Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС'

Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1055
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ МОТИВЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / MOTIVATION FOR CHOOSING PROFESSION / SOCIALLY IMPORTANT AND INDIVIDUALLY IMPORTANT MOTIVES / SITUATIONS OF EMERGENCY / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / LIFE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL SUCCESS / PROFESSIONAL DESTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Татьяна Станиславовна, Кузнецов Антон Александрович, Набойченко Евгения Сергеевна

В статье приводятся результаты пилотного исследования мотивов выбора профессии курсантами института МЧС, ценностных ориентаций. На основе исследования даются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению курсантов во время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вершинина Татьяна Станиславовна, Кузнецов Антон Александрович, Набойченко Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Motivations of a Career Choice Made by Cadets of Higher Educational Institutions of the Emergency Control Ministry

The article provides the readers with the results of pilot studies of cadets’ motives to choose the profession and their value orientations. Basing on the conducted research the authors make recommendations on psychological and pedagogical facilities for the cadets during the learning process.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС»

УДК 37.013.28 + 378.6:614

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА У КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС

Т. С. Вершинина, А. А. Кузнецов, Е. С. Набойченко

В статье приводятся результаты пилотного исследования мотивов выбора профессии курсантами института МЧС, ценностных ориентаций. На основе исследования даются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению курсантов во время обучения.

Ключевые слова: мотивация выбора профессии, социально значимые и индивидуально значимые мотивы, чрезвычайные ситуации, терминальные и инструментальные ценности, смысложизненные ориентации, профессиональная успешность, профессиональные деструкции.

Современная обстановка в России характеризуется изменением характера чрезвычайных ситуаций. Исторические перемены в общественной жизни страны поставили перед необходимостью решать задачи, связанные с опасными, экстремальными ситуациями, в которых гибнут или получают увечья наши сограждане. Масштабность потерь и ответственности за жизнь и здоровье людей, попавших в чрезвычайную ситуацию или пострадавших в результате террористических актов, потребовала развития системы подготовки специалистов по экстремальным ситуациям. Однако каждодневные события нередко оказываются не менее опасными для общества, и это повышает требования к подготовке профессионалов, выбравших своей профессией спасение людей. Объектами их профессиональной деятельности являются «человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью; опасности среды обитания, связанные как с деятельностью человека, так и с опасными природными явлениями; методы и средства спасения человека, опасные технологические процессы» 1 и т. д. Выбор профессии, связанной с деятельностью в критической ситуации, по сути, с риском для жизни и здоровья специалиста, предъявляет особые требования к его личностным качествам. Поэтому важно еще на начальном этапе подготовки определить психологическую готовность и ценностно-смысловые мотивации выбора профессии, дабы впоследствии, когда «в критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни» 2, не возникли профессиональные деструкции, «разлад всей системы „сознание — бытие“... сохранилась способность реализовать устремленность сознания» 3; чтобы, иначе говоря, сотрудник МЧС мог избежать профессионального выгорания и разочарования в выборе профессии.

В нашей статье мы ставим цель рассмотреть особенности ценностно-смысловых мотиваций выбора профессиональной деятельности курсантами МЧС. На основании выявленных мотивов и ценностносмысловых ориентаций будет разрабатываться система психолого-педагогического сопровождения.

Определение профессиональной пригодности курсантов МЧС базируется на сформированности ценностно-смысловой мотивации профессионального выбора. Факторами, способствующими профессиональной успешности, являются осмысленность и мотивированность профессионального выбора в определенной степени, что в последующем препятствует деструкции и профессиональному выгоранию личности. Становление профессионала возможно при условии понимания содержания и специфики будущей профессиональной деятельности на основе осознания ее социальных связей. Особое место в проблеме становления профессионала отводится готовности к решению профессиональных задач в измененных ситуациях, что связано с субъективными (личностными особенностями) и объективными (информированностью о профессии, успеваемостью) факторами, а также с социально-психологическими характеристиками личности 4.

С точки зрения психологической науки «мотивация» понимается неоднозначно. Так, мотивация понимается как комплекс факторов, предопределяющих поведение; по другой трактовке, она предстает как побуждение к активности, обусловливающее ее направленность; существует также подход, при котором мотивация есть не что иное, как совокупность мотивов; данными трактовками перечень не исчерпывается. Нас в большей степени интересует комплекс мотивов, лежащих в основе действий человека и влияющих на профессиональный выбор, вследствие чего можно строить предположения

о наличии у данного человека потенциала к психической регуляции и управлению конкретными формами деятельности. Поскольку эти базовые мотивы в какой-то момент жизни могут измениться (что повлечет смену не только вида, но и направленности деятельности), считаем необходимым предпринять попытку выявить роль определенных групп мотивов в профессиональном выборе и личностные характеристики, влияющие на стабилизацию мотивов.

Современная реальность обладает разнообразными формами и способами воздействия на мотивы человека и их корректировку, особенно если в их основе отсутствует стабилизирующая часть, подкрепленная осознанностью и другими факторами, влияющими на поддержание профессионального интереса. Известно, что эффективность профессиональной деятельности базируется на понимании моти-

Рис. 1. Мотивы выбора профессии в исследуемой группе, %

вации, побудителей к деятельности и базовых мотивов. На этом основании можно выявить действенную форму, методы управления и мотивирования человека, хотя методы и способы формирования мотивации конкретного человека уже разработаны. Вероятно, в основе такой действенной формы должны быть не только управляющие, но и формирующие факторы, т. е. некие свойства личности или ценностные ориентиры, сложившиеся в ее филогенезе. Установление формирующих факторов может дать возможность использовать их в повседневной жизни, в процессе профессиональной подготовки.

Мотив как специфическое переживание может быть «окрашен» как положительными эмоциями вследствие ожидания достигаемого, так и отрицательными, возникающими в результате неполноты сложившегося положения. Мотив, будучи источником действия, осознанным побуждением к определенному действию (С. Л. Рубинштейн), предстает опред-меченной потребностью (А. Н. Леонтьев), приводит к образованию цели как осознанного образа предвосхищаемого желаемого результата (С. Л. Рубинштейн). Можно выделить процессуально-содержательные мотивы (в основе лежит процесс и содержание деятельности без участия внешних факторов, мотив, в сущности, и есть сама деятельность) и внешние мотивы, иногда находящиеся вне деятельности (например, долг и ответственность перед обществом, стремление к самосовершенствованию, получению высокого социального статуса или желание избежать неприятностей и т. п.). Для достижения максимального эффекта первые должны быть подкреплены вторыми. Стремление к самосовершенствованию сопровождается внутриличностным конфликтом вследствие избегания риска, выступающего сдерживающим фактором, препятствует новым, положительным ощущениям.

Выбор сложных задач и стремление их решить свидетельствуют о наличии мотива достижения, проявляющегося в различных ситуациях по-разному, в зависимости от доминирующих факторов, связанных со значимостью достижения успеха или надеждой на него и субъективными оценками вероятности его достижения либо эталона достижения.

Особого интереса заслуживают социально значимые мотивы, свойственные личности, лояльной к групповым стандартам, признающей и защищающей групповые интересы, преследующей групповые цели и т. д., т. е. осознающей ответственность перед группой (социумом), обладающей чувством долга, добросовестно выполняющей профессиональные обязанности. Таким образом, среди мотивов, влияющих на выбор профессии и, как следствие, успешность профессиональной реализации, можно выделить внешние (положительные и отрицательные) и внутренние (индивидуально и социально значимые). На этой классификации мотивов и построен опросник Р. В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии».

Исследование велось в несколько этапов. На первом этапе для определения мотивов выбора профессии будущими специалистами МЧС нами было проведено пилотное исследование (на основе опросника Р. В. Овчаровой) курсантов 1-2 курсов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность». В качестве контрольной группы выступили студенты университета 1-2 курса, выбравшие гуманитарное направление подготовки. В исследовании приняли участие 200 человек. Диаграмма, построенная на основе средних значений характеристик изучаемой группы, показывает, что среди внутренних мотивов преобладают социально значимые, а среди внешних — положительные; т. е. преобладают стимулы, требующие приложения усилий (рис. 1). Высокие зна-

140 120 100 80 60 40

20 И 0

Кй

т ш

*1

II

13 исследуемая группа Н контрольная группа

1

Рис. 2. Средние значения смысложизненных ориентаций в исследуемой и контрольной группах

чения внешних отрицательных мотивов могут указывать на стимулы воздействия на личность путем давления. При этом в целом преобладают внутренние мотивы, что свидетельствует об ожидаемой производительности и удовлетворенности трудом.

Анализ средних значений контрольной группы показывает, что среди внутренних мотивов преобладают индивидуально значимые, а среди внешних — также положительные; т. е. стимулы, требующие приложения усилий (рис. 2). Дельта между положительными и отрицательными мотивами у исследуемой группы составляет 1,57, а у контрольной — 4,2, что дает основание предположить меньшую значимость для студентов укрупненной группы специальностей стимулов воздействия на личность путем давления. Как и группа испытуемых, контрольная группа демонстрирует преобладание внутренних мотивов, что свидетельствует об ожидаемой с их стороны удовлетворенности трудом и его производительности, средние значения примерно одинаковы — 18,198 (испытуемые) и 18,875 (контрольная группа).

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что в целом будущие специалисты МЧС при выборе профессии исходят из внутренних социально значимых мотивов, сопровождающихся необходимостью прилагать усилия, в то время как у студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, выбор профессии связан с внутренними индивидуально значимыми мотивами. Однако выявленные мотивы выбора профессии приводят лишь к предварительному выводу о том, почему данный вид профессиональной деятельности для курсантов МЧС оказался более предпочтительным по сравнению с иными.

На втором этапе работы были проведены дополнительные исследования, позволяющие определить такие ценностно-смысловые ориентации, как наполненность жизни смыслом, направленность личности,

отношение к другим людям, к себе самому. Поскольку нормативным основанием поведения личности являются ценности, была выбрана методика М. Рокича, позволяющая выявить предпочтения цели или способа существования на основе определения терминальных и инструментальных ценностей — конечных целей и способов достижения целей.

Во втором исследовании приняли участие 100 человек — курсанты МЧС, в качестве контрольной группы были выбраны также студенты гуманитарной специальности — 100 человек. Интерпретация результатов теста проводилась по Г. Олпорту, было взято пять доминирующих ценностей и пять последних.

Испытуемая группа ранжировала терминальные ценности таким образом, что среди пяти доминирующих на первом месте у большинства оказалась ценность «здоровье» (36%), второй и третий ранг был присвоен ценности «наличие хороших и верных друзей» (19% и 16%), далее следовали 4-й ранг — «любовь» (17%), 5-й ранг — «уверенность в себе» и «счастливая семейная жизнь» — по 11%. На последних пяти местах (с 14-го по 18-е) были размещены следующие: «развлечения» и «свобода» (по 13%), «красота», «счастье других», «свобода» (по 14%), «развлечения» (18%), «творчество» (24%), «красота природы и искусства» (32%).

Контрольная группа ранжировала терминальные ценности таким образом, что из пяти доминирующих ценностей большинство респондентов поместили на первое место также ценность «здоровье» (всего 25%), второй ранг был присвоен также ценности «здоровье» (20%), третий — ценности «любовь» (22%), далее, 4-й и 5-й ранг — «наличие хороших и верных друзей» (по 15%); на последних пяти местах были размещены следующие ценности: на

14-м — «творчество» (12%), на 15-м и 18-м — «красота природы и искусства» (15%), на 16-м и 17-м — «развлечения»(по 20%), «счастье других», так же

как и «красота природы и искусства», оказалось на 18-м месте (15%).

Ранжированные терминальные ценности исследуемой и контрольной групп студентов показывают, что для курсантов МЧС, планирующих реализацию своей профессиональной деятельности в кризисных ситуациях, на первом месте стоит ценность «здоровье» (преобладание по сравнению с контрольной группой на 11%), появление ценности «наличие хороших и верных друзей» на 2-м и 3-м месте представляется логичным для будущих специалистов в сфере спасания людей и чрезвычайных ситуаций.

Сравнение инструментальных ценностей исследуемой и контрольной групп студентов показывает, что для курсантов МЧС, планирующих реализацию своей профессиональной деятельности в кризисных ситуациях, доминирующими являются такие ценности, как «воспитанность» (15%), «ответственность» (14%), «смелость в отстаивании своего мнения» (16%), «самоконтроль» (13%). У студентов университета, чья профессия не предусматривает риск, работу в чрезвычайных ситуациях, спасение людей, доминирующими названы такие ценности, как «жизнерадостность (20%), «самоконтроль» (15%), «честность» (17%), «ответственность» (15%), «широта взглядов» и «образованность» (по 10%). Таким образом, пересечение по доминирующим ценностям наблюдается у группы испытуемых и контрольной группы (с небольшим количественным расхождением) по ценностям «самоконтроль» и «ответственность», что важно для любой сферы деятельности. Если сравнивать последние ценности, обращает на себя внимание ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других». Обе группы отнесли ее на 18-е место, однако в исследуемой группе только 24% ставят ее на последнее место, в то время как в контрольной группе 45% считают ее самой последней инструментальной ценностью. На 14-е место исследуемая группа поместила «жизнерадостность» и «чуткость» (по 11%), «на

15-м — «широта взглядов» (13%), на 16-м — «высокие запросы» (17%), «непримиримость к недостаткам в себе и других» 13% курсантов ставят на 17-е место, вместе с «чуткостью». Контрольная группа ставит на 14-е место «высокие запросы» (15%), «эффективность в делах» (15%) — на 15-е место, «чуткость» (13%) — на 16-е, «высокие запросы» — на 17-е место.

Анализ результатов опросов в целом не дает однозначного представления о том, какая система ценностей — социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная (по Г. Олпорту) — преобладает в той или иной группе. В то же время можно сказать, что у курсантов МЧС в большей степени представлена социальная система ценностей, чем у студентов гуманитарной специальности, которые демонстрируют тео-

ретическую и экономическую систему ценностей. В той и другой группах эстетическая система ценностей отнесена к последним рангам. В обеих группах, на наш взгляд, слабо представлена эстетическая система ценностей, и практически не представлена система политических ценностей.

На третьем этапе работы было проведено исследование СЖО на основе адаптированной Д. А. Леонтьевым методики факторного анализа Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая включает пять субшкал, отражающих «цели в жизни» (1), «процесс жизни» (2), «результативность жизни» (3), два аспекта локус-контроля — «локус контроля — я» (4), «локус контроля — жизнь» (5) и общий показатель осмысленности жизни (6). Тестирование проведено в тех же группах, сравнение средних значений представлено на рис. 2. Предварительный анализ средних значений показывает преобладание значений по всем шкалам у курсантов МЧС, при этом следует отметить, что 5% опрошенных контрольной группы по всем шкалам ставят низкие баллы — от 1 до 3; 15% участников контрольной группы ставят баллы по шкалам опросника от 2 до 6; в то время как исследуемая группа присваивает большинству шкал достаточно высокие значения — от 4 до 7, низкие баллы отмечаются в единичных случаях по отдельным шкалам, что не проявляется систематически. Таким образом, в целом значения по отдельным шкалам в испытуемой группе выше, как у отдельно взятых людей, так и в группе в целом; в контрольной группе суммарные значения по отдельным шкалам значительно ниже по сравнению с испытуемой группой, то же касается и суммарных значений субшкал в контрольной группе.

Предварительные итоги пилотного исследования смысложизненных ориентаций показывают, что по первой субшкале «цели в жизни» группа испытуемых демонстрирует наличие целей в будущем в жизни испытуемых, что свидетельствует о наличии направленности и осознанности перспективы. В контрольной группе отмечается в отдельных случаях отсутствие целей жизни в будущем; наличие высоких баллов в контрольной группе не исключает прожектерства, поскольку объекты профессиональной деятельности контрольной группы не прописаны с такой четкостью, как в исследуемой группе.

Средние значения по второй шкале, с учетом того, что у группы испытуемых высокие значения по всем субшкалам, в том числе и второй, можно предположить, что в этой группе жизнь должна восприниматься как эмоционально насыщенный, наполненный смыслом процесс.

По третьей шкале средние значения по исследуемой группе также дают основание для предположения, что пройденный путь воспринимается как удовлетворительный, в контрольной группе эти значе-

ния снижаются, у отдельных представителей этой группы присутствует явная неудовлетворенность прошлым.

Средние значения четвертой субшкалы «локус контроля — Я» самые низкие по сравнению с другими шкалами в обеих группах. Это можно объяснить не только юным возрастом (17-19 лет) опрошенных, но и, как следствие, незначительным жизненным (в том числе учебным, профессиональным) опытом, вследствие чего обе группы пока не имели возможности оценить способность контролировать события в жизни и себя в них.

В то же время по пятой субшкале обе группы ставят достаточно высокие значения, почти такие же, как по первой шкале; предположительно, они уверены в своей свободе принимать решения и контролировать события в жизни (юношеский максимализм).

Подводя итоги, отметим, что ведущими мотивами выбора профессии для курсантов МЧС являются сплоченный коллектив и здоровье как основные факторы их будущей деятельности. Поскольку на младших курсах еще отсутствует осознание специфики будущей профессии, а ее выбор в большей степени можно определить как предварительный, представляется особенно важным адаптационный период подготовки специалистов МЧС и создание условий для их профессионального самоопределения на основе выявленных мотивов и ценностных ориентаций. Так, значимыми являются приближенная к будущей профессии социальная среда (студенческая), макросреда (экономическая составляющая профессии, престижность, востребованность на рынке труда и т. п.). Особое внимание следует обратить на психолого-педагогическое сопровождение, влияющее на закрепление мотивов будущей трудовой деятельности, подготовленность к преодолению трудностей и к действиям в экстремальных условиях, формирование смысложизненных ориентаций, поскольку молодые люди еще не вполне восприимчивы к образованию смысловой сферы, формированию мировоззренческой позиции. Проведение специальных тренингов, симуляций, психологических консультаций на основе диагностики, при необходимости — психокоррекция, а также использование других форм работы с курсантами МЧС позволят не только дать возможность проявить способность к выбранному виду деятельности, но и закрепить мотив выбора профессии, сформировать профессиональные компетенции, повысить стрессо-устойчивость, навыки в управлении волевыми процессами и положительными эмоциями, владения собой, умения преодолевать объективные и субъективные трудности, усилить стремление к самореализации в будущей профессии.

1 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Тех-носферная безопасность» : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. № 723. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. С. 129.

3 Там же.

4 Цит. по: Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.