Научная статья на тему 'Экономические представления личности о деньгах'

Экономические представления личности о деньгах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЗНАЧИМОСТЬ ДЕНЕГ / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ATTITUDE TO MONEY / ECONOMIC VALUES / THE IMPORTANCE OF MONEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Надежда Анатольевна

Целью данного исследования является изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В статье изложены результаты исследования представлений современной личности о деньгах, включающие анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной значимостью для них финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REPRESENTATIONS OF THE PERSONALITY ABOUT MONEY

The purpose of this research is to study the economic ideas about money in the Russian mentality. The article presents the results of a study of the attitude of the modern person to money, including the research of the attitudes to the social functions of money among respondents, characterized by different significance for them of financial resources.

Текст научной работы на тему «Экономические представления личности о деньгах»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Журавлева Н. А. Экономические представления личности о деньгах // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 123-127.

Zhuravleva N. A. Economic representations of the personality about money. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (85). Pp. 123-127. (In Russ.)

УДК 159.9

Н. А. Журавлева

Институт психологии РАН, Москва, Россия

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ О ДЕНЬГАХ

Журавлева Надежда Анатольевна — старший научный сотрудник.

E-mail: smlgr@psychol.ras.ru

Целью данного исследования является изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В статье изложены результаты исследования представлений современной личности о деньгах, включающие анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной значимостью для них финансовых средств.

Ключевые слова: экономическое сознание, отношение к деньгам, экономические ценности, значимость денег.

N. A. Zhuravleva

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ECONOMIC REPRESENTATIONS OF THE PERSONALITY

ABOUT MONEY

Zuravleva Nadejda A. — Senior Research Scientist.

E-mail: smlgr@psychol.ras.ru

The purpose of this research is to study the economic ideas about money in the Russian mentality. The article presents the results of a study of the attitude of the modern person to money, including the research of the attitudes to the social functions of money among respondents, characterized by different significance for them of financial resources.

Keywords: economic consciousness, attitude to money, economic values, the importance of money.

Экономическое сознание и экономическое поведение личности в значительной степени обусловлены культурными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами. Переход российской экономики к системе рыночных отношений в 1990-е годы характеризовался резким возрастанием социальной роли денег, а также возникновением разнообразия видов социально-экономической деятельности людей. В период радикального реформирования общества значительные изменения коснулись представлений личности о таких экономических объектах, как деньги, богатство, благосостояние, собственность. В связи с этим особого внимания заслуживает изучение экономического сознания личности, в частности сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах.

В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что ценностные представления о значимых экономических объектах, в том числе о деньгах, отношение к ним определяются не только культурными и экономическими, социальными и политическими фак-

торами, но и психологическими. Рассматривая социально-психологические факторы, под влиянием которых складывается система экономических представлений, в первую очередь следует отметить тот факт, что в своем развитии личность включена во многие малые и большие общности людей. Личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье и т. д. [5]. Представления о мире, нравственные убеждения, образ мыслей и мировоззрение, интересы, стремления и ценности обусловливаются особенностями группового сознания, в котором формируется личность и протекает повседневная жизнедеятельность человека [7; 8]. Принадлежность личности к определенной социальной группе способствует формированию у нее соответствующих ценностных ориентиров, во многом определяет ее нравственное сознание и поведение [1; 4; 10].

Важнейшей характеристикой природы ценностных представлений является их двуединое основание: с одной стороны, человек как самоценный субъект, с другой — общество как социокультурная система. Ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают неотъемлемой составляющей и общественного сознания [9]. Системы ценностей различных социальных общностей представляют собой духовную квинтэссенцию потребностей и интересов людей и социальных групп и тем самым образуют центральный элемент (или внутренний стержень) культуры. Они являются типичными для конкретных условий жизнедеятельности людей. Не только нормативные границы культурно и исторически специфичны, но также за всеми этическими принципами и ценностными представлениями стоит объективное, конкретно-историческое содержание.

В каждом обществе и в каждый исторический период преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой [2; 3; 6]. Любое общество, эпоха, культура имеют свою специфическую иерархию и структуру ценностей, свои базовые ценности, которые разделяются, одобряются, поддерживаются большинством живущих в них людей. Сложившиеся (или складывающиеся) в обществе моральные взгляды и ценностные представления оказывают значительное влияние на индивидуальный выбор ценностных ориентиров, поскольку он всегда соотносится с господствующей в обществе системой ценностей.

Наряду с жизненным укладом, структурами повседневности, способами поведения и самовыражения ценностные представления в разных сообществах людей имеют своеобразие и раскрываются в типичных проявлениях, свойственных тому или иному народу, его менталитете, национальном характере. Менталитет народа как характерная для конкретной культуры совокупность знаний, представлений, принятых норм, ценностных предпочтений, основных национальных и этнических характеристик, представляющих определенную культуру людей, выступает одним из основополагающих факторов, влияющих на характер и структуру доминирующей в обществе системы ценностей.

В условиях радикальных социально-экономических трансформаций в социально-психологической структуре личности в первую очередь подвергаются изменениям ее экономико-психологические характеристики, поэтому целью выполненного исследования выступает изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В рамках данного исследования был реализован анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разной значимостью для них финансовых средств.

Основным объектом исследования выступили жители Московского региона (745 человек). Выборка примерно в равных долях распределялась по следующим социальным группам: работники государственных предприятий, предприятий без образования юридического лица, открытых и закрытых акционерных обществ, военнослужащие (только по

ведомству МО РФ), предприниматели сферы малого бизнеса, безработные, студенты и старшие школьники. Они были сопоставимы по демографическим критериям: полу и возрастным категориям: 18-25, 36-45 и 46-55 лет.

Для оценки отношения личности к деньгам, в частности представлений личности о социальных функциях денег, респондентам предлагалось проранжировать различные социальные функции денег в соответствии с собственными представлениями о функциях денег в своей жизни. Для выявления значимости для личности психологической ценности денег респондентам задавался вопрос: «Насколько, по Вашему мнению, деньги значимы для Вас?», для ответа на который предлагалась семибалльная цифровая шкала. Оценки респондентами психологической значимости денег в их жизни были разделены на три категории: низкая (в которую вошли значения показателя 1; 2; 3 и 4, охватывающие 28 % выборки), средняя (значения показателя — 5, составляющие 32 % от всего массива опрошенных) и высокая (значения показателя 6 и 7, характеризующие 40 % опрошенных). Таким образом, данное разбиение оценок респондентами психологической значимости для них денег позволило произвести сравнение представлений о социальной роли денег трех групп опрошенных с низкой, средней и высокой значимостью для них финансовых средств.

Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, вне зависимости от степени значимости для них денежных средств, основные функции денег состоят в том, чтобы создавать нормальные условия жизни, а также удовлетворять необходимые физиологические потребности и поддерживать здоровье. Так полагают соответственно 91 и 87 % респондентов, отметившие их в качестве шести наиболее важных в своей жизни. Три четверти опрошенных (74-75 %) первую четверку самых важных функций денег связывают именно с данными двумя названными направлениями использования денежных средств.

Полученные данные позволяют сделать вывод о ярко выраженном стремлении жителей Московского региона к высоким стандартам условий жизни. Более 90 % респондентов считают характерным для себя стремление с помощью денег сделать свою жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни. Стремление к реализации с помощью денег здорового образа жизни также в значительной степени характеризует основной массив респондентов (87 %).

Три четверти принимавших участие в опросе (78 %), независимо от значимости в их жизни финансовых средств, придерживаются социальных представлений о том, что деньги в первую очередь выступают средством для достижения значимых целей в жизни. Другими словами, в российском менталитете основные социальные функции денег во многом связаны с возможностью реализации более глобальных, не сиюминутных жизненных целей.

Большинство респондентов (70 %) согласились с утверждением, что деньги, прежде всего, позволяют чувствовать себя в безопасности. При этом значительно чаще (72-74 %) данные социальные представления характеризуют опрошенных, для которых деньги являются в средней и высокой степени значимыми. С меньшей частотой встречаемости (63 %) данные взгляды обнаруживаются в социальной группе респондентов, в жизни которых деньги имеют не первостепенное значение.

Следующей по значимости для респондентов социальной функцией денег является возможность удовлетворять любые свои желания. Для 63 % опрошенных эта функция денег относится к шести наиболее значимым, а 43 % включили ее в четверку наиболее важных для себя. Аналогично предыдущему критерию отношения к деньгам, представления о том, что основной социальной функцией денежных средств является возможность удовле-

творять любые свои желания, оказались различны в зависимости от степени значимости для личности финансовых средств. Так, в группе опрошенных, характеризующихся относительно невысокой значимостью в их жизни денежных средств, такие социальные представления встречаются среди 53 % респондентов, тогда как в группе тех, кто отметил в анкете среднюю и высокую значимость денег в своей жизни, так полагают значительно больше — соответственно 63 и 69 % опрошенных.

Около двух третей принимавших участие в исследовании (59-62 %) к первым шести самым важным функциям денег относят возможность помогать другим людям, а также совершенствовать себя духовно и физически расти; 32-34 % опрошенных отметили их в качестве первых четырех наиболее значимых в своей жизни. Данное отношение к деньгам значительно чаще характеризует социальные представления опрошенных, в жизни которых финансовые средства являются не столь значимыми (70-74 %). Среди респондентов, отметивших среднюю и высокую значимость денег в их жизни, такие социальные взгляды характеризуют соответственно 63 и 52-55 % принимавших участие в опросе.

В число первых шести наиболее приоритетных функций денег 41 % опрошенных включили возможность благодаря деньгам стать значимым, уважаемым человеком, а 37 % — возможность хорошо проводить время, развлекаться, шиковать. При этом к разряду самых важных (первых четырех) эти функции денег относят лишь 18 % респондентов. Результаты исследования показали, что данные социальные представления чаще встречаются в группе опрошенных, характеризующихся высокой значимостью для них финансовых средств (50 и 40 % соответственно) и несколько реже — среди респондентов, оценивших значимость денег в их жизни как среднюю (39 и 35 % соответственно) и низкую (35 % в обоих вариантах вышеперечисленных представлений о социальных функциях денег).

Таким образом, исследование показало, что респонденты с различным ценностным отношением к деньгам характеризуются разными социальными представлениями о роли денег. Выявлены содержательные отличия представлений о социальных функциях денежных средств у личности, характеризующейся низкой, средней и высокой значимостью для нее денег. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что система социальных представлений респондентов, чье ценностное отношение к деньгам отличается более высокой значимостью, чаще характеризуется представлениями о социальных функциях денег как позволяющих реализовывать более высокие экономические притязания. Так, в оценках социальной роли финансовых средств опрошенных с более высокой значимостью денег в их жизни чаще преобладают представления о социальных функциях денег, связанные с высокими экономическими притязаниями: возможностью чувствовать себя в безопасности, удовлетворять любые свои желания, возможностью благодаря деньгам стать значимым, уважаемым человеком, а также хорошо проводить время, развлекаться, шиковать.

В свою очередь, в структуре социальных представлений респондентов, чье ценностное отношение к деньгам характеризуется относительно невысокими оценками, более приоритетные места занимают духовные критерии оценки роли финансовых средств в их жизни: возможность помогать другим людям, а также совершенствовать себя духовно и физически расти. Можно сделать вывод о том, что снижение ценности денег, в целом повышение уровня финансовой удовлетворенности приводит к более выраженным ориента-циям личности на духовные ценности, направленности на творческую самореализацию и познание нового, значимости мотивов путешествовать, заниматься любимым делом. Соответственно, в структуре экономических мотивов личности, характеризующейся невысокой значимостью для нее денежных средств, мотивы творчества, познания, самосовершенствования, альтруистической помощи другим людям чаще составляют основу ее мотивации расходования денег.

Библиографический список

1. Журавлева Н. А. Гуманизация ценностных ориентаций молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2013. С. 22-31.

2. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций на экономические ценности представителей различных социальных групп в условиях экономических изменений // Проблемы экономической психологии: сб. науч. тр. Т. 2. М., 2005.

3. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций предпринимателей в изменяющейся России // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2014. С. 7-8.

4. Журавлева Н. А. Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 4. С. 18-24.

5. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации руководителя и эффективность управленческой деятельности // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всерос. науч. конф. Курск, 2011. С. 229-234.

6. Журавлева Н. А. Экономическое сознание предпринимателей в современном российском обществе // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2009. С. 278-283.

7. Позняков В. П., Журавлев А. Л. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 24-32.

8. Российская деловая культура: история, традиции, практика / Международный центр научно-технической информации. М., 1998.

9. Юревич А. В. Динамика психологического состояния современного российского общества // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79, № 2. С. 112-120.

10. Юревич А. В. Нравственность в современной России // Экономические стратегии. 2009. Т. 11, № 3. С. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.