УДК 355.337 ББК Ц909(2Рос)
ГСНТИ 14.07.05
Код ВАК 13.00.08
Набойченко Евгения Сергеевна,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии в образовании, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Вершинина Татьяна Станиславовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51; e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МОТИВОВ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ МЧС
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотив, ценностно-смысловые ориентации, профессиональная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение.
АННОТАЦИЯ. Проанализированы особенности ценностно-смысловых мотиваций выбора профессиональной деятельности у курсантов МЧС и на основании выявленных мотивов и ценностносмысловых ориентаций предложена система психолого-педагогического сопровождения.
Naboichenko Evgenia Srgeevna,
Doctor of Psychology, Professor of the Chair of Psychology in Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.
Vershinina Tatiana Stanislavovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of the Chair of Linguistics and Professional Communication in Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.
INFLUENCE OF MOTIVES AND CONSCIOUS LIFE ORIENTATIONS TOWARD PROFESSIONAL ACTIVITY OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS INSTITUTE CADETS
KEY WORDS: motives, sense and value orientations, professional activity, psychological and pedagogical maintenance.
ABSTRACT. This article analyses peculiarities of life-orientation motivations for choosing the professional activity by the cadets of Ministry of Emergency Situations Institute. Based on these motives and values of life there is an offered system of psychological and pedagogical support.
И
звестно, что выбор профессии, связанной с реализацией профессиональной деятельности в критической ситуации, предъявляет особые требования к личностным качествам человека. Объектами профессиональной деятельности курсантов МЧС являются «опасности, связанные с человеческой деятельностью; опасности среды обитания, связанные как с деятельностью человека, так и с опасными природными явлениями; методы и средства спасения человека, опасные технологические процессы» и т. д.
Уже на начальном этапе подготовки курсантов МЧС важно определить психологическую готовность и ценностно-смысловые мотивации выбора профессии, чтобы впоследствии не возникли профессиональные деструкции, такие как профессиональное выгорание и разочарование в профессии.
Определение профессиональной пригодности курсантов МЧС базируется на сформированности мотивов и ценностносмысловых ориентаций курсантов МЧС. Факторами, способствующими профессиональной успешности, являются осмысленность и мотивированность профессионального выбо-
ра в определенной степени, что в последующем препятствует деструкции и профессиональному выгоранию личности. Специалисты МЧС в силу специфики своей профессии вынуждены провостоять сложной ситуации, чему способствуют копинговые механизмы, влияющие на формирование поведенческих проявлений в чрезвычайных ситуациях и связанные с деструкциями.
Существуют разные подходы к определению понятия «мотивация». С точки зрения одного из них, мотивация является комплексом факторов, предопределяющих поведение; другая позиция заключается в том, что мотивация выступает в качестве побуждения к активности, определяет ее направленность. Еще один подход определяет мотивацию как совокупность мотивов. Ограничимся приведенными трактовками, хотя их значительно больше. Для решения поставленных в данном исследовании задач существенным является изучение комплекса мотивов, обосновывающих действия человека и влияющих на выбор сферы профессиональной деятельности, что позволяет впоследствии строить предположения о способности данного человека к психиче-
© Набойченко Е. С., Вершинина Т. С., 2013
ской регуляции и управлению конкретными формами деятельности. Мотив как специфическое переживание может быть «окрашен» положительными эмоциями, возникающими на фоне ожидания достигаемого, отрицательными, появляющимися из-за неполноты настоящего положения. Мотив как источник действия, осознанное побуждение к действию предстает как потребность и приводит к формированию цели как осознанного образа предвосхищаемого желаемого результата (С. Л. Рубинштейн). Можно выделить процессуально-содержательные мотивы, в основе которых находятся процесс и содержание деятельности без влияния внешних факторов, и внешние мотивы, не связанные с деятельностью (например, стремление к самоусовершенствованию). Для достижения максимального эффекта одни мотивы должны быть подкреплены другими. Внутриличностный конфликт сопровождает стремление к самосовершенствованию, выступает тормозящим фактором, создает препятствия новым положительным ощущениям.
Следовательно, среди мотивов, определяющих профессиональный выбор и последующую успешность профессиональной реализации, выделяются внешние (положительные и отрицательные) и внутренние (индивидуально и социально значимые).
Пилотажное исследования групп мотивов, влияющих на профессиональный выбор, и ценностно-смысловых ориентаций курсантов МЧС дало результаты, которые можно в дальнейшем использовать в практической психолого-педагогической деятельности, сопровождающей подготовку специалистов МЧС.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе определялись мотивы выбора профессии будущими специалистами МЧС на основе опросника Р. В. Ов-чаровой. Было сформировано две группы -экспериментальная (курсанты МЧС, направление обучения «Техносферная безопасность») и контрольная (студенты УрФУ 1-2 курса, гуманитарные направления подготовки). В исследовании приняли участие 200 человек. Интерпретация результатов теста проводилась по Г. Олпорту.
Результаты исследования показали, что будущие специалисты МЧС следуют при выборе профессии внутренним социально значимым мотивам, сопровождающимся «необходимостью прилагать усилия» личности, а студенты гуманитарных специальностей делают профессиональный выбор на основе внутренних индивидуально значимых мотивов. Выявленные мотивы выбора сферы профессиональной деятельности приводят к предварительному выводу о
причинах предпочтения данной профессиональной сферы для курсантов по сравнению с иными.
На втором этапе исследовались ценностно-смысловые ориентации (наполненность жизни смыслом, направленность личности, отношение к другим людям, к себе самому). Исходя из того, что нормативным основанием поведения личности являются ценности, мы выбрали методику М. Рокича, дающую возможность обнаружить предпочтения цели или способа существования на основе определения терминальных и инструментальных ценностей - конечных целей и способов достижения целей.
Экспериментальная группа (курсанты) среди пяти доминирующих терминальных ценностей на первое место в большинстве своем поставила ценность «здоровье» (36%); на второе и третье - «наличие хороших и верных друзей» (19%; 16%); на четвертое - «любовь» (17%), на пятое - «уверенность в себе» и «счастливая семейная жизнь» (по 11%). На последних 5 местах оказались ценности «развлечения» и «свобода» (по 13%), «красота», «счастье других», «свобода» (по 14%), «развлечения» (18%), «творчество» (24%), «красота природы и искусства» (32%).
В контрольной группе, как и в экспериментальной группе, большинство опрошенных из 5 доминирующих терминальных ценностей поместили на первое и второе место ценность «здоровье» (25%, 20%), на третье место - ценность «любовь» (22%), на четвертое и пятое - ценность «наличие хороших и верных друзей» (по 15%); в конце рейтинга ценностей оказались «творчество» (12%), «красота природы и искусства» (15%), «развлечения» (по 20%), «счастье других» (15%).
Анализ результатов ранжирования терминальных ценностей обеими группами показал, что курсанты МЧС, планирующие реализацию своей профессиональной деятельности в кризисных ситуациях, главной считают ценность «здоровье» (преобладание по сравнению с контрольной группой на 11%), ценность «наличие хороших и верных друзей», следующая в рейтинге ценностей за «здоровьем», указывает на осознание необходимой поддержки и ее значимость в будущей профессии по спасению людей и работе в чрезвычайных ситуациях.
Ранжирование инструментальных ценностей исследуемой и контрольной групп студентов позволяет сделать вывод о том, что для курсантов МЧС в будущей профессиональной деятельности доминирующими представляются ценности «воспитанность» (15%), «ответственность» (14%), «смелость в отстаивании своего мнения» (16%), «само-
контроль» (13%); в экспериментальной группе, чье профессиональное будущее не предусматривает работу в чрезвычайных ситуациях, превалируют ценности «жизнерадостность (20%), «самоконтроль» (15%), «честность» (17%), «ответственность» (15%), «широта взглядов» и «образованность» (по 10%). Следовательно, доминирующие ценности «самоконтроль» и «ответственность» пересекаются у экспериментальной и контрольной групп (с небольшим численным расхождением), что важно для любой сферы деятельности. Малозначимая ценность для обеих групп - «непримиримость к недостаткам в себе и других» (обе группы поставили ее на 18-е место).
В целом, анализ результатов опросов не дает однозначного представления о системе ценностей (социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная - по Г. Олпорту), преобладающей в той или иной группе. При этом можно заметить, что у курсантов МЧС преобладает социальная система ценностей, а у студентов гуманитарных специальностей - теоретическая и экономическая система ценностей. Обе группы относят эстетическую систему ценностей к последним рангам. В обеих группах слабо представлена эстетическая система ценностей и почти не представлена система политических ценностей.
Полученные результаты продиктовали необходимость провести третье исследование на основе адаптированной Д. А. Леонтьевым методики факторного анализа Дж. Крамбо и Л. Махолика ориентаций по пяти субшкалам «цели в жизни» (1), «процесс жизни» (2), «результативность жизни» (3), «локус контроля - я» (4), «локус контроля - жизнь» (5) в тех же группах, сравнение средних значений и общий показатель осмысленности жизни (6). В целом значения по отдельным шкалам в экспериментальной группе выше, как субъективные, так и групповые; в контрольной группе суммарные значения по отдельным шкалам значительно ниже по сравнению с экспериментальной, то же касается и суммарных значений субшкал в контрольной группе.
Предварительные итоги исследования смысложизненых ориентаций показывают, что по первой субшкале «цели в жизни» экспериментальная группа демонстрирует наличие направленности и осознанности перспективы. В контрольной группе отмечается в отдельных случаях отсутствие целей жизни в будущем, поскольку объекты профессиональной деятельности контрольной группы не прописаны с такой четкостью, как в исследуемой группе. Учитывая, что экспериментальная группа показывает высокие значения по всем субшкалам,
можно предположить, что участники этой группы должны воспринимать жизнь как эмоционально насыщенный, наполненный смыслом процесс. По третьей шкале исследуемая группа также дает основание предположить, что пройденный путь воспринимается ими как удовлетворительный, в контрольной группе средние значения снижаются, у отдельных членов этой группы присутствует явная неудовлетворенность прошлым.
Средние значения четвертой субшкалы «локус контроля - Я» самые низкие по сравнению с другими шкалами в обеих группах, что объясняется возрастом опрошенных (17-19 лет) и небольшим жизненным опытом, поэтому обе группы пока не способны в полной мере контролировать события в жизни и себя в них. Однако пятая субшкала характеризуется со стороны обеих групп довольно высокими значениями, сравнимыми со значениями первой шкалы. Вероятно, это объясняется современной социальной тенденцией - декларирование личностной, индивидуальной свободы, поэтому студенты демонстрируют уверенность в свободе принятия решений и контроле событий в жизни.
В заключение отметим, что ведущими мотивами профессионального выбора для курсантов МЧС выступают сплоченный коллектив и здоровье, являющиеся базовыми, хотя и не единственными факторами их будущей профессиональной деятельности. Обучение на младших курсах не позволяет в полной степени осознать специфику будущей профессии, а ее выбор в большей степени можно определить как идеалистический, представляется важным исследование мотивов, ценностно-смысловых ориентиров и смысло-жизненных ориентаций в этот период и их динамики. Однако адаптационный период профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС и создание условий для их профессионального самоопределения на основе выявленных мотивов и ценностных ориентаций будут более успешными, если в ходе таких опросов будут выявлены типы личности, в соответствии с которыми формируются психологические защиты, значимые в чрезвычайных ситуациях.
В ситуациях с усложненными условиями деятельности человек может проявлять резкое повышение возбуждения либо, наоборот, торможение, прекращение деятельности. Положительная сторона заключается в том, что у индивида развиваются новые свойства оперативного мышления, поскольку происходит поиск отсутствующего стандартного способа действия в привычной ситуации. В связи с этим представляется важ-
ным определять жизненный стиль будущего специалиста МЧС, выявляя особенности функционирования механизмов его психологической защиты. Установление взаимосвязи защитных механизмов личности и различных эффективных состояний должно указать на выбор стратегии. В случае диагностики неверного выбора стратегии и механизма психологической защиты возникает риск деструкции и разочарования в выбранной профессии. Так, предполагается, что специалисты МЧС должны быть склонны к анализу ситуации и ее конструктивному разрешению, как вариант - к замещению негативных мыслей и восстановлению в памяти позитивного решения, выбору конструктивной стратегии решения в данной ситуации. При этом следует понимать, что возрастные изменения также оставляют отпечаток на стратегии поведения, и деструктивные стратегии могут возобладать.
В связи с вышесказанным представляются важными приближенная к будущей профессии социальная среда студента, макросреда (экономическая составляющая профессии, престижность, востребованность на рынке труда и т. п.).
Особое внимание следует обратить на психолого-педагогическое сопровождение, влияющее на закрепление мотивов будущей трудовой деятельности, подготовленность к преодолению трудностей и к действиям в экстремальных условиях, формирование смысложизненных ориентаций, поскольку молодые люди еще не вполне восприимчи-
вы к образованию смысловой сферы, формированию мировоззренческой позиции. Специально разработанные программы психолого-педагогического обследования курсантов позволят выявить цели субъективных, индивидуальных стратегий для поиска путей психологического преодоления, наиболее действенных для каждой личности. Исследование различий в психологическом преодолении позволит обнаружить личностные характеристики, препятствующие преодолению сложных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Проведение специальных тренингов, симуляций, тренировок, использование иных форм работы с курсантами МЧС позволит не только выявить и дать возможность проявить способности к выбранному виду деятельности, но и закрепить мотив выбора профессии, сформировать профессиональные компетенции, повысить стрес-соустойчивость, умение управлять волевыми процессами и положительными эмоциями, владеть собой, преодолевать объективные и субъективные трудности, сформировать личностные характеристики, которые должны повышать способность каждого отдельного человека противостоять психологическим нагрузкам - ощущать собственную ценность, проще относиться к жизненным трудностям, замечать факторы риска, связанные с психологическими перегрузками, а также невротизм и высокую тревожность, усилить стремление к самореализации в будущей профессии.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.