УДК 159.9
Демченко Ольга Юрьевна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС и ПБ Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России
Газизова Юлия Сергеевна
кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры философии
и гуманитарных наук
Уральского института Государственной
противопожарной службы МЧС России
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
Demchenko Olga Yurievna
PhD in Psychology, Senior Research Associate, Department for Information Support of the Population and Information Support Technologies of the Unified System of Emergency Management and Fire Safety, Ural Institute of State Fire Service of the Emergency Situations Ministry of Russia
Gazizova Yulia Sergeevna
PhD in Psychology, Senior Lecturer, Philosophy and Humanities Department, Ural Institute of State Fire Service of the Emergency Situations Ministry of Russia
DEVELOPMENT OF THE EXPERT IMAGE OF FUTURE SPECIALISTS OF STATE FIRE SERVICE OF THE EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY OF RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматривается образ профессионала как сложное психическое образование, содержащее в себе репрезентированную в сознании проекцию ценностно-смысловых и качественных характеристик поведения и мировосприятия профессионала. Показано, что образ профессионала включает когнитивные, эмоционально-ценностные и поведенческие характеристики. Исследованы особенности формирования образа профессионала на этапе получения профессии у будущих специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова:
образ профессионала, будущие специалисты ГПС МЧС России, когнитивные характеристики, эмоционально-ценностные характеристики, поведенческие характеристики, исследование образа профессионала, динамика образа профессионала.
Summary:
The article considers the image of an expert as a complex psychical constitution comprising a projection of axiological and qualitative characteristics of professional behaviour and worldview of an expert. It is shown that the expert's image includes cognitive, emotional, value and behavioural characteristics. The authors study the features of the expert's image development at the stage of training of future specialists of the State Fire Service of the Emergency Situations Ministry of Russia.
Keywords:
image of expert, future specialists of State Fire Service of the Emergency Situations Ministry of Russia, cognitive characteristics, emotional and value characteristics, behavioural characteristics, research of the expert image, dynamics of expert image.
В современной психологии исследование проблематики, связанной с изучением образа профессионала, является актуальным. Достаточно изучены области исследования профессионального самосознания (П.А. Шавир, Т.Н. Фам, Н.Г. Краснорудская, Т.Л. Миронова, С.В. Москаленко, О.Ю. Демченко и др.), профессиональной идентичности (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.).
При этом в контексте обозначенных направлений образ профессионала предстает как сложное психическое образование, представляющее собой репрезентированную в сознании проекцию ценностно-смысловых и качественных характеристик поведения и мировосприятия профессионала, раскрывающих его как субъекта профессиональной деятельности. Содержание рассматриваемого понятия представлено когнитивными, эмоционально-ценностными и поведенческими характеристиками [1].
Так, когнитивные характеристики представлены формально-оценочными категориями, раскрывающими смысловое назначение профессии. К ним относятся: представления о конкретных целях и задачах деятельности, понимание сотрудником норм и правил профессии, представления о методах и организации труда, о должностном статусе и перспективах развития. Эти знания являются основой для осознания личных качеств субъектов трудовой деятельности, их профессионального мировоззрения и личной концепции профессионального труда (А.К. Маркова,
1996; С.В. Кошелева, 1997; Е.Ю. Пряжникова, 2001). Достаточно представленными когнитивными характеристиками являются знания о себе как о профессионале, а также требования и нормы, предъявляемые обществом к данной профессии, которые в свою очередь обеспечивают возможность определения своего места в конкретной профессиональной группе и в системе общественных отношений в целом (И.И. Чеснокова, О.Ю. Демченко) [2].
Содержание эмоционально-ценностных характеристик наполнено совокупностью представлений, раскрывающих отношение субъекта к профессии, позволяющих осмыслить ее преимущества и недостатки, профессиональную самооценку, ее адекватность. Большое значение также приобретает отношение к себе как к профессионалу (О.С. Анисимов, 1998). По мнению ученого, данный конструкт фиксирует важность, заинтересованность, значимость человека для самого себя. Аналогичные идеи представлены в работах С.Р. Пантелеева, уделяющего особое внимание в строении и содержании системы самоотношения социальной ситуации развития и задаваемым ею мотивам ведущих деятельностей [3]. Так, обобщенное самоотношение для исследуемой им группы руководителей и инженерно-технических работников основывается на саморуководстве, социальной компетентности, чувстве уверенности. Необходимо отметить, что профессиональное самоотношение - структурное образование и в этом смысле является проекцией профессионального самосознания, включая в себя когнитивный (гностическое отношение субъекта к самому себе), эмоциональный (установка относительно себя, в контексте симпатии -антипатии, уважения - неуважения, близости - отдаленности) и конативный (внутренние действия в собственный адрес или готовность к таким действиям) компоненты.
Формирование целостного отношения к себе как к сотруднику имеет зависимость от отношения человека к своей профессии. Например, нарушения в процессе становления объективных представлений о своем профессиональном предназначении и осознании себя в пространстве своей профессии, искажения субъективной картины своего профессионального пути являются результатом негативного отношения к профессии.
Отношение к своей профессии как самостоятельный элемент аффективно-оценочного компонента выполняет и автономные функции, определяя характер самосознания в целом. Исследование профессионального самосознания студентов психологов А.О. Шарапова подтверждает значимость данного показателя в структуре профессионального самосознания и, следовательно, в процессе его формирования и развития [4].
Поведенческие характеристики представлены совокупностью ролевых паттернов и профессионально важных качеств, связанных с эффективным выполнением профессиональной деятельности, саморегуляцией и стремлением к самоактуализации профессионала, а также его удовлетворенностью качеством своей профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что формирование поведенческого компонента имеет прямую зависимость от когнитивных характеристик, которые в свою очередь, наполняя содержание профессионального образа, являются рычагом поведения субъекта, придавая личностный смысл профессиональной деятельности.
Личностный смысл обусловлен социальной позицией субъекта, а его первостепенные составляющие - ценностные ориентации, смыслообразующие мотивы, смысловые установки. Выбор своего профессионального пути напрямую связан с выбором реальных жизненных ценностей, определяющих реальную профессиональную мотивацию и осуществляющих связь между когнитивными и эмоциональными характеристиками через внутреннюю мотивацию. Образ профессионала является когнитивным эмоциональным образованием и выступает в качестве мотивирующего фактора оценки себя. В свою очередь, оценочный результат способствует осознанию себя как субъекта жизнедеятельности, а также помогает формированию жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская), способствует постановке жизненных и профессиональных целей субъекта, интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), развитию субъекта (Б.Д. Элько-нин), свободному выбору (В.А. Петровский), саморегуляции произвольной активности (О.А. Ко-нопкин), ответственности, нравственности и веры (Б.С. Братусь).
Учитывая описанные выше характеристики, попытаемся определить содержательную наполненность образа профессионала в самосознании курсантов.
С целью решения поставленной задачи нами разработан диагностический пакет для изучения особенностей отражения образа профессионала в самосознании обучаемых. Пакет включил набор методик, направленных на выявление когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих характеристик в содержании образа. Выборка исследования составила 250 курсантов, обучающихся на факультете «Пожарная безопасность» с квалификацией «инженер» ФГБОУ ВПО Уральский институт ГПС МЧС России.
Обратимся к анализу особенностей в структуре образа профессионала курсантов.
Нами установлено, что наибольшую представленность в образе профессионала занимает совокупность когнитивных характеристик, среди которых следует выделить комплекс профессионально важных и профессионально неприемлемых качеств, где на первом месте у курсантов -качества ума, они встречаются в оценках 87 % респондентов от общего количества опрошенных (профессионал в ГПС должен быть «всесторонне развитым человеком», «умным», «образованным», «сообразительным», «генератором идей», «аналитиком», «гением», «с гибким системным мышлением», «иметь технический склад ума», «интеллект», «логично мыслить»; профессионал в ГПС не должен быть «глупым», «тупым», «необразованным», «ограниченным», «бездарным», «консервативным, «не способным мыслить», «поверхностным», «узко или шаблонно мыслящим», «дебилом», «серым», «дилетантом», «с усохшими мозгами»), на втором месте (74 %) - эмоционально-волевые характеристики (профессионал в ГПС должен быть «выносливым», «волевым», «организованным», «кремень», «стабильным», «уравновешенным», «способным брать на себя ответственность», «смелым»; профессионал в ГПС не должен быть «вспыльчивым», «раздражительным», «непоследовательным», «нытиком»), на третьем месте (68 %) - нравственные качества (профессионал в ГПС должен быть «надежным», «порядочным», «патриотом», «скромным», «благородным», «честным»; профессионал в ГПС не должен быть «безнравственным», «аморальным», «взяточником», «гнилым»), на четвертом месте (62 %) - физические данные и параметры здоровья (профессионал в ГПС должен быть «сильным», «физически крепким», «с хорошим здоровьем»; профессионал в ГПС не должен быть «слабым», «хлюпиком»).
Значительное место занимают сведения, касающиеся будущей профессии, в числе которых знания, относящиеся к историческим этапам профессии «пожарный» (встречаются в 44 % оценок курсантов), о государственной противопожарной службе (37 %), о целях и задачах будущей профессиональной деятельности (36 %), о современном состоянии ГПС (28 %), ее преимуществах и недостатках (38 %), а также параметры, указывающие на внешнюю атрибутику (35 %) и престиж выбранной профессии (38 %). Однако наблюдается снижение внешних характеристик в связи с переходом на более старший курс обучения. Упоминание характеристик, связанных с внешней атрибутикой, распределилось следующим образом: первый курс - 36, второй курс - 15, третий курс - 6, четвертый курс - 2 раза.
Таким образом, в общем виде совокупность когнитивных характеристик представлена параметрами, которые отражают общие представления курсантов о критериях пригодности к профессиональной деятельности, представления о своей профессии, ее социальной значимости и неблагоприятных факторах, ее сопровождающих, а также будущей профессиональной роли.
Содержательная наполненность эмоционально-ценностной составляющей представлена параметрами, раскрывающими личное отношение курсантов к профессии, а также их отношение к себе как к профессионалу.
Анализ первичных данных показал, что от курса к курсу у обучаемых увеличиваются показатели, отражающие уверенность в правильности выбора своей профессии, положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, осознание социальной востребованности будущей профессии. В большей степени престижной будущую профессию считают первокурсники. Этот показатель встречается в 57 упоминаниях курсантов. Данный факт имеет закономерную обусловленность, проявляющуюся в том, что знания о выбранной профессии у курсантов начальных курсов восполняются за счет ориентации на внешний опыт. Интересно заметить то, что для многих обучаемых выявлена тенденция к преемственности в выборе профессии. Это подтверждают высказывания респондентов, связанные с продолжением семейных династий.
Следует также указать на выявленную нами тенденцию к профессиональной идентичности курсантов, которая проявляется в приоритетном подчеркивании у себя профессионально важных качеств, характерных для сотрудников-профессионалов. Так, 75 % от общего количества опрошенных курсантов считают себя «умными», 64 % - «имеющими гибкое логическое мышление и технический склад ума», 72 % - «выносливыми» и «волевыми», 58 % - «организованными», 52 % - «уравновешенными», 63 % - «надежными», 57 % - «порядочными», 45 % - «патриотичными», 34 % - «скромными», 30 % - «благородными» и «честными», 68 % - «сильными» и «физически крепкими». Интересно также заметить, что при оценке своих недостатков курсанты достаточно редко отмечают характеристики, которыми не должен обладать профессионал. Так, только 13 % курсантов назвали себя «вспыльчивыми», 6 % - «раздражительными», 4 % - «непоследовательными», 3 % - «слабо образованными».
В ходе анализа полученных результатов нам также удалось обнаружить тенденцию к социальной желательности и ориентацию в оценивании себя на некие второстепенные условия, такие как: авторитарный стиль управления, роль вышестоящих командиров, стремление соответствовать возложенным ожиданиям со стороны общества и непосредственных начальников,
демонстрация нормативного поведения вследствие руководствования уставом и т. д. Об этом свидетельствуют высокие показатели самоуважения (78 % от всей выборки), аутосимпатии (68 %), самоуверенности (71 %), самопринятия (69 %), саморуководства (89 %), ожидаемого отношения других (76 %). Полученные результаты дают основание полагать, что социальная желательность в самооценках обучаемых является осознанным и контролируемым явлением. По всей вероятности, среда, в которой вынуждены находится курсанты, способствует этому обстоятельству. Данный факт является доказательством того, что профессиональные деформации формируются на этапе обучения.
Поведенческие характеристики, наполняющие содержание образа профессионала в сознании курсантов, представлены совокупностью стилевых клише, связанных с эффективным выполнением профессиональных задач и стремлением к самоактуализации профессионала. В контексте данных характеристик профессионал предстает как активный субъект профессиональной деятельности (данная характеристика находит отражение в оценках 95 % респондентов), ответственный специалист (77 %), не боящийся трудностей (75 %) и достигающий поставленных целей в профессиональной деятельности (73 %) и повседневной жизни (69 %).
Заметим, что при оценке себя как профессионала курсанты также отмечают управляемость жизнью (47 %), локус контроля Я (41,5 %), результативность жизни (40 %), цели в жизни (37 %). Однако для курсантов характерен смешанный тип мотивации достижения (59,7 % от всей выборки), при этом мотивация достижения успеха составляет 21,3 %, а мотивация избегания неудачи - 19 %. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что курсанты придают недостаточно внимания следующим ценностям: принятие себя со своими потребностями и влечениями, спонтанность поведения, принятие ответственности за сделанный выбор, осознание самоценности каждой личности, признание за каждой личностью права на выбор. Выявленная тенденция свидетельствует о том, что курсанты переосмысливают некоторые ценности, вследствие этого наблюдается снижение ответственности за сделанный выбор.
Необходимо отметить, что в процессе профессионализации образ профессионала постоянно изменяется и формируется в зависимости от множества условий, возникающих на разных этапах профессионального развития. Так, в ходе изучения специфики профессионального самосознания О.Ю. Демченко обнаружено, что на разных этапах обучения курсантов образ профессионала представлен неоднозначно и достаточно противоречиво. У первокурсников в восприятии сотрудника-профессионала обнаружена идеализация и категоричность, при этом происходит отрицание проявления профессионально нежелательных личностных качеств. Образ профессионала у второкурсников основан на таких ведущих личностных качествах будущего специалиста, как полезность, организованность и справедливость. Перечень этих качеств идентичен образу себя в прошлом и будущем, при этом все еще отсутствует четкая идентификация себя с образом профессионала в настоящем. У курсантов третьего и четвертого курсов образ профессионала представлен совокупностью негативных качеств будущего специалиста - трусостью и бесполезностью. Преодолеть эти качества возможно, проявляя личную активность и инициативу, а также открытость для критики окружающих и последовательных изменений личностных качеств. На последних курсах в образе профессионала присутствует тенденция к преодолению негативных личностных качеств будущего специалиста. Это реализуется благодаря собственным интеллектуальным способностям, готовности к принятию критики окружающих и осознанию значимости процесса развития личности [5].
Таким образом, наиболее значимым условием формирования адекватного и рационального образа профессионала является успешное прохождение субъектом этапа профессионального обучения. Проблема формирования профессионального образа представляет особую актуальность и требует дальнейшего экспериментального изучения.
Ссылки:
1. Демченко О.Ю. Профессиональное самосознание курсантов Государственной противопожарной службы : монография. Екатеринбург, 2015. 203 с.
2. Демченко О.Ю. Когнитивные особенности профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2013. № 2 (32). 11Р1_: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=182 (дата обращения: 29.10.2015).
3. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания : хрестоматия. Самара, 2003. 672 с.
4. Шарапов А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2000. 205 с.
5. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.