Научная статья на тему 'Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей'

Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1092
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / РИТМИКА / ТАНЦЫ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Тарасова Дарья Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна

В данной статье авторы рассматривают влияние занятий ритмикой на развитие детей. Музыкально-ритмические упражнения формируют у обучающихся не только физические способности, но и раскрывают творческое начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

И ТВОРЧЕСТВА

Карпенко Виктор Николаевич, Тарасова Дарья Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают влияние занятий ритмикой на развитие детей. Музыкально-ритмические упражнения формируют • у обучающихся не только физические способности, но и раскрывают творческое начало.

Ключевые слова: музыка, ритмика, танцы, развитие, творческие способности.

«Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира» [6, с. 25]. У детей танцы начинаются с занятий ритмикой, на которых происходит обучение танца с простых движений, нередко, изучение очень схоже с игрой, однако в данной игре дети научатся тем действиям, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Главной целью на занятиях ритмики является многостороннее формирование детей, раскрытие музыкальности и ритма в период обучения, развитие творческих способностей и формирование личных качеств по средствам музыки и хореографии.

В процессе занятий ритмикой у обучающихся формируется слух, моторика, ощущение ритма, творческие способности, морально-эстетические качества. Одной из ведущих тенденций ритмики считается психологическое раскрепощение детей. Также на занятиях улучшаются навыки общения, пополняется чувственная область ребенка.

Проведение занятий «ритмики» демонстрирует, что ее притягательность находится в ее доступности. Фундаментом ритмических композиций являются

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

простые движения.

Получая навык пластического перевода музыки в движение, дошкольники обучаются не только разнообразным моторным умениям и навыкам, но также получают опыт творческого восприятия мелодии, используя в помощь свое тело.

Именно данная практика оказывает помощь дошкольникам при последующем успешном освоении других видов художественно-творческих и спортивных занятий, при последующем обучении танцам, гимнастике, музыке, театральному искусству.

Ритмику можно определить, как систему физических упражнений, где в качестве основы выступает взаимосвязь движения и музыки.

Ритмика - это деятельность, основу которой составляет музыкальное творчество, а действия раскрывают музыкальную картину [1, с. 78].

Регулярно занимаясь танцевальным искусством, улучшается физическое развитие, укрепляется корпус, становится меньше физических недостатков, развиваются мышцы и связки, становятся более эластичными суставы, движения приобретают новые краски. Со временем, обучающиеся обретают грацию в своих движениях, раскрепощаются, получают независимость, четкость, красоту • действий. Все это без исключения требует немалого труда, но приносит огромное чувство радости, исполняя желание в эстетическом переживании и эмоциях. Обучение танцевальному искусству расширяет кругозор. Дети учатся осваивать различные виды плясок, хороводов и в дальнейшем, начинают разбираться в их характерных чертах.

Очень важно понять значимость танцевальной подготовки, полюбить танец, понять красоту правильных, умелых, гармоничных движений [2, с. 43].

Цель ритмики заключается в усилении и дифференциации понимания музыкального произведения (определении средств и форм выразительности), его замысла и образовании на основе этого навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

- научить детей воспринимать развитие музыкальной картины и раскрывать

ее в движениях, связывать действия с характером музыки, ярчайшими

средствами выразительности;

- совершенствовать базу музыкальной культуры;

- формировать музыкальные способности (эмоциональный отзыв на музыку, чувство ритма, музыкальный слух);

- научить определять жанры музыки, виды ритмики, распознавать простые понятия в музыке (высокий и низкий звук, различные темпы, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

- формировать правильную осанку, обучать выразительным, пластичным действиям в игре, пляске;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- совершенствовать творческие способности: обучать оценивать свои движения и партнера, создавать «собственный» игровой образ, персонаж и «собственный» танец, совмещая разнообразные физкультурные упражнения, плясовых и сюжетно-образных движений.

Ритмикой рекомендуется начинать заниматься с самого младшего возраста. Дети активны, они наиболее ярко и эмоционально воспринимают музыку по средствам движений, она открывает в них светлые и радостные ощущения. Обучающийся получает большое удовлетворение от незатейливых и простых движений, от слияния музыки с пластичностью тела, повышает жизненный тонус [4, с. 18].

Данную тему толковала родоначальник советской ритмики Н.Г. Александрова: «Откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время его занятий по ритмике? Очевидно, от музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемым этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?» [7, с. 67]. •

Огромную роль в творческом воспитании детей играет музыкальное воспитание, включающее: усвоение музыкального материала, вокала и музыкально-ритмического движения. Определенно собранные музыкально-ритмические движения, обостряют взгляды ребенка на окружающий мир, на различные аспекты жизни и деятельности людей.

Движения помогают более цельно понимать музыку, которая между тем наделяет движение особенной выразительностью. Из этого следует, что творческая активность у ребенка развивается с течением времени способом постепенного изучения, приобретения музыкальных навыков, активизации фантазии и мышления.

Становление музыкальных способностей развивается в процессе улучшения слуха и мастерства координировать собственные движения с музыкальным произведением. Разная музыка провоцирует у ребенка чувственные волнения, порождает какие-то конкретные настроения, воздействие которых приводит к тому, что движения обретают определенный вид. К примеру, парадная мелодия торжественного марша дарит радость, взбадривает. Что отражает подтянутая осанка, точные и подчеркнутые движения рук и ног.

Художественный образ, формируясь со временем, переносится средствами слияния и чередования инструментов музыкальной выразительности. Исполнение движения также размещается во времени: меняется его вид, направленность, открывается картина настроения, меняется личная и общая очередность [5, с. 147].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Правило контрастности и повторности в музыке порождает по аналогии противоположный нрав исполнения действия и его повторение. Элементарные ритмы, акценты отражаются хлопками, постукиваниями, активные, быстрые определения смены напряженности, быстроты, амплитуды и направления действий. Движение оказывает помощь в более полном восприятии музыки, которая, между тем, наделяет движение особой выразительностью. В данной связи музыкальное творчество захватывает основное положение, движение становится неким инструментом в выражении художественного образа.

Таким образом, в обстоятельствах увлекательной, интересной работы ритмики создается музыкально-творческое развитие детей. Обучение на занятиях ритмикой содействует развитию личностного роста детей, их познавательной, волевой и психологической областях. Познавательные возможности формируются по средствам того, что ребенок много открывает для себя вследствие разнообразных тематик музыкальных игр, танцев, плясок, знакомству с художественными движениями. Впрочем, познавательный процесс на занятиях ритмикой раскрывается лишь в том случае, если дети могут сконцентрироваться на отличительных чертах музыкального произведения. Чем • труднее и обширнее музыкальное произведение, тем лучше вырабатывается слуховое мышление. Слух, содействует формированию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Исполняя движения под музыку, ребенок мысленно представляет какую-либо картину происходящего.

Музыка и хореография обладают значительными возможностями проникать в глубь процессов жизни, вглубь «диалектики души», раскрывая при этом нечто всеобщее, типическое [3, с. 46].

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать соответствующий вывод, занятия ритмикой играют большую роль в общем развитии детей. Обучающиеся улучшают физические и творческие способности, растут как личности и получают много новых, художественно-эстетических навыков. Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывает положительное воздействие не только на физическое развитие детей, но и на их эмоциональное состояние.

Литература:

1. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128 с.

2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 112 с.

3. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 306 с.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: практическое пособие / Г.А. Колодницкий. - М.: Гном-Пресс, 2001. - 64 с.

5. Роот З.Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие / З.Я. Роот. - М.: Аркти, 2004. - 47 с.

6. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят: практическое пособие / Джим Холл. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 184 с.

7. Чиркова Г.И. Ритмика и хореография в детском саду: учебно-методическое пособие / Г.И. Чиркова. - г. Белово, 2001. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.