Научная статья на тему 'РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА МЕЛОДИСТОВ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА МЕЛОДИСТОВ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО МЕЛОДИСТОВ КОЛЫМЫ / ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЧУВСТВО РИТМА / MUSICAL ABILITIES / CREATIVITY OF KOLYMA MELODISTS / FRET SENSE / MUSICAL AND AUDITORY REPRESENTATIONS / SENSE OF RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Винокурова Марина Сергеевна

В статье затрагивается проблема формирования музыкальных способностей младших школьников. Авторы предлагают одним из эффективных форм работы привлечение к учебному процессу творчество мелодистов родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА МЕЛОДИСТОВ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Одним из основных условий создания дискуссии на семинарских занятиях является учет психологического состояния студентов, настроения отдельных личностей, их готовности к интеллектуальному напряжению. В учебной группе состав студентов неоднороден по способностям, подготовленности, характеру. Для одного вопрос выглядит легким, решается быстро, для другого - слишком сложным [7]. Один мгновенно высказывает свои мысли, другой - должен продумать, проанализировать, сравнить свое мнение с мнением товарищей. Преподаватель, не должен допустить возникновения психологического барьера между собой и даже самой незначительной частью учебной группы.

Выводы. Использование на семинарских занятиях элементов дискуссии повышает интерес к предмету, активизирует самостоятельную работу слушателей при подготовке к учебному процессу, поднимает на более высокую ступень самостоятельность мышления, творческий подход к выступлению на занятии.

Умелое использование дискуссии на семинарских занятиях в значительной степени способствует выработке у студентов умения творчески применять теорию к анализу явлений будущей служебной деятельности жизни.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.

2. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Монография. Брянск: 2011.

3. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005

4. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001.

5. Демченко С.В. Семинар как форма организации учебного занятия // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Просвещение, 2003.

7. Мезенцев Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12.

8. Нагоева М.А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 137-139.

9. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

10. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

учительница музыки и педагог дополнительного образования Винокурова Марина Сергеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Среднеколымская улусная гимназия имени И.В. Волкова» (г. Среднеколымск)

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА МЕЛОДИСТОВ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования музыкальных способностей младших школьников. Авторы предлагают одним из эффективных форм работы привлечение к учебному процессу творчество мелодистов родного края.

Ключевые слова: музыкальные способности, творчество мелодистов Колымы, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Annotation. The article deals with the problem of formation of musical abilities of younger students. The authors suggest that one of the effective forms of work is to involve the creativity of melodists from their native land in the educational process.

Keywords: musical abilities, creativity of Kolyma melodists, fret sense, musical and auditory representations, sense of rhythm.

Введение. В последние годы возросло роль дополнительного образования детей, и одним из важных направлений является музыкальное образование подрастающего поколения. Несомненно, важной задачей развития музыкальных способностей будет обращение к национальным, культурным традициям своего народа, края, формирование у детей интереса, уважения, любви и бережного отношения к своим истокам.

Ведь, запоминая и воспроизводя музыку местных авторов, прежде всего, запоминается и воспроизводится её звучание. Из этого следует, что компонентом музыкальной памяти, безусловно, является слуховая память. Однако музыкальная память ею не исчерпывается, ибо важнейшая её составляющая образно-эмоциональная память, поскольку, воспринимая музыку, мы испытываем те, или иные настроения, чувства, воссоздаем образы, которые она несет. Кроме того, восприятие музыки оказывается неполным без понимания её архитектоники, принципов организации и развития музыкального материала. Поэтому процесс восприятия включает в себя активную мыслительную деятельность, и вполне естественно, что для запоминания музыкального материала необходима логическая память. И одним из эффективных приемов работы по формированию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста мы видим, приобщения к творчеству местных мелодистов [1, с. 141.

Изложение основного материала статьи. С целью проверки эффективного влияния творчества мелодистов района на формирование музыкальных способностей младших школьников мы проверили музыкальные способности учеников 1 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы г. Среднеколымска по трем компонентам: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Для определения музыкальных способностей детей использовали методику Б.М. Теплова «Динамика развития музыкальных способностей».

Диагностирование проводилось следующим образом. На первых уроках в 1 классах в процессе вокально-хоровой работы были прослушаны все дети. У большинства учащихся первые месяцы пребывания в школе ухудшается интонация в пении. Эти особенности состояния музыкально-певческих способностей нашли подтверждение и объяснение в связи с данными общей и возрастной физиологии, так как в этот период обучения у младших школьников в результате адаптации возникает перестройка функциональных систем, изменяются условно-рефлекторные и поведенческие реакции.

Чтобы проверить интонацию, музыкальность и эмоциональность, мы просили детей спеть песню, которую они хорошо знают и любят.

Второе задание - проверка чувства ритма - проходила в форме игры в «эхо». Учащиеся прохлопывали или простукивали карандашом вслед за учителем ритм. (Детям с нарушением координации лучше простучать). Задание выполнялось с усложнением ритмического рисунка. Здесь проверялось также внимание и приблизительный объем памяти каждого ребенка.

Третье задание - движение под музыку: были исполнены фрагменты музыкальных произведений разного характера, детям предлагалось выполнять любые движения, которые, по их мнению, подходят к звучащей музыке. Движения могли быть произвольны, зато музыкальность учащихся, ощущение ритма, фразы, понимание ими эмоции, заложенной в музыке, хорошо видны. Музыкальные задатки могут проявиться у младших школьников уже в 1 классе в исполнении знакомых песен и ответах на вопросы по прослушанной музыке. Их развитие и превращение в способности тесно связано с развитием музыкальности и эмоциональной отзывчивости на услышанную или исполненную музыку. У многих школьников эти задатки еще трудно поддаются определению, так как ребята часто копируют взрослых, стесняются и имеют небольшой словарный запас.

Результаты учащихся экспериментального 1 «а» класса в констатирующем этапе оказались следующими:

- ладовое чувство: высокий уровень у 33%, средний - у 39 %, низкий - у 28%;

- музыкально-слуховое представление: высокий уровень - 28%, средний - 36%, низкий - у 36%;

- чувство ритма: высокий уровень у 28%, средний - у 44 %, низкий - у 28%. Результаты диагностики по методике Б.М. Теплова учащихся 1 «а» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результат диагностики музыкальных способностей по Б.М. Теплову в 1 «а» классе в

констатирующем этапе

Учащиеся контрольного 1 «б» класса показали следующие результаты: ладовое чувство на высоком уровне у 33% учащихся, на среднем уровне у 44% учащихся, низкий уровень показали 23% учащихся. Музыкально-слуховое представление на высоком уровне у 39% учащихся, 28% детей показали средний уровень, 33% учащихся на низком уровне. Чувство ритма на высоком уровне у 44% детей, на среднем уровне у 28% детей, у 28% детей низкий уровень. Результаты диагностики контрольного класса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результат диагностики музыкальных способностей по Б.М. Теплову в 1 «б» классе

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что не все дети могут самостоятельно справиться с заданиями. В каждом классе наметилась группа ребят с недостаточным уровнем музыкальных способностей. В эту группу вошли менее эмоциональные школьники, а также учащиеся с плохой координацией слуха и голоса, неразвитым музыкальным слухом и чувством лада, проблемами дикции и

нарушением чувства ритма. Отмечено, что дети, приходящие в 1-й класс, имеют, в основном средний и низкий уровень развития музыкальных способностей.

Проведенная диагностика среди учеников 1 класса нацелила нас на включение в учебную программу национально-региональный компонент, материал близкий ученикам, а точнее творчество местных мелодистов.

И нами был разработан план работы, куда включили музыкальные произведения мелодистов Среднеколымского района. План работы можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

План работы с творчеством мелодистов Колымы

№ Название урока Произведения мелодистов

1 Творчество мелодистов Среднеколымского улуса С. Слепцов «Кун» Р. Олесов «Барби» Егор Айаан «Уол о5о»

2 Повсюду музыка слышна С.Слепцов «Урумэччи» А.Бандеров «Сардана»

3 Душа музыки - мелодия Е. Созонов «Колыма, колымушка» А. Шадрина «Анкудинка»

4 «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю» А. Шадрина «Величальная Среднеколымску», «Вальс о Среднеколымске»

5 Сочини мелодию С. Слепцов «Ой дуораана», Егор Айаан «Чорооммут»

6 «Колымский край - родник моей души» С. Бандеров «КуохунаарХалымам», Егор Айаан «Халыма5а»

7 «Творчество СаргыланаСлепцова» С. Слепцов «Урумэччи», «Кун», «Сана дьылынан!», «Дьиэрэнкэй»

8 «Песни о Колыме» Л. Слепцова, В. Лаптев «Родная Колыма...»

9 Песни детям С. Слепцов «Урумэччи», «Кун», «Сана дьылынан» Р. Олесов «Барби»

10 Творчество мелодистов родного края А. Бандеров «Сардаана», А. Шадрина «Вальс о Среднеколымске»

Уроки музыки на основе творчества местных авторов - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у детей устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь обучающего: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе: удовлетворить потребность каждого ребёнка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по своей сути эти уроки хороши как разрядка, как праздник для обучающихся.

Технологические карты уроков разработала с целью повысить уровень музыкальных способностей: для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений, развития ладового чувства. На уроках знакомятся с творчеством местных мелодистов. Родная, колымская музыка более близкая к душе, к восприятию детей.

На уроке по теме: «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю» целью урока является знакомство детей с жизнью, творчеством поэта и мелодиста Анны Шадриной, формирование творческих способностей, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление.

Урок на тему «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю» начинается с музыкального приветствия. После приветствия переходят к актуализация знаний, то есть к раскрытию темы урока. Дети знакомятся с новым материалом, с темой «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю», слушают гимн «Величальная Среднеколымску» с целью развития музыкально - слухового представления, ладового чувства. После слушания следующий этап - пластическое интонирование с целью развивать чувство ритма. Проводится вокально-хоровая работа, то есть распевка, разучивание песни, исполнение, после этого этапа - коллективное музыцирование, т.е детский оркестр с целью музыкально-слухового представления и чувство ритма. Для разминки проводится сценическое инсценирование или музыкальная викторина. Урок заканчивается рефлексией.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по теме: «Колымский край - родник моей души» целью является формирование музыкально-слуховое представления, ладовое чувство, чувство ритма учащихся, способствовать развитию художественного вкуса, приобщение к творчеству родного края.

Урок начинается с исполнения танца под песню «Среднеколымский вальс». Дети читают стихотворения поэта, знакомятся с мелодистом, поэтом Анной Васильевной Шадриной. Слово предоставляется А.В. Шадриной. Дети могут задавать вопросы гостье. Проводится викторина по теме: «Родной край». Исполнение детьми песни А.В. Шадриной «Среднеколымский вальс». Следующий этап урока - игра на музыкальных инструментах.

А также, в качестве примера можно взять песню «Учууталбар» на стихи П.Еремеева, на мелодию Егора Парилова, «О5ом суола» на мелодию А.Винокурова - прекрасный репертуар для формирования музыкально-слухового представления детей младшего возраста.

С целью выявления эмоционального восприятия музыки, детям было дано задание рассказать о содержании музыки. В качестве примера «Урумэччи» (мел.С.Слепцова). После этого попросили детей изобразить характер музыки в движении.

Например, с целью развития чувство ритма можно предложить такое задание на уроке: прохлопай ладошками ритм мелодий С.Слепцова «Кун», «Сана дьылынан», «Урумэччи», исполняемых на фортепиано. Стимулирующим материалом служили музыкальные фрагменты, которые отражали различную степень ритмической сложности.

Для формирования музыкальных способностей детей необходим разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые выражаются в следующем:

- в особом принципе подхода к отбору музыкального материала - творчество мелодистов родного края для урока, т.е. выборе из программы произведений, которые могут стать основной для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям; подборе дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих детей;

- в использовании специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

- в выборе приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности школьников на уроке;

- в различной музыкально-художественной импровизации самого педагога, который на уроке должен быть не меньше, чем импровизации учащихся;

- в разработке серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;

- в нахождении возможности вводить детское творчество в урок, не перегружая его, при соответствующем усложнении творческих заданий от занятия к занятию;

- в установлении наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов на каждом уроке, исходя из основной темы занятия.

Особые требования предъявляю к учителю музыки. Уровень общей и музыкальной культуры учителя должен быть высоким: эрудиция по вопросам искусства в целом, музыкальный кругозор, художественно-исполнительское мастерство учителя, речевая культура (умение в образной поэтичной форме выработать суждения о музыке).

Главной целью музыкального образования школьников является формирование музыкальной культуры. Музыкальная культура связана с развитием у них конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков. Поэтому столь необходимо формирование у младших школьников музыкальных способностей в комплексе.

Таким образом, произведения авторов таких как А.В. Шадриной, С.И. Бандерова, С.И. Слепцова, Е.С. Парилова «Айаан», Р.А. Олесова и др. будут способствовать формированию музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки. Именно в младшем возрасте дети воспринимают себе близкое, красоту природы родного края.

А также, с целью выявления уровня сформированности музыкальных способностей была проведена повторная диагностика в экспериментальном классе, где дети показали следующие результаты: ладовое чувство на высоком уровне у 38% детей, средний уровень у 51% учащихся, низкий уровень 11% учащихся; музыкально-слуховое представление на высоком уровне у 44% учащихся, у 34% выявлен средний уровень, низкий уровень показали 22% детей; чувство ритма на высоком уровне у 39% детей, у 33% детей средний уровень, на низком уровне у 28% учащихся. В контрольном классе изменения не выявлены.

Результат повторной диагностики уровня музыкальных способностей по методике Б.М. Теплова представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Результат диагностики уровня сформированности музыкальных способностей в 1 «а»

классе на контрольном этапе

Таким образом, после проведенной диагностики нами был сделан сравнительный анализ результатов уровня младших школьников. По анализу можно увидеть изменения уровня сформированности по 3 компонентам музыкальных способностей младших школьников (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма)экспериментального класса, а в контрольном классе изменения не выявлены. В таблице 2 представлен сравнительный анализ сформированности музыкальных способностей младших школьников на контрольном этапе исследования.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности музыкальных способностей учащихся 1 «а», «б» классов по методике Б.М. Теплована контрольном этапе

класс Высокий Средний | Низкий

Экспериментальный класс

Ладовое чувство 6 33% 7 39% 28%

Ладовое чувство 9 50% 8 44% 6%

Музыкально-слуховое представление 5 28% 9 50% 4 22%

Музыкально-слуховое представление 8 44% 8 44% 2 11%

Чувство ритма 5 28% 8 44% 28%

Чувство ритма 8 44% 7 39% 17%

Контрольный класс

Ладовое чувство 6 33% 8 44% 23%

Музыкально-слуховое представление 7 39% 5 28% 33%

Чувство ритма 8 44% 5 28% 28%

Выводы. Таким образом, результат исследования показал значительное изменение в формировании музыкальных способностей у младших школьников в процессе приобщения к творчеству мелодистов Среднеколымского улуса. Что прослеживается в итогах контрольного и констатирующего этапов: повышение ладового чувства от 33% до 50%, музыкально-слухового представления от 28% до 44%, чувства ритма от 28% до 44%.

Мы выявили влияние творчества местных мелодистов Среднеколымского улуса на формирование музыкальных способностеймладших школьников. Тема родной Колымы, природа края, любовь и красота близка к детскому восприятию и развитию. Проведенные уроки «Людям Колымской земли - сердце своё я дарю», «Колымский край - родник моей души», «Творчество мелодистов Среднеколымского улуса», «Творчество Саргылана Слепцова», «Песни о Колыме» заинтересовали детей. Следует отметить, что кроме положительного влияния на формирование музыкальных способностей, творчество местных авторов также воспитывают патриотические чувства учащихся, что тоже имеют, немаловажную роль, в воспитании гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Сфера, 2012. 383 с.

2. Слепцова Л.И. Воспеваю с душою природы. Среднеколымск: Среднеколымская улусная типография, 1998. 65 с.

3. Шадрина А.В. И в песнях останемся мы. Якутск: Изд.центр «Туhулгэ», 2014. 272 с.

4. Шадрина А.В. Ты песнь моя Колыма. Якутск: Бичик, 2014. 56 с.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Кулебакина Дарья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения учебной мотивации младших школьников. Цель исследования: выявить эффективность использования мультимедийных технологий для повышения учебной мотивации младших школьников и рассмотреть их как одно из эффективных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мультимедийные технологии.

Annotation. The article is devoted to questions of increase of educational motivation. The purpose of the study: to identify the effectiveness of using multimedia technologies to increase the educational motivation of younger students and consider them as one of the effective technologies in the educational process of primary school. Keywords: motivation, learning motivation, multimedia technology.

Введение. Современная школа столкнулась с проблемой отсутствия внимания учащихся на уроке, нежелание посещать школу, неумение работать самостоятельно и как следствие низкая успеваемость и отсутствие интереса к учебному процессу - это те проблемы, с которыми сталкиваются ученики, обладающие низким уровнем мотивации учебной деятельности, что в целом является актуальной психолого-педагогической проблемой [21.

В последние годы углубленно исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Изложение основного материала статьи. С целью, выявить какую роль играют мультимедийные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.