Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О ДЕНЬГАХ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О ДЕНЬГАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Н. А.

В период радикального реформирования общества в общественном сознании заметно возросла социальная значимость денег. В связи с этим целью данного исследования выступает изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В статье изложены результаты исследования представлений современной личности о деньгах, включающие анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разными социальными представлениями о материальном благосостоянии. Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, основные функции денег состоят в том, чтобы сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни, а также в реализации с помощью денег здорового образа жизни. Выявлено, что респонденты с различным уровнем экономических притязаний в структуре экономических целей достижения материального благополучия характеризуются разными социальными представлениями о деньгах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PERSONALITY'S ATTITUDE TO MONEY

In the period of radical reforms in the society the social value of money in community consciousness had been increased. Those the purpose of this research is to study the economic ideas about money in the Russian society. The article presents the results of a study of the attitude of a modern personality to money, including the research of the ideas about the social functions of money among respondents, characterized by different social ideas about material well-being. The results of the study showed that, according to the majority of respondents, the main functions of money are to make life what it should be, create normal living conditions, and also to realize with the help of money healthy lifestyle. It was revealed that respondents with different levels of economic aspirations in the structure of the economic goals of achieving material well-being are characterized by different social ideas about money.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О ДЕНЬГАХ»

2021, №1 ISSN 2078-9661

УДК 159.9

Журавлева Н.А.

Институт психологии РАН, Москва, Россия

Социально-психологический анализ представлений личности

о деньгах

Аннотация. В период радикального реформирования общества в общественном сознании заметно возросла социальная значимость денег. В связи с этим целью данного исследования выступает изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В статье изложены результаты исследования представлений современной личности о деньгах, включающие анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разными социальными представлениями о материальном благосостоянии. Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, основные функции денег состоят в том, чтобы сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни, а также в реализации с помощью денег здорового образа жизни. Выявлено, что респонденты с различным уровнем экономических притязаний в структуре экономических целей достижения материального благополучия характеризуются разными социальными представлениями о деньгах.

Ключевые слова: экономическое сознание; отношение к деньгам; экономические ценности; экономические притязания.

Образец цитирования: Журавлева Н.А. Социально-психологический анализ представлений личности о деньгах // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С. 24-32. DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-004

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Zhuravleva N.A.

Socio-psychological analysis of personality's attitude to money

Abstract. In the period of radical reforms in the society the social value of money in community consciousness had been increased. Those the purpose of this research is to study the economic ideas about money in the Russian society. The article presents the results of a study of the attitude of a modern personality to money, including the research of the ideas about the social functions of money among respondents, characterized by different social ideas about material well-being. The results of the study showed that, according to the majority of respondents, the main functions of money are to make life what it should be, create normal living conditions, and also to realize with the help of money healthy lifestyle. It was revealed that respondents with different levels of economic aspirations in the structure of the economic goals of achieving material well-being are characterized by different social ideas about money.

Keywords: economic consciousness; attitude to money; economic values; economic goals.

For citation: Zhuravleva N.A. Socio-psychological analysis of personality's attitude to money // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P 24-32. (In Russ.) DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-004

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Экономическое сознание и экономическое поведение личности в значительной степени обусловлены культурными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами. Переход российской экономики к системе рыночных отношений в 1990-е годы характеризовался резким возрастанием социальной роли денег, а также возникновением разнообразия видов социально-экономической деятельности людей. В период радикального реформирования общества значительные изменения коснулись представлений личности о таких экономических объектах, как деньги, богатство, благосостояние, собственность [1, 8, 11]. В связи с этим особого внимания заслуживает изучение экономического сознания личности, в частности, сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах.

В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что ценностные представления о значимых экономических объектах, в том числе о деньгах, отношение к ним, определяются не только культурными и экономическими, социальными и политическими факторами, но и психологическими. Рассматривая социально-психологические факторы, под влиянием которых складывается система экономических представлений, в первую очередь, следует отметить тот факт, что в своем развитии личность включена во многие малые и большие общности людей. Личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье и т. д. [6, 9]. Представления о мире, нравственные убеждения, образ мыслей и мировоззрение, интересы, стремления и ценности обусловливаются особенностями группового сознания, в котором формируется личность и протекает повседневная жизнедеятельность человека [10, 12]. Принадлежность личности к определенной социальной группе способствует формированию у нее соответствующих ценностных ориентиров, во многом определяет нравственные компоненты ее сознания и поведения [2, 5, 15].

Важнейшей характеристикой природы ценностных представлений является их двуединое основание: с одной стороны, человек как самоценный субъект, с другой — общество как социокультурная система. Ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают неотъемлемой составляющей и общественного сознания [13, 14]. Системы ценностей различных социальных общностей представляют собой духовную квинтэссенцию потребностей и интересов как отдельных людей, так и социальных групп и тем самым образуют центральный элемент (или внутренний стержень) культуры. Они являются типичными для конкретных условий жизнедеятельности людей [16]. Не только нормативные границы культурно и исторически специфичны, но и за

всеми этическими принципами и ценностными представлениями стоит объективное, конкретно-историческое содержание.

В каждом обществе и в каждый исторический период преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой [3, 4, 7]. Любое общество, эпоха, культура имеют свою специфическую иерархию и структуру ценностей, свои «базовые» ценности, которые разделяются, одобряются, поддерживаются большинством живущих в них людей. Сложившиеся (или складывающиеся) в обществе моральные взгляды и ценностные представления оказывают значительное влияние на индивидуальный выбор ценностных ориентиров, поскольку он всегда соотносится с господствующей в обществе системой ценностей.

Наряду с жизненным укладом, структурами повседневности, способами поведения и самовыражения, ценностные представления в разных сообществах людей имеют своеобразие и раскрываются в типичных проявлениях, свойственных тому или иному народу, его менталитете, национальном характере. Менталитет народа как характерная для конкретной культуры совокупность знаний, представлений, принятых норм, ценностных предпочтений, основных национальных и этнических характеристик, представляющих определенную культуру людей, выступает одним из основополагающих факторов, влияющих на характер и структуру доминирующей в обществе системы ценностей.

В период радикального реформирования общества в общественном сознании заметно возросла социальная значимость денег. В связи с этим целью выполненного исследования выступило изучение сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах. В рамках данного исследования был реализован анализ представлений о социальных функциях денег у респондентов, характеризующихся разными социальными представлениями о материальном благосостоянии.

Основным объектом исследования выступили жители Московского региона (745 чел.). Выборка примерно в равных долях распределялась по следующим социальным группам: работники государственных предприятий, предприятий без образования юридического лица, открытых и закрытых акционерных обществ, военнослужащие (только по ведомству МО РФ), предприниматели сферы малого бизнеса, безработные, студенты и старшие школьники. Они сопоставимы по демографическим критериям: полу и возрастным категориям: 18-25, 26-35, 36-45 и 46-55 лет.

Для оценки отношения личности к деньгам, в частности, представлений личности о социальных функциях денег, респондентам предлагалось проранжировать различные социальные функции денег в соответствии с собственными представлениями о функциях денег в своей жизни. В рамках данного исследования социальные представления о материальном благосостоянии мы понимаем как представления личности

об уровне материальных доходов, на достижение которого должна быть направлена индивидуальная деловая активность. Для выявления социальных представлений личности о материальном благосостоянии респондентам задавался вопрос: «Какая из перечисленных целей деловой активности наиболее отвечает Вашим представлениям о благосостоянии?», для ответа на который предлагалась 5-балльная текстовая шкала. Выбор опрошенными значения шкалы «1» — «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей» — составил 11% от всех ответов; значения шкалы «2» — «обеспечить себя и семью всем необходимым» — 35%; значения шкалы «3» — «полностью обеспечить свое будущее» — 18%; значения шкалы «4» — «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков» — 25%; значения шкалы «5» — «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды» — 11%. Данная шкала позволяет установить тот или иной уровень экономических притязаний в структуре индивидуальных экономических целей достижения материального благополучия. Таким образом, выделение пяти групп респондентов в зависимости от степени выраженности экономических притязаний в структуре их представлений о материальном благосостоянии позволило произвести сравнение представлений о социальной роли денег у пяти групп опрошенных, характеризующихся невысоким, относительно невысоким, средним, относительно высоким и высоким уровнем экономических притязаний в структуре индивидуальных экономических целей достижения материального благополучия.

Результаты исследования показали, что для большинства опрошенных (91%) в структуре представлений о социальных функциях денег преобладают стремления к достижению посредством финансовых средств высоких стандартов условий жизни. Респонденты, чьи социальные представления о материальном благосостоянии основаны на относительно высоких и высоких экономических притязаниях (в частности, стремлении «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков», «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды»), несколько чаще (9394%) отмечают стремления к высоким стандартам условий жизни («с помощью денег сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни») в качестве шести наиболее важных в своей жизни. В то время как среди опрошенных, чьи экономические цели характеризуются невысокими, относительно невысокими и средними экономическими притязаниями (в частности, стремлением «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей», «обеспечить себя и семью всем необходимым», «полностью обеспечить свое будущее»), таких социальных представлений придерживаются 88-90% принимавших участие в исследовании.

По мнению основного массива респондентов (87%), высокозначимой социальной функцией денег является реализация посредством денежных средств здорового образа жизни. 88-90% опрошенных, чьи социальные представления о материальном благосостоянии связаны с невысокими, относительно невысокими, средними и относительно высокими экономическими притязаниями (в частности, со стремлением «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей», «обеспечить себя и семью всем необходимым», «полностью обеспечить свое будущее», «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков»), среди первых шести самых важных функций денег отметили вышеназванное направление использования денежных средств, характерное для здорового образа жизни (возможность «удовлетворять необходимые физиологические потребности и поддерживать здоровье»). При этом три четверти данной группы опрошенных (74-78%) возможность реализации здорового образа жизни указали в первой четверке наиболее важных функций денег. Респонденты, направленные на достижение очень высоких экономических целей (стремящиеся разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды), несколько реже включают данную функцию денег как в структуру первых шести (78%), так и первых четырех (63%) наиболее значимых для себя.

Три четверти принимавших участие в опросе (78%) придерживаются социальных представлений о том, что деньги, в первую очередь, выступают средством для достижения значимых целей в жизни. Опрошенные, чьи социальные представления о материальном благосостоянии характеризуются относительно невысокими, средними, относительно высокими и высокими экономическими притязаниями (в частности, стремлением «обеспечить себя и семью всем необходимым», «полностью обеспечить свое будущее», «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков», «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды»), значительно чаще (80-83%) высказывали мнение о том, что деньги, в первую очередь, выступают средством для достижения значимых целей в жизни. А реже (70%) с данным утверждением были согласны респонденты, чьи экономические цели связаны с невысокими экономическими притязаниями (в частности, со стремлением «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей»).

70% принимавших участие в исследовании независимо от поставленных экономических целей считают, что деньги, прежде всего, позволяют чувствовать себя в безопасности. Следующей по значимости для респондентов социальной функцией денег является возможность удовлетворять любые свои желания (63%). Для 67-71% опрошенных, отметивших как невысокие, средние, так и высокие экономические цели в своей деловой активности (в частности, стремление «обеспечить

нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей», «полностью обеспечить свое будущее», «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды»), эта функция денег относится к шести наиболее значимым. С меньшей частотой встречаемости (58%) социальные представления о том, что деньги, в первую очередь, предоставляют возможность удовлетворять любые свои желания, обнаруживаются в группах респондентов, чьи экономические цели характеризуются относительно невысокими и относительно высокими экономическими притязаниями (в частности, стремлением «обеспечить себя и семью всем необходимым», «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков»). Полученные данные можно объяснить более выраженной социальной ориентированностью в структуре экономических целей перечисленных групп опрошенных, стремящихся посредством своей экономической активности прежде всего обеспечить материальное благополучие своей семьи.

Аналогично предыдущему критерию отношения к деньгам, представления о том, что основной социальной функцией денежных средств является возможность помогать другим людям (62%), оказались различны в зависимости от содержательных характеристик структуры экономических целей. 55-60% респондентов с невысокими, средними, так и с высокими экономическими притязаниями (стремящихся «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей», «полностью обеспечить свое будущее», «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды»), к первым шести самым важным функциям денег относят возможность помогать другим людям. Данные социальные представления о деньгах несколько чаще (65-67%) встречаются в группе опрошенных, в структуре экономических целей которых преобладают экономические стремления, характеризующиеся их социальной ориентированностью (стремление «обеспечить себя и семью всем необходимым», а также «полностью обеспечить будущее своих детей и внуков»), в нашем исследовании соответствующие относительно невысоким и относительно высоким экономическим притязаниям.

В число первых шести наиболее приоритетных функций денег 59% респондентов включили возможность совершенствовать себя духовно и физически расти, а 41% - возможность благодаря деньгам стать значимым, уважаемым человеком.

Представления личности о том, что деньги прежде всего позволяют хорошо проводить время, развлекаться, шиковать (37%), оказались различными в зависимости от поставленных экономических целей. Результаты исследования показали, что свое согласие с данным утверждением несколько чаще (47%) отмечают опрошенные, чьи экономические цели характеризуются средними и высокими

экономическими притязаниями (в частности, связаны со стремлением «полностью обеспечить свое будущее», а также «разбогатеть так, чтобы всей семье полноценно жить на дивиденды»). В группах респондентов, указавших в анкетах невысокий, относительно невысокий и относительно высокий уровень своих экономических целей (стремящихся «обеспечить нормальный уровень благосостояния, как у большинства людей», «обеспечить себя и семью всем необходимым», а также полностью «обеспечить будущее своих детей и внуков»), мнение о том, что одной из основных социальных функций денег в их жизни выступает возможность хорошо проводить время и развлекаться, высказали 27-37% принимавших участие в исследовании.

Таким образом, по результатам выполненного исследования, представления личности о деньгах оказались различны в зависимости как от уровня экономических притязаний в структуре индивидуальных экономических целей, так и от содержательных характеристик поставленных целей экономической активности. Показано, что респонденты с различным уровнем экономических притязаний в структуре поставленных экономических целей достижения материального благополучия характеризуются разными социальными представлениями о деньгах. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в системе представлений о социальных функциях денег респондентов, чьи представления о материальном благосостоянии отличаются более высокими экономическими притязаниями, чаще преобладают критерии отношения к деньгам, связанные с более высокими экономическими запросами: стремлением к достижению высоких стандартов условий жизни, возможностью благодаря деньгам реализовать значимые цели в жизни, а также возможностью хорошо проводить время, развлекаться, шиковать.

Выводы

1. Результаты исследования показали, что, по мнению большинства опрошенных, основные функции денег состоят в том, чтобы сделать жизнь такой, какой она должна быть, создавать нормальные условия жизни (91%), а также в реализации с помощью денег здорового образа жизни — удовлетворять необходимые физиологические потребности и поддерживать здоровье (87%). Три четверти принимавших участие в опросе (78%) высказали мнение о том, что деньги, в первую очередь, выступают средством для достижения значимых целей в жизни. 70% респондентов согласились с утверждением, что деньги, прежде всего, позволяют чувствовать себя в безопасности. Следующей по значимости для респондентов социальной функцией денег является возможность удовлетворять любые свои желания (63%). Около двух третей принимавших участие в исследовании (59-62%) к первым шести самым

важным функциям денег относят возможность помогать другим людям, а также совершенствовать себя духовно и расти физически.

2. Респонденты с различным уровнем экономических притязаний в структуре экономических целей достижения материального благополучия характеризуются разными социальными представлениями о деньгах. В системе представлений о социальных функциях денег респондентов, чьи представления о материальном благосостоянии отличаются более высокими экономическими притязаниями, чаще преобладают критерии отношения к деньгам, связанные с более высокими экономическими запросами. В оценках социальной роли финансовых средств опрошенных, чьи экономические цели в структуре их представлений о материальном благосостоянии характеризуются более высокими экономическими притязаниями, преобладают критерии отношения к деньгам, связанные с возможностью осуществления более высоких финансовых затрат: стремлением к достижению высоких стандартов условий жизни, возможностью благодаря деньгам реализовать значимые цели в жизни, а также возможностью хорошо проводить время и развлекаться.

3. По результатам выполненного исследования, представления личности о деньгах оказались различны в зависимости как от уровня экономических притязаний в структуре индивидуальных экономических целей, так и от содержательных характеристик целей экономической активности. Представления о социальных функциях денег респондентов, в структуре экономических целей которых преобладают экономические стремления, характеризующиеся их социальной ориентированностью (стремление обеспечить себя и семью всем необходимым, а также полностью обеспечить будущее своих детей и внуков), чаще связаны с таким критерием отношения к деньгам, как возможность помогать другим людям, и реже - с таким критерием, как возможность удовлетворять любые свои желания. Можно сделать вывод о том, что более выраженная социальная ориентированность в структуре экономических мотивов и целей достижения материального благополучия оказывает значительное влияние на выбор соответствующих направлений расходования и вложения денежных средств, связанных с возможностью помогать другим людям.

Библиографический список

1. Журавлев А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. — М., 1998. — С. 11-37.

2. Журавлева Н.А. Гуманизация ценностных ориентаций молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива. — Курск, 2013. — С. 22-31.

2021, №1

ISSN 2078-9661

3. Журавлева Н.А. Динамика ориентаций на экономические ценности представителей различных социальных групп в условиях экономических изменений // Проблемы экономической психологии. — Т. 2. — М., 2005. — С. 401-432.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций предпринимателей в изменяющейся России // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. — Нижневартовск, 2014.

5. Журавлева Н.А. Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2009. — № 4. — С. 18-24.

6. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации руководителя и эффективность управленческой деятельности // Малая группа как объект и субъект психологического влияния. — Курск, 2011. — С. 229-234.

7. Журавлева Н.А. Экономическое сознание предпринимателей в современном российском обществе // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. — Иркутск, 2009. — С. 278-283.

8. Карнышев А.Д. Психолого-экономическая типология российских собственников // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 21. — С. 7-15.

9. Кочеткова Н.В., Журавлев А.Л. Динамика социально-психологических качеств современного российского предпринимателя // Социальная психология экономического поведения. — М.: Наука, 1999. — С. 130-142.

10. Позняков В.П., Журавлев А.Л. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. — № 4. — С. 24-32.

11. Позняков В.П., Журавлев А.Л. Социальная психология и экономические реформы в России // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 1. — С. 15-25.

12. Российская деловая культура: история, традиции, практика. — М.: Международный центр научно-технической информации, 1998.

13. Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного российского общества // Вестник Российской академии наук. — 2009. — Т. 79. — № 2. — С. 112-120.

14. Юревич А.В. Макропсихология современного российского общества. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019.

15. Юревич А.В. Нравственность в современной России // Экономические стратегии. — 2009. — Т. 11. — № 3. — С. 58-63.

16. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Количественная оценка психологического состояния современного российского общества // Современная социальная реальность России и государственное управление. — М., 2014. — С. 92-100.

Об авторе:

Журавлева Надежда Анатольевна - старший научный сотрудник, кандидат психологических наук, Институт психологии РАН, Москва, Россия.

About the author:

Zhuravleva Nadezhda - Sr. research scientist, Ph.D., Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.