Научная статья на тему 'Роль Я-концепции в профессиональном становлении специалиста по связям с общественностью и рекламы'

Роль Я-концепции в профессиональном становлении специалиста по связям с общественностью и рекламы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1031
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салтыкова Ольга Александровна

В статье рассматривается роль Я-концепции в становлении специалиста связей с общественностью и рекламы, даются определения понятий «Я-концепция», «профессиональная Я-концепция». Обоснована актуальность изучения проблемы профессиональной Я-концепции. Обсуждается значимость акмеологического подхода в изучении профессиональной Я-концепции. Проанализированы работы, посвященные изучению Я-концепции специалистов в области связей с общественностью и рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салтыкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-CONCEPT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALIST PUBLIC RELATIONS AND ADVERTISING

The article discusses the role of self-concept in the formation of a specialist public relations and advertising, there are given the definitions of self-concept, professional self-concept. The urgency of studying the problems of professional self-concept is grounded. The importance of acmeological approach in the study of professional self-concept is diccussed. The works devoted to the study of self-concept specialists in the field of public relations and advertising are analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль Я-концепции в профессиональном становлении специалиста по связям с общественностью и рекламы»

РОЛЬ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И РЕКЛАМЫ

Аннотация. В статье рассматривается роль Я-концепции в становлении специалиста связей с общественностью и рекламы, даются определения понятий «Я-концепция», «профессиональная Я-концепция». Обоснована актуальность изучения проблемы профессиональной Я-концепции. Обсуждается значимость акмеологического подхода в изучении профессиональной Я-концепции. Проанализированы работы, посвященные изучению Я-концепции специалистов в области связей с общественностью ирекламы. Ключевые слова: Я-концепция, профессиональная Я-концепция, саморазвитие, реклама, связи с общественностью.

THE ROLE OF SELF-CONCEPT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALIST PUBLIC RELATIONS AND ADVERTISING

Annotation. The article discusses the role of self-concept in the formation of a specialist public relations and advertising, there are given the definitions of self-concept, professional self-concept. The urgency of studying the problems of professional self-concept is grounded. The importance of acmeological approach in the study of professional self-concept is diccussed. The works devoted to the study of self-concept specialists in the field of public relations and advertising are analyzed.

Keywords: self-concept, professional self-concept, self-development, advertising, public relations.

Специалисты в области связей с общественностью и рекламы имеют важные и значимые роли в обществе. Вместе они выступают в качестве сил, которые участвуют в формировании общественного знания, мнения и сознания. Главным принципом их деятельности выступает коммуникация. Коммуникация, в свою очередь, это общение, которое пронизывает все сферы человеческой жизни и без которого невозможно представить само существование общества. Чтобы стать профессионалом в области связей с общественностью и рекламы, люди должны освоить объем знаний, включающий многочисленные аспекты и различные стороны процесса коммуникации, но не только.

В 2014 г. Российская ассоциация по связям с общественностью разрабатывала профстандарт специалиста по связям с общественностью. Она выделила восемь фундаментальных функций, которые связаны с деятельностью специалиста по связям с общественностью [12]. Среди них есть несколько очевидных (анализ информации, разработка коммуникационной стратегии, организация публичных коммуникаций, управление проектами, работа с контентом и т.д.) и одна уникальная. Это функция саморазвития, развитие человеческого капитала, потому что главный актив в этой профессии - это, безусловно, люди. Это люди, которые должны постоянно работать в условиях очень быст-ро изменяющегося мира.

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных личностных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели [11]. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практических преобразований [19].

С.Г. Желтова в своей работе приводит обобщенную таблицу, которая наглядно показывает механизмы саморазвития и его результат - Я-концепцию (см. табл.) [8].

УДК 316.477:659 O.A. Салтыкова

Olga Saltykova

© Салтыкова O.A., 2015

Таблица

Механизм саморазвития

Цель-смысл Самопринятие Самоуважение

Формы самоактуализация самосовершенстование самоутверждение

Основа самопрогнозирование

самопознание

саморегулир ование самоконтроль самооценка

самосознание

Результат Я - концепция

Проблеме изучения Я-коицепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, A.C. Арсентьева, Р. Бернса, A.B. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса и др. [3; 4; 9]. Что касается профессиональной Я-концепции, то ее психологи чаще всего рассматривают как частный вид Я-концепции, которая включена в общую картину развития личности как профессионала. Изучение профессиональной Я-концепции развивается с позиций психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова, B.C. Агапов, О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач и др.), в рамках профессионального самосознания (A.M. Рикель), как условие развития личности профессионала (М.Н. Григорьева) [1; 2; 3; 5; 6; 10].

И.С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

- «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» - активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

- «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства - объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция» [10].

Человеку присуще создавать не только модель самого себя, такого, какой он есть сегодня в настоящий момент времени, но и модель идеального «Я», такого, каким человек хочет быть в будущем. Такая модель (концепция) идеального «Я», является главным фактором мотивации, который побуждает человека к действиям, направленным на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие в себе качеств и функций, необходимых для профессионального становления специалиста, невозможно без рефлексии. Для того чтобы создать практичные и динамичные личностно-профессиональные стандарты, концепцию развития и саморазвития, построить практичные профессиональные отношения, безусловно, следует иметь адекватное представление о самом себе.

Д. Сьюпер, описывая теорию Я-концепции, впервые обозначает ее подвид - профессиональную Я-концепцию. Он утверждает, что люди стараются выбрать такую специальность или род деятельности, который отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждая себя в профессии, соответствующей их Я-концепции, они добиваются самоактуализации. Они делают то, что, как им кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать личностному росту [21].

В.Н. Козиев дает достаточно подробную классификацию профессиональной Я-концепции, выделяя следующие четыре категории:

1) актуальное Я - то, каким себя видит профессионал;

2) ретроспективное Я - то, каким себя оценивает профессионал по сравнению с началом работы;

3) идеальное Я - каким профессионал хочет стать;

4) рефлексивное Я — то, как с точки зрения профессионала, его воспринимают другие.

Выделение В.Н. Козиевым временного аспекта профессионального самосознания дает возможность для фиксации изменений. Он связывает степень профессионализма специалиста с развитием той или иной составляющей профессионального самосознания: так, развитие актуального Я связано с высокой степенью достижений в рефлексивном Я, т.е. понимании того, как тебя оценивают другие. Схожие классификации приводят и другие исследователи [6]. В свою очередь A.A. Реан в профессиональной Я-концепции личности выделяет только реальную, т.е. представление о личности как о профессионале, и идеальную, т.е. соответствие профессиональным желаниям и ожиданиям, составляющие [13].

В своей работе С.Т. Джанерьян дает следующее определение Я-концепции - это «система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенную для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и обеспечивающих его собственное функционирование, саморазвитие/самореализацию в профессии» [7, с. 162]. С.Т. Джанерьян считает, что большинству исследований в области профессиональной Я-концепции до сих пор свойственен несистемный подход, который затрагивает только отдельные черты Я-концепции, и уделяет наибольшее внимание профессиональной самооценке.

С точки зрения A.M. Рикеля, существует безусловное научное противоречие: с одной стороны изучения отдельных компонентов профессиональной Я-концепции снижает смысл введения этой комплексной переменной, с другой - разговор о ней без описания ее отдельных шкал и составляющих также бессмыслен. Тем не менее, A.M. Рикель утверждает, что это противоречие исчезает, так как «четкая операционализация и детальное изучение составляющих профессиональной Я-концепции невозможны без внятного системного методологического анализа» [14].

В связи с этим было предпринято описание профессиональной Я-концепции как системы с выделением системообразующего фактора, содержания, структуры, функций и совокупных характеристик профессиональной Я-концепции. Так, С.Т. Джанерьян в своей работе определила, что фактором, образующим систему профессиональной Я-концепции, является смысловое отношение к профессии, которое выражается наличием смыслообразующего мотива профессиональной деятельности

[7].

Определение внутренних скрытых причин и стимулов своей деятельности занимает главную роль, как в сочетании отдельных элементов, так и в объединении личностно-профессиональных составляющих профессиональной Я-концепции. Профессиональное развитие человека допустимо только в двух случаях, либо при приспособлении своих собственных проявлений к требованиям профессии, либо при приспособлении человеком требований профессии к собственным проявлениям. В этом и выражаются частные функции профессиональной Я-концепции: регуляция деятельности, обеспечение взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере и пр. Опираясь на положения Б.Г. Ананьева [3], С.Т. Джанерьян приходит к выводу, что профессиональная Я-концепция представляет собой динамическое образование, иными словами она изменяется и трансформируется с течением времени [7].

Говоря о профессиональной Я-концепции стоит также сказать и о таком понятии, как акмео-логия, поскольку основной акмеологической категорией является «профессионал». Профессионал -это субъект профессиональной деятельности, который обладает высокой степенью профессионализма личности и деятельности, имеет высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-положительное значение [1; 6]. Иными словами, профессионал - это не только субъ-

ект труда, который эффективно действует, но и творческая личность, нацеленная на большие достижения, чье поведение и деятельность регулируются принятыми нормами и эталонами.

В акмеологии профессионализм исследуется как единство противоположностей: личностного и деятельностного, так как деятельность не бывает самой по себе без личности, а личность немыслима без какой-либо деятельности. Отсюда в акмеологии речь идет о профессионализме личности и профессионализме деятельности. Данное направление отвечает на вопросы о том, как происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека и как ему добиться вершин признания. В свою очередь, Я-концепция в этой теории входит всего-навсего в подсистему профессионала.

Что касается исследований, посвященных точечному изучению Я-концепции специалистов по связям с общественностью и рекламы, то можно сказать, что их практически нет. В основном, две эти специальности рассматриваются по-отдельности, взаимозаменяются, изучаются через призму друг друга [16; 17; 18], обобщаются областью коммуникаций или изучаются только компоненты Я-концепции [20]. В тоже время интерес к данным видам профессиональной деятельности постоянно растет. Система высшего образования нуждается в комплексной подготовке таких специалистов, а современное социально-экономическое положение требует от профессионала в области связей с об -щественностью и рекламы качественно нового уровня развития личности, в самосознании которой главным компонентом является Я-концепция. Поэтому вопросы разработки и изучения обобщенной Я-концепции специалистов по связям с общественностью и рекламы остаются актуальными в настоящее время и требуют углубленного исследования.

Библиографический список

1. Агапов B.C. Акмеологпческое становление Я-концепции руководителя / B.C. Агапов. - М.: Издательство РАГС, 2008. - 210 с.

2. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / B.C. Агапов. - М.: МГСА, 2002. - 230 с.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 382 с.

4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 22 с.

5. Григорьева М.Н. Профессиональная Я-концепция как условие развития личности профессионала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2011/113/ professionalnaya_yakoncepciya_kak_uslovie_razvitiya_lichnosti_professionala/ (дата обращения: 20.12. 2014).

6. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.

7. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского университета. - 2005. - № 4. - С. 162-169.

8. Желтова С.Г. Становление «Я-концепции» школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itiprao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143:confjaconcept&catid=42:jaroslavlconfmat er (дата обращения: 30.11. 2014).

9. Иващенко A.B., Барышникова И.В., Агапов B.C. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. - 2002. - № 2(30). - С. 17-29.

10. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с.

11. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Мижериков. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 540 с.

12. Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raso.ru/docs/bprwgryaznova-140929024628-phpapp01.pdf (дата обращения: 14.12.2014).

13. Реан A.A. Психология человека от рождения до смерти / A.A. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

14. Рикель A.M. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 2(16). [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2014).

15. Рикель A.M. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - №3(17). [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.10.2014).

16. Синчурина М.Г. Динамика креативности как составляющей семантического ядрапрофессиональной Я-концепции специалиста в области рекламы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19437 (дата обращения: 19.11.2014).

17. Синчурина М.Г., Кыштымова ИМ., Саламатов М.А. Социально значимые компоненты семантической структуры профессиональной Я-концепции рекламиста // Вестник Бурятского государственного университета, спецвыпуск D. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2014. - С. 137-144.

18. Синчурина М.Г. Формирование профессиональной Я-концепции будущего специалиста в области рекла-мы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2014. - 24 с.

19. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.

20. Швецов А.Е. Методика коррекции самооценки деятельности специалиста по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Тамбов, 2002. - 11 с.

21. Super D.E. Self-concepts in vocational development // Career development: Self-Concept Theory. - New York: College Entrance Examination Board, 1963. - Pp. 1-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.