ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЫМА КАК ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА
УДК 338.48+330.322.5(477:75) DOI: 10.12737/7918
Абдулхаиров Абжемиль Закерьянович
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь, Российская Федерация
к.пед.н., доцент, декан факультета искусств, [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННУЮ ОТРАСЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье предпринята попытка анализа инвестиционного потенциала туристско-рекреационной отрасли Крыма с учетом современных геополитических и социально-экономических реалий. Охарактеризованы основные результаты и тенденции инвестиционной деятельности на территории Республики Крым в 2013-2014 гг., а также обозначены ее дальнейшие перспективы. Показано, что вследствие негативных общественно-политических и социально-экономических процессов на Украине и в Крыму на протяжении предшествующих лет в регионе практически не реализовывались крупные инвестиционные проекты, в том числе связанные с созданием курортных мегакомплексов так называемой «Крымской Анталии». В то же время на данный момент имеется большое количество инвестиционных предложений, связанных с созданием традиционных объектов размещения, объектов общекурортной инфраструктуры, объектов специализированного туризма (горнолыжного, яхтенного, гольф-туризма), а также развлекательных парков тематической направленности. На основе метода SWOT-анализа автор определяет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с инвестированием в туристско-рекреационную инфраструктуру Республики Крым на современном этапе. Также обозначены основные приоритеты региональной инвестиционной политики, для которой руководством Республики были задекларированы такие основополагающие принципы, как равные возможности, «прозрачность», заимствование лучшего опыта других регионов Российской Федерации. Важнейшими направлениями деятельности по улучшению инвестиционного климата должны стать окончательный переход туристско-рекреационной отрасли Крыма в правовое поле Российской Федерации; создание свободной экономической зоны (зоны приоритетного развития) со льготной системой налогообложения; синхронизация существующих инвестиционных проектов с Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.»; поддержание общественно-политической стабильности в регионе и преодоление негативных последствий международных санкций, введенных рядом государств Европы, Северной Америки и Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: инвестиционный проект, инвестиционный климат, туризм, рекреация, SWOT-анализ, Крым
Изменение политико-правового статуса Крыма весной 2014 г. отразилось на самых разных аспектах общественной жизни полуострова, в т.ч. на его инвестиционном климате. Фактически мы имеем дело с новыми социально-экономическими реалиями, когда по-прежнему сохраняют актуальность некоторые проблемы, традиционно снижавшие инвестиционную привлекательность Республики Крым
и г. Севастополя, но, вместе с тем, возникают новые, отсутствовавшие ранее горизонты и перспективы. В значительной степени это касается туристско-рекреационной отрасли Крыма, для которой сезон 2014 г. стал временем нелегких испытаний. По данным Министерства курортов и туризма Республики Крым за 2014 г. Крымский полуостров посетили 3,8 млн туристов, средняя продолжительность пре-
44
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
бывания которых составляла 13 дней [1]. Туристский контингент сезона 2014 г. отличался от предыдущих лет значительным увеличением числа граждан Российской Федерации, ростом платежеспособности туристов, активизацией спроса на организованный (путевочный) отдых, а также резким повышением роли авиационного транспорта и Керченской паромной переправы в процессе доставки рекреантов. Одновременно с этим в условиях т. н. «переходного периода» происходило формирование новой нормативно-правовой базы, способной существенно повлиять на инвестиционную привлекательность крымских проектов в туристско-рекреационной сфере. С учетом таких динамичных и радикальных изменений актуальным представляется попытка анализа текущей ситуации с инвестициями в туризм и рекреационное дело Крыма, поскольку именно сейчас формируются ключевые принципы и перспективные тренды развития данного направления экономической деятельности.
Целью статьи является анализ инвестиционного потенциала туристско-рекреационной отрасли Крыма в прошлом, настоящем и будущем с учетом современных геополитических и социально-экономических реалий. Существующие работы зарубежных [2-4] и отечественных [5-7] авторов, посвященные проблеме инвестирования в туризм на региональном уровне, не раскрывают крымскую специфику, поэтому основой исследования стали конкретные нормативно-правовые акты [8-10, 17] и официальные статистические материалы [1, 13-16]. Для достижения цели работы сформулированы следующие исследовательские задачи: 1) охарактеризовать реализованные и нереализованные инвестиционные проекты последних лет, связанные с развитием туризма и отдыха в Республике Крым; 2) описать наиболее значимые инвестиционные предложения, предлагаемые для реализации на территории Крымского полуострова; 3) оценить имеющийся на данный момент инвестиционный потенциал туристско-рекреационной отрасли Крыма с учетом открыва-
ющихся перспектив и имеющихся рисков (SWOT-анализ).
Законодательство Российской Федерации определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта [8]. Учитывая важность привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие региона, 11 сентября 2014 г. Председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов подписал «Инвестиционную декларацию Республики Крым». Этот документ гарантирует создание благоприятных условий для инвесторов и предоставление им государственной поддержки, а также устанавливает основные принципы республиканской инвестиционной политики — равенство, вовлеченность, «прозрачность», заимствование лучшего опыта других регионов РФ [9].
По данным Торгово-промышленной палаты Крыма, в 2014 г. на территории республики в стадии реализации находилось 25 инвестиционных проектов со стоимостью свыше $200 тыс. и имеющих туристско-рекреационную специфику. Более 90% из них расположены в традиционных центрах крымской рекреации — Алуште, Евпатории, Судаке и Ялте. Наиболее крупные среди реализованных или близких к реализации проектов — это реконструкция санаторно-курортного комплекса «Мрия» в с. Понизовка Симеизского поселкового совета за счет средств ОАО «Сбербанк России» ($186 млн), реконструкция санатория им. Розы Люксембург в Евпатории с созданием открытого аквапарка «У Лукоморья» ($20 млн), строительство гостинично-рекреационного комплекса «Золотые пески» в Евпатории ($7,5 млн) и создание отеля «Soldaya Grand Hotel» на базе реконструкции турбазы «Восход» в Судаке ($8,9 млн). Остальные проекты из этого перечня либо имеют значительно меньшие масштабы, либо находятся лишь на стадии разработки проектной документации [10].
На Инвестиционном портале Республики Крым и официальном сайте Торговопромышленной палаты Крыма в настоя-
45
Абдулхаиров А.З.
щий момент размещено описание около 30 проектов, предлагаемых к реализации с помощью инвесторов и непосредственно связанных с туристско-рекреационной сферой. Они могут быть классифицированы следующим образом:
1) объекты размещения: создание новых и реконструкция уже существующих рекреационно-оздоровительных комплексов в Саки ($32 млн), Феодосии ($21,3 млн), Черноморском ($2,9 млн) и др.;
2) объекты общекурортной инфраструктуры: строительство крытого оздоровительного комплекса «Ялтинский аквапарк» ($20,5 млн), возведение здания нового медицинского диагностического центра в Ялте ($5 млн), создание пляжей для людей с ограниченными физическими возможностями в Саки ($20 млн), оборудование пляжной инфраструктуры в Тихой бухте под Судаком ($1,9 млн) и др. К этой же категории могут быть отнесены некоторые транспортные проекты — реконструкция морских пассажирских причалов в Большой Евпатории, создание пассажирских канатных дорог «Бахчисарай — Чуфут-Кале» и «Соколиное — Ай-Петри»;
3) объекты специализированного туризма: строительство горнолыжных курортов на горе Чатыр-Даг ($12,5 млн) и Демерджи ($14-20 млн), яхт-клубов в Керчи ($19 млн) и Алуште ($16 млн), яхтенных марин в с. Оленевка Черноморского района и пос. Орджоникидзе (9,4 млн), строительство гольф-клуба в Феодосии ($4,4 млн) и др.;
4) развлекательные туристско-рекреационные центры тематической направленности. В этой группе, прежде всего, следует отметить амбициозный проект по созданию в Бахчисарайском районе гигантского тематического парка развлечений «Диноленд» стоимостью не менее $150 млн. Поиск инвесторов для реализации данного проекта осуществляется с 2007 г. (подробнее см. [5]). Концепция проекта предусматривает создание парка развлечений для различных возрастных и социальных категорий посетителей, разделенного на тематические зоны «Дикий Запад», «Космос», «Ярость Динозавров» и состоящего из различных современных
аттракционов, точек общественного питания, магазинов и шоу-программ. Данный проект также предполагает создание гостиничного комплекса, казино, аквапарка, ресторана, СПА-центра, боулинг-центра, конференц-зала. Информация по данному проекту на «Инвестиционном портале Республики Крым» имеет дату обновления 30.05.2014 г., при этом степень реализации проекта характеризуется лишь наличием разработанного бизнес-плана [11]. В то же время, осенью 2014 г. в крымской прессе появилось большое количество материалов о другом грандиозном тематическом парке развлечений с рабочим названием «Meganom Park», который планируется создать в Симферополе на площади 40 га (район Жигулиной рощи). Общую стоимость данного инвестиционного проекта оценивают в $200 млн. Планируется, что его тематическая направленность будет связана с историей Крыма и помимо аттракционов, концертной площадки, искусственного скалодрома и точек общественного питания здесь будет находиться 3D-музей, лекторий и школа краеведов [12]. Очевидно, что место расположения инвестиционной площадки для реализации данного проекта предпочтительнее, чем у «Диноленда», по причине лучшей транспортной доступности, близости железнодорожного вокзала и международного аэропорта «Симферополь», а также благодаря большому количеству потенциальных посетителей из числа жителей и гостей города.
Что же касается лидерства по объему необходимых инвестиций ($300 млн), то на данный момент оно принадлежит проекту создания гоночного комплекса «Crimea GrandPrix» в Сакском районе. На площади 108 га планируется создание уникальной гоночной трассы в комплексе с трибунами для зрителей на 142 тыс. посадочных мест. По своим характеристикам гоночный комплекс «Crimea GrandPrix» должен соответствовать всем техническим регламентам, необходимым для проведения международных автогонок самого высокого уровня, в т. ч. мировых чемпионатов «Формула-1» [10].
46
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
Несмотря на большой интерес к Крыму как потенциальному месту отдыха российских туристов, события 2014 г. объективно отдалили перспективу создания т. н. «Крымской Анталии» — локально расположенному туристско-рекреационному мегакомплексу замкнутого цикла стоимостью не менее $1 млрд (подробнее см. [5]). На протяжении последних лет обсуждались проекты размещения такого мегакомплекса на территории, прилегающей к озеру Донузлав (Сакский район), в районе Балаклавы (Большой Севастополь), а также на территории Керченского полуострова возле Опукского природного заповедника (Ленинский район). До начала 2014 г. наиболее реалистичным представлялся проект по созданию круглогодичного курорта «Balaklava Green» в Юго-Западной части Крымского полуострова, недалеко от г. Севастополя и курорта Балаклава. Ориентировочная стоимость проекта оценивалась не менее чем в $1 млрд, а предполагаемый срок реализации составлял 7-15 лет. Концепция проекта предусматривала создание четырех рекреационных зон (Тав-рос, Кадыкой, Псилерахи, Гасфорт), часть которых предполагалось создать на месте рекультивированных карьеров по добыче строительного камня площадью более 750 га. Однако учитывая тот факт, что проект «Balaklava Green» находился на начальной, «бумажной» стадии осуществления, а его финансирование должно было проводиться украинской инвестиционной группой «Смарт Холдинг», то есть все основания предположить, что реализация данного проекта будет остановлена.
Следует отметить, что реализуемые в данный момент и предлагаемые к реализации в будущем проекты по-прежнему тяготеют к традиционным рекреационным центрам Южнобережного, Юго-Восточного и Западного Крыма. Остальная часть территории полуострова пока остается объектом «точечных» инвестиций в небольших объемах. Даже в случае успешной реализации таких проектов, например, создание рыбацкой деревни на реке Самарчик в Раз-дольненском районе ($200 тыс.), едва ли следует ожидать серьезного перераспре-
деления туристских потоков. Под вопросом остается и судьба анонсированных ранее известным крымским предпринимателем Олегом Зубковым планов по созданию на территории Белогорского района парка развлечений «Белая скала» и ландшафтного парка «Суворовский».
Классический метод SWOT-анализа позволяет наглядно представить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы инвестиционного потенциала туристскорекреационной сферы Крыма в новых условиях (табл. 1).
Частный капитал, предоставляющий инвестиции для реализации дорогостоящих и долгосрочных проектов, очень чувствителен к возможным рискам. Этот фактор оказал свое влияние и на объемы инвестиций в крымскую туристско-рекреационную отрасль. Так, если за 2013 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма составил около $176,5 млн [13], то за первый квартал 2014 г. — $10,6 млн
[14] , за второй квартал 2014 г. — $4,8 млн
[15] , за третий квартал 2014 г. — $10,8 млн
[16] . Однако следует учесть, что теперь в качестве иностранных не учитываются инвестиции из Российской Федерации, общий объем которых за предыдущие годы суммарно составил $338,9 млн [13]. Также для 2014 г. характерно практически полное прекращение инвестиционных потоков из стран, поддержавших санкции против российской экономики при одновременном увеличении инвестиций из оффшорных зон (Кипр, Белиз, Виргинские острова, о. Гернси) и ряда постсоветских стран (Белоруссия, Узбекистан).
В то же время возникают серьезные перспективы внутренних инвестиций, в т.ч. за счет бюджетных средств. Согласно утвержденной ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» только из федерального бюджета планируется выделить 28,16 млрд руб. (около $700 млн) на развитие инфраструктуры шести туристско-рекреационных кластеров (ТРК) на территории Республики [17]. Выделение бюджетных средств может послужить позитивным сигналом для частных инвесторов и способствовать
47
Абдулхаиров А.З.
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа инвестиционного потенциала туристско-рекреационной сферы Крыма в новых условиях
Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
- сохранение приоритетности развития туристско-рекреационного комплекса Крыма; - возможность создания на территории Крыма зоны приоритетного (опережающего) развития с льготной системой налогообложения; - перспектива рассмотрения предложений потенциальных инвесторов по принципу «единого окна», ликвидация коррупционной составляющей при выделении земельных участков в качестве инвестиционных площадок - достаточно высокая конкуренция, особенно на рынке объектов размещения в традиционных рекреационных центрах; - проблемы транспортной логистики, затрудненная доступность Крыма для потенциальных туристов из России и зарубежных стран; - необходимость перерегистрации документации, оформленной по украинским стандартам; - недостаточная «прозрачность» происхождения инвестиционных средств, значительная часть которых поступает из зарубежных оффшорных зон (Кипр, Виргинские о-ва, Белиз)
Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)
- модернизация транспортной и коммунально-бытовой инфраструктуры Крыма за счет средств Федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.», что будет способствовать повышению привлекательности региона и позволит снизить издержки инвесторов на инфраструктурную составляющую проектов; - возможность реализации проектов, связанных с развитием круглогодичной рекреации медицинского профиля, в т.ч. финансируемой за счет средств социальных фондов (что значительно ускоряет сроки окупаемости проектов); - участие в проектах, связанных с развитием «элитарных» видов туризма (горнолыжный, яхтенный, игорный, гольф-туризм), часть из которых имеет внесезонный характер - потенциальная вероятность эскалации военно-политической напряженности в Крыму; - угроза сохранения и дальнейшего усиления торгово-экономических и финансовых санкций со стороны ряда государств Северной Америки, Европы и стран Тихоокеанского региона (Австралия, Япония); - возможные проблемы с обеспечением строительства объектов стройматериалами, техникой и технологиями импортного производства
привлечению многократно превосходящих их инвестиций представителей отечественного и зарубежного бизнеса.
На основе всего вышесказанного можно констатировать, что, несмотря на временные трудности переходного периода, Республика Крым в долгосрочной перспективе остается благоприятным регионом для инвестирования, в т. ч. в проекты, связанные с туризмом и рекреацией. Однако для улучшения инвестиционного потенциала туристско-рекреационной сферы Крыма необходимо принятие окончательного пакета документов по соз-
данию на территории полуострова зоны приоритетного (опережающего) развития с льготной системой налогообложения, проведение экспертизы существующих инвестиционных проектов с точки зрения их соответствия новым перспективным программам развития Крымского федерального округа, а также поддержание общественно-политической стабильности в регионе. Выполнение этих условий позволит Крыму продолжить свое развитие в качестве одного из ведущих общероссийских и международных туристско-рекреационных центров.
Список источников:
1. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2014 год. http://minkurort.ru/images/2015/Statistika/2014%20_Statistika.pdf (дата обращения: 15.01.2015).
2. Morais D., Backman S., Dorsch M. Toward the Operationalization of Resource Investments Made between Customers and Providers of a Tourism Service // Journal of Travel Research. 2003. Vol. 41, No. 4. P. 362-374.
48
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
3. Endo K. Foreign direct investment in tourism — flows and volumes // Tourism management: research — policies — practice. 2006. Vol. 27, №4. P. 600-614.
4. Claude D., Zaccour G. Investment in tourism market and reputation // Journal of Public Economic Theory. 2009. Vol. 11. №5. P. 797-817.
5. Абдуха'ров А.З. 1нвестицтна полггика як шструмент розвитку туристсько-рекреацтного комплексу Криму // 1нвестицм: практика та досвщ. 2011. №8. С. 8-10.
6. Полухина А.Н., Талалаев М.В. К вопросу о привлечении инвестиций в сферу туризма на региональном уровне // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4. С. 212-220.
7. Черненко В.А., Федорова С.В., Федосов В.А. Роль инвестиций в развитии туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №1. С. 105-110.
8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (№ 39-ФЗ от 25.02.1999 г.). http://base.garant.ru/12114699/ (дата обращения: 08.01.2015).
9. Инвестиционная декларация Республики Крым. http://minek.rk.gov.ru/file/invest_dek.pdf (дата обращения: 08.01.2015).
10. Инвестиционные предложения. http://tppcrimea.ru/action/invest (дата обращения: 08.01.2015).
11. Тематический парк приключений «Диноленд». http://invest-in-crimea.ru/project_info.php?s_ branch_id=3&panel_show=2&search_type=branch&project_id=549&factory_id=221&invest_area_ id= (дата обращения: 08.01.2015).
12. Крымский парк развлечений «Meganom Park». http://investrk.ru/ru/investors/investdb/ investitsionnye-predlozheniya-rassmotrennye-na-investitsionnom-sovete/item/13-meganom-park (дата обращения: 08.01.2015).
13. Прямi швестицп у 2013 р. Експрес-випуск Головного управлшня статистики в АР Крим. №187 от 14.02.2014 г.
14. Прямые инвестиции в I квартале 2014 г. Экспресс-выпуск службы статистики Республики Крым. №612 от 15.05.2014 г.
15. Прямые инвестиции в Республику Крым во II квартале 2014 г. Экспресс-выпуск Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат). №997 от 14.08.2014 г.
16. Прямые инвестиции в Республику Крым в III квартале 2014 г. Экспресс-выпуск Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат). №НГ-01-5-07/196-СД от 14.11.2014 г.
17. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». http://economy.gov.ru/minec/resources/41e506c4-6f0f-4c7e-9148-18457630b5f6/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (дата обращения: 08.01.2015).
Abzhemil Abdulhairov
GBOUVO RK «Crimean Engineering and Pedagogical University», Simferopol, Russia
PhD (Candidate of science) in Pedagogical, Associate Professor, Dean of the faculty of arts,
POTENTIAL AND PROSPECTS OF INVESTING IN THE TOURISM AND RECREATION INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
In the article the author makes an attempt to analyze the investment potential of tourism and recreation industry of Crimea taking into account modern geopolitical and socio-economic realities. Main results and tendencies of investment activity on the territory of the Republic of Crimea in 2013-2014 are described, and also its further prospects are marked. It is shown, that because of the negative socio-political and socioeconomic processes in Ukraine and Crimea during previous years in the region large investment projects were not practically undertaken, including those related to creation of a resort mega complex, the so-called «Crimean Antalya». At the same time now there is a large number of the investment proposals, related to creation of traditional objects of location, objects of general resort infrastructure, objects of the specialized tourism (mountain-skiing, yachts, golf-tourism), and also entertaining parks of thematic orientation. On the basis of method of SWOT-analysis the author determines strong and weak sides, opportunities and threats related to investing in the tourism and recreation infrastructure of the Republic of Crimea at the current stage. Basic priorities of regional investment policy, for which the authorities of the Republic of
49
Абдулхаиров А.З.
Crimea declared such fundamental principles, as equal possibilities, «transparency», borrowing of the best experience of other regions of Russian Federation, are also marked. Major directions of activities on the improvement of investment climate should become: final transition of tourism and recreation industry of Crimea into the legal field of the Russian Federation; creation of a free economic zone (a zone of priority development) with a preferential tax system; synchronization of existent investment projects with the Federal Target Program «Socio-economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until the 2020»; maintaining social and political stability in the region and overcoming negative consequences of the international sanctions, imposed on by a number of countries of Europe, North America and Pacific region.
Keywords: investment project, investment climate, tourism, recreation, SWOT-analysis, Crimea
References
1. Spravochnaia informatsiia o kolichestve turistov, posetivshikh Respubliku Krym za 2014 god
[Background information on the number of tourists visiting the Republic of Crimea in 2014]. http:// minkurort.ru/images/2015/Statistika/2014%20_Statistika.pdf (data obrashcheniia: 15.01.2015)
[Accessed on January 15, 2015].
2. Morais, D., Backman, S., Dorsch, M. Toward the Operationalization of Resource Investments Made between Customers and Providers of a Tourism Service // Journal of Travel Research. 2003. Vol. 41, No.4. Р. 362-374.
3. Endo, K. Foreign direct investment in tourism — flows and volumes // Tourism management: research — policies — practice. 2006. Vol. 27, №4. Р. 600-614.
4. Claude, D., Zaccour, G. Investment in tourism market and reputation // Journal of Public Economic Theory. 2009. Vol. 11. №5. Р. 797-817.
5. Abdukhairov, A.Z. Investitsiina politika iak instrument rozvitku turists'ko-rekreatsiinogo kompleksu Krimu // Investitsii': praktika ta dosvid. 2011. №8. Р. 8-10.
6. Polukhina, A.N., Talalaev, M.V. K voprosu o privlechenii investitsii v sferu turizma na regional'nom urovne [On the issue of attracting investment in tourism at the regional level] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. 2012. №4. Р. 212-220.
7. Chernenko, V.A., Fedorova, S.V., Fedosov V.A. Rol' investitsii v razvitii turizma [The role of investment in tourism development] // Teoriia i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naia sfera, tekhnologii. 2012. №1. Р. 105-110.
8. Federal'nyi zakon «Ob investitsionnoi deiatel'nosti Rossiiskoi Federatsii osushchestvliaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii» (№39-FZ ot 25.02.1999 g.) [Federal Law "On Investment Activity of the Russian Federation carried out in the form of capital investments» (№39-FZ of 25.02.1999)]. http://base. garant.ru/12114699/ (data obrashcheniia: 08.01.2015) [Accessed on January 8, 2015].
9. Investitsionnaia deklaratsiia Respubliki Krym [The Investment Declaration of the Republic of Crimea]. http://minek.rk.gov.ru/file/invest_dek.pdf (data obrashcheniia: 08.01.2015) [Accessed on January 8, 2015].
10. Investitsionnye predlozheniia [Investment offers]. http://tppcrimea.ru/action/invest (data obrashcheniia: 08.01.2015) [Accessed on January 8, 2015].
11. Tematicheskii park prikliuchenii «Dinolend» [Adventure theme park "Dinolend"]. http://invest-in-crimea.ru/project_info.php?s_branch_id=3&panel_show=2&search_type=branch&project_ id=549&factory_id=221&invest_area_id= (data obrashcheniia: 08.01.2015) [Accessed on January 8, 2015].
12. Krymskii park razvlechenii «Meganom Park» [Crimean amusement park «Meganom Park»]. http:// investrk.ru/ru/investors/investdb/investitsionnye-predlozheniya-rassmotrennye-na-investitsionnom-sovete/item/13-meganom-park (data obrashcheniia: 08.01.2015) [Accessed on January 8, 2015].
13. Priami investitsii u 2013 r. [Direct investment of 2013]. Ekspres-vipusk Golovnogo upravlinnia statistiki v AR Krim. №187 ot 14.02.2014 g.
14. Priamye investitsii v I kvartale 2014 g. [Direct investment in the I quarter of 2014]. Ekspress-vypusk sluzhby statistiki Respubliki Krym. №612 ot 15.05.2014 g.
15. Priamye investitsii v Respubliku Krym vo II kvartale 2014 g. [Direct investment in the Republic of Crimea in the II quarter 2014]. Ekspress-vypusk Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Krym (Krymstat). №997 ot 14.08.2014 g.
16. Priamye investitsii v Respubliku Krym v III kvartale 2014 g. [Direct investments in the Republic of Crimea in the III quarter of 2014]. Ekspress-vypusk Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Krym (Krymstat). №NG-01-5-07/196-SD ot 14.11.2014 g.
50
17. Federal'naia tselevaia programma «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolia do 2020 g.» [The Federal Target Program "Social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2020."]. http://economy.gov.ru/minec/resources/41e506c4-6f0f-4c7e-9148-18457630b5f6/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (data obrashcheniia: 08.01.2015)
[Accessed on January 8, 2015].
УДК 338.48(470.75)-027.1 DOI: 10.12737/7919
Дышловой Игорь Николаевич
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация
д. э.н., профессор, [email protected]
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ И ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье выделена стратегическая цель развития Республики Крым (РК) в части санаторнокурортной и туристской отрасли, определена цель обеспечения достижения стратегической цели развития региона. Приведен анализ статистических данных коллективных средств размещения (КСР), выделены проблемы развития санаторно-курортного и туристского комплекса РК. Рассмотрен вопрос о создании инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров, а также выявлены задачи первоочередных государственных программ РК на среднесрочный период (2015-2017 годы). Кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 гг. Общий объем финансирования создания кластеров на территории РК из федерального бюджета составляет 28 160,7млн руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов.
Проанализировано распределение туристского потока по странам прибытий в РК в переходный период 2014 г. Отражены положительные тенденции в работе Министерства курортов и туризма РК совместно с Федеральным агентством по туризму Российской Федерации и Единой транспортной дирекцией по обеспечению транспортной доступности регионов России с РК. Выявлены основные проблемы санаторно-курортной и туристской отрасли в непростой переходный период, главная из которых — проблема транспортной логистики и доставки отдыхающих на территорию полуострова. Эта проблема на сегодня в стадии решения. Предложены пути решения и других важных для региона проблем.
Ключевые слова: санаторно-курортная и туристская отрасль, анализ, проблемы и перспективы развития региона
Стратегической целью развития Республики Крым является формирование современного международного туристского центра. Для ее достижения в новых условиях необходимо проведение инфраструктурной перестройки, создание модели круглогодичных, современных, конкурентоспособных коллективных средств размещения (далее — КСР) на основе модернизации и реконструкции существующих объектов размеще-
ния республиканской формы собственности. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения круглогодичного функционирования санаторно-курортных учреждений. В КСР Республики Крым отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинской базы здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.
51