of the Council of Ministers of the Republic of Crimea from 25.09.2014 №956-p, a project of the State program of development of resorts and tourism of the Republic of Crimea for 2015-2017].

3. Dannye Ministerstva kurortov i turizma Respubliki Krym [Data of the Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea].

4. Sait Soveta ministrov Respubliki Krym [Site of the Council of Ministers of the Republic of Crimea]. www.rk.gov.ru (data obrashcheniia: 18.01.2015) [Accessed on January 18, 2015].

5. Foster, K. Regional impulses // Journal of Urban Affairs. 1997. Vol. 19. №4. Р. 44-46.

6. Kharvei, Dzh. Modeli razvitiia prostranstvennykh sistem v geografii cheloveka [Models of spatial systems in human geography]. M.: Prosveshchenie, 1971. 251 p.

7. Khagget, P. Geografiia: sintez sovremennykh znanii [Geography: a synthesis of current knowledge]. M.: Nauka, 1986. 146 p.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.