Научная статья на тему 'Влияние морально-этических характеристик отношения личности к деньгам на ее представления о социальных функциях денег'

Влияние морально-этических характеристик отношения личности к деньгам на ее представления о социальных функциях денег Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое сознание / экономические представления / экономические ценности / морально-этические характеристики отношения к деньгам. / economic consciousness / economic representations / economic values / moral and ethical characteristics of attitude to money

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Журавлева Н. А.

Важность изучения морально-этических характеристик отношения личности к деньгам и в целом ориентаций на морально-этические ценности определяется тем, что современное нравственное сознание и современная нравственная культура определят векторы дальнейшей социокультурной динамики всего общества. От того, какой ценностный фундамент сформирован, во многом зависит характер дальнейшего развития общества. Большой научный интерес представляет изучение того, в какой степени морально-этические характеристики отношения личности к деньгам определяют специфику экономического сознания и экономических представлений, в том числе представлений о социальных функциях денег. Наиболее значимой морально-этической характеристикой отношения к деньгам выступает выраженность прагматичности/щедрости, проявляющаяся в экономическом поведении личности. В статье изложены результаты исследования представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной выраженностью прагматичности/щедрости в обращении с деньгами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of moral and ethical characteristics of individual’s attitude to money to the representations about social role of money

The significance of studying the moral and ethical characteristics of an individual’s attitude towards money and, in general, orientations towards moral and ethical values is determined by the fact that modern moral consciousness and modern moral culture will determine the vectors of further socio-cultural dynamics of the society. The nature of the further development of society largely depends on what value foundation is formed. Of great scientific interest is the study of the details of the influence of the moral and ethical characteristics of an individual’s attitude towards money to the specifics of economic consciousness and economic ideas, including ideas about the social functions of money. The most significant moral and ethical characteristic of the attitude towards money is pragmatism/generosity in the economic behavior of the individual. The article presents the results of a study of ideas about the social functions of money among respondents characterized by different assessments of pragmatism/generosity in dealing with money.

Текст научной работы на тему «Влияние морально-этических характеристик отношения личности к деньгам на ее представления о социальных функциях денег»

УДК 159.9

Журавлева Н.А.

Институт психологии РАН, Москва, Россия

Влияние морально-этических характеристик отношения личности к деньгам на ее представления о социальных

функциях денег

Аннотация. Важность изучения морально-этических характеристик отношения личности к деньгам и в целом ориентаций на морально-этические ценности определяется тем, что современное нравственное сознание и современная нравственная культура определят векторы дальнейшей социокультурной динамики всего общества. От того, какой ценностный фундамент сформирован, во многом зависит характер дальнейшего развития общества. Большой научный интерес представляет изучение того, в какой степени морально-этические характеристики отношения личности к деньгам определяют специфику экономического сознания и экономических представлений, в том числе представлений о социальных функциях денег. Наиболее значимой морально-этической характеристикой отношения к деньгам выступает выраженность прагматичности/щедрости, проявляющаяся в экономическом поведении личности. В статье изложены результаты исследования представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной выраженностью прагматичности/щедрости в обращении с деньгами. Ключевые слова: экономическое сознание; экономические представления; экономические ценности; морально-этические характеристики отношения к деньгам.

N.A. Zhuravleva The influence of moral and ethical characteristics of individual's attitude to money to the representations about social role of

money

Abstract. The significance of studying the moral and ethical characteristics of an individual's attitude towards money and, in general, orientations towards moral and ethical values is determined by the fact that modern moral consciousness and modern moral culture will determine the vectors of further socio-cultural dynamics of the society. The nature of the further development of society largely depends on what value foundation is formed. Of great scientific interest is the study of the details of the influence of the moral and ethical characteristics of an individual's attitude towards money to the specifics of economic consciousness and economic ideas, including ideas about the social functions of money. The most significant moral and ethical characteristic of the attitude towards money is pragmatism/generosity in the economic behavior of the individual. The article presents the results of a study of ideas about the social functions of money among respondents characterized by different assessments of pragmatism/generosity in dealing with money.

Keywords: economic consciousness; economic representations; economic values; moral and ethical characteristics of attitude to money.

Ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают неотъемлемой составляющей и общественного сознания [16]. Не только нормативные границы культурно и исторически специфичны, но и за всеми этическими принципами и ценностными представлениями стоит

объективное, конкретно-историческое содержание [10, 14]. В каждом обществе и в каждый исторический период преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой [3, 7]. Ценностные ориентации современной личности формируются в процессе адаптации к условиям жизни [2, 13, 15]. В условиях социально-экономических преобразований в обществе значительные изменения затрагивают структуру ориентаций личности на морально-этические ценности, в том числе и в связи с ее отношением к деньгам. В иерархии жизненных ценностей личности в современном обществе прагматические ценности занимают высокие ранговые места [6]. Поэтому большой научный интерес представляет изучение того, в какой степени выраженность морально-этических характеристик отношения личности к деньгам оказывает влияние на ее экономические представления.

Экономическое сознание и экономическое поведение личности в значительной степени обусловлены культурными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами. Они являются типичными для конкретных условий жизнедеятельности людей [5, 8]. Переход российской экономики к системе рыночных отношений в 1990-е годы характеризовался резким возрастанием социальной роли денег. Значительные изменения коснулись представлений личности о таких экономических объектах, как деньги, богатство, благосостояние, собственность [4, 9, 11]. Особого внимания заслуживает изучение экономического сознания личности, в частности, сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах.

В условиях социально-экономических трансформаций в структуре личности в первую очередь подвергаются изменениям ее экономико-психологические характеристики. Поэтому в период социально-экономических трансформаций представления личности о значимых экономических объектах, отношение к ним в большой степени связаны именно с данным классом личностных свойств. В исследовании мы исходим из общего предположения, что морально-этические характеристики отношения личности к деньгам могут определять специфику экономического сознания и экономических представлений, в том числе представлений о социальных функциях денег. Целью данного исследования выступает анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной оценкой жадности-щедрости в обращении с деньгами.

Наиболее значимой морально-этической характеристикой отношения к деньгам выступает выраженность прагматичности/щедрости, проявляющаяся в экономическом поведении личности. Щедрость как психологическое свойство имеет альтруистическую основу. Альтруистическая направленность проявляется в ориентации личности на

высшие гуманистические ценности и состоит в бескорыстном оказании помощи окружающим. Основу альтруистического поведения составляет система морально-этических ценностей личности.

Для русской национальной духовной культуры духовно-нравственные идеалы, альтруистическая направленность личности, ее ориентации на высшие гуманистические ценности представляют высокую значимость. Доброта, забота о других людях в русской культуре считаются наиболее ценными человеческими качествами. Важнейшим ориентиром морального сознания является понятие справедливости. В отечественных социально-философских и педагогических представлениях XIX-XXI вв. нравственные качества связаны прежде всего с проявлениями бескорыстного, доброжелательного и заботливого взаимодействия с обществом, чуткого отношения к людям, к их интересам, которые регламентируются чувством совести и ответственности [12].

«Русская щедрость» - одно из самых распространенных определений русского национального характера. В русской культуре склонность к щедрому поведению считается обычной и традиционной чертой. Традиционные представления о щедрости в первую очередь заключаются в творении добра окружающим, образцом социального поведения выступают душевная щедрость и взаимопомощь [1].

Доминирующая в обществе структура, иерархия ценностей непосредственно влияет на жизнь общества и процессы, происходящие в нем. От того, какой ценностный фундамент сформирован, во многом зависит характер дальнейшего развития общества. Важность изучения морально-этических характеристик отношения личности к деньгам и в целом ориентаций на морально-этические ценности определяется прежде всего тем, что современное нравственное сознание и современная нравственная культура определят векторы дальнейшей социокультурной динамики всего общества. От того, какими являются нравственные устои и ценности людей, во многом зависят перспективы социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества. Ориентация сознания современной личности в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессиональному и интеллектуальному росту, является основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры в целом.

Традиционные социокультурные ценности являются одной из основ сохранения культурной самобытности, нравственной устойчивости и гуманистической ориентации российского общества. Ценностная парадигма современного общественного развития выдвигает принципы социальной справедливости и гуманистической солидарности, в основе

которых лежат такие моральные ценности как равноправие, равенство шансов, ответственное отношение к свободе, уважение к другим, защита более слабых, солидарность и т. п. Через обретение этих высоких моральных ценностей и возникают такие социально-психологические установки, которые предопределяют конкретные действия людей в духе гуманизма, упрочения их общности, обеспечения мира и развития в планетарном масштабе. Общественного счастья тем больше, чем больше духовности в обществе. Ориентация общественной жизни на исторически сложившиеся и общепризнанные нравственные нормы и ценности способствует формированию в общественном сознании настроений социального оптимизма и социальной солидарности. В свою очередь, духовное сплочение общества является важнейшим духовным условием успешного решения различных социальных задач, включая вопросы экономического развития.

Результаты исследования представлений о деньгах у респондентов с разной выраженностью морально-этических характеристик отношения к деньгам. Основным объектом выполненного нами исследования выступили жители Московского региона (745 чел.). Выборка примерно в равных долях распределялась по следующим социальным группам: работники государственных предприятий, предприятий без образования юридического лица, открытых и закрытых акционерных обществ, военнослужащие (только по ведомству МО РФ), предприниматели сферы малого бизнеса, безработные, студенты и старшие школьники. Учитывалось распределение по демографическим критериям: полу и возрастным категориям: 18-25, 26-35, 36-45 и 46-55 лет.

Для изучения представлений личности о социальных функциях денег респондентам предлагалось проранжировать различные социальные функции денег в соответствии с собственными представлениями о функциях денег в своей жизни. В рамках данного исследования оценка жадности-щедрости в отношении к деньгам выявляется через самооценку степени жадности-щедрости в обращении с деньгами в глазах хорошо знающих респондента людей по 7-балльной цифровой шкале «очень жадный — очень щедрый». При обработке полученных результатов низкие оценки респондентов жадности-щедрости в обращении с деньгами (значения шкалы «1», «2» и «3») были объединены в одну категорию в связи с невысокой частотой встречаемости по выборке. Выбор опрошенными значений шкалы «1», «2» и «3» — составил 10% от всех ответов; значения шкалы «4» — 33%; значения шкалы «5» — 26%; значения шкалы «6» — 22%; значения шкалы «7» — 9%. Таким образом, выделение пяти групп респондентов в зависимости от оценки жадности-щедрости в отношении к деньгам позволило произвести сравнение представлений о социальной роли денег у пяти групп опрошенных,

характеризующихся высокой, средней, скорее низкой, чем высокой, относительно низкой и низкой прагматичностью в отношении к деньгам.

Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, основные функции денег состоят в том, чтобы сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни. 91% принимавших участие в исследовании среди первых шести самых важных функций денег отметили вышеназванное направление использования денежных средств, характеризующее стремление к высоким стандартам условий жизни. 75% респондентов относят данную функцию денег к четырем наиболее значимым.

По мнению основного массива респондентов, высокозначимой социальной функцией денег является реализация посредством денежных средств здорового образа жизни (возможности «удовлетворять необходимые физиологические потребности и поддерживать здоровье»). 87% опрошенных данное направление использования денежных средств, характерное для здорового образа жизни, отметили в качестве шести наиболее важных функций денег, а 74% - в качестве четырех наиболее значимых. При этом в наименьшей степени такие социальные представления характеризуют респондентов, проявляющих высокую прагматичность в отношении к деньгам. Так, среди первых четырех самых важных функций денег вышеназванное направление использования денежных средств отметили 68% опрошенных, проявляющих наиболее высокую прагматичность в обращении с деньгами, 73% респондентов, характеризующихся средними оценками прагматичности в отношении к деньгам, и 74-77% указавших в анкетах, что в своем экономическом поведении обычно проявляют щедрость. Полученные данные могут объясняться социальными взглядами респондентов с более высокой выраженностью прагматичности в отношении к деньгам (стремящихся в своем экономическом поведении проявлять экономность), связанными с использованием денежных средств для реализации более «глобальных» жизненных целей.

Три четверти принимавших участие в опросе (78%) придерживаются социальных представлений о том, что деньги, в первую очередь, выступают средством для достижения значимых целей в жизни, и включают данную функцию денег в структуру первых шести наиболее значимых для себя. В первой четверке наиболее важных функций денег возможность с помощью денег достигать значимые жизненные цели указали 56% респондентов. Данное мнение несколько чаще характеризует опрошенных, проявляющих большую щедрость в своем экономическом поведении. Так, такие социальные представления встречаются среди 51% опрошенных, характеризующихся высокой прагматичностью в отношении к деньгам, среди 56% имеющих средние показатели прагматичности в

обращении с деньгами, а также тех, кто в своем экономическом поведении обычно проявляет щедрость (отметивших скорее высокие, чем низкие, и относительно высокие значения проявления щедрости), и среди 62% проявляющих наибольшую щедрость в обращении с деньгами. Можно сделать вывод, что респонденты с более высокой выраженностью прагматичности в отношении к деньгам чаще в своем экономическом поведении стремятся проявлять экономность в отношении трат, направленных на реализацию своих жизненных целей.

70% принимавших участие в исследовании включили возможность благодаря деньгам чувствовать себя в безопасности в число первых шести наиболее приоритетных функций денег, а 45% - в число первых четырех. При этом с возрастанием стремления проявлять щедрость в обращении с деньгами респонденты несколько реже отмечают свое согласие с данным утверждением. Так, эта функция денег относится к четырем наиболее значимым, по мнению 54% опрошенных, характеризующихся наибольшей прагматичностью в обращении с деньгами. К числу первых четырех наиболее важных функций денег возможность благодаря деньгам чувствовать себя в безопасности относят 42-46% респондентов, отметивших в анкетах средние показатели прагматичности в отношении к деньгам, и тех, кто в своем экономическом поведении обычно проявляет щедрость (указавших скорее высокие, чем низкие, и относительно высокие значения проявления щедрости). Среди опрошенных наиболее щедрых в обращении с деньгами данное мнение характеризует 37% выборки. Можно высказать предположение, что более выраженная прагматичность личности в отношении к деньгам проявляется в большем стремлении к обеспечению безопасности и, соответственно, в стремлении к наиболее рациональному осуществлению финансовых расходов.

Следующей по значимости для респондентов социальной функцией денег является возможность удовлетворять любые свои желания (63%).

Представления о том, что основной социальной функцией денежных средств является возможность помогать другим людям, несколько чаще характеризуют опрошенных, которые в своем экономическом поведении обычно проявляют щедрость. В среднем по выборке так полагают 62% респондентов (отмечают данные функции денег среди первых шести наиболее важных в своей жизни). По группам с разными показателями прагматичности/щедрости в обращении с деньгами обнаружены следующие различия. К первым четырем самым важным функциям денег возможность помогать другим людям относят 29-30% опрошенных, характеризующихся высокими и средними оценками прагматичности в обращении с деньгами. Данную функцию денег среди первых четырех самых важных отметили 32-37% респондентов, указавших, что в своем экономическом поведении, как правило, проявляют щедрость (отметивших

скорее высокие, чем низкие, и относительно высокие значения проявления щедрости). Среди опрошенных, проявляющих наибольшую щедрость в обращении с деньгами, свое согласие с мнением, что возможность помогать другим людям является одной из четырех наиболее значимых социальных функций денег, выразили 42% выборки. Можно сделать вывод, что щедрость личности в отношении к деньгам проявляется в более выраженной альтруистической мотивации экономического поведения.

59% респондентов в число первых шести наиболее приоритетных функций денег включили возможность совершенствовать себя духовно и физически расти, а 41% - возможность благодаря деньгам стать значимым, уважаемым человеком. 37% принимавших участие в исследовании высказали мнение о том, что деньги прежде всего позволяют хорошо проводить время и развлекаться.

Заключение. Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, основные функции денег состоят в том, чтобы сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни (91%), а также в реализации с помощью денег здорового образа жизни — удовлетворять необходимые физиологические потребности и поддерживать здоровье (87%). Три четверти принимавших участие в опросе (78%) высказали мнение о том, что деньги, в первую очередь, выступают средством для достижения значимых целей в жизни. 70% респондентов согласились с утверждением, что деньги, прежде всего, позволяют чувствовать себя в безопасности. Следующей по значимости для респондентов социальной функцией денег является возможность удовлетворять любые свои желания (63%). Около двух третей принимавших участие в исследовании (59-62%) к первым шести самым важным функциям денег относят возможность помогать другим людям, а также совершенствовать себя духовно и расти физически.

По результатам выполненного исследования, представления личности о деньгах оказались различны в зависимости от оценки прагматичности/щедрости в обращении с деньгами. Представления о социальных функциях денег респондентов, обычно проявляющих в своем экономическом поведении щедрость, чаще связаны с таким критерием отношения к деньгам, как возможность с помощью денег достигать значимые жизненные цели, и с таким критерием, как возможность помогать другим людям.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о психологических характеристиках личности, проявляющихся в прагматичности и щедрости в отношении к деньгам. По результатам исследования, щедрость личности проявляется, в первую очередь, в более выраженной готовности осуществлять дополнительные расходы на реализацию поставленных жизненных целей, а также в более выраженной альтруистической

мотивации экономического поведения. Прагматичность, в свою очередь, проявляется в степени экономности в отношении финансовых трат на реализацию своих жизненных целей, а также в стремлении к наиболее рациональному осуществлению финансовых расходов.

Выявленные особенности экономических представлений респондентов с более низкими и более высокими показателями прагматичности/щедрости в отношении к деньгам оказывают значительное влияние как на структуру экономических мотивов, так и на выбор соответствующих направлений расходования и вложения денежных средств, связанных с возможностью реализации той или иной обнаруженной ценностной направленности.

Библиографический список

1. Долевец С.Н. Динамика морально-этических концептов скупость и щедрость в русском литературном языке XIX - начала XXI веков: Автореф. канд. дис. — Ростов н/Д, 2008.

2. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. — М., 1996. — С. 3-21.

3. Журавлева Н.А. Влияние социально-экономических изменений на мотивационно-ценностную структуру личности и социальной группы // Пензенский психологический вестник. — 2016. — № 1. — С. 2-18.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях макросоциальных изменений // Макропсихология современного российского общества. — М., 2009. — С. 207-278.

5. Журавлева Н.А. Психологические типы ориентаций личности на экономические ценности // Психологические исследования личности. — М., 2005. — С. 157-175.

6. Журавлева Н.А. Современные тенденции в ценностных ориентациях российской молодежи // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2011. — № 3. — С. 139-146.

7. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в условиях улучшения экономической ситуации в российском обществе в 2003-2006 гг. // Гуманитарный научный вестник. — 2017. — № 4. — C. 9-17.

8. Журавлева Н.А. Экономическое сознание предпринимателей в современном российском обществе // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. — Иркутск, 2009. — С. 278-283.

9. Карнышев А.Д. Психолого-экономическая типология российских собственников // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 21. — С. 7-15.

10. Кочеткова Н.В., Журавлев А.Л. Динамика социально-психологических качеств современного российского предпринимателя // Социальная психология экономического поведения. — М.: Наука, 1999. — С. 130-142.

11. Позняков В.П., Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика личности и группы в условиях экономических реформ в России // Наука. Культура. Общество. — 2017. — № 2. — С. 5-17.

12. Степанова Л.С. Нравственный идеал человека российской национальной культуры (на основе анализа философской, культурологической и педагогической литературы

2024, №1, часть 1

ISSN 2078-9661

Х1Х-ХХ1 вв.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18. — № 44. — С. 264-268.

13. Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного российского общества // Вестник Российской академии наук. — 2009. — № 2. — С. 112-120.

14. Юревич А.В. Нравственность в современной России // Экономические стратегии. — 2009. — Т. 11. — № 3. — С. 58-63.

15. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Проблема нравственности в психологической науке // Психология нравственности. — М., 2010. — С. 5-12.

16. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Количественная оценка психологического состояния современного российского общества // Современная социальная реальность России и государственное управление. — М., 2014. — С. 92-100.

Информация об авторе:

Журавлева Надежда Анатольевна, старший научный сотрудник, кандидат психологических наук, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Zhuravleva Nadezhda, Sr. research scientist, Ph.D., Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.