DOI: 10.17689/psy-2021.2.6
УДК 159.9:33
Субъективная значимость экономических и морально-нравственных ценностей личности: программа исследования © 2021 Смирнова Нина Павловна*, Сафонова Марина Андреевна**, Хащенко Надежда Николаевна***, Шабашова Елена Владимировна****
*кандидат психологических наук, руководитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» (г. Москва), e-mail: [email protected] "исполнитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», (г. Москва), e-mail: [email protected]
* * * vy
кандидат психологических наук, исполнитель проекта, научный сотрудник ФГБУН Институт психологии РАН (г. Москва), e-mail: nadin-
[email protected] ****кандидат исторических наук, исполнитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», (г. Москва), e-mail: [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00725 («Морально-нравственные детерминанты субъективной значимости экономических ценностей личности»)
Аннотация: Представлена эмпирическая программа исследования, направленная на определение морально-нравственных детерминант субъективной значимости экономических ценностей личности. Эмпирическая программа исследования и разработанная на ее основе анкета включают блоки характеристик, которые определяют существующие жизненные установки на материальные и моральные ценности личности в современных условиях социально-экономического развития общества. Первый блок - отношение к
материальным (экономическим) ценностям, как компонент структуры экономического сознания личности. Второй блок - определение структуры индивидуальных ценностей личности и выраженности в «ценностном портрете» материальных и моральных ценностей. Третий - выявление нравственных регуляторов финансовых достижений.
Ключевые слова: экономические (материальные) ценности, морально-нравственные ценности, экономическое сознание
The subjective significance of the economic and moral values of the individual:
the research program © 2021 Smirnova Nina Pavlovna*, Safonova Marina Andreevna**, Khashchenko Nadezhda Nikolaevna***, Shabashova Elena Vladimirovna****
*Ph.D. (psychology), project head NOCHU VO "Moscow Institute of psychoanalysis", (Moscow, Russia), e-mail: [email protected] **Safonova Marina Andreevna, project executor NOCHU VO "Moscow Institute of psychoanalysis", (Moscow, Russia), e-mail: [email protected] ***Ph.D. (psychology), Institute of Psychology RAS, project executor NOCHU VO "Moscow Institute of psychoanalysis", (Moscow, Russia), e-mail: [email protected] ****Ph.D. (historical), project executor NOCHU VO "Moscow Institute of psychoanalysis", (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]
Annotation: An empirical research program aimed at determining the moral and ethical determinants of the subjective significance of an individual's economic values is presented. The empirical research program and the questionnaire developed on its basis include blocks of characteristics that determine the existing life attitudes towards the material and moral values of an individual in modern conditions of the socio-economic development of society. The first block is the attitude to material (economic) values, as a component of the structure of the economic consciousness of
the individual. The second block is the definition of the structure of individual values of the individual and the expression in the "value portrait" of material and moral values. The third is the identification of moral regulators of financial achievements.
Keywords: economic (material) values, moral and ethical values, economic consciousness, moral choice
Актуальность проблемы морально-нравственной обусловленности экономико-психологических явлений в современном обществе определяется, как увеличением имущественных различий, социальным расслоением, экономическим благополучием, качеством жизни различных слоев населения, так и происходящими изменениями в сфере нравственных приоритетов, ценностей, определяющих моральный облик современного человека [Журавлев, Юревич, 2013]. Исследование морально-нравственных детерминант субъективной значимости экономических ценностей личности, поднимает актуальный для экономической психологии вопрос как связаны и связаны ли морально-нравственные убеждения, взгляды и ценности личности с ее поведением и отношениями в экономической сфере жизни, на что может решиться человек для достижения материально значимых для него объектов, предметов, сторон жизни, какими моральными принципами, нравственными идеалами готов поступиться человек ради достижения материального достатка, богатства, каковы основные стратегии разрешения нравственных противоречий в ситуациях, актуализирующих экономические ценности личности.
С целью определения морально-нравственной обусловленности экономических ценностей личности разработана теоретико-эмпирическая программа исследования [Смирнова и др., 2020]. Теоретическими основаниями программы исследования выступили, во-первых, положения отечественной экономической и социальной психологии о нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения личности и группы [Журавлев, Купрейченко, 2007; Купрейченко, 2014]. Во-вторых, представления о структуре
экономического сознания (самосознания) личности - характеристиках отношения к экономическим ценностям (объектам и явлениям), представляющим экономический интерес (имуществу, собственности, доходу, деньгам, богатству, потреблению и т.п.) и к материальным условиям жизнедеятельности [Хащенко, 2012; 2016]. В-третьих, классические подходы в рамках концепции личностных ценностей М. Рокича и теории индивидуальных ценностей Ш. Шварца, направленные на изучение ценностной сферы личности, где ценности рассматриваются как регуляторы поведения человека. И, в-четвертых, представления К. Муздыбаева о природе и проявлениях эгоизма личности, его особенностях и характерных чертах [Муздыбаев, 2000; 2003], а также подход В.А. Хащенко к проблеме «морального (экономического) эгоизма (цинизма)» личности, как показателя ее экономического сознания [Хащенко, 2016].
Эмпирическая программа исследования и разработанная на ее основе анкета включают блоки характеристик, которые определяют существующие жизненные установки на материальные и моральные ценности личности в современных условиях социально-экономического развития общества.
Первый блок характеристик - отношение к материальным (экономическим) ценностям, как компонент структуры экономического сознания личности [Хащенко, 2016].
Под экономическими ценностями, в широком смысле, понимаются значимые для личности, необходимые для удовлетворения ее материальных потребностей и интересов, блага и явления материальной действительности, включая цели и нормы ее жизнедеятельности - деньги, собственность, богатство, материальная (прежде всего финансовая) обеспеченность и т.п.
Отношение к материальным (экономическим) ценностям характеризуют:
1. Субъективная значимость экономических ценностей, как цели жизни и средства их достижения (методический прием «Ценностные ориентации» М. Рокича). Предполагается определение ранга экономических ценностей -
«богатство», «работа», «собственность», «материальная обеспеченность», «деловой успех» - в системе других жизненных ценностей личности: здоровье, жизненная мудрость, друзья, активная жизнь, познание, счастье других, свобода, любовь, красота природы, развлечения, бессмертие, уверенность в себе, семейная жизнь, общественное признание, творчество, развитие. А также ранг экономических качеств - «предприимчивость», «ответственность», «рационализм», «исполнительность», «эффективность в делах», «конкурентоспособность», «профессионализм», «хозяйственность» - в системе наиболее важных личностных характеристик: аккуратность, честность, самоконтроль, терпимость, жизнерадостность, образованность, твердая воля, воспитанность, чуткость, независимость, широта взглядов, непримиримость к недостаткам других, смелость своих взглядов, солидность, рискованность.
2. Экономическая направленность личности. На сколько значимо для человека все, что связано с материальными благами (вещи, деньги, материальный комфорт и т.п.) рассматривается через понятие «материализм». Материализм может определяться, как экономико-психологическая характеристика личности и, как ценность, включающая три базовых убеждения: приобретение собственности как на главная цель жизни (материальная центрированность); как способ достижения счастья (счастье); как необходимый атрибут успешной жизни (успех) (КюЫш, 2004). Используется русскоязычная версия опросника ориентации на материализм, адаптированная В.А. Хащенко [Хащенко, 2016]. Согласно методике, рассчитывается общий показатель материализма личности и выраженность значений по трем факторам - успеха, центрированности и счастья.
Предполагается, что более высокий уровень выраженности «материализма» личности и его компонентов будет в большей степени связан с «экономическими» ценностями, тогда как «нравственные» ценности - свобода, любовь, красота природы, бессмертие, семейная жизнь, терпимость, чуткость и др. - в меньшей степени определяют «материализм» личности.
3. Ценностное отношение к деньгам анализируется с помощью следующих показателей:
- оценка значимости, важности денег для индивида от «совсем не значимы» до «очень значимы»;
- зависимость от денег, как оценивает себя индивид, к какой группе (и в какой степени) относит на шкале «жадности-щедрости», от «очень жадный» до «очень щедрый»;
- субъективная оценка силы, интенсивность желания индивида иметь деньги от «очень сильное желание» до «очень слабое желание». Оценка по перечисленным показателям осуществляется с помощью 7-балльной шкалы.
4. Отношение к деньгам также определяется с помощью приемов, характеризующих некоторые социальные представления личности о деньгах:
- оценка выраженности жизненных целей личности, по сравнению с другими людьми, на достижение которых могут быть направлены денежные средства, мотивы индивида, которые определяют его потребность в деньгах. Например, «деньги являются средством достижения целей в жизни», «деньги позволяют быть значимым и уважаемым человеком», «деньги дают возможность помогать другим людям» и т.д. - оценка осуществляется по шкале «типичности - не типичности» для индивида мотивов потребности иметь деньги по сравнению с другими людьми;
- социальные представления личности о модальности роли денег в обществе выявляются через выбор («согласие-несогласие» по 5-балльной шкале), характеризующий отношение индивида к деньгам. Например, «все беды человека идут от денег: они приносят несчастье и зло», «деньги - лишь средство существования человека», «деньги делают жизнь человека содержательной и счастливой» и т.д.
5. Предпочитаемые способы монетарного поведения:
- наиболее предпочитаемые для личности операции с финансами, деньгами анализируются с помощью оценки попарным сравнением
субъективной значимости действий с деньгами: получать, тратить, накапливать, давать, брать взаймы, давать в рост, вкладывать в рост, играть на деньги, иметь на руках;
- оценка (по 10-балльной ранговой шкале) предпочитаемых направлений, форм экономического поведения (потребления, сбережения, благотворительности, предпринимательства, инвестирования и т.п.) и использования свободных денежных средств.
6. Критерии успеха в жизни: социальные представления о самом успешном социальном типе людей в обществе - оценивается (по 10-балльной ранговой шкале) личная значимость критериев успеха в жизни. Например, «Каким людям в России, по Вашему мнению, легче всего добиться успеха в жизни? - «трудолюбивым», «имеющим связи и знакомства», «профессионально подготовленным», «хитрым, беспринципным» и т.д.
Второй блок эмпирической программы исследования составят вопросы, направленные на определение структуры индивидуальных ценностей личности и выраженности в «ценностном портрете» материальных и моральных ценностей. Используется методика «Индивидуальные ценности» Ш. Шварца. Согласно теории индивидуальных ценностей Ш. Шварца. ценности рассматриваются как один из регуляторов поведения человека. В исследовании использована методика (PVQ-R2) и ее интерпретация, описанная Ш. Шварцем и сотрудниками Высшей школы экономики по результатам уточнения теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца (A Refined Theory of Basic Personal Values) и валидизации на российской выборке. Каждый вопрос опросника описывает цели личности, ожидания или желания, которые неявным образом указывают на важность той или иной ценности. На основании данных, полученных с помощью опросника, составляется так называемый «Ценностный портрет личности». В рамках теории выделяется 19 базовых ценностей с потенциально различным мотивационным смыслом [Шварц и др., 2012].
Третий блок эмпирической программы исследования связан с определением нравственных регуляторов финансовых достижений. Используется шкала «Экономический эгоизм», направленная на выявление «морального конфликта» при столкновении выгоды (денег) и базовых (моральных в том числе) ценностей личности. В ответе на вопрос «Чем готовы поступиться большинство людей ради богатства (больших денег)?» предлагается оценить степень согласия (5-балльная шкала Лайкерта от «совершенно не согласен» до «полностью согласен») с 24 суждениями, содержащими возможные варианты поведения. Включены следующие варианты: «интересной работой», «профессиональной карьерой», «личным здоровьем», «здоровьем родных (близких)», «безопасностью других людей (нанести вред людям)», «дружбой», «доверием людей (пойти на аферу, мошенничество)» «здоровьем людей», «экологией окружающей среды жизни», «безопасностью семьи», «личной репутацией (уважением окружающих)», «свободой», «любовью», «личными творческими устремлениями», «требованиями закона (готовность совершить преступление)», «всем чем угодно (готовность пренебречь всем)», «личным авторитетом», «беззаботной жизнью (приятным, беззаботным времяпрепровождением)», «жизнью полной новых впечатлений, событий и приключений», «традициями, обычаями, религиозными чувствами людей», «личными убеждениями, принципами, верой», «социальной справедливостью», «благополучием других людей». В процессе анализа данных, полученных по данной шкале, планируется проведение ее стандартизации с целью выявления структурных компонентов.
Предполагается, что базовые индивидуальные ценности и «экономический эгоизм» личности имеют тесные взаимосвязи с показателями (и их индикаторами) экономической направленности личности, отношения к деньгам, предпочтениям в способах монетарного поведения и представлениями о причинах успеха человека в жизни. Также можно выдвинуть гипотезу о связи
структуры индивидуальных базовых ценностей и структуры «экономического эгоизма» личности.
Четвертый блок - социально-демографические характеристики личности - включает пол, возраст, образовательный, профессиональный и семейный статус респондентов. Можно предположить, что по ряду выделенных характеристик будут выявлены значимые различия как по индивидуальным базовым ценностям, так и по экономическим ценностям и «экономическому эгоизму» личности, в частности по полу, возрасту, семейному статусу респондентов.
Основным методом исследования выступит стандартизированный опрос, сбор данных по анкете предполагается проводить как в очной, так и в заочной (он-лайн) формах.
Результаты эмпирического исследования позволят выявить характеристики отношения респондентов к материальным (экономическим) ценностям, как показатели экономического сознания личности; определить структуру индивидуальных ценностей личности и выраженность в «ценностном портрете» материальных и моральных ценностей, а также преобладающие установки в ситуациях, актуализирующих экономические ценности личности, т.е. на что готов пойти человек ради богатства (денег).
Исследование, направленное на изучение морально-нравственных детерминант субъективной значимости экономических ценностей личности и полученные на основе эмпирической программы данные будут способствовать развитию системного социально-психологического анализа экономического сознания личности. Установленная в процессе исследования структура ценностных приоритетов материальных и морально-нравственных ценностей расширит представления о детерминации поведения, социальной и деловой активности в современном обществе.
Литература:
1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2007.
71
2. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности как область психологического исследования // Психол. журн., 2013. Т. 34. № 3. С. 4-14.
3. Купрейченко А.Б. Нравственная детерминация экономического самоопределения. М.: Институт психологии РАН, 2014.
4. Муздыбаев К. Анатомия эгоизма // Российская наука: «Природой здесь нам суждено...» / Под ред. В.П. Скулачева. М.: Журн. «Природа», изд-во «Октопус», 2003 - http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/5/EGO.HTM
5. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. Журн.., 2000. Т. 21. № 2. С. 27-39.
6. Смирнова Н.П., Сафонова М.А., Шабашова Е.В. Морально-нравственная детерминация экономических ценностей личности // Пензенский психологический вестник. 2020. № 2 (15). С. 82-94. doi:10.17689/psy-2020.2.7
7. Хащенко В.А. Личность и группа в системе экономических и управленческих отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
8. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
9. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2012. Т. 9, № 1. С. 43-70.
References:
1. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie. Teoriya i empiricheskie issledovaniya. M.: Institut psihologii RAN, 2007.
2. Zhuravlev A.L., YUrevich A.V. Psihologiya nravstvennosti kak oblast' psihologicheskogo issledovaniya // Psihol. zhurn., 2013. T. 34. № 3. S. 4-14.
3. Kuprejchenko A.B. Nravstvennaya determinaciya ekonomicheskogo samoopredeleniya. M.: Institut psihologii RAN, 2014.
4. Muzdybaev K. Anatomiya egoizma // Rossijskaya nauka: «Prirodoj zdes' nam suzhdeno...» / Pod red. V.P. Skulacheva. M.: ZHurn. «Priroda», izd-vo «Oktopus», 2003 - http://vivovoco .astronet.ru/VV/MISC/5/EGO.HTM
5. Muzdybaev K. Egoizm lichnosti // Psihol. Zhurn.., 2000. T. 21. № 2. S. 27-39.
6. Smirnova N.P., Safonova M.A., Shabashova E.V. Moral'no-nravstvennaya determinaciya ekonomicheskih cennostej lichnosti // Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2020. № 2 (15). S. 82-94. doi:10.17689/psy-2020.2.7
7. Hashchenko V.A. Lichnost' i gruppa v sisteme ekonomicheskih i upravlencheskih otnoshenij. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016.
8. Hashchenko V.A. Psihologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012.
9. Shvarc SH., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovyh individual'nyh cennostej: primenenie v Rossii / ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. Psihologiya. 2012. T. 9, № 1. S. 43-70.