\ МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ
/ и НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
^ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
д /А «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ
\ / И ПЕРСПЕКТИВЫ»
УДК 159.9
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ КУРСАНТА - БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ГПС МЧС РОССИИ
Ю.Г. Хлоповских
Рассмотрено влияние учебно-профессиональной Я-концепции на формирование комплекса профессиональных компетенций, развитие профессионально значимых качеств личности, успешность его работы в МЧС России.
Ключевые слова: Я-концепция, профессиональная компетенция, МЧС России, поведение, индивид.
Я-концепция образует ядро человеческой личности и представляет собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений индивида о себе, на основе которой он относится к самому себе и строит взаимодействие с другими людьми. Как системное психическое образование Я-концепция включает ряд компонентов и реализуется в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
По аналогии с представлениями о сущности и составляющих Я-концепции выстраивается научное понимание профессиональной Я-концепции. А.А. Деркач определяет профессиональную Я-концепцию как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и в результате активного включения субъекта в профессиональную деятельность. От уровня сформированности профессиональной Я-концепции зависит процесс развития профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность [1].
Исходя из этого, учебно-профессиональную Я-концепцию курсанта ведомственного вуза можно рассматривать как интегративное свойство личности, аккумулирующее представления о себе как субъекте учебно-профессиональной деятельности. Учебно-профессиональная Я-концепция курсанта включает оценку и самооценку собственных профессионально значимых свойств и качеств, возможностей и ограничений, соответствия личных ценностей
профессиональным, соотношения жизненной и профессиональной стратегий и др.
Учебно-профессиональная Я-концепция, по аналогии с общей Я-концепцией и профессиональной Я-концепцией, включает три компонента:
1) когнитивный компонент - образ своих профессионально релевантных качеств, способностей, уровня профессиональных знаний и
др.;
2) эмоционально-оценочный компонент -переживание индивидом собственных представлений о себе как субъекте учебно-профессиональной деятельности, самооценка как курсанта и будущего сотрудника, самоуважение или самоуничижение, оценка социальной значимости профессии и т.д.;
3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает индивид, исходя из системы представлений о себе как курсанте и будущем профессионале, социальные установки в отношении себя и окружающих.
В процессе обучения курсант проходит не только стадию взросления, переход от юношеского возраста к социально зрелому возрасту, но и приобретает множество новых качеств, как профессиональных, так и личностных, благодаря чему трансформируется отношение курсанта к самому себе, восприятие своего «Я».
То, как оценивает себя курсант, как он представляет себя в роли будущего специалиста, какова его Я-концепция, к какому идеалу стремится, влияет на его отношение к будущей профессиональной деятельности и в итоге
определяет успешность его работы в правоохранительных органах. Представление будущего профессионала о себе и своей ценности, знание об объективном вкладе его в общее дело составляет центральное место в Я-образе будущего специалиста. В процессе приобретения опыта представления о себе пополняются, уточняются, перестраиваются. Это является основой самоконтроля, саморегуляции поведения и самовоспитания, планирования деятельности с учетом своих возможностей [2].
В соответствии с функциями общей Я-концепции можно выделить основные функции учебно-профессиональной Я-концепции курсанта ведомственного вуза:
- достижение внутренней согласованности личности с требованиями, предъявляемыми учебно-профессиональной деятельностью;
- интерпретация жизненного и основ профессионального опыта, получаемого курсантом в процессе учебно-профессиональной деятельности;
- определение ожиданий в отношении своего профессионального будущего.
В случае столкновения противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе как личности, курсанте, будущем сотруднике ГПС МЧС России, возникает ощущение психологического
дискомфорта. Стараясь избежать внутреннего дискомфорта, сохранить внутреннее равновесие, индивид либо принимает новый опыт (если он не противоречит его представлениям о себе как личности и будущем профессионале); либо включает механизм отрицания и отказывается видеть вещи такими, какие они есть; либо стремится изменить каким-либо образом себя или ситуацию, окружающих людей.
Существенное значение для формирования конструктивной учебно-профессиональной Я-концепции имеют организация образовательной деятельности и ее психолого-педагогическое сопровождение.
Применительно к учебно-профессиональной деятельности курсантов ведомственного вуза под психолого-педагогическим сопровождением
понимается система деятельности психологической службы, руководящего, командного и преподавательского состава, направленная на создание социально-психологических и психолого-педагогических условий для успешной деятельности и учебно-профессионального развития курсантов в образовательной ситуации.
Курсанты в процессе профессиональной подготовки переживают напряженные ситуации жизнедеятельности, связанные со спецификой обучения в ведомственном вузе (четкий распорядок
дня, вплоть до административной регламентации личного времени и досуга; жесткая субординация; деиндивидуализация системы самостоятельной подготовки курсантов, выполнения служебных обязанностей).
Учебно-профессиональная деятельность курсантов ведомственного вуза сопряжена с высокой вероятностью возникновения в их жизнедеятельности ситуаций экстремального характера. Профессиональный психологический отбор в образовательные учреждения МЧС России позволяет диагностировать социально-
психологические, индивидуально-психологические и психофизиологические особенности будущих курсантов, спрогнозировать уровень академической успеваемости, нормативности поведения, сформировать группу особого психологического внимания, а также выявить индивидов, не соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам МЧС России. Основная трудность заключается в том, что специфика службы, совмещенной с учебой, придает жизнедеятельности курсантов повышенную напряженность, которая усугубляется жесткими требованиями руководства к моральным и волевым качествам курсантов.
К внутренним факторам развития учебно-профессиональной Я-концепции относятся представления курсантов о себе и своей работе в будущем, профессиональная самооценка, соответствие личностных особенностей
профессиональным требованиям, степень сформированности профессиональных
компетенций, а также развития профессиональной ментальности как способа мыслить и действовать, исходя из особенностей профессиональной деятельности.
При этом необходимо учитывать, что представления курсантов о себе и своих возможностях в процессе обучения в вузе могут привести к формированию внутреннего конфликта, когда Я-профессиональное вступает в противоречие с Я-личностным. Это, в свою очередь, отражается на общем стиле поведения, внося в него выраженную деструктивность, а в дальнейшем может повлиять и на профессиональную деятельность.
Существенное значение для успешной учебно-профессиональной деятельности курсантов ведомственного вуза, будущих сотрудников МЧС России, формирования не только необходимого комплекса профессиональных компетенций, но и определенной профессиональной ментальности, развития профессионально значимых качеств личности, а также профилактики эмоционального выгорания имеет становление конструктивной учебно-профессиональной Я-концепции.
Библиографический список
1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
2. Климов Е.А. Знание о себе в учении и труде / Е.А. Климов // Профессионально-техническое образование. - 1970. - № 10. - С. 52-54.
References
1. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala / A.A. Derkach. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODJeK», 2004. - 752 s.
2. Klimov E.A. Znanie o sebe v uchenii i trude / E.A. Klimov // Professional'no-tehnicheskoe obra-zovanie. - 1970. - № 10. - S. 52-54.
TRAINING AND PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF THE STUDENT - A FUTURE EMPLOYEE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
The influence of educational and professional self-concept on the formation of the complex of professional competences, the development of Pro-fessional significant qualities of the personality, the success of his work in the EMERCOM of Russia.
Keywords: self-concept, professional competence, Ministry of emergencies, behavior, individual.
Хлоповских Юлия Геннадьевна,
психолог, к.псих.н., доц.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, Россия, Воронеж.
Khlopovskikh Y.G.,
psychologist,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of the Russia, Russia, Voronezh.
© Хлоповских Ю.Г, 2016