Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ИГД УРО РАН НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ИГД УРО РАН НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная политика / стра-тегия развития / молодые ученые / квалифика-ция / материальный уровень / научно-организационная деятельность / социальная защищенность / youth policy / development strategy / young scientists / qualification / material level / scientific and organizational activity / social security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебов Андрей Валерьевич

В статье определена основная причина отклонения запланированных ключевых показателей эффективности научной деятельности – недостаток материальных и людских ресурсов. Одним из основных условий достижения показателей эффективности научной деятельности являются четкое целеполагание и последовательная реализация мер молодежной политики Института. Актуальность. Изменяющиеся требования государства к оценке эффективности деятельности научных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, приводят к изменению системы планирования и перераспределения материальных и людских ресурсов. Возникает необходимость пересмотра стратегии развития, в том числе молодежной политики. Методология. Выполнен анализ подходов к формированию молодежной политики на уровне государства и Института, на основании чего выявлены причины недостижения ключевых показателей эффективности научной деятельности. Результаты. Предложены меры по реализации молодежной политики, способствующие достижению ключевых показателей эффективности научной деятельности в Институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF YOUTH POLICY IN THE MINING INSTITUTE UB RAS ON ACHIEVING PERFORMANCE INDICATORS OF SCIENTIFIC ACTIVITY

The article identifies the main reason for the deviation of the planned key performance indicators of scientific activity, such as the lack of material and of human resources. One of the main conditions for achieving scientific performance indicators is clear goal setting and consistent implementation of the Institute's youth policy measures. Relevance. The changing requirements of the state to assess the effectiveness of scientific institutions subordinate to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation lead to a change in the planning system and the redistribution of material and human resources. There is a need to re-view the development strategy, including youth policy. Methodology. The analysis of approaches to the formation of youth policy at the level of the State and the Institute is carried out, on the basis of which the reasons for the failure to achieve key performance indicators of scientific activity are identified. Results. The measures for the implementation of youth policy, contributing to the achievement of key performance indicators of scientific activity at the Institute, are proposed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ИГД УРО РАН НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 001.32:658

Глебов Андрей Валерьевич

доктор технических наук,

заместитель директора по научным вопросам,

Институт горного дела УрО РАН,

620075, Екатеринбург,

ул. Мамина-Сибиряка, 58

e-mail: glebov@,igduran.ru

ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ИГД УРО РАН НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

Аннотация:

В статье определена основная причина отклонения запланированных ключевых показателей эффективности научной деятельности - недостаток материальных и людских ресурсов. Одним из основных условий достижения показателей эффективности научной деятельности являются четкое целеполагание и последовательная реализация мер молодежной политики Института.

Актуальность. Изменяющиеся требования государства к оценке эффективности деятельности научных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, приводят к изменению системы планирования и перераспределения материальных и людских ресурсов. Возникает необходимость пересмотра стратегии развития, в том числе молодежной политики.

Методология. Выполнен анализ подходов к формированию молодежной политики на уровне государства и Института, на основании чего выявлены причины недостижения ключевых показателей эффективности научной деятельности.

Результаты. Предложены меры по реализации молодежной политики, способствующие достижению ключевых показателей эффективности научной деятельности в Институте.

Ключевые слова: молодежная политика, стратегия развития, молодые ученые, квалификация, материальный уровень, научно-организационная деятельность, социальная защищенность.

DOI: 10.25635/2313-1586.2024.01.026

Glebov Andrey V.

Candidate of Technical Sciences, Deputy director on scientific problems, Institute of Mining, Ural Brunch of RAS, 620075 Ekaterinburg, 58 Mamina-Sibiryaka Str. e-mail: glebov@igduran.ru

THE INFLUENCE OF YOUTH POLICY IN THE MINING INSTITUTE UB RAS ON ACHIEVING PERFORMANCE INDICATORS OF SCIENTIFIC ACTIVITY

Abstract:

The article identifies the main reason for the deviation of the planned key performance indicators of scientific activity, such as the lack of material and of human resources. One of the main conditions for achieving scientific performance indicators is clear goal setting and consistent implementation of the Institute's youth policy measures. Relevance. The changing requirements of the state to assess the effectiveness of scientific institutions subordinate to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation lead to a change in the planning system and the redistribution of material and human resources. There is a need to review the development strategy, including youth policy.

Methodology. The analysis of approaches to the formation of youth policy at the level of the State and the Institute is carried out, on the basis of which the reasons for the failure to achieve key performance indicators of scientific activity are identified.

Results. The measures for the implementation of youth policy, contributing to the achievement of key performance indicators of scientific activity at the Institute, are proposed.

Key words: youth policy, development strategy, young scientists, qualification, material level, scientific and organizational activity, social security.

Введение

В докладе Государственного совета Российской Федерации «О реализации молодежной политики в современных условиях» отмечено, что на территории России проживает более 38,3 млн человек в возрасте от 14 до 35 лет, относящихся к группе «молодежь», что делает молодежную политику одним из приоритетных направлений внутренней политики страны. Выделены ключевые целевые группы, на которые направлены проекты экосистемы молодежной политики, - это ученики старшей школы (14 - 17 лет), молодые люди в возрасте 18 - 24 года, значительная часть которых явля-

ется студентами вузов или колледжей, молодежь на старте своей карьеры (25 - 29 лет) и «молодые взрослые» (30 - 35 лет) [1].

В последние годы в молодежной среде сформировался выраженный запрос на расширение образовательных возможностей и получение к ним равного доступа. Согласно официальной статистике доля молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, уменьшилась с 13,8 % в 2010 г. до 10,9 % в 2020 г. При этом для 76 % молодых людей образование воспринимается как главный фактор социальной мобильности и карьерного продвижения [2].

В этом же докладе отмечено, что вовлечение молодежи в научно-технологическую сферу является базовым условием обеспечения технологического суверенитета страны [1]. В условиях беспрецедентных внешних вызовов, стоящих перед страной, необходимо продолжить работу по привлечению молодежи в ключевые для страны направления научного и технологического развития [1], которые должны иметь приоритетный статус для молодежи, образ успешности и перспективности профессионального и карьерного роста.

Молодежная политика Института горного дела УрО РАН (далее Институт) направлена на достижение стратегической цели - обеспечение конкурентоспособности путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала коллектива, обеспечивающих разработку фундаментальных и технологических основ развития горнодобывающего комплекса и инновационных процессов горнорудного освоения и глубокой переработки поликомпонентного минерального сырья для расширения и импортозамещения ресурсной базы черной и цветной металлургии [3].

Целью статьи является исследование соответствия современным требованиям принятой в Институте молодежной политики и ее влияния на достижение ключевых показателей эффективности научной деятельности.

Исследование

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации

[4].

Придерживаясь принципов, сформированных на уровне государства, ИГД УрО РАН с 2006 года реализует внутреннюю молодежную политику.

Молодежная политика Института - это комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, направленных на создание условий для развития молодых научных работников, их самореализацию в научной и общественной сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое воспитание в целях достижения устойчивого развития Института, его конкурентоспособности, а в конечном итоге технико-технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией развития Института до 2030 года комплекс мер, составляющих молодежную политику, включает в себя:

- сохранение положительной тенденции омоложения научных кадров и установившегося соотношения возрастной структуры основного персонала за счет приема на работу выпускников ВУЗов и аспирантов; организации производственных и преддипломных практик студентов ВУЗов на базе Института; подготовки исследовательских дипломных работ по тематике исследований Института;

- повышение профессионального уровня (квалификации) молодежи за счет всемерного содействия в проведении научных исследований, экспериментов, обобщений их результатов и подготовке публикаций; научно-методологического обучения молодых ученых в рамках научно-образовательного центра; обучения в аспирантуре, подготовки и защиты диссертационных работ; организации и участия в крупных международных конференциях; осуществления преподавательской деятельности; организации командировок и выездов на предприятия в составе творческих коллективов; обучения на дополнительных профессиональных курсах, аттестации в области промышленной безопасности; обеспечения перспективы карьерного роста;

- повышение материального уровня жизни и социального статуса молодых работников за счет обеспечения привлекательного уровня заработной платы научных сотрудников; материального стимулирования за счет привлечения к выполнению хоздоговорных работ; стимулирования за высокое качество выполнения индивидуального плана научного работника; создания условий для развития творческого потенциала;

- решение социальных проблем молодых ученых за счет обеспечения служебным жильем; уважительного отношения к персоналу; активного участия молодых ученых в общественной жизни коллектива;

- организации инфраструктуры за счет обновления и расширения парка современного научного оборудования для проведения опытных и экспериментальных работ; наличия современного программного обеспечения; развития лабораторной исследовательской базы.

В принятом в 2020 году Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» [4] произошли изменения и уточнения, в том числе в вопросе, кого относить к молодежи. В сравнении с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [5], утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году, из закона исчезло понятие «молодой ученый» (табл. 1).

Таблица 1

Изменение понятий, характеризующих молодежную политику России

№ п.п. Формулировки, изложенные в документе:

«Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», 2014 год ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», 2020 год

1. «молодежь» - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - до 35 и более лет, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники); «молодежь, молодые граждане -социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации;

Окончание табл.1

2. «молодой специалист» - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией; «молодой специалист» - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией;

3. "молодой ученый" - работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет. отсутствует.

На сегодняшний день понятие «молодой ученый» используется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно Пункту 1(1) Правил [6] молодым ученым признается гражданин Российской Федерации, работающий в должности научного работника в научной организации, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, или ..., имеющий ученую степень кандидата наук или доктора наук и общий стаж работы научным работником и (или) научно-педагогическим работником не менее 5 лет, возраст которого не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук).

Данное определение несколько необъективно и может использоваться лишь для конкретных целей. Научная общественность и законодатели обратили на это внимание и сейчас в Государственной думе находится Законопроект № 203207-8 «О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части государственной поддержки молодых ученых)1. В случае принятия и утверждения поправок будет дано более четкое и однозначное понятие.

Молодым ученым предлагается считать лицо в возрасте до 35 лет включительно, являющееся работником научных организаций, научно-педагогическим работником образовательных организаций высшего образования, а также научным работником иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Региональные власти могут увеличить возрастной порог до 40 лет.

Основными внешними вызовами для коллектива Института остаются требования и цели национального проекта «Наука и Университеты» [7]:

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран

1 О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно -технической политике" URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/203207-8. (дата обращения 15.01.2024)

мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

- обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

- опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников финансирования по сравнению с ростом ВВП страны.

В рамках национального проекта необходимо обеспечить эффективность научной деятельности по ряду показателей, три из которых являются ключевыми для Института:

1. В части повышения привлекательности карьеры в сфере науки:

- достижение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности в 2024 году 47,5 %, к 2030 - 50 %;

- обеспечение к 2024 году балансовой стоимости машин и оборудования в размере 6000 руб. на 1 исследователя и поддержание данного уровня до 2030 года.

2. В части реализации результатов исследований и разработок в экономику и социальную сферу достичь отношения внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки (в качестве дополнительного) в 2024 году - 0,58 ед., а к 2030 - 0,75 ед.

Еще одним ключевым показателем для Института остается удержание уровня средней заработной платы научных сотрудников на уровне 200 % от средней ЗП по Свердловской области в соответствии с распоряжением Минобрнауки России, основанном на указе Президента Российской Федерации [8]. Достижение данного показателя серьезно отражается на увеличении различия среднего уровня заработной платы научных работников со стажем и молодых научных работников, тем более молодежи, приходящей на работу по должностям вспомогательных профессий и административно-управленческого персонала.

Главным фактором, влияющим на достижение ключевых показателей и эффективность реализации молодежной политики Института, является отсутствие поступлений средств бюджета в рамках конкурсного финансирования и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исследования 2021 года в области кадровой и молодежной политики [3] выявили ряд проблем, требующих оперативного решения. К ним относятся непривлекательность рабочих мест и недостаточная загруженность части молодых ученых; недостаток молодых квалифицированных кадров и текучесть кадров среди молодых исследователей; недостаточное моральное и материальное стимулирование защиты кандидатских и докторских диссертаций; недостаточное финансирование публикационной активности и выездов на конференции; обеспечение заработка молодых исследователей в объеме не менее 30 - 35 тыс. руб. В течение 2021 - 2023 годов выявлялись причины их возникновения и принимались меры по их разрешению.

Результаты

Для выявления причин, препятствующих повышению квалификации и написанию диссертационных работ, было организовано анкетирование среди молодых ученых и соискателей степени доктора наук.

Соискатели степени доктора наук в большинстве своем имеют достаточный круг общения со специалистами высшей квалификации (рис. 1), имеют тему диссертационной работы и научный задел, многие имеют опубликованные монографии.

Основной причиной отсутствия повышения квалификации в научном и методологическом плане 7 из 10 соискателей назвали необходимость получения дополнительного дохода и отсутствие времени. На втором месте - необходимость проведения дополнительных экспериментов и получение теоретических знаний.

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 1. Анализ причин, препятствующих написанию докторской диссертации

Молодые ученые также указали на необходимость дополнительного дохода и проведение дополнительных исследований, 30 % опрошенных в качестве причины отсутствия диссертационной работы назвали смену темы или научного руководителя (рис. 2).

Недостаток методических семинаров для обсуждения хода выполнения работы и...

Слабая теоретическая подготовка, необходимо время для освоения теории

Слабая за и н~ере;:::'Ва н н о::"ь науч н это руководителя

Личные проблемы с самоорганизацией, здоровьем, планированием времени (попросту...

Отсутствует мотивация и стимулы (в том числе административного плана) в защите диссертации

Необходимы опытные/экспериментальные исследования, «добор» информации на...

Изменил тему и/или направленность диссертации

Вынужден зарабатывать деньги, не остается времени на написание диссертации

0% 5% 10% 15%20%25% 30%35%40% 45%50% Рис. 2. Анализ причин, препятствующих написанию кандидатской диссертации

По результатам анкетирования разработан план подготовки и предоставления диссертационных работ, предусмотрено проведение методических семинаров с соискателями, что способствует повышению квалификации работников.

В результате защищена 1 докторская и 3 кандидатских диссертации, еще 4 работы подготовлены к защите. Несмотря на принятые меры, численность кандидатов наук уменьшилась по причине естественной убыли и увольнения ряда сотрудников.

Если говорить о привлекательности работы в Институте, то молодежь отметила основные стороны, требующие особого внимания со стороны дирекции (рис. 3). По мнению молодых ученых, для повышения привлекательности работы в Институте необходимо в первую очередь обеспечить достойный уровень заработной платы. На втором месте снижение бумажного документооборота, на третьем - ремонт помещений по современным стандартам.

Как отмечено выше, именно за счет привлекательности карьеры в сфере науки возможно достижение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности в 2024 году 47,5 %, к 2030 - 50 %. Результаты анкетирования показывают, что данный показатель напрямую связан с уровнем заработной платы молодого ученого.

Рис. 3. Показатели, повышающие привлекательность работы в ИГД УрО РАН

по мнению молодых ученых

Принятые меры и наличие аспирантуры позволяют планомерно поддерживать долю молодых ученых на уровне требований национального проекта «Наука и университеты», в 2023 году доля работников в возрасте до 39 лет составила 44 % (рис. 4). В

текущем году будут приняты все усилия для достижения планового показателя 47,5 %.

Рис. 4. Динамика изменения численности научных работников в возрасте до 39 лет

Обеспечение привлекательного уровня заработной платы научных сотрудников - одна из самых главных составляющих материального уровня жизни. В последние годы бюджет Института имеет тенденцию роста, соответственно, растет и средняя заработная плата научных работников, в том числе молодых ученых. Так, уровень среднемесячной заработной платы научных работников в возрасте до 39 лет к 31 ноября 2023 года превысил запланированный (30 - 35 тыс. руб.) в 2 раза.

Одним из главных источников повышения дохода молодых ученых являются стимулирующие выплаты за счет бюджетного финансирования и выплаты за участие в выполнении прикладных исследований в рамках хозяйственных договоров для предприятий реального сектора экономики Свердловской области, России и Казахстана.

Стратегия повышения материального уровня молодых ученых предусматривает стимулирование высокого качества выполнения индивидуального плана научного работника. Для обеспечения роста заработной платы молодых ученых системой оплаты труда предусмотрены повышающие коэффициенты для ежемесячных стимулирующих выплат (рейтинговых надбавок). Например, молодым исследователям, не являющимся аспирантами, в течение пяти лет рейтинговая выплата увеличивается в 2 раза, обучающимся в аспирантуре не менее 4 месяцев - в 3 раза, а в год после защиты диссертации сотрудникам в возрасте до 40 лет - в 2 раза, в последующие два года - в 1,5 раза. В последние годы введена ежеквартальная стимулирующая выплата за публикацию статей в высокорейтинговых периодических изданиях (рекомендованных ВАК [9]), что также ведет к росту оплаты труда работников и создает условия для развития творческого потенциала и квалификационного роста молодых ученых.

Одной из главных социальных проблем является обеспеченность молодежи жильем. Администрация Института ведет работу по обеспечению молодых ученых служебным жильем и оказывает помощь в получении жилищных сертификатов и субсидий (рис. 5).

Рис. 5. Количество сотрудников, обеспеченных служебным жильем и получивших субсидии на приобретение жилья из государственного бюджета

С точки зрения производственного и социального статуса ведется планомерная работа по повышению ответственности и вовлеченности молодых ученых в научно-организационную деятельность и в общественную жизнь коллектива [3]. Молодые ученые и специалисты работают в Профкоме Института, где на общественных началах они поддерживают связь с ветеранами Института, организуют для них праздники и подарки, поздравления и т.д.

Совет молодых ученых организует ежегодный конкурс молодых ученых, ежегодные стендовые доклады аспирантов и соискателей, Всероссийскую молодежную конференцию по проблемам недропользования, участвует в работе сетевого издания «Проблемы недропользования».

С целью повышения интереса к научной деятельности и повышения качества и достоверности результатов фундаментальных и прикладных исследований молодежная

политика Института предусматривает обновление и расширение парка современного научного оборудования для проведения опытных и экспериментальных работ. Начиная с 2022 года ведется активная работа по обновлению и расширению материально-технической базы, так, стоимость машин и оборудования в возрасте до 5 лет возросла с 7,992 млн руб. в 2022 году до 22,252 млн руб. в 2023 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

1. Реализации мер, предусмотренных молодежной политикой, недостаточно для увеличения численности молодых ученых и обеспечения роста в 2024 году численности молодых ученых до 47,5 %. Одним из негативных факторов является естественное старение и отсутствие выпускников ВУЗов, желающих заниматься наукой за низкую оплату труда, в соответствии с окладами, установленными Минобрнауки России. Заинтересовать соискателей на территории города Екатеринбурга остается непосильной задачей, так как Институт пока не в силах обеспечить каждому научному сотруднику заработную плату свыше 100 тыс. руб.

2. Необходим поиск путей перераспределения объемов выполнения научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам, соответственно, оплаты труда для молодых научных работников.

3. Необходимо более активное («агрессивное») участие Института в конкурсах Минобрнауки России.

4. Несмотря на указанные трудности, реализация мер, предусмотренных молодежной политикой, способствует достижению ключевых показателей эффективности научной деятельности в ИГД УрО РАН.

Список литературы

1. Доклад о реализации молодёжной политики в современных условиях. Государственный совет Российской Федерации, Москва, 2022 г., 84 с. URL: 823942055.pdf (hse.ru) (дата обращения: 20.01.2024)

2. Доля молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков (8.6.1). ЕМИСС Государственная статистика URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58711 (дата обращения 17.01.2023).

3. Глебов А.В., 2021. Реализация стратегического развития ИГД УРО РАН в области молодежной политики. Проблемы недропользования, № 1(28), С. 7 - 19. DOI: 10.25635/2313-1586.2021.01.007.

4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/. (дата обращения 18.01.2024)

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: ceFXleNUqOU.pdf (govemment.ru)_(дата обращения 16.01.2023).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 261 «О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в целях реализации Указа Президента Российской Федерации» от 9 февраля 2009 г. № 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук" (гранты Президента Российской Федерации), а также ведущих научных школ Российской Федерации». URL: https://minobrnauki.gov.ru/ upload/2021/03. (дата обращения 18.01.2023).

7. Распоряжение Минобрнауки России от 2 июня 2021 года №179-р «Об утверждении методик расчета показателей для мониторинга национального проекта «Наука и университеты» и федеральных проектов «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», Москва, 31 с. URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minobrnauki-Rossii-ot-02.06.2021 -N- 179-r/?ysclid=lryieby8mn4217994 (дата обращения 17.01.2024)

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23.06.2021 № 525 "Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых указанным руководителям устанавливаются выплаты стимулирующего характера" (Зарегистрирован 26.07.2021 № 64371). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012021 07260004. (дата обращения 18.01.2023).

References

1. Doklad o realizatsii molodezhnoi politiki v sovremennykh usloviyakh. Gosudar-stvennyi sovet Rossiiskoi Federatsii . [Report on the implementation of youth policy in modern conditions], Moscow, 2022 g., 84 p. URL: 823942055.pdf (hse.ru) (data obrashcheniya: 20.01.2024)

2. Dolya molodezhi (v vozraste ot 15 do 24 let), kotoraya ne uchitsya, ne rabotaet i ne priobretaet professional'nykh navykov (8.6.1). EMISS Gosudarstvennaya statistika [The proportion of young people (aged 15-24 years) who do not study, do not work and do not acquire professional skills (8.6.1). EMISS State Statistics] URL: https://www.fedstat.ru /indicator/58711 (data obrashcheniya 17.01.2023).

3. Glebov A.V., 2021. Realizatsiya strategicheskogo razvitiya IGD URO RAN v oblasti molodezhnoi politiki [Implementation of the strategic development of the IGD of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences in the field of youth policy]. Problemy nedropol'zovaniya, № 1(28), P. 7 - 19. DOI: 10.25635/2313-1586.2021.01.007.

4. Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii" Prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 23 dekabrya 2020 goda. Odobren Sovetom Federatsii 25 dekabrya 2020 goda [Federal Law No. 489-FZ dated December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation" was adopted by the State Duma on December 23, 2020. Approved by the Federation Council on December 25, 2020]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400056192/. (data obrashcheniya 18.01.2024)

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noyabrya 2014 goda N 2403-r "Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda' [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2403-r dated November 29, 2014 "Fundamentals of the State Youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025"]. URL: ceFXleNUqOU.pdf (government.ru) (data obrashcheniya 16.01.2023).

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 26 fevralya 2021 g. № 261 "O vnesenii izmenenii v Pravila predostavleniya grantov v forme subsidii v oblasti nauki iz federal'nogo byudzheta dlya gosudarstvennoi podderzhki molodykh rossiiskikh uchenykh -kandidatov nauk i doktorov nauk v tselyakh realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Federatsii' ot 9 fevralya 2009 g. № 146 "O merakh po usileniyu gosudarstvennoi podderzhki molodykh rossiiskikh uchenykh - kandidatov i doktorov nauk" (granty Prezidenta Rossiiskoi Federatsii), a takzhe vedushchikh nauchnykh shkol Rossiiskoi Federatsii' [Decree of the Government of the Russian Federation dated February 26, 2021 No. 261 "On Amendments to the Rules for granting in the form of subsidies in the field of science from the federal budget for state support of young Russian scientists - Candidates of Sciences and Doctors of Sciences in order to implement the Decree of the President of the Russian Federation" dated February 9, 2009 No.

146 "On measures to strengthen state support for young Russian scientists - candidates and Doctors of Sciences"]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ upload/2021/03. (data obra-shcheniya 18.01.2023).

7. Rasporyazhenie Minobrnauki Rossii ot 2 iyunya 2021 goda №179-r "Ob utver-zhdenii metodik rascheta pokazatelei dlya monitoringa natsional'nogo proekta "Nauka i universitety' i federal'nykh proektov "Razvitie integratsionnykh protsessov v sfere nauki, vysshego obrazovaniya i industrii', "Razvitie chelovecheskogo kapitala v interesakh regionov, otraslei i sektora issledovanii i razrabotok', Moscow, 31 p. [Decree No. 179-r of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 2, 2021 "On Approval of Methods for calculating indicators for Monitoring the national project "Science and Universities" and federal projects "Development of integration Processes in Science, Higher Education and Industry", "Development of humancapital in the interests of regions, industries and the research sector and developments", Moscow, 31 p.] URL: https://rulaws.ru/acts/ Rasporyazhenie-Minobrnauki -Rossii-ot-02.06.2021-N-179-r/?ysclid=lryieby8mn4217994 (data obrashcheniya 17.01.2024)

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii ot 23.06.2021 № 525 "Ob utverzhdenii pokazatelei effektivnosti deyatel'nosti federal'nykh gosudarstvennykh byudzhetnykh i avtonomnykh uchrezhdenii, podvedomstvennykh Ministerstvu nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii, i raboty ikh rukovoditelei, po rezul'tatam dostizheniya kotorykh ukazannym rukovoditelyam ustanavlivayutsya vyplaty stimuliruyushchego kharaktera" (Zaregistrirovan 26.07.2021 № 64371) [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated on 06.23.2021 No. 525 "On Approval of Performance Indicators of Federal State Budgetary and Autonomous Institutions Subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the work of their heads, based on the results of which incentive payments are established to these heads" (Registered on 07.26.2021 No. 64371)]. URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202107260004. (data obrashcheniya 18.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.