Научная статья на тему 'Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС'

Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
11
2
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION / PERSONAL CHARACTERISTICS / VALUE-BASED ORIENTATIONS / LEARNING MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Иконникова Галина Юрьевна, Лисовская Наталья Борисовна

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС. Особенности профессиональной Я-концепции субъекта детерминированы широким кругом социально-психологических факторов и связаны с особенностями его профессии и конкретной профессиональной общности, принадлежность к которой определяет особенности его самовосприятия, интерпретации и понимания объектной и субъектной реальности. В результате исследования делается вывод о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние личностные особенности, ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессиональной сфере.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Иконникова Галина Юрьевна, Лисовская Наталья Борисовна,

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION OF EMERCOM CADETS

The article focuses on the peculiarities of the professional self-construction of EMERCOM cadets. Specific features of a subject's professional self-construction are determined by a wide range of socio-psychological factors and are closely related to the nature of their profession and the characteristics of a particular professional community which form the subject's self-perception as well as their interpretation and understanding of the objective and subjective reality. The research outcomes lead to the conclusion that a cadet's professional self-construction is influenced by their personal characteristics, value-based orientations and the process of training at a military higher education institution, and that there is a direct correlation between certain values and an individual's academic and professional success.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС»

Г. Ю. Иконникова, Н. Б. Лисовская

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА МЧС

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной Я-концепции курсантов университета МЧС. Особенности профессиональной Я-концепции субъекта детерминированы широким кругом социально-психологических факторов и связаны с особенностями его профессии и конкретной профессиональной общности, принадлежность к которой определяет особенности его самовосприятия, интерпретации и понимания объектной и субъектной реальности. В результате исследования делается вывод о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние личностные особенности, ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессиональной сфере.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, личностные особенности, ценностные ориентации, мотивация обучения, профессиональная деятельность, учебная деятельность.

G. Ikonnikova, N. Lisovskaya

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-CONSTRUCTION OF EMERCOM CADETS

The article focuses on the peculiarities of the professional self-construction of EMERCOM cadets. Specific features of a subject's professional self-construction are determined by a wide range of socio-psychological factors and are closely related to the nature of their profession and the characteristics of a particular professional community which form the subject's self-perception as well as their interpretation and understanding of the objective and subjective reality. The research outcomes lead to the conclusion that a cadet's professional self-construction is influenced by their personal characteristics, value-based orientations and the process of training at a military higher education institution, and that there is a direct correlation between certain values and an individual's academic and professional success.

Keywords: professional self-construction, personal characteristics, value-based orientations, learning motivation, professional activity, learning activity.

Изучение профессиональной Я-кон-цепции становится все более востребованным и перспективным направлением психологических исследований. Психология личности рассматривает профессиональную Я-концепцию как познание индивидом собственного Я, связанного с профессиональной деятельностью. Данные исследования важны для наиболее точного понимания особенностей человека при выборе работы, его ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий, факторов выбора профессии. Профессиональная Я-кон-

цепция рассматривается как часть Я-кон-цепции, так как непосредственно с ней связана. Поэтому в первую очередь необходимо изучить основные составляющие и функции Я-концепции.

Исследованием мотивационной готовности и профессиональной Я-концепции занимались Забродин Ю. М., Ефимова О. В., Ак-биева З. С., Терновская О. П., Шнейдер Л. Б., Рикель А. М., Пряжников Н. С., Эриксон Э., Бернс Р., Сьюпер Д. [7, 8, 9] и другие.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день недоста-

точно исследованы особенности профессиональной Я-концепции представителей различных социальных, в том числе профессиональных общностей. Конкретные характеристики профессиональной Я-кон-цепции личности недостаточно раскрыты и изучены в связи с особенностями ее профессии, этапом профессионального становления и профессиональной адаптиро-ванностью. Исследования, связанные с профессиональным самосознанием, посвящены в основном отдельным аспектам профессиональной Я-концепции: самооценке профессионально важных качеств, профессиональной мотивации и ценностным ориентациям профессионалов, особенностям системы саморегуляции деятельности, динамике представлений субъекта о профессии.

Понятие Я-концепции личности является основой для понимания ее профессиональной Я-концепции. Если Я-концепцию мы понимаем как относительно устойчивые представления человека о самом себе, то профессиональная Я-концепция — это то, как индивид видит себя в качестве профессионала определенной деятельности. А. А. Деркач обозначает профессиональную Я-концепцию как личностное образование, которое формируется в процессе реализации человека в профессиональной деятельности. Сформированность профессиональной Я-концепции влияет на развитие человека как профессионала, его успешную реализацию, адаптацию, включение в профессиональную среду [1, 2].

С. А. Дружилов определяет профессиональную Я-концепцию как осознанную, устойчивую систему представлений человека о самом себе как о профессионале данной деятельности [4, с. 115].

А. А. Реан рассматривает профессиональную Я-концепцию как совокупность представлений индивида о себе как о профессионале и выделяет две составляющие профессиональной Я-концепции: реальную

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

и идеальную. К первой относятся представления индивида о себе как о профессионале, а ко второй — профессиональные желания и ожидания [5, с. 455].

Наиболее подробным является подход С. Т. Джанерьян, которая дает следующее определение профессиональной Я-концеп-ции: это «система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии». С. Т. Джанерьян отмечает, что исследования, посвященные профессиональной Я-концепции, не рассматривают все ее компоненты, а лишь затрагивают отдельные, особенно часто профессиональную самооценку. Важно рассматривать профессиональную Я-концеп-цию именно как систему, включающую в себя системообразующий фактор, цель и назначение, различные составляющие, функции, структуру и наиболее важные характеристики. Системообразующим фактором С. Т. Джанерьян называет смысловое отношение к профессиональной деятельности, то есть наличие мотива. Целевое назначение — это осознание индивидом самого себя, своего места и регуляция профессиональной деятельности. Из этого следуют и основные функции: развитие личности в профессиональной сфере, формирование профессиональных взаимоотношений, регуляция поведения. С. Т. Джанерьян считает профессиональную Я-концепцию динамическим образованием, которое претерпевает изменения в течение жизни.

Более поздние зарубежные исследования рассматривают профессиональную Я-концепцию на трех уровнях:

1. Индивидуальный — самовосприятие индивида детерминируется восприятием сходств и различий с другими людьми.

2. Практический — основывается на том, что самовосприятие выводится из ролевых отношений со значимыми другими.

3. Коллективный — самовосприятие связано с членством в социальной группе и сравнением ее с другими группами [3, с. 162-169].

Исследования уровней профессиональной Я-концепции показали, что у людей с ведущим индивидуальным уровнем более ярко выражены уникальные установки относительно себя. Для людей же с ведущим коллективным уровнем более значимы субъективные нормы, продиктованные социумом: семьей, друзьями, СМИ.

Исходя из приведенных определений, можно сформировать определение учебно-профессиональной Я-концепции курсантов вуза МЧС России. Профессиональную Я-концепцию курсанта можно рассматривать как оценку себя как потенциального сотрудника МЧС, самооценку собственных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, потенциала, возможностей или сложностей. Профессиональная Я-концепция включает в себя следующие аспекты:

• Когнитивный компонент — включает в себя образ своих профессионально значимых качеств, способностей и навыков.

• Эмоционально-оценочный компонент — самооценка курсанта, оценка значимости его профессии в социуме, значимость представлений о себе как о будущем профессионале.

• Поведенческий компонент — действия курсанта, следующие из его представлений о себе как о будущем профессионале [6].

Курсанты во время обучения в вузе МЧС часто испытывают напряжение в повседневной жизни, связанное с особенностями подготовки специалистов данного профиля. За время учебного процесса курсант проходит огромный путь, начиная от взросления и заканчивая изменениями в

его Я-концепции. Курсант приобретает различные профессионально значимые качества, претерпевает изменения своей ценностно-смысловой сферы, вследствие чего меняется его отношение к самому себе и изменяется восприятие образа Я. Профессиональная Я-концепция курсанта, его представления себя в качестве специалиста, образ идеального сотрудника МЧС — все это влияет на успешность его будущей деятельности и отношение к ней. С приобретением опыта образ Я будущего специалиста приобретает новые аспекты, закрепляются основные профессионально значимые качества, формируется представление будущего специалиста о своей ценности и своем вкладе в общество.

Таким образом, можно выделить основные функции учебно-профессиональной Я-концепции:

1. Формирование курсантом представлений о своей будущей профессии.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Интерпретация полученного профессионального опыта.

3. Достижение согласованности между внутренними убеждениями курсанта и предъявляемыми к нему требованиями.

Целью исследования явилось изучение особенностей профессиональной Я-концеп-ции курсантов университета МЧС в процессе обучения в вузе.

Объектом исследования выступили студенты I курса факультета экономики и права и студенты IV курса инженерно-технического факультета, всего 60 студентов.

В качестве методов исследования использовались: методика «Кто я?», методика «Ценностные ориентации» Шварца, методика «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика неоконченные предложения «Моя будущая профессия».

Обработка результатов проводилась с использованием компьютерной программы «Statistica».

Для выявления ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности кур-

сантов I и IV курсов университета МЧС использовалась методика «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной.

Так, в группе курсантов I курса доминирующим мотивом в указанной группе является мотив «Приобретение знаний» (8,6 балла) и «Получение диплома» (7,5 балла). Учитывая влияние профессиональной мотивации университета МЧС, получение знаний курсанты I курса связывают с «Овладением профессией» (6,2 балла). Скорее всего, это связано с энтузиазмом перед предстоящей учебой, искренними побуждениями в достижении своих целей: приобретение знаний, наличие диплома для качественного овладения профессией.

В группе курсантов IV курса преобладает число баллов по шкале «Приобретение знаний» (7,1 балла) и по шкале «Получение диплома» (6,1 балла). Для курсантов этой группы важно обладать специализированной информацией, хорошими знаниями для овладения будущей профессией. Близок конец учебной деятельности в вузе и конечная его цель — диплом.

В таблице 1 представлены достоверно значимые различия показателей мотивации обучения в вузе МЧС в группах курсантов I и IV курсов.

Преобладание мотива овладения профессией у курсантов I курса свидетельствует об адекватном выборе ими профессии, а вот у курсантов IV курса мотив получения диплома преобладает над мотивом овладения профессией. Можно предполо-

жить, что они уже овладели профессиональными навыками и им необходим диплом для реализации себя в профессии.

Таким образом, учебная мотивация, направленная на получение диплома, является основной у большинства курсантов I и IV курсов вуза МЧС.

Далее рассмотрим результаты, полученные по методике Шварца, состоящей из двух частей: «Обзор ценностей» и «Профиль личности».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Каждое общество обладает уникальной ценностной структурой, которую оно транслирует своим членам в процессе социализации. Ценности осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде. Выявление направлений, которые играют ведущую роль в системе ценностных ориентаций, является значимым для развития саморегуляции поведения личности в условиях профессиональной и учебной деятельности.

Рассмотрим результаты показателей ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, которые были получены по первой части методики «Обзор ценностей».

Согласно результатам, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены безопасность, самостоятельность, конформность, доброта, гедонизм и достижения; в наименьшей степени — стимуляция, традиции, универсализм и власть.

Таблица 1

Достоверные различия показателей внешних и внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности в группах курсантов университета МЧС

Методика Т. И. Ильиной Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Овладение профессией 6, 27 4,50 2,87 0,01

Получение диплома 7,45 6,12 2,0 0, 05

Сегодня Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — современный научно-образовательный комплекс, интегрированный в мировое научно-образовательное пространство, со сложившимся своим опытом и закрепленными традициями и обычаями. Традиционный способ поведения в стенах университета стал символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции, заложенные еще в прошлом веке, приняли форму норм поведения. Мотивацион-ная цель — уважение, принятие и следование уставу университета.

Достоверно значимых различий в выборе ценностей как руководящих принципов жизни у курсантов I и IV курсов не выявлено.

Таким образом, курсанты обеих групп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл». Для них важен социальный порядок, безопасность, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, а также личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам. Их профессия позволяет им демонстрировать социальную компетентность (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающих культурных стандартов и влечет за собой социальное одобрение.

Далее рассмотрим результаты исследования, полученные по второй части методики Шварца «Профиль личности».

Результаты показывают, что для курсантов I и IV курсов на уровне индивидуальных

приоритетов является значимой самостоятельность. Также ведущими ценностями являются доброта, гедонизм, достижения, стимуляция и безопасность. Самостоятельность как ведущая ценность обусловлена переживаниями по поводу становления себя как зрелой личности, самостоятельно несущей ответственность за свою жизнь и действия. У курсантов появляется потребность в возможности иметь свою точку зрения, свое мнение и право его выражать. Данная ценность исходит от организменной потребности в самоконтроле. Курсанты нуждаются в свободе выбора, независимости и автономности.

Также индивидуально значимыми для курсантов являются: потребность в позитивном взаимодействии с социумом, наслаждение жизнью, личные достижения, социальное одобрение, глубокие переживания и стремление к новизне, а также потребность чувствовать себя в безопасности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Менее значимыми ценностями являются власть, универсализм и традиции. Курсанты не склонны к получению власти и сохранению доминирующей позиции в социально значимой группе; соблюдению традиций, обычаев, религиозных норм; а также к проявлениям понимания и терпимости. Последнее может быть связано с отсутствием необходимости в контактах за пределами уже сложившейся группы (в рамках университета).

Как видно из таблицы 2, выявлены достоверно значимые различия только по показателю «конформность». Можно предположить, что к IV курсу у курсантов на уровне индивидуальных приоритетов снижается потребность сдерживать негативные побуждения, которые могут причинить вред окружающим и не одобряются окружающим социумом. А у курсантов I курса преобладает потребность в послушании, уважении старших, вежливости и самодисциплине. Для курсантов, только начинающих

учебу в вузе МЧС, наиболее значимым моментом является приобретение навыка исполнять команды, подчиняться более старшим по званию коллегам. Курсантам необходимо сдерживать лишние эмоции и тщательно следить за своими действиями, это продиктовано большой ответственностью в данной сфере, обусловленной спецификой учебно-профессионального пути.

К окончанию обучения данные навыки становятся автоматическими, частью привычного поведения. Сформировавшиеся сотрудники МЧС умеют сдерживать социально неприемлемые побуждения, оценивать и продумывать реакцию на свои действия в перспективе. Самодисциплина и послушание (выполнение команд от старших по званию) становятся частью привычного образа жизни выпускающегося курсанта, вследствие чего конформность является уже не профилирующей ценностью.

Таким образом, для курсантов I и IV курсов на уровне индивидуальных приоритетов значимой является самостоятельность; достоверно значимые различия выявлены только по показателю «конформность». Можно предположить, что к IV курсу у курсантов отмечалось устойчивое преобладание ценностей, содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посред-

ством проявления компетентности, исходя из признанных стандартов.

Далее рассмотрим результаты, полученные по методике «Кто я?».

Сравнительный анализ результатов не выявил значимых различий самоотношения между курсантами I и IV курсов. Очевидно, это связано с тем, что курсанты I и IV курсов принадлежат к одной возрастной категории и, соответственно, при оценивании себя применяют наиболее актуальные для данного возраста формулировки.

Итак, анализ результатов позволяет нам говорить о том, что обучение в университете МЧС положительно влияет на развитие и формирование компонентов самоотношения, а именно, студенты более положительно относятся к своей личности, понимают себя, обретают уверенность в себе, независимость и рассчитывают на собственные силы в трудных ситуациях. Все эти качества личности будущего специалиста в области чрезвычайных ситуаций являются неотъемлемыми составляющими эффективной профессиональной деятельности.

Можно предположить, что оценка курсантами своего профессионального Я значительно не меняется на протяжении учебной деятельности, так как внутренняя направленность университета поддерживает чувство социальной принадлежности.

Рассмотрим результаты исследования отношения курсантов университета МЧС к будущей профессии.

Таблица 2

Достоверные различия показателей выбора ценностей как руководящего принципа жизни в группах курсантов университета МЧС

Методика Шварца Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение (-критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Конформность 2, 2 1,73 2,45 0,02

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Полученные результаты показывают, что отношение к профессии у курсантов I и IV курсов различается. Так, в группе курсантов IV курса выше показатель «Отношение граждан к их будущей профессии», а остальные показатели оказались ниже, чем у курсантов I курса. Очевидно, что курсанты IV курса уже имеют опыт работы в чрезвычайных ситуациях и на практике увидели последовательность и этап-ность проведенных мероприятий, планы и возможные варианты ликвидации крупномасштабных ЧС. Они знают, как осуществляется работа и взаимодействие различных структур и подразделений МЧС. Курсанты получили возможность проверить себя и свою готовность к экстремальной ситуации и повысить свою стрессоустойчивость. Однако их отношение к будущей профессии имеет самый низкий показатель.

Курсанты IV курса — это в профессиональном отношении уже сформировавшиеся люди, так как у них упрочились мировоззренческие взгляды и убеждения, стали устойчивыми черты характера, а также в полной мере раскрылись способности, выработалась жизненная позиция. Становится очевидным, что на I курсе большинство курсантов имеют признаки более высокого уровня профессиональной идентичности, чем на четвертом году обучения.

Первокурсники в большей степени положительно относятся к будущей профес-

сии и воспринимают ее преимущественно по общим признакам и идеализированным качествам сотрудников МЧС. На IV курсе будущая профессия воспринимается более нейтрально и ассоциируется с фактами профессиональной деятельности. Такая ситуация может быть результатом разочарования, возникшего в процессе обучения, и прагматического отношения к будущей профессии, а также свидетельствовать о тенденции к развитию профессиональной деструкции курсантов.

Значимые различия показателей были выявлены только по субъективной оценке курсантами своих чувств к будущей профессии (табл. 3).

Таким образом, курсанты I курса испытывают более позитивные чувства к своей будущей профессии, чем курсанты IV курса. Данный результат обусловлен началом учебно-профессиональной деятельности, положительными ожиданиями относительно своей будущей специальности. Также большинство курсантов отмечают социальную значимость своей профессии, имеют представление о требованиях, предъявляемых к будущей профессии. При этом курсанты IV курса осознают наличие неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, что может негативно сказываться на чувствах относительно будущей профессии.

Таблица 3

Достоверные различия показателей отношения к профессии в группах курсантов университета МЧС

Незаконченные предложения «Моя профессия» Курсанты I курса Х Курсанты IV курса Х Значение критерия Доверительная вероятность Р < 0,05

Чувства по отношению к будущей профессии 1,4444 0,4231 3,0249 0,003889

По результатам проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что на профессиональную Я-концепцию оказывают влияние ценностные ориентации и процесс обучения в военном вузе. Значимость определенных ценностей напрямую взаимосвязана с успехом в учебно-профессио-

нальной сфере. Направленность вуза МЧС регулирует развитие и поддержание цен-ностно-мотивационной сферы курсантов. Формирование продуктивного мотиваци-онного компонента обеспечивает полноценное развитие и реализацию личности в учебно-профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркач A. A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 2: Ак-меологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. 536 с.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4. Приложение «Гуманитарные науки». С. 162169.

4. Дружилов С. А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. Харьков: Изд. дом «Гуманитарный центр», 2011. 296 с.

5. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

6. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.05.2018).

7. Super D. E. A life-span space approach to career development // D. Brown, L. Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1990. P. 197-261.

8. Super D. E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-concept theory. New York: College Entrance Examination Board, 1963. P. 1-16.

9. Super D. E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. 1951. N 30. P. 88-92.

REFERENCES

1. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka. Kn. 1-5. Kn. 2: Akmeo-logicheskie osnovyi upravlencheskoy deyatelnosti. M.: RAGS, 2000. 536 s.

2. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovyi razvitiya professionala. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-sots. in-ta; Voronezh: MODEK, 2004. 752 s.

3. Dzhaneryan S. T. Sistemnyiy podhod k izucheniyu professionalnoy Ya-kontseptsii // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. № 4. Prilozhenie «Gumanitamyie nauki». S. 162-169.

4. Druzhilov S. A. Psihologiya professionalizma: Inzhenerno-psihologicheskiy pod-hod. Harkov: Izd. dom «Gumanitamyiy tsentr», 2011. 296 s.

5. Rean A. A. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. SPb.: Praym-Evroznak, 2002. 656 s.

6. Rikel A. M. Professionalnaya Ya-kontseptsiya i professionalnaya identichnost v strukture samosoznaniya lichnosti. Ch. 1 [Elektronnyiy resurs] // Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru (data obrascheniya: 02.05.2018).

7. Super D. E. A life-span space approach to career development // D. Brown, L. Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. Hillsdale; NJ: Erlbaum, 1990. P. 197-261.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Super D. E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-concept theory. New York: College Entrance Examination Board, 1963. P. 1-16.

9. Super D. E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. 1951. N 30. P. 88-92.