Научная статья на тему 'Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС'

Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION / PERSONAL CHARACTERISTICS / VALUE-BASED ORIENTATIONS / LEARNING MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иконникова Галина Юрьевна, Лисовская Наталья Борисовна

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС. Особенности профессиональной Я-концепции субъекта детерминированы широким кругом социально-психологических факторов и связаны с особенностями его профессии и конкретной профессиональной общности, принадлежность к которой определяет особенности его самовосприятия, интерпретации и понимания объектной и субъектной реальности. В результате исследования делается вывод о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние личностные особенности, ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иконникова Галина Юрьевна, Лисовская Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION OF EMERCOM CADETS

The article focuses on the peculiarities of the professional self-construction of EMERCOM cadets. Specific features of a subject's professional self-construction are determined by a wide range of socio-psychological factors and are closely related to the nature of their profession and the characteristics of a particular professional community which form the subject's self-perception as well as their interpretation and understanding of the objective and subjective reality. The research outcomes lead to the conclusion that a cadet's professional self-construction is influenced by their personal characteristics, value-based orientations and the process of training at a military higher education institution, and that there is a direct correlation between certain values and an individual's academic and professional success.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС»

Г. Ю. Иконникова, Н. Б. Лисовская

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА МЧС

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС. Особенности профессиональной Я-концепции субъекта детерминированы широким кругом социально-психологических факторов и связаны с особенностями его профессии и конкретной профессиональной общности, принадлежность к которой определяет особенности его самовосприятия, интерпретации и понимания объектной и субъектной реальности. В результате исследования делается вывод о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние личностные особенности, ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессиональной сфере.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, личностные особенности, ценностные ориентации, мотивация обучения, профессиональная деятельность, учебная деятельность.

G. Ikonnikova, N. Lisovskaya

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION OF EMERCOM CADETS

The article focuses on the peculiarities of the professional self-construction of EMERCOM cadets. Specific features of a subject's professional self-construction are determined by a wide range of socio-psychological factors and are closely related to the nature of their profession and the characteristics of a particular professional community which form the subject's self-perception as well as their interpretation and understanding of the objective and subjective reality. The research outcomes lead to the conclusion that a cadet's professional self-construction is influenced by their personal characteristics, value-based orientations and the process of training at a military higher education institution, and that there is a direct correlation between certain values and an individual's academic and professional success.

Keywords: professional self-construction, personal characteristics, value-based orientations, learning motivation, professional activity, learning activity.

Изучение профессиональной Я-кон-цепции становится все более востребованным и перспективным направлением психологических исследований. Психология личности рассматривает профессиональную Я-концепцию как познание индивидом собственного Я, связанного с профессиональной деятельностью. Данные исследования важны для наиболее точного понимания особенностей человека при выборе работы, его ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий, факторов выбора профессии. Профессиональная Я-кон-

цепция рассматривается как часть Я-кон-цепции, так как непосредственно с ней связана. Поэтому в первую очередь необходимо изучить основные составляющие и функции Я-концепции.

Исследованием мотивационной готовности и профессиональной Я-концепции занимались Забродин Ю. М., Ефимова О. В., Ак-биева З. С., Терновская О. П., Шнейдер Л. Б., Рикель А. М., Пряжников Н. С., Эриксон Э., Бернс Р., Сьюпер Д. [7, 8, 9] и другие.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день недоста-

точно исследованы особенности профессиональной Я-концепции представителей различных социальных, в том числе профессиональных общностей. Конкретные характеристики профессиональной Я-кон-цепции личности недостаточно раскрыты и изучены в связи с особенностями ее профессии, этапом профессионального становления и профессиональной адаптиро-ванностью. Исследования, связанные с профессиональным самосознанием, посвящены в основном отдельным аспектам профессиональной Я-концепции: самооценке профессионально важных качеств, профессиональной мотивации и ценностным ориентациям профессионалов, особенностям системы саморегуляции деятельности, динамике представлений субъекта о профессии.

Понятие Я-концепции личности является основой для понимания ее профессиональной Я-концепции. Если Я-концепцию мы понимаем как относительно устойчивые представления человека о самом себе, то профессиональная Я-концепция — это то, как индивид видит себя в качестве профессионала определенной деятельности. А. А. Деркач обозначает профессиональную Я-концепцию как личностное образование, которое формируется в процессе реализации человека в профессиональной деятельности. Сформированность профессиональной Я-концепции влияет на развитие человека как профессионала, его успешную реализацию, адаптацию, включение в профессиональную среду [1, 2].

С. А. Дружилов определяет профессиональную Я-концепцию как осознанную, устойчивую систему представлений человека о самом себе как о профессионале данной деятельности [4, с. 115].

А. А. Реан рассматривает профессиональную Я-концепцию как совокупность представлений индивида о себе как о профессионале и выделяет две составляющие профессиональной Я-концепции: реальную

и идеальную. К первой относятся представления индивида о себе как о профессионале, а ко второй — профессиональные желания и ожидания [5, с. 455].

Наиболее подробным является подход С. Т. Джанерьян, которая дает следующее определение профессиональной Я-концеп-ции: это «система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии». С. Т. Джанерьян отмечает, что исследования, посвященные профессиональной Я-концепции, не рассматривают все ее компоненты, а лишь затрагивают отдельные, особенно часто профессиональную самооценку. Важно рассматривать профессиональную Я-концеп-цию именно как систему, включающую в себя системообразующий фактор, цель и назначение, различные составляющие, функции, структуру и наиболее важные характеристики. Системообразующим фактором С. Т. Джанерьян называет смысловое отношение к профессиональной деятельности, то есть наличие мотива. Целевое назначение — это осознание индивидом самого себя, своего места и регуляция профессиональной деятельности. Из этого следуют и основные функции: развитие личности в профессиональной сфере, формирование профессиональных взаимоотношений, регуляция поведения. С. Т. Джанерьян считает профессиональную Я-концепцию динамическим образованием, которое претерпевает изменения в течение жизни.

Более поздние зарубежные исследования рассматривают профессиональную Я-концепцию на трех уровнях:

1. Индивидуальный — самовосприятие индивида детерминируется восприятием сходств и различий с другими людьми.

2. Практический — основывается на том, что самовосприятие выводится из ролевых отношений со значимыми другими.

3. Коллективный — самовосприятие связано с членством в социальной группе и сравнением ее с другими группами [3, с. 162-169].

Исследования уровней профессиональной Я-концепции показали, что у людей с ведущим индивидуальным уровнем более ярко выражены уникальные установки относительно себя. Для людей же с ведущим коллективным уровнем более значимы субъективные нормы, продиктованные социумом: семьей, друзьями, СМИ.

Исходя из приведенных определений, можно сформировать определение учебно-профессиональной Я-концепции курсантов вуза МЧС России. Профессиональную Я-концепцию курсанта можно рассматривать как оценку себя как потенциального сотрудника МЧС, самооценку собственных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, потенциала, возможностей или сложностей. Профессиональная Я-концепция включает в себя следующие аспекты:

• Когнитивный компонент — включает в себя образ своих профессионально значимых качеств, способностей и навыков.

• Эмоционально-оценочный компонент — самооценка курсанта, оценка значимости его профессии в социуме, значимость представлений о себе как о будущем профессионале.

• Поведенческий компонент — действия курсанта, следующие из его представлений о себе как о будущем профессионале [6].

Курсанты во время обучения в вузе МЧС часто испытывают напряжение в повседневной жизни, связанное с особенностями подготовки специалистов данного профиля. За время учебного процесса курсант проходит огромный путь, начиная от взросления и заканчивая изменениями в

его Я-концепции. Курсант приобретает различные профессионально значимые качества, претерпевает изменения своей ценностно-смысловой сферы, вследствие чего меняется его отношение к самому себе и изменяется восприятие образа Я. Профессиональная Я-концепция курсанта, его представления себя в качестве специалиста, образ идеального сотрудника МЧС — все это влияет на успешность его будущей деятельности и отношение к ней. С приобретением опыта образ Я будущего специалиста приобретает новые аспекты, закрепляются основные профессионально значимые качества, формируется представление будущего специалиста о своей ценности и своем вкладе в общество.

Таким образом, можно выделить основные функции учебно-профессиональной Я-концепции:

1. Формирование курсантом представлений о своей будущей профессии.

2. Интерпретация полученного профессионального опыта.

3. Достижение согласованности между внутренними убеждениями курсанта и предъявляемыми к нему требованиями.

Целью исследования явилось изучение особенностей профессиональной Я-концеп-ции курсантов университета МЧС в процессе обучения в вузе.

Объектом исследования выступили студенты I курса факультета экономики и права и студенты IV курса инженерно-технического факультета, всего 60 студентов.

В качестве методов исследования использовались: методика «Кто я?», методика «Ценностные ориентации» Шварца, методика «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика неоконченные предложения «Моя будущая профессия».

Обработка результатов проводилась с использованием компьютерной программы «Statistica».

Для выявления ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности кур-

сантов I и IV курсов университета МЧС использовалась методика «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной.

Так, в группе курсантов I курса доминирующим мотивом в указанной группе является мотив «Приобретение знаний» (8,6 балла) и «Получение диплома» (7,5 балла). Учитывая влияние профессиональной мотивации университета МЧС, получение знаний курсанты I курса связывают с «Овладением профессией» (6,2 балла). Скорее всего, это связано с энтузиазмом перед предстоящей учебой, искренними побуждениями в достижении своих целей: приобретение знаний, наличие диплома для качественного овладения профессией.

В группе курсантов IV курса преобладает число баллов по шкале «Приобретение знаний» (7,1 балла) и по шкале «Получение диплома» (6,1 балла). Для курсантов этой группы важно обладать специализированной информацией, хорошими знаниями для овладения будущей профессией. Близок конец учебной деятельности в вузе и конечная его цель — диплом.

В таблице 1 представлены достоверно значимые различия показателей мотивации обучения в вузе МЧС в группах курсантов I и IV курсов.

Преобладание мотива овладения профессией у курсантов I курса свидетельствует об адекватном выборе ими профессии, а вот у курсантов IV курса мотив получения диплома преобладает над мотивом овладения профессией. Можно предполо-

жить, что они уже овладели профессиональными навыками и им необходим диплом для реализации себя в профессии.

Таким образом, учебная мотивация, направленная на получение диплома, является основной у большинства курсантов I и IV курсов вуза МЧС.

Далее рассмотрим результаты, полученные по методике Шварца, состоящей из двух частей: «Обзор ценностей» и «Профиль личности».

Каждое общество обладает уникальной ценностной структурой, которую оно транслирует своим членам в процессе социализации. Ценности осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде. Выявление направлений, которые играют ведущую роль в системе ценностных ориентаций, является значимым для развития саморегуляции поведения личности в условиях профессиональной и учебной деятельности.

Рассмотрим результаты показателей ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, которые были получены по первой части методики «Обзор ценностей».

Согласно результатам, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены безопасность, самостоятельность, конформность, доброта, гедонизм и достижения; в наименьшей степени — стимуляция, традиции, универсализм и власть.

Таблица 1

Достоверные различия показателей внешних и внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности в группах курсантов университета МЧС

Методика Т. И. Ильиной Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Овладение профессией 6, 27 4,50 2,87 0,01

Получение диплома 7,45 6,12 2,0 0, 05

Сегодня Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — современный научно-образовательный комплекс, интегрированный в мировое научно-образовательное пространство, со сложившимся своим опытом и закрепленными традициями и обычаями. Традиционный способ поведения в стенах университета стал символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции, заложенные еще в прошлом веке, приняли форму норм поведения. Мотивацион-ная цель — уважение, принятие и следование уставу университета.

Достоверно значимых различий в выборе ценностей как руководящих принципов жизни у курсантов I и IV курсов не выявлено.

Таким образом, курсанты обеих групп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл». Для них важен социальный порядок, безопасность, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, а также личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам. Их профессия позволяет им демонстрировать социальную компетентность (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающих культурных стандартов и влечет за собой социальное одобрение.

Далее рассмотрим результаты исследования, полученные по второй части методики Шварца «Профиль личности».

Результаты показывают, что для курсантов I и IV курсов на уровне индивидуальных

приоритетов является значимой самостоятельность. Также ведущими ценностями являются доброта, гедонизм, достижения, стимуляция и безопасность. Самостоятельность как ведущая ценность обусловлена переживаниями по поводу становления себя как зрелой личности, самостоятельно несущей ответственность за свою жизнь и действия. У курсантов появляется потребность в возможности иметь свою точку зрения, свое мнение и право его выражать. Данная ценность исходит от организменной потребности в самоконтроле. Курсанты нуждаются в свободе выбора, независимости и автономности.

Также индивидуально значимыми для курсантов являются: потребность в позитивном взаимодействии с социумом, наслаждение жизнью, личные достижения, социальное одобрение, глубокие переживания и стремление к новизне, а также потребность чувствовать себя в безопасности.

Менее значимыми ценностями являются власть, универсализм и традиции. Курсанты не склонны к получению власти и сохранению доминирующей позиции в социально значимой группе; соблюдению традиций, обычаев, религиозных норм; а также к проявлениям понимания и терпимости. Последнее может быть связано с отсутствием необходимости в контактах за пределами уже сложившейся группы (в рамках университета).

Как видно из таблицы 2, выявлены достоверно значимые различия только по показателю «конформность». Можно предположить, что к IV курсу у курсантов на уровне индивидуальных приоритетов снижается потребность сдерживать негативные побуждения, которые могут причинить вред окружающим и не одобряются окружающим социумом. А у курсантов I курса преобладает потребность в послушании, уважении старших, вежливости и самодисциплине. Для курсантов, только начинающих

учебу в вузе МЧС, наиболее значимым моментом является приобретение навыка исполнять команды, подчиняться более старшим по званию коллегам. Курсантам необходимо сдерживать лишние эмоции и тщательно следить за своими действиями, это продиктовано большой ответственностью в данной сфере, обусловленной спецификой учебно-профессионального пути.

К окончанию обучения данные навыки становятся автоматическими, частью привычного поведения. Сформировавшиеся сотрудники МЧС умеют сдерживать социально неприемлемые побуждения, оценивать и продумывать реакцию на свои действия в перспективе. Самодисциплина и послушание (выполнение команд от старших по званию) становятся частью привычного образа жизни выпускающегося курсанта, вследствие чего конформность является уже не профилирующей ценностью.

Таким образом, для курсантов I и IV курсов на уровне индивидуальных приоритетов значимой является самостоятельность; достоверно значимые различия выявлены только по показателю «конформность». Можно предположить, что к IV курсу у курсантов отмечалось устойчивое преобладание ценностей, содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посред-

ством проявления компетентности, исходя из признанных стандартов.

Далее рассмотрим результаты, полученные по методике «Кто я?».

Сравнительный анализ результатов не выявил значимых различий самоотношения между курсантами I и IV курсов. Очевидно, это связано с тем, что курсанты I и IV курсов принадлежат к одной возрастной категории и, соответственно, при оценивании себя применяют наиболее актуальные для данного возраста формулировки.

Итак, анализ результатов позволяет нам говорить о том, что обучение в университете МЧС положительно влияет на развитие и формирование компонентов самоотношения, а именно, студенты более положительно относятся к своей личности, понимают себя, обретают уверенность в себе, независимость и рассчитывают на собственные силы в трудных ситуациях. Все эти качества личности будущего специалиста в области чрезвычайных ситуаций являются неотъемлемыми составляющими эффективной профессиональной деятельности.

Можно предположить, что оценка курсантами своего профессионального Я значительно не меняется на протяжении учебной деятельности, так как внутренняя направленность университета поддерживает чувство социальной принадлежности.

Рассмотрим результаты исследования отношения курсантов университета МЧС к будущей профессии.

Таблица 2

Достоверные различия показателей выбора ценностей как руководящего принципа жизни в группах курсантов университета МЧС

Методика Шварца Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение (-критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Конформность 2, 2 1,73 2,45 0,02

Полученные результаты показывают, что отношение к профессии у курсантов I и IV курсов различается. Так, в группе курсантов IV курса выше показатель «Отношение граждан к их будущей профессии», а остальные показатели оказались ниже, чем у курсантов I курса. Очевидно, что курсанты IV курса уже имеют опыт работы в чрезвычайных ситуациях и на практике увидели последовательность и этап-ность проведенных мероприятий, планы и возможные варианты ликвидации крупномасштабных ЧС. Они знают, как осуществляется работа и взаимодействие различных структур и подразделений МЧС. Курсанты получили возможность проверить себя и свою готовность к экстремальной ситуации и повысить свою стрессоустойчивость. Однако их отношение к будущей профессии имеет самый низкий показатель.

Курсанты IV курса — это в профессиональном отношении уже сформировавшиеся люди, так как у них упрочились мировоззренческие взгляды и убеждения, стали устойчивыми черты характера, а также в полной мере раскрылись способности, выработалась жизненная позиция. Становится очевидным, что на I курсе большинство курсантов имеют признаки более высокого уровня профессиональной идентичности, чем на четвертом году обучения.

Первокурсники в большей степени положительно относятся к будущей профес-

сии и воспринимают ее преимущественно по общим признакам и идеализированным качествам сотрудников МЧС. На IV курсе будущая профессия воспринимается более нейтрально и ассоциируется с фактами профессиональной деятельности. Такая ситуация может быть результатом разочарования, возникшего в процессе обучения, и прагматического отношения к будущей профессии, а также свидетельствовать о тенденции к развитию профессиональной деструкции курсантов.

Значимые различия показателей были выявлены только по субъективной оценке курсантами своих чувств к будущей профессии (табл. 3).

Таким образом, курсанты I курса испытывают более позитивные чувства к своей будущей профессии, чем курсанты IV курса. Данный результат обусловлен началом учебно-профессиональной деятельности, положительными ожиданиями относительно своей будущей специальности. Также большинство курсантов отмечают социальную значимость своей профессии, имеют представление о требованиях, предъявляемых к будущей профессии. При этом курсанты IV курса осознают наличие неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, что может негативно сказываться на чувствах относительно будущей профессии.

Таблица 3

Достоверные различия показателей отношения к профессии в группах курсантов университета МЧС

Незаконченные предложения «Моя профессия» Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Чувства по отношению к будущей профессии 1,4444 0,4231 3,0249 0,003889

По результатам проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессио-

нальной сфере. Направленность вуза МЧС регулирует развитие и поддержание цен-ностно-мотивационной сферы курсантов. Формирование продуктивного мотиваци-онного компонента обеспечивает полноценное развитие и реализацию личности в учебно-профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркач A. A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 2: Ак-меологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. 536 с.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

3. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4. Приложение «Гуманитарные науки». С. 162169.

4. Дружилов С. А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. Харьков: Изд. дом «Гуманитарный центр», 2011. 296 с.

5. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

6. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2018).

7. Super D. E. A life-span space approach to career development // D. Brown, L. Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1990. P. 197-261.

8. Super D. E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-concept theory. New York: College Entrance Examination Board, 1963. P. 1-16.

9. Super D. E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. 1951. N 30. P. 88-92.

REFERENCES

1. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka. Kn. 1-5. Kn. 2: Akmeo-logicheskie osnovyi upravlencheskoy deyatelnosti. M.: RAGS, 2000. 536 s.

2. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovyi razvitiya professionala. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2004. 752 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dzhaneryan S. T. Sistemnyiy podhod k izucheniyu professionalnoy Ya-kontseptsii // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. № 4. Prilozhenie «Gumanitamyie nauki». S. 162-169.

4. Druzhilov S. A. Psihologiya professionalizma: Inzhenerno-psihologicheskiy pod-hod. Harkov: Izd. dom «Gumanitamyiy tsentr», 2011. 296 s.

5. Rean A. A. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. SPb.: Praym-Evroznak, 2002. 656 s.

6. Rikel A. M. Professionalnaya Ya-kontseptsiya i professionalnaya identichnost v strukture samosoznaniya lichnosti. Ch. 1 [Elektronnyiy resurs] // Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (data obrascheniya: 02.05.2018).

7. Super D. E. A life-span space approach to career development // D. Brown, L. Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1990. P. 197-261.

8. Super D. E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-concept theory. New York: College Entrance Examination Board, 1963. P. 1-16.

9. Super D. E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. 1951. N 30. P. 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.