Научная статья на тему 'Формирование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений'

Формирование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILD OF PRESCHOOL AGE / ДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT / ТАНЕЦ / DANCE / НАСТРОЕНИЕ И ХАРАКТЕР МУЗЫКИ / MOOD AND CHARACTER OF THE MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигун Ольга Юрьевна

В статье рассматривается вопрос формирования двигательных умений и навыков на музыкальных занятиях в детском саду, возможность развития чувства ритма, эмоциональности, артистизма детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

reputation ridding themselves in the temptation for the easy profit. It is the customers' bias, and they have to think how to deal with it.

References

1. Giarrusso R. A. Guide to Writing Sociology Papers. New York. NY: Worth, 2008.

2. Pannucci C. J., Wilkins E. G. Identifying and Avoiding Bias in Research. [Электронный ресурс]: Plastic and Reconstructive Surgery, Vol. 126. № 2. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2917255/ (дата обращения: 25.09.2016).

3. Whoriskey P. As Drug Industry's Influence Over Research Grows So Does The Potential For Bias. [Электронный ресурс]: The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/business/economy/as-dmg-industrys-influence-over-research-grows-so-does-the-potential-for-bias/2012/11/24/bb64d596-1264-11e2-be82-c3411b7680a9_story.html/ (дата обращения: 25.09.2016).

Formation motor skills in children of elder preschool age through musical

rhythmic movements Zhigun O. (Russian Federation) Формирование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Жигун О. (Российская Федерация)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос формирования двигательных умений и навыков на музыкальных занятиях в детском саду, возможность развития чувства ритма, эмоциональности, артистизма детей старшего дошкольного возраста. Abstract: the article discusses the formation of motor skills on music lessons at kindergarten, an opportunity to develop a sense of rhythm, emotion, artistry age children.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, движение, танец, настроение и характер музыки.

Keywords: child ofpreschool age, movement, dance, mood and character of the music.

Основоположником ритмики, как учебной дисциплины, является швейцарский педагог и общественный деятель Эмиль Жак Далькроз. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической пластики». Современность и актуальность его методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Ж. Далькроза заключается, прежде всего, в том, что он увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В настоящее время в учреждениях дошкольного образования вместо термина «ритмика» используется понятие «музыкально--ритмические движения».

Учебная программа дошкольного образования, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь в 2012 году, имеет несколько направлений, одно из которых «Эстетическое развитие воспитанника». Содержание этого направления реализуется в образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность» и предусматривает воспитание основ общей культуры ребенка, развитие художественных

48

способностей, детского творчества средствами фольклора, музыкального искусства, хореографии. Музыкальный руководитель призван формировать танцевально -ритмические умения, пластический опыт воспитанников на основе обогащения его разными способами танцевальных, образно-пластических действий [2]. Чтобы научить детей двигаться в соответствии с характером музыки, исполнять ритмично бег, ходьбу, прыжки, на первоначальном этапе обучения я использую элементы методики метроритмического воспитания Карла Орфа. Применение ритмослогов, их проговаривание во время движения помогают воспитанникам выполнять движения ритмично [1]. Дети старшего дошкольного возраста умеют выразить себя в разных видах музыкально-ритмической деятельности. Используя белорусские народные песни-хороводы в обработке А. Ращинского «Лянок», «Пасеял1 дзеуш лен», я стремлюсь научить детей соразмерять свои шаги с текстом песни. Чтобы развить умение ориентироваться в пространстве, двигаться легко, выразительно, пластично, я использую упражнения: «Поскачем» муз. Т. Ломовой, «Маршируй и бегай» муз. П. И. Чайковского и т. д. Стремясь научить детей двигаться в разных направлениях, провожу игру «Коршуны и птички» муз. Е. Тиличеевой и др. К старшей группе дети уже имеют достаточный багаж музыкально-ритмических движений. У них резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений. Чтобы активизировать восприятие характера музыки я использую ритмизованные стихи. С текстом учим белорусские танцы «Трасуха» муз. А. Пыталева, сл. М. Чернявского, «Бульба», «Юрачка». Большую роль в формировании музыкально -ритмических способностей детей играют музыкальные игры («Жабка», «Журавель»). На занятиях дошкольники любят перевоплощаться в художественные образы с помощью танцевальных движений («Танец Лягушки» муз. В. Витлина, «Вальс Кошки», муз. В. Золотарева). Они уже имеют представление о зависимости выразительности игрового образа от характера музыки, средств музыкальной выразительности и активно включаются в танцевальное и музыкально-игровое творчество.

Для того чтобы музыка и движения действительно прочно вошли во внутренний мир ребёнка, они должны быть использованы не только на музыкальных занятиях и праздниках, но и во время игровой деятельности, при проведении оздоровительных процедур и массовых мероприятий.

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского фольклора / Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 12 / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 82-92.

2. Учебная программа дошкольного образования/ Минск. НИО, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.