Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Евдокимова А.С. — Психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи (на примере обучающихся Забайкальского края) // Психология и Психотехника. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/24540722.2019.4.31397 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=31397
Психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи (на примере обучающихся Забайкальского края)
^докимова Анастасия Сергеевна
кандидат псиюлогических наук
доцент, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО "Читинский институт (филиал) Байкальского
государственного университета"
672000, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 56 И stasya0671 @уаndex.ru
Статья из рубрики "Индивид и личность"
Аннотация.
Изучение понятия «деньги» является крайне актуальным в условиях развития современного общества. Деньги - это важное звено экономических и социальных отношений, феномен, в котором объединено экономическое и психологическое содержание. Во-первых, деньги - это показатель затраченных трудовых, временных и интеллектуальных ресурсов, во-вторых, при помощи денег удовлетворяются потребности, формируется мотивация, определяется уровень притязаний личности. Объект исследования - студенческая молодежь Забайкальского края. Предмет -психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. Цель - анализ психолого-экономических аспектов отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края. В качестве методов исследования использованы: анализ научной литературы, проведение эмпирического исследования (с использованием опросника А. Фернема (The Money Belief and Behavior Scale),опросника «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко, Программы исследования экономико-психологических характеристик личности А.Л. Журавлева, опросника А.Д. Карнышева), математико-статистический анализ. Респонденты рассматривают деньги как средство власти и превосходства над другими людьми, выражают беспокойство по поводу своего финансового положения, предпочитают действовать экономно при расходовании денежных средств и планировать траты. Наблюдается иррациональность при совершении покупок: респонденты могут покупать вещи, в которых не нуждаются, и проявляют большую щедрость в присутствии других людей, что объясняется стремлением выглядеть лучше и влиятельнее в глазах окружающих. Деньги не играют главенствующей роли в жизни молодого поколения, это лишь средство достижения желаемого, некий положительный ресурс, которым необходимо грамотно распоряжаться.
Ключевые слова: планирование, предприимчивость, бережливость, психолого-экономические аспекты, студенты, деньги, власть, развлечения, расходы, комфорт
10.7256/2454-0722.2019.4.31397 DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31397
Дата направления в редакцию:
18-11-2019
Дата рецензирования:
19-11-2019
Изучение понятия «деньги» является крайне актуальным в условиях развития современного общества. Деньги - это важное звено экономических и социальных отношений, феномен, в котором объединено экономическое и психологическое содержание. Во-первых, деньги - это мерило вложенного труда, временных, энергетических и интеллектуальных ресурсов, во-вторых, при помощи денег удовлетворяются потребности, формируется мотивация, описываются ценности личности
Отношение к деньгам нередко противоречиво, они имеют двойственный характер: с одной стороны деньги - это добро, обеспечение возможностей для саморазвития и помощи другим людям; с другой стороны, деньги - это зло, негативная конкуренция, алчность, отрицание моральных ценностей
В современном мире деньги имеют наибольшую ценность в тех культурах, где они выражают принадлежность человека к определенному социальному классу. В странах с индивидуалистической культурой, в основе которой лежит протестантская трудовая этика, богатство является показателем индивидуальных достижений. В коллективистических культурах значимость денег для личности значительно ниже, так как реальная их ценность определяется способностью обеспечить благополучие и процветание всего сообщества, а сделать это с помощью только денег - чрезвычайно сложно. Общим для всех культур является восприятие денег в контексте этических категорий добра и зла. С позиции нравственности могут быть оценены самые разные стороны экономического поведения и сознания по отношению к деньгам: публичное обсуждение денежных вопросов; способы получения денег; принципы их распределения (по труду, по потребностям, поровну и т.д.); потребности, удовлетворяемые с помощью денег; социальные представления о том, как деньги влияют на отношения между людьми и т.д. [7^3421
Феномен «деньги» разрабатывается в философской, исторической, социологической, экономической, психологической науках, каждая из которых имеет свой особенный «взгляд» на него.
В научной литературе рассматриваются различные аспекты отношения к деньгам. Отношение к деньгам жителей России представлено в работах Автономова В.С.[1], Андреевой И.В. Дейнеки О.С Журавлева А.Л. [41, Журавлевой Н.А.[81, Муравьевой П.А. и др.
Люди наделяют деньги определенными смыслами и значениями: финансы характеризуют
не только положение индивида в обществе и его материальные возможности, но также интерес для окружающих представляет то, как эти деньги были получены, отсюда возникают мнения о «честных» (трудовых) и «нечестных» (полученных в результате выигрыша или наследования) деньгах. Кроме того, материальные средства вызывают определенное эмоциональное отношение.
Для того, чтобы определить психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края нами было проведено исследование.
В качестве объекта исследования выступили студенты Забайкальского края. Был проведен опрос 145 респондентов вузов г. Читы, возраст опрашиваемых от 18 до 23 лет, гендерный состав: 77 девушек (53%) и 68 юношей (47%).
Предмет исследования - психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края.
Цель - анализ психолого-экономических аспектов отношения к деньгам студенческой молодежи Забайкальского края.
В качестве методов исследования использованы: анализ научной литературы, проведение эмпирического исследования (с использованием опросника А. Фернема (The Money Belief and Behavior Scale), опросника «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко, Программы исследования психолого-экономических характеристик личности А.Л. Журавлева, опросника А.Д. Карнышева), математико-статистический анализ.
Для определения отношения к деньгам нами был использован опросник А. Фернема (The Money Belief and Behavior Scale). В результате факторного анализа данных по опроснику было выделено 7 факторов отношения к деньгам. При этом уровень покрытия (объясняемая дисперсия) равен 57%. Использовался метод главных компонент, метод вращения - варимакс с нормализацией Кайзера.
Таблица 1 - Факторная матрица по выявлению отношения респондентов к деньгам
Утверждения Факторы
1 2 3 4 5 6 7
Я использую деньги как «оружие» управления Я чувствую превосходство над теми, у кого меньше денег Я горжусь своими финансовыми успехами Зарплата многое говорит об уме человека. Ради денег я готов практически на все Я иногда "покупаю" дружбу Мои финансовые дела лучше, чем думают мои друзья У большинства моих друзей денег меньше, чем у меня. Я покупаю вещи, чтобы произвести впечатление ,636 ,610 ,586 ,585 ,499 ,472 ,451 ,447 ,404
Я постоянно беспокоюсь о деньгах Деньги могут решить все проблемы. Мой нынешний доход меньше того что я ,648 ,602 г/т»
заслуживаю В России людей оценивают по их фин. положению. Мои финансовые дела хуже, чем думают мои друзья Сколько бы я ни сэкономил, всегда будет мало. Я часто фантазирую о деньгах Время, не потраченное на заработки, по те ря но з ря . Когда меня спрашивают о деньгах, я обычно ощущаю тревогу и занимаю оборонительную позицию. ,500 ,535 ,471 ,403 ,431 ,407 ,404
Я часто говорю "Я не могу себе этого по з в олить" Я испытываю затруднения, принимая решения о тратах Я всегда знаю, сколько денег у меня в кошельке Когда я что-то покупаю, я не могу не спорить о цене. Совершая покупку, я в первую очередь я думаю о цене. Я горжусь своим умением экономить деньги. ,595 ,587 ,548 ,532 ,495 ,430
Если мне должны деньги, я боюсь напоминать о б это м. Я покупаю вещи, потому, что на них снижена цена. Я плачу за счет в ресторане, даже если меня обсчитали, так как боюсь гнева официанта Мой нынешний доход соответствует тому, что я заслуживаю. ,030 ,453 ,407 ,405 ,405
Я знаю, сколько денег лежит на моем счете в банке. Я не люблю одалживать деньги Я предпочитаю откладывать деньги на "черный день". Я предпочитаю не давать денег в долг. Я всегда вовремя оплачиваю счета (за телефон, воду...). ,502 ,504 ,482 ,407 ,448
Я с презрением отношусь к деньгам и смотрю свысока на тех, у кого их много. Я убежден, что деньги - это корень зла. Деньги дают человеку большую власть. ,721 ,452 -,412
Я всегда настаиваю на том, чтобы отдать больше, чем моя доля, при оплате счета в ре с то ра не . Я неохотно трачу деньги на себя. Я часто даю большие чаевые. ,408 ,574 ,525 ,415
Первый фактор объединил признаки, указывающие на деньги как на средство власти и способ управления людьми (0,030), как на средство превосходства над окружающими (0,010), как на способ произвести впечатление (0,580), как на эквивалент интеллекта и достоинств человека (0, 580). Данный фактор нами назван «Деньги -власть».
Содержание второго фактора составили дисперсии утверждений, касающихся размышлений и беспокойства по поводу своего финансового положения (0,048), убеждений, что деньги могут решить все проблемы (0,002), представлений, что людей оценивают по их финансовому положению (0,535), что существует неадекватная оценка трудовых усилий (0,500). Данный фактор можно интерпретировать как «Денежная тревожность».
Третий фактор составили утверждения, касающиеся процесса расходования денежных средств (0,595), экономности в денежных тратах (0,587), обращения внимания на ценовую политику при покупках (0,532). Его мы назвали «Бережливость».
Четвертый фактор указывает на иррациональность при расходовании денежных средств (0,030), пассивность в конфликтных ситуациях при получении и займе денег (0,453), заниженной самооценке при соотношении заслуг и соответствующего вознаграждения (0,405). Его можно интерпретировать как «Иррациональность».
Содержание пятого фактора касается осведомленности о своем финансовом положении (0,502), отношения к займам (0,504), сохранения денежных средств (0,482), особенностей долгового поведения (0,470, ) вложениям и оплате счетов (0,448). Таким образом, данный фактор можно назвать как фактор «Планирование».
В шестом факторе представлены утверждения, описывающие негативное и презрительное отношение к деньгам (0,721), убеждения в том, что деньги - корень зла (0,452). Обнаружена отрицательная корреляция с утверждением, что деньги придают человеку власть (-0,412). Таким образом, данный фактор можно интерпретировать как фактор «Деньги-зло».
Содержание седьмого фактора составили утверждения, касающиеся траты денежных средств в присутствии окружающих людей (0,574), трат денег не на себя, а на других людей (0,525), а также особенностей траты денег. Данный фактор можно интерпретировать как фактор «Демонстративное денежное поведение».
Таким образом, факторный анализ позволил выделить 7 взаимосвязанных факторов отношения к деньгам: «Деньги - власть», «Денежная тревожность», «Бережливость», «Иррациональность», «Планирование», «Деньги - зло», «Демонстративное денежное поведение». Респонденты рассматривают деньги как средство власти и превосходства над другими, выражают беспокойство по поводу своего финансового положения, поэтому предпочитают действовать экономно при расходовании денежных средств и планировать траты. Тем не менее, наблюдается иррациональность при совершении покупок и оплате счетов, респонденты могут покупать вещи, в которых не нуждаются, и проявляют большую щедрость в присутствии других людей, что объясняется стремлением выглядеть лучше и влиятельнее в глазах окружающих.
Для того, чтобы определить, какие смыслы и значения студенты вкладывают в понятие «деньги», каковы ассоциативные связи этого феномена с другими понятиями, нами было проведено исследование при помощи опросника «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко
Полученные результаты значимых различий в отношении к деньгам юношей и девушек представлены в таблице 2
Таблица 2 - Уровни значимости различий в отношении к деньгам испытуемых
Понятия Средние значения Статистический критерий (Стьюдента, t) Значимость критерия (р)
Юноши Девушки
Справедливость 2,03 2,31 -1,080 ,284
Честность 1,84 1,98 -,576 ,566
Толерантность 2,16 2,62 -1,727 ,088
Беспринципность 2,81 2,87 -,195 ,846
Цинизм 3,35 3,33 ,077 ,939
Ответственность 2,87 3,78 -3,321 ,001**
Безопасность 3,35 3,56 -,732 ,467
Здоровье 3,45 3,49 -,128 ,898
Сила 3,71 3,33 1,428 ,158
Зависимость 3,29 3,62 -1,112 ,270
Свобода 3,29 3,89 -2,115 ,038*
Достижения 3,65 4,18 -2,227 ,029*
Власть 4,29 4,07 1,006 ,318
Развлечения 4,1 4,44 -1,657 ,102
Комфорт 4,1 4,58 -2,682 ,009**
Примечание: *** - р<0,001; ** - р<0,01; * - р<0,05
Из приведенных средний значений можно увидеть, что юноши связывают деньги с такими понятиями как «Власть» (М=4,29), «Комфорт» (М=4,1), «Развлечения» (М = 4,1), «Сила» (М = 3,71), а девушки - «Комфорт» (М=4,58), «Развлечения» (М = 4,44), «Достижения» (М = 4,18). Данные взгляды могут быть объяснены исходя из традиционных гендерных ролей: «мужчина - добытчик», «женщина - хранительница домашнего очага». Испытуемые ассоциируют понятие «деньги» с понятием «развлечения», это означает, что студенты рассматривают деньги как источник удовольствий и наслаждений. Юноши воспринимают материальные средства как атрибут власти и показатель достижений.
В то же время для девушек понятие денег в большей степени связано с зависимостью. Это можно объяснить типичной гендерной ролью женщины как зависящей от супруга -«добытчика».
Т-критерий Стьюдента позволил установить, что связь денег с ответственностью, достижениями, свободой и комфортом разнится у юношей и девушек. Приведенные данные означают, что для девушек феномен денег связан с ответственностью, стремлением к достижению, обретением независимости и комфортным существованием.
Из представленной таблицы видно, что девушки более эмоционально относятся к деньгам, придают им большую смысловую насыщенность.
Для оценки отношения студентов к деньгам был использован фрагмент Программы исследования психолого-экономических характеристик личности, разработанной А.Л. Журавлевым и Н.А. Журавлевой.
Для того, чтобы оценить роль денег в жизни студентов, респондентам было предложено
семь утверждений. Ответы респондентов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Утверждения, характеризующие отношение к деньгам
Утверждения «Ради денег стоит жить» (98%), «Все беды в обществе идут только от денег» (93%), «Ничего хорошего в деньгах нет» (82%) вызвали несогласие у студентов. Студенты считают, что деньги делают жизнь счастливее (70%). Таким образом опрашиваемые выразили свое мнение по отношению к деньгам как к средству достижения целей, которое обладает определенными ресурсными возможностями.
Студенты придерживаются мнения о том, что «Деньги изменяют в худшую сторону людей» (74%), это означает в представлениях студентов, что обладание большими финансовыми средствами может стать причиной негативных изменений в поведения человека. Опрашиваемые согласны с мнением, что деньги — это лишь средство существования человека» (85%). Студенты не определились с отношением к утверждению «Деньги - это пока з а те ль в а ж но с ти че лов е ка в о б щ е с тв е ». Д а нный фа кт, в о з мо ж но , с в я з а н с отсутствием определенного жизненного опыта.
Стандартизированный опросник А.Д. Карнышева позволил уточнить отношение к деньгам студенческой молодежи
Для того, чтобы установить, насколько в студенческой среде ценится финансовая независимость, связанная с самостоятельным зарабатыванием денег, был задан вопрос относительно того, насколько в кругу близких и друзей считаются престижными самостоятельные заработки. Ответ на предложенный вопрос позволил выяснить, что и юноши (89,5%) и девушки (87,1%) считают правильным и важным самостоятельно обеспечивать свои нужды. Данные взгляды оказывают большое влияние на конкретное поведение молодежи, мотивируя ее со студенческой скамьи заботиться о своем благосостоянии. Интересна градация мнений студентов в зависимости от курса обучения: первокурсники считают, что наиболее престижной является работа в сфере частного бизнеса, а студенты старших курсов, помимо вышеназванной сферы, отмечают значимость труда на предприятиях и в организациях различной формы собственности.
Для того, чтобы определить особенности потребительского поведения студентов был
задан вопрос: «На что вы предпочитаете тратить деньги?». Выяснено, что студенты тратят деньги, в основном, на обеспечение повседневных нужд: покупка продуктовых и продовольственных товаров. Еще одна статья расходов - это подарки и развлечения.
Сберегательная активность выражена у студентов слабо, при этом среди накапливающих деньги постоянно процент юношей выше, чем процент девушек (18% и 15% соответственно). Источниками накопления для юношей выступают деньги, заработанные самостоятельно, а для девушек - деньги, полученные от родственников и сэкономленные на ежедневных тратах.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Для молодежи деньги - это не самоцель, а средство достижения желаемого, некий положительный ресурс, которым необходимо грамотно распоряжаться. Студенты выражают беспокойство по поводу своего финансового положения, поэтому предпочитают действовать экономно при расходовании денежных средств и планировать траты. Студенты считают престижным самостоятельно обеспечивать свои нужды. Такая установка оказывает большое влияние на конкретное поведение молодежи, мотивируя ее со студенческой скамьи зарабатывать деньги. Наблюдается иррациональность при совершении денежных трат: респонденты могут покупать вещи, в которых не нуждаются и проявлять большую щедрость в присутствии других людей, чтобы выглядеть лучше и влиятельнее в глазах окружающих. Сберегательная активность выражена у обучающихся слабо, в основном деньги расходуются на удовлетворение повседневных потребностей. Молодые люди высказали мнение, что обладание большими финансовыми средствами может стать причиной негативных изменений в поведении человека. Существуют гендерные особенности отношения к деньгам: юноши воспринимают материальные средства как атрибут власти и показатель достижений, а девушки ассоциируют деньги с комфортом и зависимостью, придавая финансовым средствам большую эмоциональную и смысловую насыщенность.
Деньги являются неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Молодежь - это поколение, которое характеризуется активной жизненной позицией, стремлением к достижениям и самореализации. Деньги являются для студентов воплощением добра и зла, свободы и ответственности, целей и ценностей.
Библиография
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб: Экономическая школа, 1998. 229 с.
2. Андреева И.В. Экономическая психология: социокультурный подход. СПб: Питер, 2000, 512с.
3. Дейнека О.С. Экономическое сознание: феноменология, структура и потенциал развития / Культура и экономическое поведение: сборник науч. статей / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. - М.: МАКС Пресс, 2011. 544с.
4. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. Т.1.
5. Евдокимова А.С. Социально-психологические факторы экономической социализации личности: дис. ...канд. психол. наук, Иркутск, 2013.
6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.436с.
1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 408с.
8. Журавлева Н.А. Психологические типы ориентаций личности на экономические ценности / Психологические исследования личности: Сборник работ молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005. С. 157.
9. Муравьева П.А. Отношение личности к деньгам в зависимости от выполняемых экономических ролей: дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 2012
10. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / Под общ. ред. А. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 352с.
11. Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С.32-49.