УДК 37.013.28 + 378.6:614
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА У КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС
Т. С. Вершинина, А. А. Кузнецов, Е. С. Набойченко
В статье приводятся результаты пилотного исследования мотивов выбора профессии курсантами института МЧС, ценностных ориентаций. На основе исследования даются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению курсантов во время обучения.
Ключевые слова: мотивация выбора профессии, социально значимые и индивидуально значимые мотивы, чрезвычайные ситуации, терминальные и инструментальные ценности, смысложизненные ориентации, профессиональная успешность, профессиональные деструкции.
Современная обстановка в России характеризуется изменением характера чрезвычайных ситуаций. Исторические перемены в общественной жизни страны поставили перед необходимостью решать задачи, связанные с опасными, экстремальными ситуациями, в которых гибнут или получают увечья наши сограждане. Масштабность потерь и ответственности за жизнь и здоровье людей, попавших в чрезвычайную ситуацию или пострадавших в результате террористических актов, потребовала развития системы подготовки специалистов по экстремальным ситуациям. Однако каждодневные события нередко оказываются не менее опасными для общества, и это повышает требования к подготовке профессионалов, выбравших своей профессией спасение людей. Объектами их профессиональной деятельности являются «человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью; опасности среды обитания, связанные как с деятельностью человека, так и с опасными природными явлениями; методы и средства спасения человека, опасные технологические процессы» 1 и т. д. Выбор профессии, связанной с деятельностью в критической ситуации, по сути, с риском для жизни и здоровья специалиста, предъявляет особые требования к его личностным качествам. Поэтому важно еще на начальном этапе подготовки определить психологическую готовность и ценностно-смысловые мотивации выбора профессии, дабы впоследствии, когда «в критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни» 2, не возникли профессиональные деструкции, «разлад всей системы „сознание — бытие“... сохранилась способность реализовать устремленность сознания» 3; чтобы, иначе говоря, сотрудник МЧС мог избежать профессионального выгорания и разочарования в выборе профессии.
В нашей статье мы ставим цель рассмотреть особенности ценностно-смысловых мотиваций выбора профессиональной деятельности курсантами МЧС. На основании выявленных мотивов и ценностносмысловых ориентаций будет разрабатываться система психолого-педагогического сопровождения.
Определение профессиональной пригодности курсантов МЧС базируется на сформированности ценностно-смысловой мотивации профессионального выбора. Факторами, способствующими профессиональной успешности, являются осмысленность и мотивированность профессионального выбора в определенной степени, что в последующем препятствует деструкции и профессиональному выгоранию личности. Становление профессионала возможно при условии понимания содержания и специфики будущей профессиональной деятельности на основе осознания ее социальных связей. Особое место в проблеме становления профессионала отводится готовности к решению профессиональных задач в измененных ситуациях, что связано с субъективными (личностными особенностями) и объективными (информированностью о профессии, успеваемостью) факторами, а также с социально-психологическими характеристиками личности 4.
С точки зрения психологической науки «мотивация» понимается неоднозначно. Так, мотивация понимается как комплекс факторов, предопределяющих поведение; по другой трактовке, она предстает как побуждение к активности, обусловливающее ее направленность; существует также подход, при котором мотивация есть не что иное, как совокупность мотивов; данными трактовками перечень не исчерпывается. Нас в большей степени интересует комплекс мотивов, лежащих в основе действий человека и влияющих на профессиональный выбор, вследствие чего можно строить предположения
о наличии у данного человека потенциала к психической регуляции и управлению конкретными формами деятельности. Поскольку эти базовые мотивы в какой-то момент жизни могут измениться (что повлечет смену не только вида, но и направленности деятельности), считаем необходимым предпринять попытку выявить роль определенных групп мотивов в профессиональном выборе и личностные характеристики, влияющие на стабилизацию мотивов.
Современная реальность обладает разнообразными формами и способами воздействия на мотивы человека и их корректировку, особенно если в их основе отсутствует стабилизирующая часть, подкрепленная осознанностью и другими факторами, влияющими на поддержание профессионального интереса. Известно, что эффективность профессиональной деятельности базируется на понимании моти-
Рис. 1. Мотивы выбора профессии в исследуемой группе, %
вации, побудителей к деятельности и базовых мотивов. На этом основании можно выявить действенную форму, методы управления и мотивирования человека, хотя методы и способы формирования мотивации конкретного человека уже разработаны. Вероятно, в основе такой действенной формы должны быть не только управляющие, но и формирующие факторы, т. е. некие свойства личности или ценностные ориентиры, сложившиеся в ее филогенезе. Установление формирующих факторов может дать возможность использовать их в повседневной жизни, в процессе профессиональной подготовки.
Мотив как специфическое переживание может быть «окрашен» как положительными эмоциями вследствие ожидания достигаемого, так и отрицательными, возникающими в результате неполноты сложившегося положения. Мотив, будучи источником действия, осознанным побуждением к определенному действию (С. Л. Рубинштейн), предстает опред-меченной потребностью (А. Н. Леонтьев), приводит к образованию цели как осознанного образа предвосхищаемого желаемого результата (С. Л. Рубинштейн). Можно выделить процессуально-содержательные мотивы (в основе лежит процесс и содержание деятельности без участия внешних факторов, мотив, в сущности, и есть сама деятельность) и внешние мотивы, иногда находящиеся вне деятельности (например, долг и ответственность перед обществом, стремление к самосовершенствованию, получению высокого социального статуса или желание избежать неприятностей и т. п.). Для достижения максимального эффекта первые должны быть подкреплены вторыми. Стремление к самосовершенствованию сопровождается внутриличностным конфликтом вследствие избегания риска, выступающего сдерживающим фактором, препятствует новым, положительным ощущениям.
Выбор сложных задач и стремление их решить свидетельствуют о наличии мотива достижения, проявляющегося в различных ситуациях по-разному, в зависимости от доминирующих факторов, связанных со значимостью достижения успеха или надеждой на него и субъективными оценками вероятности его достижения либо эталона достижения.
Особого интереса заслуживают социально значимые мотивы, свойственные личности, лояльной к групповым стандартам, признающей и защищающей групповые интересы, преследующей групповые цели и т. д., т. е. осознающей ответственность перед группой (социумом), обладающей чувством долга, добросовестно выполняющей профессиональные обязанности. Таким образом, среди мотивов, влияющих на выбор профессии и, как следствие, успешность профессиональной реализации, можно выделить внешние (положительные и отрицательные) и внутренние (индивидуально и социально значимые). На этой классификации мотивов и построен опросник Р. В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии».
Исследование велось в несколько этапов. На первом этапе для определения мотивов выбора профессии будущими специалистами МЧС нами было проведено пилотное исследование (на основе опросника Р. В. Овчаровой) курсантов 1-2 курсов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность». В качестве контрольной группы выступили студенты университета 1-2 курса, выбравшие гуманитарное направление подготовки. В исследовании приняли участие 200 человек. Диаграмма, построенная на основе средних значений характеристик изучаемой группы, показывает, что среди внутренних мотивов преобладают социально значимые, а среди внешних — положительные; т. е. преобладают стимулы, требующие приложения усилий (рис. 1). Высокие зна-
140 120 100 80 60 40
20 И 0
Кй
т ш
*1
II
13 исследуемая группа Н контрольная группа
1
Рис. 2. Средние значения смысложизненных ориентаций в исследуемой и контрольной группах
чения внешних отрицательных мотивов могут указывать на стимулы воздействия на личность путем давления. При этом в целом преобладают внутренние мотивы, что свидетельствует об ожидаемой производительности и удовлетворенности трудом.
Анализ средних значений контрольной группы показывает, что среди внутренних мотивов преобладают индивидуально значимые, а среди внешних — также положительные; т. е. стимулы, требующие приложения усилий (рис. 2). Дельта между положительными и отрицательными мотивами у исследуемой группы составляет 1,57, а у контрольной — 4,2, что дает основание предположить меньшую значимость для студентов укрупненной группы специальностей стимулов воздействия на личность путем давления. Как и группа испытуемых, контрольная группа демонстрирует преобладание внутренних мотивов, что свидетельствует об ожидаемой с их стороны удовлетворенности трудом и его производительности, средние значения примерно одинаковы — 18,198 (испытуемые) и 18,875 (контрольная группа).
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что в целом будущие специалисты МЧС при выборе профессии исходят из внутренних социально значимых мотивов, сопровождающихся необходимостью прилагать усилия, в то время как у студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, выбор профессии связан с внутренними индивидуально значимыми мотивами. Однако выявленные мотивы выбора профессии приводят лишь к предварительному выводу о том, почему данный вид профессиональной деятельности для курсантов МЧС оказался более предпочтительным по сравнению с иными.
На втором этапе работы были проведены дополнительные исследования, позволяющие определить такие ценностно-смысловые ориентации, как наполненность жизни смыслом, направленность личности,
отношение к другим людям, к себе самому. Поскольку нормативным основанием поведения личности являются ценности, была выбрана методика М. Рокича, позволяющая выявить предпочтения цели или способа существования на основе определения терминальных и инструментальных ценностей — конечных целей и способов достижения целей.
Во втором исследовании приняли участие 100 человек — курсанты МЧС, в качестве контрольной группы были выбраны также студенты гуманитарной специальности — 100 человек. Интерпретация результатов теста проводилась по Г. Олпорту, было взято пять доминирующих ценностей и пять последних.
Испытуемая группа ранжировала терминальные ценности таким образом, что среди пяти доминирующих на первом месте у большинства оказалась ценность «здоровье» (36%), второй и третий ранг был присвоен ценности «наличие хороших и верных друзей» (19% и 16%), далее следовали 4-й ранг — «любовь» (17%), 5-й ранг — «уверенность в себе» и «счастливая семейная жизнь» — по 11%. На последних пяти местах (с 14-го по 18-е) были размещены следующие: «развлечения» и «свобода» (по 13%), «красота», «счастье других», «свобода» (по 14%), «развлечения» (18%), «творчество» (24%), «красота природы и искусства» (32%).
Контрольная группа ранжировала терминальные ценности таким образом, что из пяти доминирующих ценностей большинство респондентов поместили на первое место также ценность «здоровье» (всего 25%), второй ранг был присвоен также ценности «здоровье» (20%), третий — ценности «любовь» (22%), далее, 4-й и 5-й ранг — «наличие хороших и верных друзей» (по 15%); на последних пяти местах были размещены следующие ценности: на
14-м — «творчество» (12%), на 15-м и 18-м — «красота природы и искусства» (15%), на 16-м и 17-м — «развлечения»(по 20%), «счастье других», так же
как и «красота природы и искусства», оказалось на 18-м месте (15%).
Ранжированные терминальные ценности исследуемой и контрольной групп студентов показывают, что для курсантов МЧС, планирующих реализацию своей профессиональной деятельности в кризисных ситуациях, на первом месте стоит ценность «здоровье» (преобладание по сравнению с контрольной группой на 11%), появление ценности «наличие хороших и верных друзей» на 2-м и 3-м месте представляется логичным для будущих специалистов в сфере спасания людей и чрезвычайных ситуаций.
Сравнение инструментальных ценностей исследуемой и контрольной групп студентов показывает, что для курсантов МЧС, планирующих реализацию своей профессиональной деятельности в кризисных ситуациях, доминирующими являются такие ценности, как «воспитанность» (15%), «ответственность» (14%), «смелость в отстаивании своего мнения» (16%), «самоконтроль» (13%). У студентов университета, чья профессия не предусматривает риск, работу в чрезвычайных ситуациях, спасение людей, доминирующими названы такие ценности, как «жизнерадостность (20%), «самоконтроль» (15%), «честность» (17%), «ответственность» (15%), «широта взглядов» и «образованность» (по 10%). Таким образом, пересечение по доминирующим ценностям наблюдается у группы испытуемых и контрольной группы (с небольшим количественным расхождением) по ценностям «самоконтроль» и «ответственность», что важно для любой сферы деятельности. Если сравнивать последние ценности, обращает на себя внимание ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других». Обе группы отнесли ее на 18-е место, однако в исследуемой группе только 24% ставят ее на последнее место, в то время как в контрольной группе 45% считают ее самой последней инструментальной ценностью. На 14-е место исследуемая группа поместила «жизнерадостность» и «чуткость» (по 11%), «на
15-м — «широта взглядов» (13%), на 16-м — «высокие запросы» (17%), «непримиримость к недостаткам в себе и других» 13% курсантов ставят на 17-е место, вместе с «чуткостью». Контрольная группа ставит на 14-е место «высокие запросы» (15%), «эффективность в делах» (15%) — на 15-е место, «чуткость» (13%) — на 16-е, «высокие запросы» — на 17-е место.
Анализ результатов опросов в целом не дает однозначного представления о том, какая система ценностей — социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная (по Г. Олпорту) — преобладает в той или иной группе. В то же время можно сказать, что у курсантов МЧС в большей степени представлена социальная система ценностей, чем у студентов гуманитарной специальности, которые демонстрируют тео-
ретическую и экономическую систему ценностей. В той и другой группах эстетическая система ценностей отнесена к последним рангам. В обеих группах, на наш взгляд, слабо представлена эстетическая система ценностей, и практически не представлена система политических ценностей.
На третьем этапе работы было проведено исследование СЖО на основе адаптированной Д. А. Леонтьевым методики факторного анализа Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая включает пять субшкал, отражающих «цели в жизни» (1), «процесс жизни» (2), «результативность жизни» (3), два аспекта локус-контроля — «локус контроля — я» (4), «локус контроля — жизнь» (5) и общий показатель осмысленности жизни (6). Тестирование проведено в тех же группах, сравнение средних значений представлено на рис. 2. Предварительный анализ средних значений показывает преобладание значений по всем шкалам у курсантов МЧС, при этом следует отметить, что 5% опрошенных контрольной группы по всем шкалам ставят низкие баллы — от 1 до 3; 15% участников контрольной группы ставят баллы по шкалам опросника от 2 до 6; в то время как исследуемая группа присваивает большинству шкал достаточно высокие значения — от 4 до 7, низкие баллы отмечаются в единичных случаях по отдельным шкалам, что не проявляется систематически. Таким образом, в целом значения по отдельным шкалам в испытуемой группе выше, как у отдельно взятых людей, так и в группе в целом; в контрольной группе суммарные значения по отдельным шкалам значительно ниже по сравнению с испытуемой группой, то же касается и суммарных значений субшкал в контрольной группе.
Предварительные итоги пилотного исследования смысложизненных ориентаций показывают, что по первой субшкале «цели в жизни» группа испытуемых демонстрирует наличие целей в будущем в жизни испытуемых, что свидетельствует о наличии направленности и осознанности перспективы. В контрольной группе отмечается в отдельных случаях отсутствие целей жизни в будущем; наличие высоких баллов в контрольной группе не исключает прожектерства, поскольку объекты профессиональной деятельности контрольной группы не прописаны с такой четкостью, как в исследуемой группе.
Средние значения по второй шкале, с учетом того, что у группы испытуемых высокие значения по всем субшкалам, в том числе и второй, можно предположить, что в этой группе жизнь должна восприниматься как эмоционально насыщенный, наполненный смыслом процесс.
По третьей шкале средние значения по исследуемой группе также дают основание для предположения, что пройденный путь воспринимается как удовлетворительный, в контрольной группе эти значе-
ния снижаются, у отдельных представителей этой группы присутствует явная неудовлетворенность прошлым.
Средние значения четвертой субшкалы «локус контроля — Я» самые низкие по сравнению с другими шкалами в обеих группах. Это можно объяснить не только юным возрастом (17-19 лет) опрошенных, но и, как следствие, незначительным жизненным (в том числе учебным, профессиональным) опытом, вследствие чего обе группы пока не имели возможности оценить способность контролировать события в жизни и себя в них.
В то же время по пятой субшкале обе группы ставят достаточно высокие значения, почти такие же, как по первой шкале; предположительно, они уверены в своей свободе принимать решения и контролировать события в жизни (юношеский максимализм).
Подводя итоги, отметим, что ведущими мотивами выбора профессии для курсантов МЧС являются сплоченный коллектив и здоровье как основные факторы их будущей деятельности. Поскольку на младших курсах еще отсутствует осознание специфики будущей профессии, а ее выбор в большей степени можно определить как предварительный, представляется особенно важным адаптационный период подготовки специалистов МЧС и создание условий для их профессионального самоопределения на основе выявленных мотивов и ценностных ориентаций. Так, значимыми являются приближенная к будущей профессии социальная среда (студенческая), макросреда (экономическая составляющая профессии, престижность, востребованность на рынке труда и т. п.). Особое внимание следует обратить на психолого-педагогическое сопровождение, влияющее на закрепление мотивов будущей трудовой деятельности, подготовленность к преодолению трудностей и к действиям в экстремальных условиях, формирование смысложизненных ориентаций, поскольку молодые люди еще не вполне восприимчивы к образованию смысловой сферы, формированию мировоззренческой позиции. Проведение специальных тренингов, симуляций, психологических консультаций на основе диагностики, при необходимости — психокоррекция, а также использование других форм работы с курсантами МЧС позволят не только дать возможность проявить способность к выбранному виду деятельности, но и закрепить мотив выбора профессии, сформировать профессиональные компетенции, повысить стрессо-устойчивость, навыки в управлении волевыми процессами и положительными эмоциями, владения собой, умения преодолевать объективные и субъективные трудности, усилить стремление к самореализации в будущей профессии.
1 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Тех-носферная безопасность» : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. № 723. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2 Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. С. 129.
3 Там же.
4 Цит. по: Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982. 192 с.