Т.С. Вершинина, канд. филол. наук, доцент, кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ ФАКТОРОВ НА ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ
На материале статей в СМИ, посвященных профессиональной деятельности пожарных, и поздравлений с профессиональным праздником выявлены лексические маркеры, выступающие факторами профессионального выбора и повышения имиджа профессии пожарного. В статье раскрывается двуплановая лексическая модель представлений о профессии, определена ее роль в профессиональном выборе индивида и формировании положительного отношения к профессиональной деятельности пожарного. Автором представлены также результаты исследований, направленных на выявление мотивов выбора профессии и системы жизненных ориента-ций курсантов Института МЧС. Полученные на основе опросника Р.В. Овчаровой и методики М. Рокича данные подтверждают актуальность лексических маркеров, входящих в состав предложенной модели, для людей, выбравших профессию пожарного. Анализ и сопоставление результатов контент-анализа печатных текстов и опроса курсантов дает основание утверждать, что речевые средства, используемые для описания каждодневного труда пожарных, а также в поздравительных текстах имеют действенный характер. Двуплановая модель, выявленная в ходе исследования, раскрывает характер влияния лексических средств на профессиональный выбор и профессиональную самоидентификацию и может выступать как универсальное средство в формировании и повышении имиджа профессии, в данном случае пожарного. Ключевые слова: профессия, лексический маркер, двуплановая модель, имидж профессии пожарного, речевое воздействие, система жизненных ориентаций, факторы профессионального выбора, социально значимые мотивы.
Формирование личности специалиста начинается задолго до начала его профессиональной подготовки. На профессиональный выбор личности оказывают влияние различные факторы1. К ним можно отнести семейные традиции, имидж профессии, среднестатистический уровень зарплаты среди представителей предпочитаемой профессии, соответствующий ожиданиям человека, и др.2. При этом важную роль играют вербализованные «маркеры», вызывающие отклик у личности на сознательном, а порой и бессознательном уровне и актуализирующие уже формирующийся выбор либо вызывающие отрицание этой профессии в связи с тем, что данные маркеры противоречат или конфликтуют с представлениями о профессии, выраженными иначе, чем поступающие речевые сигналы
в виде вербализованных «маркеров». Важным этапом в восприятии сигналов к выбору профессии может стать формирование представления о работе специалиста в процессе реализации служебного долга, его со-циотипическом портрете и общественных оценках, способствующих возникновению комплексного образа, привлекательного в качестве формы удовлетворения профессиональных стремлений личности молодого человека.
С целью выявления наиболее действенных речевых факторов, оказывающих влияние на создание положительного имиджа профессии, нами была предпринята попытка проанализировать тексты, посвященные такой социально значимой профессии, как пожарный. Выбор профессии обусловлен не только социальным признанием
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ее значимости в жизни любого общества, но и длительной историей. В 1649 году Указом царя Алексея Михайловича Романова учреждены меры по пожарной профилактике, именно дата подписания данного указа и стала впоследствии Днем профессиональной чести пожарных — с 30 апреля 1999 года.
Кроме того, на наш выбор повлияли еще два важных аспекта: во-первых, наличие текстов, ежегодно создаваемых по поводу данного профессионального праздника; во-вторых, двойственное отношение рядовых граждан к этой профессии, выраженное в кардинально противоположных оценках ее представителей — от романтического ореола (с налетом героического, благородного, самоотверженного и т. п.) до презрительного отношения (выраженного в лексике, описывающей леность, попустительство, безответственность, правда, в отношении пожарных инспекторов).
Главное в профессии пожарного — спасение людей. Но не в этом проявляются качества человека, выбравшего опасную профессию — противостоять все уничтожающему огню. Что подталкивает молодого человека к выбору этой профессии? Что позволяет ему в сложнейшей борьбе со стихией сохранить свою жизнь, жизнь товарищей и людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации*?
Остаются до конца не выявленными маркеры, влияющие на выбор профессии пожарного. Возможно, в текстах о пожарных содержатся такие установки, которые позволяют будущему пожарному-спасателю идентифицировать себя с транслируемыми в художественном и публицистическом дискурсе, посвященном представителям этой профессии, образами; подсказывают личностные характеристики, диагностируемые у себя личностью; содержат модель образа
Важным этапом в восприятии сигналов к выбору профессии может стать формирование представления о работе специалиста в процессе реализации служебного долга, его социотипическом портрете и общественных оценках, способствующих возникновению комплексного образа,
привлекательного в качестве формы удовлетворения профессиональных стремлений личности молодого человека.
пожарного, выраженную речевыми средствами и транслируемую социуму, например через СМИ.
В качестве материала для исследования послужили статьи специализированных периодических изданий (номера газеты «Спасатель», отобранные методом случайной выборки, за 2012—2013 гг.) и торжественные речи руководителей служб пожар -ной охраны и президента по случаю праздничных и печальных событий (за 2008-2013 гг.). Таким образом, были охвачены материалы, посвященные повседневной работе пожарных-спасателей, и материалы, созданные в связи с профессиональным праздником. У первых материалов в качестве целевой аудитории выступали и «мирные граждане» и представители описываемой профессии, у вторых - только представители данной профессии.
В ходе анализа было выявлено, что в печатных материалах о буднях пожарных четко прослеживается вербализованный портрет представителя профессии, содержащий положительный эмотивный вектор и ориентированный на целенаправленное воздействие с целью получения личностного отклика, выраженного в форме попытки самоидентификации с образом представителя будущей профессии. Привлекательным в этом собирательном образе, складывающемся из портретов бойцов пожарных подразделений, действующих в реальных условиях ЧС, спасающих людей и жертвующих ради них жизнью, может выступать формализованная модель, состоящая из вербальных маркеров - представлений о профессии пожарного.
Данная модель представляет собой дву-плановую структуру, включающую совокупность личностных черт и условий осуществления профессиональной деятельности по борьбе с пожарами, выраженных опреде-
* Для справки: Сегодня в РФ ежегодно регистрируется 130 тысяч пожаров, в огне которых погибают около 19 тысяч человек, из них 30 пожарных, участвующих в ликвидации пожара, несмотря на высокую техническую оснащенность.
ленными лексическими единицами, создающими в комплексе социально одобряемый образ представителя профессии и, следовательно, формирующими положительный
имидж самой профессии. _
Первый план модели формируется в статьях, посвященных каждодневной работе пожарных в структуре МЧС. Среди лексических единиц, включенных в создание «будничного» портрета представителя профессии, систематически представлены беда/ бедствие, победа, пожар, место пожара (ЧС), огонь, дым, локализован, очаг возгорания / огонь ликвидирован, погибшие, пострадавшие, принимать на себя руководство и др. Второй план модели выявляется в лексике торжественных речей (поздравлений с профессиональным праздником), например, благодарность, риск, мужество, твердость духа, самоотверженность, самопожертвование, отвага, твердая дисциплина, мастерство, здоровье, бесстрашие, благородство.
Эти планы имеют пересечение по маркерам, содержащим социальное «одобрение» как пожарных, так и самой профессии
В печатных материалах о буднях пожарных четко прослеживается вербализованный портрет представителя профессии, содержащий положительный эмотивный вектор и ориентированный на целенаправленное воздействие с целью получения личностного отклика, выраженного в форме попытки самоидентификации с образом представителя будущей профессии.
по спасению людей: герои, огнеборцы, команда, победа, спасение, помощь и др. Специфическими для этих планов являются в первом случае — описание профессиональных дей-_ ствий, во втором — патетически выраженные ожидаемые личностные характеристики и выражение условий их реализации (рис. 1).
Также следует отметить семантически обусловленный отбор лексики3 для первого плана, направленный не только на формирование положительного имиджа профессии и ее представителей, но также и на личностно обусловленный профессиональный «сортинг», выраженный словами, содержащими указание на опасность профессии (пожарные, беда/бедствие, пожар / место пожара (ЧС), огонь, дым, погибшие, пострадавшие, взрыв) и на требования к личности, выбравшей профессию (принимать на себя руководство, команда, долг / чувство долга), а также результат их деятельности по отношению к жертвам ЧС (помощь, спасение, победа).
Анализ текстов проводился методом контент-анализа, на его основании были
планы беда/бедствие победа пожар место пожара (ЧС) огонь дым локализован ликвидирован погибшие пострадавшие принимать на себя руководство спасение герои пожарные огнеборцы команда долг (чувство) долга помощь взрыв благодарность риск мужество твердость духа самоотверженность самопожертвование отвага твердая дисциплина мастерство здоровье бесстрашие благородство
1-й х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
2-й х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
Рис. 1. Двуплановая модель представлений о профессии пожарного
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
выявлены маркеры (лексические единица:, способные вызвать отклик вследствие их повторяемости и семантического наполнения) и составлен их рейтинг (рис. 2).
Рейтинг маркеров, представленный на рис. 2, наглядно демонстрирует, что и у первого и у второго планов модели имеются существенно превышающие число повторений в сравнении с другими маркеры — спасение и пожарные. Эти лексемы целенаправленно воздействуют на подсознание (повторение самый распространенный способ речевого воздействия), вызывая образ представителя профессии и объясняя основное предназначение профессии — спасение людей.
Отдельно следует обсудить роль лексических единиц, образующих второй план модели и выделенных из торжественных речей по поводу профессионального праздника и поздравлений с ним. По нашему мнению, объявление на уровне государства профессионального праздника является данью уважения и знаком признания обще-
ственной значимости профессии, ее представителей, что естественным образом влияет на профессиональные предпочтения молодого поколения в начале выбора профессионального пути. В текстах поздравлений с Днем пожарной охраны четко прослеживается тенденция героизации профессии (риск, герои, мужество, бесстрашие, благородство), указание на ее роль в жизни общества (огонь, спасение, помощь, мастерство, победа) и выражение благодарности (через пожелание здоровья).
Выявленные в процессе исследования наиболее активно используемые лексические единицы дают основание предполагать, что у представителей профессии пожарного-спасателя, несмотря на высокую составляющую риска для жизни, преобладающим фактором профессионального выбора являются внутренние социально значимые мотивы. Подтверждением данного предположения служат результаты исследования, проведенного автором в 2013 году. В ходе опроса, на первом этапе исследова-
ние. 2. Рейтинг маркеров двуплановой модели в газете «Спасатель» (2013—2014 гг.)
25
20
15
10
РР»
внутренние внешние внутренние внешние
индивидуально отрицательные соцально положительные значимые мотивы мотивы значимые мотты мотивы
Рис. 3. Мотивы выбора профессии в исследуемой группе, %
■курсанты МЧС
:зс-1удевты университета
ния, выявлялись мотивы выбора профессии курсантами Уральского института МЧС, обучающимися по направлению «Техносфер-ная безопасность» (опрос проводился на основе опросника Р.В. Овчаровой). В качестве контрольной группы выступили студенты Уральского федерального университета первых курсов, выбравшие гуманитарное направление подготовки. Всего в исследовании приняли участие 200 человек.
Было выявлено, что у курсантов Института МЧС среди внутренних мотивов преобладают социально значимые, а среди внешних — стимулы, требующие приложения значительных усилий (рис. 3).
Из представленного рисунка видно, что среди внутренних мотивов доминируют индивидуально значимые, а среди внешних — положительные; иными словами преобладают стимулы, требующие приложения усилий. Контрольная группа, как и группа испытуемых, демонстрирует преобладание внутренних мотивов, что свидетельствует об ожидаемой с их стороны удовлетворенности трудом и его производительностью, средние значения примерно одинаковы — 18,198 (испытуемые) и 18,875 (контрольная).
На втором этапе исследования респондентам предлагалось определить ценностно-смысловые ориентации, такие как отношение к другим людям, к себе самому и пр. Для исследования была выбрана методика М. Рокича, позволяющая выявить предпочтения цели или способа существования на основе определения терминальных и инструментальных ценностей4. На выбор методики повлияло то, что нормативным основанием поведения лично-
сти являются ценности. Интерпретация результатов теста осуществлялась по Г. Ол-порту (выбраны 5 доминирующих ценностей и 5 последних).
Анализ результатов опроса показывает, что курсанты МЧС среди терминальных ценностей на первое место ставят ценность «здоровье» (преобладание по отношению к контрольной группе на 11%), на 2-м и 3-м месте — ценности «наличие хороших и верных друзей» (табл. 1). Это, на наш взгляд, логично, поскольку будущая профессия связана с кризисными ситуациями (спасение людей, работа в чрезвычайных ситуациях), где требуется надежная поддержка.
Относительно инструментальных ценностей у исследуемой и контрольной групп можно отметить, что курсанты МЧС ставят на первое место «воспитанность» (15%), «ответственность» (14%), «смелость в отстаивании своего мнения» (16%), «самоконтроль» (13%); в то время как у студентов университета доминируют ценности «жизнерадостность» (20%), «самоконтроль» (15%), «честность» (17%), «ответственность» (15%), «широта взглядов» и «образованность» по 10% соответственно (см. табл. 2). Пересекаются у группы испытуемых и контрольной группы (с небольшим количественным расхождением) такие ценности, как «самоконтроль» и «ответственность», что важно в любой сфере деятельности.
Из пяти последних ценностей можно назвать «непримиримость к недостаткам в себе и других» (обе группы разместили ее на 17-м месте, однако среди курсантов МЧС только 24% ставят ее на последнее место, при этом 45% из группы студентов университета считают ее самой последней ин-
Таблица 1
Ранжированные терминальные ценности курсантов МЧС
Жизненные ценности Ранг, %
1 2 3 4 5 6 - 13 14 15 16 17 18
Здоровье 36 14 11 7 9 2 1 0 0 1
Счастливая семейная жизнь 18 16 11 8 11 1 3 0 2 0
Материально обеспеченная жизнь 6 4 8 5 10 4 2 8 3 2
Наличие хороших и верных друзей 6 19 16 16 5 3 0 0 0 0
Уверенность в себе 5 3 3 5 11 3 5 2 1 0
Развитие 5 4 7 3 10 3 4 3 2 1
Продуктивная жизнь 5 4 2 4 3 5 5 4 2 1
Любовь 5 14 10 17 10 1 1 3 0 1
Жизненная мудрость 4 3 11 4 3 5 4 1 3 6
Познание 2 4 4 2 3 3 8 5 4 2
Интересная работа 2 5 3 9 9 6 3 2 3 1
Активная деятельная жизнь 2 5 6 10 2 2 3 2 0 1
Свобода 2 6 2 2 3 13 14 3 5 5
Общественное признание 1 1 2 4 8 4 6 12 8 2
Творчество 0 0 0 0 0 12 5 16 24 21
Счастье других 0 0 2 2 2 10 14 9 8 8
Развлечения 0 0 0 2 1 13 10 18 13 17
Красота природы и искусства 0 0 0 0 0 9 14 13 22 32
Таблица 2
Ранжированные инструментальные ценности курсантов МЧС
Жизненные ценности Ранг, %
1 2 3 4 5 6 - 13 14 15 16 17 18
Воспитанность 15 13 6 6 6 4 2 3 2 5
Исполнительность 9 5 10 6 10 2 8 6 1 3
Независимость 9 4 3 1 3 7 6 10 11 2
Честность 9 10 5 6 4 6 3 3 4 1
Эффективность в делах 8 3 7 5 2 2 4 4 2 4
Образованность 7 7 5 6 7 1 2 3 2 3
Самоконтроль 6 9 6 14 13 3 0 5 2 1
Твердая воля 6 10 5 9 10 3 2 0 5 3
Терпимость 6 4 3 5 6 3 5 4 5 2
Ответственность 5 14 11 19 7 4 1 0 1 2
Высокие запросы 3 1 3 0 1 7 9 17 12 17
Жизнерадостность 3 2 3 6 7 11 9 3 10 5
Рационализм 3 2 2 4 8 7 8 7 7 4
Смелость в отстаивании своего мнения 3 11 16 8 5 3 1 0 1 4
Широта взглядов 3 0 4 3 3 8 13 10 3 2
Аккуратность, умение содержать в порядке вещи 1 1 8 1 3 8 9 3 5 3
Непримиримость к недостаткам в себе и других 1 2 3 0 1 8 7 18 13 24
Чуткость 1 2 1 1 1 11 12 6 13 13
струментальной ценностью — 18-е место). Далее последние из ценностей при ранжировании разместились следующим образом: у курсантов МЧС на 14-м месте — «жизнерадостность» и «чуткость» (по 11%), на 15-м —
«широта взглядов» (13%), на 16-м — «высокие запросы» (17%), на 17-м и 18-м месте — «непримиримость к недостаткам в себе и других» и «чуткость» по 13% соответственно (табл. 2)5.
В двуплановой модели данный аспект выражен в лексике первого плана*. Исходя из результатов контент-анализа и опроса курсантов можно сказать, что речевые средства, используемые для описания каждодневного труда пожарных, а также в поздравительных текстах имеют действенный характер6, определенный выбором лексических средств и наиболее распространенного приема речевого воздействия — повтора (иные способы речевого воздействия в данном исследовании не учитывались), влияют на формирование положительного образа профессии и актуализацию мотивов ее выбора. Двуплановая модель, выявленная нами в ходе исследования, раскрывает характер влияния лексических средств на профессиональный выбор и профессиональную самоидентификацию.
В целом, выявленная модель представляет собой многогранное образование и охватывает наиболее значимые структуры, формирующие представление о профессии пожарного, а само назначение профессии преподносится с нескольких сторон. Совокупность маркеров указывает на социальную значимость профессии пожарного и определяемую этим ее привлекательность, что повышает ее имидж среди молодых людей, выбирающих свое будущее.
Литература
1. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.
2. Шевченко Д. Н. Социокультурное содержание выбора профессии в свете теории социального действия // Известия вузов Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спец.выпуск «Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук». Ростов н/Д, 2009.
3. Мухина М.Ю. Лексическая статистика и концептуальная система автора: М. Булгаков, В. Набоков, А. Платонов, М. Шолохов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 232 с.
4. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. С. 143-46.
5. См.: Вершинина ТС., Кузнецов А.А., Набойчен-ко Е.С. Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 26-30.
6. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В.. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М., 2003-2009. 1-7 изд.; Усминский О.И. Лингвистический анализ художественных текстов (образность и типология текстовых единиц). Сургут: Дефис, 2002. - 242 с.
INFLUENCE OF VOCAL FACTORS ON RISE OF PROFESSION'S IMAGE
T.S. Vershinina, Candidate of philology, Docent, the department of linguistics and professional communications in foreign languages, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
On the materials by mass media devoted to professional activity of firemen, and firemen teams with professional holiday there are some lexical markers which can be considered as factors of professional choice and rise of fireman profession's image. This article contains a double-sided lexical model of representations about the profession, defines its role in professional choice by individual and formation of positive attitude to professional activity of fireman. The author presents the results of research aimed at exposing of the profession's choice motives and system of life orientations of cadets from Institute of EMERCOM. Obtained by the survey of R. V. Ovcharova and methodology by M. Rockich the data confirm the urgency of lexical markers which include in the present model, for people who have chosen this profession. The analysis and comparison of content-analysis results of printed texts and survey of cadets allow asserting that vocal means used for describing of everyday work of firemen and celebrating texts have active character. The double-sided model discovers the character
* Для сравнения отметим, что у студентов, выбравших иную (в гуманитарной сфере) профессию, преобладают индивидуально значимые, среди внешних (так же как и в исследуемой группе) - положительные.
of lexical means influence on professional choice and professional self-identification and can be understood as universal mean in formation and rise of the profession's image.
Key words: profession, lexical marker, two-dimension model, job image of a fire-fighter, language impact,system life orientations, factors of professional selection, socially important motives.
References
1. Vybornova V.V., Dunaeva E.A. Aktualizatsiia problem professional'nogo samoopredeleniia molodezhi [Actualization of problems of professional self-determination of youth]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociologic research, 2006, no. 4, pp. 99-105.
2. Shevchenko D. N. Sotsiokul'turnoe soderzhanie vy-bora professii v svete teorii sotsial'nogo deistviia [Socio-cultural content of career choices in the light of the theory of social action]. Izvestiia vuzov Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki. Spetsvypusk «Aktual'nye problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk» [Izvestiya vuzov North Caucasus region. Social science. Spec.the issue of "Actual problems of social and humanitarian Sciences"]. Rostov-on-don, 2009.
3. Mukhina M.Iu. Leksicheskaia statistika i kon-tseptual'naia sistema avtora: M. Bulgakov, V. Nabokov, A. Platonov, M. Sholokhov [Lexical statistics and conceptual system author: M. Bulgakov, V. Nabokov, A. Platonov, M. Sholokhov]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural.un-ta Publ., 2010. 232 p.
4. Rabochaia kniga prakticheskogo psikhologa: Posobie dlia spetsialistov, rabotaiushchikh s personalom / pod red. A.A. Bodaleva, A.A. Derkacha, L.G. Lapteva [Workbook practical psychologist: a Manual for professionals working with staff / Ed. by A. A. Bodalia, A. A. Derkach, L., Laptev]. Moscow, Izd. Instituta Psikhoterapii Publ., 2001. 640 p.
5. Vershinina T.S., Kuznetsov A.A., Naboichenko E.S. Tsennostno-smyslovye motivatsii professional'nogo vybora u kursantov vuza MChS [Value-semantic motivation of professional choice at high school students MES]. Psikhopeda-gogika v pravookhranitel'nykh organakh — Psychopedagogy in law enforcement, 2013, no. 4(55), pp. 26-30.
6. Babenko L.G., Kazarin Iu.V. Lingvisticheskii analiz khudozhestvennogo teksta. Teoriia i praktika [Linguistic analysis of literary text. Theory and practice]. Moscow, 2003-2009. 496 p.; Usminskii O.I. Lingvisticheskii analiz khudozhestvennykh tekstov (obraznost' i tipologiia tekstovykh edinits) [Ozminski O. I. Linguistic analysis of literary texts, imagery and typology of textual units)]. Surgut, Defis Publ., 2002. 242 p.