Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOTIVATION / LEARNING MOTIVATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Кулебакина Дарья Владимировна

Статья посвящена вопросам повышения учебной мотивации младших школьников. Цель исследования: выявить эффективность использования мультимедийных технологий для повышения учебной мотивации младших школьников и рассмотреть их как одно из эффективных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Кулебакина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES ON IMPROVING EDUCATIONAL MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to questions of increase of educational motivation. The purpose of the study: to identify the effectiveness of using multimedia technologies to increase the educational motivation of younger students and consider them as one of the effective technologies in the educational process of primary school.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности музыкальных способностей учащихся 1 «а», «б» классов по методике Б.М. Теплована контрольном этапе

класс Высокий Средний | Низкий

Экспериментальный класс

Ладовое чувство 6 33% 7 39% 28%

Ладовое чувство 9 50% 8 44% 6%

Музыкально-слуховое представление 5 28% 9 50% 4 22%

Музыкально-слуховое представление 8 44% 8 44% 2 11%

Чувство ритма 5 28% 8 44% 28%

Чувство ритма 8 44% 7 39% 17%

Контрольный класс

Ладовое чувство 6 33% 8 44% 23%

Музыкально-слуховое представление 7 39% 5 28% 33%

Чувство ритма 8 44% 5 28% 28%

Выводы. Таким образом, результат исследования показал значительное изменение в формировании музыкальных способностей у младших школьников в процессе приобщения к творчеству мелодистов Среднеколымского улуса. Что прослеживается в итогах контрольного и констатирующего этапов: повышение ладового чувства от 33% до 50%, музыкально-слухового представления от 28% до 44%, чувства ритма от 28% до 44%.

Мы выявили влияние творчества местных мелодистов Среднеколымского улуса на формирование музыкальных способностеймладших школьников. Тема родной Колымы, природа края, любовь и красота близка к детскому восприятию и развитию. Проведенные уроки «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю», «Колымский край - родник моей души», «Творчество мелодистов Среднеколымского улуса», «Творчество Саргылана Слепцова», «Песни о Колыме» заинтересовали детей. Следует отметить, что кроме положительного влияния на формирование музыкальных способностей, творчество местных авторов также воспитывают патриотические чувства учащихся, что тоже имеют, немаловажную роль, в воспитании гражданина.

Литература:

1. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Сфера, 2012. 383 с.

2. Слепцова Л.И. Воспеваю с душою природы. Среднеколымск: Среднеколымская улусная типография, 1998. 65 с.

3. Шадрина А.В. И в песнях останемся мы. Якутск: Изд.центр «Туhулгэ», 2014. 272 с.

4. Шадрина А.В. Ты песнь моя Колыма. Якутск: Бичик, 2014. 56 с.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Кулебакина Дарья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения учебной мотивации младших школьников. Цель исследования: выявить эффективность использования мультимедийных технологий для повышения учебной мотивации младших школьников и рассмотреть их как одно из эффективных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мультимедийные технологии.

Annotation. The article is devoted to questions of increase of educational motivation. The purpose of the study: to identify the effectiveness of using multimedia technologies to increase the educational motivation of younger students and consider them as one of the effective technologies in the educational process of primary school. Keywords: motivation, learning motivation, multimedia technology.

Введение. Современная школа столкнулась с проблемой отсутствия внимания учащихся на уроке, нежелание посещать школу, неумение работать самостоятельно и как следствие низкая успеваемость и отсутствие интереса к учебному процессу - это те проблемы, с которыми сталкиваются ученики, обладающие низким уровнем мотивации учебной деятельности, что в целом является актуальной психолого-педагогической проблемой [21.

В последние годы углубленно исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Изложение основного материала статьи. С целью, выявить какую роль играют мультимедийные

технологии в повышении учебной мотивации, мы провели исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий. Где, учебный материал представили как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Исследование проводилось в муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Мархинская средняя общеобразовательная школа № 1» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 18 учащихся 4 «А» класса.

Чтобы получить более «подробную картину» об уровне школьной мотивации учеников 4 «а» класса по методике Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся начального звена было проведено анкетирование.

Анкета дала возможность определить уровень школьной мотивации детей. Мы выявили и узнали отношения детей к учебной деятельности, какие у них отношения к требованиям предъявляемые школой. Какие моменты нравятся им в школе, где они проявляют свою активность. Ведь активность в учебной, общественной жизни класса, школы, то есть уровень мотивации влияет на успеваемость.

По инструкции анкеты 10 вопросов, это вопросы которые наиболее точно отражают отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

3 балла получает ребенок, если есть ответы, свидетельствующие о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций; 1 балл - нейтральный ответы, такие как «не знаю», «бывает, по-разному» и т.д.; ответ, 0 баллов свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.

По результатам анкетирования нами были получены следующие результаты см. таблицу 1.

Таблица 1

Результаты уровня школьной мотивации

Уровень школьной Количество детей Процентное соотношение

мотивации

1-й уровень 0 0

2-й уровень 4 22

3-й уровень 9 50

4-й уровень 4 22

5-й уровень 1 5

По результатам анкеты можем сказать, что в классе отсутствуют дети с 3 баллами (высоким уровнем) школьной мотивации и учебной активности. Всего второму уровню соответствуют - 22% учащихся, то есть те, которые имеют хорошую учебную мотивацию. Показатель третьего уровня составит 50% - это дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их кружками, секциями, дополнительными занятиями, т.е. внеучебной деятельностью. Низкую школьную мотивацию имеют 22% учащихся, эти дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми или просто «отсиживаются». Отрицательное отношение к школе имеет 5% учащихся, мы смеем предположить, что у этих детей неприспособленность к школьной жизни.

Несомненно, такие дети чаще всего сталкиваются с проблемами при обучении: они не справляются с учебными задачами, для них оказывается затруднительным общение с коллективом и с учителем.

Далее была проведена методика «Мотивы учебной деятельности». Данную методику использовали с целью выявить структуру мотивации учебной деятельности школьников.

Учащимся было дано задание прочитать анкету и подчеркнуть пункты соответствующие их стремлениям и желаниям. Анкета включала 12 пунктов.

По результатам проведенной методики нами были получены следующие результаты см. таблица 2.

Таблица 2

Результаты мотива учебной деятельности

Группы мотивов Количество детей Процентное соотношение

Широкие социальные мотивы 17 94

Мотивация благополучия 10 55

Престижная мотивация 4 22

Мотивация содержания 14 77

Мотивация «прессом» 5 27

Узкие социальные мотивы 13 72

Из данных проведенного анкетирования можно сделать вывод, что 94% учащихся посещают школу для того, чтобы подготовиться к будущей профессии, то есть они имеют широкие социальные мотивы. 77% детей посещают школу, чтобы узнавать новое. Для 72% учащихся в приоритете получать хорошие отметки, чем само действие добывания знаний. 55% учащихся посещают школу потому, что им интересен определенный учебный предмет. Для 27% опрошенных посещение школы кажется необходимым только потому, что их заставляют родители. 22% учащихся желают завоевать авторитет среди своих одноклассников.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что среди опрошенных не оказалось детей, имеющих высокий уровень мотивации. Половина учащихся имеет положительное отношение к школе. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый пенал, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Всего 22% ученика имеют хорошую школьную мотивацию. Обычно подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной

деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Так же выяснилось, что один ученик имеет низкую учебную мотивацию. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. С целью устранения поставленной проблемы и для повышения уровня учебной мотивации в 4 «А» классе мы провели уроки с использованием мультимедийных технологий.

Для урока математики была подготовлена мультимедийная презентация, сделанная в программе «PowerPoint». Приведен фрагмент мотивационного этапа. На данном этапе учащиеся вспоминают темы, которые они ранее прошли. Раздел «Умножение» был представлен в виде сказочной страны, а темы данного раздела в виде сказочных героев, которые после ответа детей появляются на экране. Изображения были сопровождены звуковыми и визуальными эффектами. Так же, необходимо было учесть то, что слайды не должны быть перегружены текстом. Поэтому, к изображениям были добавлены только названия тем, остальное обсуждалось устно. Такой вид представления информации больше привлекает внимание учащихся.

На уроке русского языка мультимедийные технологии были использованы на этапе актуализации знаний. Учащиеся должны были, определить с какой частью речи будет связана тема урока и вспомнить основные характеристики глагола. В начале, для определения части речи было представлено интервью, в котором интервьюером выступает учитель, а опрашиваемым - глагол. Ответы глагола были сопровождены голосом, созданным в программе для озвучивания текста «IVONA Reader». После определения части речи учащиеся должны были вспомнить, что уже известно о глаголе, ответив на вопросы учителя.

На уроке литературного чтения изучение стихотворения С.А. Есенина «Лебёдушка» использовали мультимедийную презентацию. В слайды были включены картины, передающие атмосферу стихотворения: фотографии лебеди, коршуна, природы, о которых идет речь в стихотворении. На этом этапе важно, чтобы учащиеся прочувствовали настроение стихотворения, для того, чтобы они смогли понять смысл, который хотел передать автор произведения, и глубже проникнуться в действия помогла мультимедийная презентация, так как дети воспринимали стихотворение не только на слух, но и зрительно.

При проведении уроков были учтены правила пользования мультимедийными технологиями: слайды не были перегружены большим количеством информации; размер шрифта составлял не менее 28 пунктов; изображения были видны с последней парты; звуковое сопровождение не было резким и отвлекающим от работы; заголовки были выделены более крупным шрифтом; продолжительность непрерывного просмотра мультимедийной презентации не превысило 20 минут.

Явные преимущества применения мультимедийных технологий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения.

Из наблюдений можно проследить, что на уроках, с использованием мультимедиа, дети становятся активнее, внимание становится более устойчивым и большинство проявляют интерес. Так, если на уроках, до использования мультимедийных технологий учащиеся к середине урока теряли концентрацию, то на уроках с использование мультимедиа большинство детей были заинтересованы до конца урока, внимание сохранялось.

Для наглядного примера результаты двух этапов эксперимента приведены в рисунке 1.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

1-й

уровень

2-й

уровень

3-й

уровень

4-й уровень

5-й уровень

1 Констатирующий ■ Контрольный

Рисунок 1. Сравнение результатов исследования

Результаты повторной диагностики показали, что в классе уровень учебной мотивации повысился, появился ученик, у которого результаты возросли до первого уровня, это характеризуется высокой школьной мотивацией и познавательной активностью, у него появилось стремление лучше выполнять все школьные требования. Детей с низким уровнем мотивации уменьшилось на 5%, так же учащихся со вторым уровнем, то есть с хорошей школьной мотивацией, стало больше на 10%, это означает, что у детей, которых больше привлекала внеурочная деятельность и внешние атрибуты школы, такие как красивые тетради, ручки, появились ориентация на овладение новыми знаниями и возник стимул самостоятельно добывать информацию, учебный процесс стал интересовать их больше, чем игры на переменах.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, необходимо отметить положительное влияние использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что проведенная нами работа дала положительный результат. Сравнительный анализ показал динамику в повышении уровня учебной мотивации младших школьников. Побуждение к действию детей младшего школьного возраста представляет собой достаточно сложную задачу, решение которой зависит от многих условий. И одним из таких эффективных условий, мы считаем, что в рамках школьного образования возможно создание условий для

повышения уровня учебной мотивации путем использования на уроках мультимедийных технологий.

Выводы. Таким образом, на повышение учебной мотивации младших школьников посредством использования мультимедийных технологий на занятиях возможно, если будут учтены возрастные особенности младших школьников, реализован принцип преемственности в процессе повышения учебной мотивации младших школьников, методически грамотно использованы мультимедийные технологии и, немаловажным моментом играет роль, хорошо оснащенная материально-техническая база образовательного учреждения, и умение педагога грамотно и своевременно использовать мультимедийную технологию в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1. Виноградова Л.П. Использование технологий в начальной школе // Актуальные направления преподавания в современной школе: материалы Международной научно-практической конференции. Москва. 2000. С. 149-153.

2. Губарева Е.Г., Хаустова В.Н., Мальцева Н.Н. Использование мультимедийных технологий в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди. 2016. С. 94-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11245/ (дата обращения: 24.04.2019).

3. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников. М.: Наука, 2005. С. 371-374.

4. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: https://cyberiemnka.m/artide/n/primeneme-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 24.04.2019).

5. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе. М.: Педагогика, 2009. С. 32-38.

6. Осипова И.М. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. №1. с. 33-36.

Педагогика

УДК 371

аспирант, воспитатель Овсяницкая Светлана Сергеевна

Московский государственный областной университет (г. Москва); ГБОУ «Школа № 1285» (г. Москва)

УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ВЕК

Аннотация. В статье автор рассматривает угрозы психологической безопасности. В ней раскрывает участников образовательного процесса, описывает их функционал, в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Определив понятие «психологическая безопасность», автор выделяет факторы риска. Ставит задачу для взрослых участников образовательного процесса: свести к минимуму влияние психологических угроз. Проводит анализ буллинга и кибербуллинга - как форм угроз становится психологическое насилия.

Ключевые слова: цифровой век, психологическая безопасность, участники образовательного процесса, воспитание, буллинг, кибербуллинг.

Annotation. In this article, the author considers threats to psychological security. It reveals the participants of the educational process, describes their functionality, in accordance with the Law of the Russian Federation "on education". Having defined the concept of "psychological security", the author identifies risk factors. Sets a task for adult participants in the educational process: to minimize the impact of psychological threats. Analyzes bullying and cyberbullying - how psychological violence becomes a form of threat.

Keywords: digital age, psychological security, participants in the educational process, education, bullying, cyberbullying.

Введение. Стратегия развития и воспитания в Российской федерации на период до 2025 предусматривает научно-методические механизмы, изучающие влияние новых информационных и коммуникационных технологий, форм организации социальных отношений на психологическое здоровье детей. В ней заложено проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в развитии личности. Ожидаемым результатом при этом ставится повышение уровня информационной безопасности детей, снижение уровня антиобщественных проявлений. Обеспечение безопасности, в том числе и психологической, в данном контексте - приоритетная задача любого государства. Авторитетный психолог А. Маслоу ставит потребность в безопасности на первое место в разработанной им шкале потребностей. К. Хорни прописав социокультурную теорию личности, установил важность безопасности для полноценного формирования и развития ребенка. Для определения угроз психологический безопасности участников образовательного процесса в цифровой век необходимо рассмотреть все составляющие проблемы.

Изложение основного материала статьи. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике дает нам определение: цифровой век - процесс глобального распространения цифровых технологий, оказывающий существенное воздействие на многие социально-культурные аспекты современной жизни.

Энди Руни в этой связи сказал: «Благодаря компьютерам человеку стало проще делать многие вещи. Но большинство из этих вещей можно и вовсе не делать». Цифровизация проникла во все сферы человеческой деятельности.

Университет Маланги выяснил, какое влияние оказывают банальные мобильные текстовые сообщения (СМС). Авторы статьи Мануэль Переа и Елена Алонсо рассматривали социальное воздействие и психологические последствия массового использования мобильных телефонов и Интернета, породивших новый способ общения, основанный на сокращенном использовании языка. Проведенное ими исследование показало, что, во-первых, язык SMS является достаточно экономичным, чтобы передавать релевантную информацию с использованием сокращенного языка, даже несмотря на то, что он подразумевает затраты на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.