Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ (КРЕАТИВНЫХ) ИНДУСТРИЙ'

ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ (КРЕАТИВНЫХ) ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
494
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / МОДНАЯ ИНДУСТРИЯ / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКО-ТЕНДЕНЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ БРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Мария Викторовна

Современная мода трактуется как сфера генерации идей и их воплощения в материальные образцы. Одну из главных ролей в этом процессе играет интеллектуальный капитал, который в условиях кризиса современной социо-экономической политики рассматривается как продуктивный и альтернативный вариант сырьевой экономики капитала. Данный факт нашел воплощение в развитии креативной экономики, в частности в феномене креативных индустрий, к числу которых относят индустрию моды, дизайн, рекламу и другие творческие сферы. Большую роль приобретает проблематика влияния моды, ее тенденций и практических наработок на творческие сферы. Феномен экологизации как тренд современной моды значительно влияет на развитие креативных идей, культуру потребления, сферу производства. Этот процесс находит воплощение в экотуризме, архитектуре, интерьере, популяризации ремесел и крафтовых технологий. Также фэшн-индустрия является сферой реализации креативного потенциала молодежи и ее социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FASHION ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

Modern fashion is interpreted as the sphere of generating ideas and their embodiment in material samples. One of the main roles in this process is played by intellectual capital. Which, in the conditions of the crisis of modern socio-economic policy, is considered as a productive and alternative option for the resource-based economy of capital. This fact has been embodied in the development of the creative economy, in the phenomenon of creative industries, which include the fashion industry, design, advertising and other creative areas. The issue of the influence of fashion, its trends and practical developments on creative spheres acquires a significant role. In particular, the phenomenon of greening as a trend of modern fashion significantly affects the development of creative ideas, consumer culture, and production. This process is embodied in eco-tourism, architecture, interior design, popularization of crafts and craft technologies. Also, the fashion industry is a sphere for the realization of the creative potential of young people and its socialization.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ (КРЕАТИВНЫХ) ИНДУСТРИЙ»

УДК 658.512.2:338.467.6

М. В. Яковлева

Влияние моды на развитие творческих (креативных) индустрий

Современная мода трактуется как сфера генерации идей и их воплощения в материальные образцы. Одну из главных ролей в этом процессе играет интеллектуальный капитал, который в условиях кризиса современной социо-экономической политики рассматривается как продуктивный и альтернативный вариант сырьевой экономики капитала. Данный факт нашел воплощение в развитии креативной экономики, в частности в феномене креативных индустрий, к числу которых относят индустрию моды, дизайн, рекламу и другие творческие сферы. Большую роль приобретает проблематика влияния моды, ее тенденций и практических наработок на творческие сферы. Феномен экологизации как тренд современной моды значительно влияет на развитие креативных идей, культуру потребления, сферу производства. Этот процесс находит воплощение в эко-туризме, архитектуре, интерьере, популяризации ремесел и крафтовых технологий. Также фэшн-индустрия является сферой реализации креативного потенциала молодежи и ее социализации.

Ключевые слова: мода, модная индустрия, креативная индустрия, эко-тенденции, молодежные бренды

Maria V. Yakovleva The influence of fashion on the development of creative industries

Modern fashion is interpreted as the sphere of generating ideas and their embodiment in material samples. One of the main roles in this process is played by intellectual capital. Which, in the conditions of the crisis of modern socio-economic policy, is considered as a productive and alternative option for the resource-based economy of capital. This fact has been embodied in the development of the creative economy, in the phenomenon of creative industries, which include the fashion industry, design, advertising and other creative areas. The issue of the influence of fashion, its trends and practical developments on creative spheres acquires a significant role. In particular, the phenomenon of greening as a trend of modern fashion significantly affects the development of creative ideas, consumer culture, and production. This process is embodied in eco-tourism, architecture, interior design, popularization of crafts and craft technologies. Also, the fashion industry is a sphere for the realization of the creative potential of young people and its socialization.

Keywords: fashion, fashion industry, creative industry, eco-trends, youth brands DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-116-120

Феномен творческих индустрий, практика и перспективы развития этого явления сегодня являются актуальными темами в сфере научно-теоретических исследований в разных областях гуманитарного знания. Этот факт связан с тем, что творческие (креативные) индустрии влияют на развитие социокультурной политики, геополитики через формирование креативной экономики постиндустриального общества в целом. Одним из факторов, влияющих на развитие творческих индустрий, является мода как сфера генерации идей, воплощения духовных идеалов эпохи в материальные образцы. Сегодня влияние моды не ограничивается областью дизайна костюма и аксессуаров, сегодня модные стандарты «увлечения определенной идеей» формируют стиль жизни, регламентируя потребление и

аксиологию во всех областях жизнедеятельности человека. Этот процесс обеспечивается такими важными такими функциями моды, как формирование и удовлетворение спроса и ажиотажа, а значит формирование целевой аудитории.

Терминологический аппарат, описывающий данную сферу, не исчерпывается пониманием творческих индустрий «как сектора экономики, связанной с интеллектуальной деятельностью» [1]. В большей степени понимание творческих индустрий соотносят «с изменением потребительских ориентаций.Потребитель сегодня склонен совершать покупки, ориентируясь не на необходимость или потребность, а на собственный вкус» [2, с. 183]. К числу креативных индустрий традиционно относят сферы дизайна, рекламы, индустрию моды, искус-

ство и другие области творчества. Термин «креативные индустрии» появился в конце 90-х гг. ХХ в., им обозначали сферы современной экономики с «приоритетом производства идей над производством вещей» [2, с. 180]. Утверждалось, что креативные индустрии имеют свой «источник в индивидуальной креативности, умении и таланте и обладают потенциалом создания рабочих мест и благосостояния посредством производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [цит. по: 2, с. 178] при «существенной роли инновационных технологий в различных областях творческой деятельности» [3]. К основным отличиям креативных индустрий относят приоритет интеллектуального и креативного капитала над материальным, что определяет невысокую степень экономического риска в этой сфере.

К характеристикам современной культуры, общества и творческой сферы сегодня относятся ценности индивидуальности, креативности, концептуальности. Часто данный процесс связывают с реакцией на консервативный и стабильный период середины ХХ в. Именно шестидесятые годы стали отправной точкой этого явления, этому способствовал тот факт, что в это время изменилась демографическая ситуация и молодое поколение «бэби-бумеров» было активно вовлечено в социальную, экономическую, политическую культуру. Тезисы представителей молодежных субкультур декларировали идеи переоценки ценностей, противостояние культуре потребления, запрос молодежи на свободу выбора и средств его выражения, «бунт» против консерватизма и военной политики и в целом спровоцировали изменения в социокультурных приоритетах эпохи. Данный процесс культурного «перерождения» снимал страх исчерпанности жизни, личностного колебания, выражая мир как множественность развития и возможностей. Эта тенденция иллюстрирует понимание множественности культуры, проецирующей бесконечность. Представленная аксиология нашла отражение в философии постмодернизма, выраженного в бесконечности выбора, бесконечности творческого метода, интертекстуальности, стремлению к культуре созидания в противовес культуры потребления середины ХХ в.

Необходимо отметить, что именно в этот период экономическая политика потребления «Плана Маршала» пользова-

лась господдержкой в странах Европы и США. Основой его стал вектор развития экономики, направленный на стимуляцию потребительского спроса и соответственно преодоление послевоенной разрухи и быстрое восстановление экономики. Одним из ключевых моментов в творческой сфере стало формирование «культурных инду-стрий», основным назначением которых стало «сохранять, распространять и создавать культурное наследие. Как правило, они взаимодействуют с традиционными видами творчества» [4], т. е. направлены на создание продукта и «„демократизацию" доступа к культурной продукции для населения» [2, с. 176].

Отличие креативных индустрий, появившихся в конце ХХ в., состоит в приоритете производства идей и несомненно связано с динамикой социокультурных процессов и направлено на преодоление современных ресурсных кризисов. В то же время специфика и развитие этой сферы основаны на непосредственных ценностях и приоритетах. Данные факты позволяют рассматривать тождественность моды как процесс воплощения духовных идеалов в материальные образцы и креативных индустрий как сферы, где эти процессы направлены на создание готового продукта, идеи.

Развитие креативных индустрий в контексте моды в первую очередь связано с принципом воплощения современной системы культурных ценностей в этих сферах. К числу таких ценностей сегодня относят решение проблемы сохранения окружающей среды, борьбу с глобальным потеплением, рациональное потребление и в целом экологизацию жизни и производства. Традиционно «историю переоценки ценностей» во второй половине ХХ в. связывают с вовлеченностью молодежи в социокультурную политику. Молодежные субкультуры, в частности субкультура хиппи, одни из первых реализовали отказ от ценностей буржуазного мира потребления. Данная идея нашла воплощение в выбранном ими образе жизни, в котором превалировал отказ от благ цивилизации в пользу традиционного уклада жизни. Формат дауншифтинга стал не только символом бунта против чужих целей, но и символом свободы от навязанных идеалов и желаний. Важно отметить, что не только изменение менталитета стало фактором становления рационального отношения к миру, но и сами хиппи повлияли на раз-

витие модной индустрии. Представители этого молодежного направления приняли не только образ жизни, характерный для традиционных культур этносов, но и отдавали предпочтение этническому костюму. Тем самым именно хиппи актуализировали традиции этнического костюма, ремесла и народные промыслы, которые также стали источниками вдохновения для дизайнеров второй половины ХХ в. Именно с этого периода одними из ведущих направлений в развитии моды, стали этнотенденции.

Как и само поколение «шестидесятых», этническое направление в моде стало символизировать дух бунтарства и свободы, бесконечность выбора и возможностей. Обращение дизайнеров к интерпретации этнических традиций стало «выходом» из противостояния таких категорий современности как глобальное и локальное, массовое и элитарное, потребление и созидание. Поэтому этнические тенденции в моде стали одними из первых в системе экологического направления, а также спровоцировали появление «hand-made индустрии» в моде второй половины ХХ в. Крафтовые аксессуары, производство вещей hand-made, популярность товаров народных промыслов нашли свою нишу в системе потребления, органично вписавшись в систему креативных индустрий как творческая сфера малого бизнеса. Важно отметить, что в условиях нестабильности социо-экономической ситуации второй половины ХХ в. недоступности образования и других ограничивающих факторов, ремесленная сфера, народные промыслы и практически любой hand-made, не требующие высокотехнологичного оборудования и материальных вложений, стали источником реализации как креативного потенциала молодежи, так и доступной нишей на рынке труда.

В XXI в. эта сфера креативной индустрии получила дополнительный стимул для развития, что связано с цифровыми технология и общей виртуализацией социальной жизни. Социальные сети и мес-сенджеры стали продуктивной площадкой для художественных и рекламных коммуникаций, продвижения товара, образовательного ресурса для получения навыков, что наиболее актуально именно для молодежи как представителей основного контента и целевой аудитории виртуального пространства. В какой-то мере социальные сети стали площадкой реализаций бизнес-

проектов, спровоцировали появление достаточно большого количества самозанятой молодежи в секторе малого бизнеса. Популярность блогерства, демонстративная и публичная характеристика этого занятия, отсутствие специального образования и финансовых вложений спровоцировали появление мифа о «легком бизнесе» и «быстром успехе». Однако в условиях санкций и информационных ограничений данная сфера начала испытывать кризис. Действительно, новации и развитие цифровых технологий являются одним из критериев креативных индустрий, поэтому на примере отечественной практики можно отметить, как ограничения данного типа ресурсов привели к стагнации в творческих сферах, связанных с производством модных продуктов.

Для моды второй половины ХХ - начала XXI в. сочетание рациональности, экологич-ности, актуальности, заявленные в этнических тенденциях, стали определяющими в ее развитии. Одной из важных идей современной моды является экологическое направление, которое затрагивает все сферы от производства до потребления продукта. Для моды «бережное отношение к природе» стало актуальной практикой в последней четверти ХХ в. в эпоху «безудержного потребления». Именно этот период характеризуется появлением феномена «fast fashion», который нашел воплощение в сегменте масс-маркета, одной из категорий которого стало удовлетворение спроса на «бесконечность» ассортимента продукции и быстроту доступности новинок для потребителя. В то же время индустрия масс-маркета на этапе становления дискредитировала себя пренебрежением к эколо-гичности продукции и ее производства. Это и загрязнение окружающей среды при производстве и доставке продукции, и расположение предприятий в офшорных зонах, и некачественно разработанные лекала, и плохая посадка вещей, соответственно малая степени реализации коллекций и большой риск отходов. Во многом именно гиганты масс-маркета, такие как H&M, Inditex Group, бренды спортивной одежды первыми изменили свою экологическую политику для формирования положительного имиджа.

Сегодня актуальность приобрели такие подходы, которые основаны в первую очередь на экологизации производства: использование менее вредных красителей,

уменьшение химических добавок в текстильном производстве, расположение предприятий в непосредственной близости от потребителя, что снижает загрязнение среды в том числе от доставки. Эти составляющие стали неотъемлемой частью модной индустрии и способствует формированию авторитетного имиджа бренда. Еще важный критерий развития моды в контексте экотенденций - безотходный дизайн (Zero Waste Fashion), основанный на прямоугольном крое и свободном силуэте. Такой тип кроя в моде ХХ в. был заимствован из традиций этнического костюма, в частности японского кимоно, славянского «рубашечного» кроя, африканских и индонезийских традиций. Для системы безотходного дизайна важное значение имеет преобладание ассортимента вещей «унисекс» и «оверсайз» - универсальных для гендерной политики толерантности и многообразия размерной сетки, что спровоцировало появление феномена «безотходного потребления».

Еще одно актуальное направление уличной моды - «normcore», или «стиль Стива Джобса: кеды, джинсы и футболка», -стало фактором появления «устойчивой моды». Особенностью устойчивой моды является отсутствие «идеи новизны» в продуктах индустрии моды, они универсальны и скорее воплощают принцип толерантности, комфорта, универсальности, что не позволяет вещам «морально устаревать» и воплощает идею рационального потребления.

Также необходимо отметить, что как бренды масс-маркета, так и дома моды prete-a-porte в своих коллекциях активно используют метод ресайклинга и апсай-клинга. Перешив и переработка вещей с устаревшим дизайном или разнообразной степенью изношенности сегодня достаточно актуальны не только у глобальных игроков на рынке моды, но также и у молодых дизайнеров и небольших мастерских. Развитие сферы малого бизнеса, связанного с системой переработки, достаточно оправдано с экономической точки зрения и практически не требует вложений капитала и в то же время формирует позитивный имидж бренда, компании или дизайнера в глазах потребителя, а также предполагает государственную поддержку.

Необходимо отметить, что «эколайф» и рациональное потребление нашли воплощение в других областях - экотуризме,

архитектуре, интерьере, популяризации ремесел и крафтовых технологий, а «ЗОЖ» как современная философия жизни повлиял на сферы спорта, фитнеса, гастрономическую индустрию. Таким образом, эти области бизнеса, также являющиеся творческими индустриями, получили колоссальное развитие благодаря эко-тенденциям моды.

Ценность индивидуальности, креатива, преобладание «созидания» над потреблением, инноваций,ценность эксперимента -эти категории находят воплощение в модных тенденциях современности. Во многом этот процесс связывают с реакцией на глобализм, унификацию и «переоценку ценностей» во второй половине ХХ в. В этот период в fashion-индустрии сформировался феномен молодежной моды, и появились новые имена молодых дизайнеров-бунтарей, таких как Мэри Куант, Пако Рабанн, Вивьен Вествуд, Иссей Мияке, Мартин Мар-джела и другие, творчество которых связано со свободой самовыражения, поиском новых смыслов, креативными экспериментами, воплощением новых идеалов. Именно индустрия моды как сфера реализации изменений требований материальной и соционормативной культур наиболее глобально воплотила данный процесс в своем развитии. В первую очередь это выражается в поисках новых смыслов в продуктах моды. Так со второй половины ХХ в. отмечается стремлении продуктов моды «стать» арт-объектами, при этом зачастую утратив утилитарную функцию защиты тела - «ношения костюма», стремление художественных коммуникаций моды к обретению статуса перформанса, акционизма как новых форм искусства, становлении костюмного энвайронмента. Своеобразие творческого метода дизайнеров, который заключен в принципе заимствования, апроприации, деконструктивизме и концептуальности, проецирует бесконечность смыслов и сво-бодутворческой реализации.

Для начала XXI в. fashion-индустрия как сфера реализации креативного потенциала молодежи также актуальна. Во-первых, необходимо отметить появление нового сегмента - молодежной уличной одежды, создаваемой самой молодежью. Во-вторых, творческий метод коллабораций и привлечение кумиров молодежи к созданию кап-сульных коллекций. Например, капсульные коллекции Nike и Adidas, созданные в тандеме с Покрас Лампасом, бренд Black Star от Тимати и др. В-третьих, доступность цифро-

вой печати, бесконечность выбора и интерпретации визуальных образов создали направление, где новаторство принадлежит принту, который в то же время удешевляет процесс производства модных вещей и делает профессию дизайнера более «простой и доступной».

Именно преобладание предприятий малого бизнеса, ориентированных на молодежную уличную моду, характеризует современный рынок моды, несмотря на то, что ассортимент таких предприятий достаточно однообразен - толстовки, футболки, вещи в спортивном стиле, для создания которых используется универсальный крой, не требующий высокого профессионализма портного, разнообразие обеспечивается декором - принтом как орнаментальным, так и текстовым: например, «Я богиня», «Цой жив», «Пацан сказал» и др. Источниками вдохновения могут выступать, как отклик на какое-либо событие, высказывание медийной персоны, интернет-мемы, т. е. все то, что определяет уникальность молодежной среды и ее ценности. Важно отметить высокую степень мобильности таких брендов и быструю реакцию на изменения идеалов и потребностей молодежи. Во многом этот факт определяет принцип уличной моды как одежду-лозунг, одежду-идеологию. Такой подход актуален не только для молодежных брендов, малого бизнеса, но и для дизайнеров, получивших мировое признание - Гоша Рубчинский, Денис Семачев.

Данные факторы, несомненно, влияют на развитие творческих индустрий и как сфер социального лифта, и как источника индивидуальной креативности и в то же время способствуют развитию модных тенденций. Основными направлениями влияния моды на креативные индустрии можно считать: соответствие развития в контексте модных тенденций, использование творческих методов и актуальных инновационных

технологий в процессе создания продукта и понимание моды и креативных индустрий как сферы социализации.

Список литературы

1. Экономика знаний // Глагол: Бизнес. Власть. Общество. Эффективность: сайт. 2022. 11 янв. URL: http://glagolurfo.com/newsitems/2022/1/11/ekonomika-znanij/ (дата обращения: 31.03.2022).

2. Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. Москва, 2018. Т. 17, № 3. С. 173-196.

3. Никитина И. Что такое креативные индустрии? // РБК Тренды. 2019. 22 нояб. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/innovation/5dd54dbf9a7947118 0f57ce7 (дата обращения: 17.04.2022).

4. Карась Л. Творчество равно бизнес: что такое креативные индустрии и как начать в них развиваться // Теории и практики: сайт. 2021. 23 июля. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19183-tvorchestvo-ravno-biznes-chto-takoe-kreativnye-industrii-i-kak-nachat-v-nikh-razvivatsya (дата обращения: 31.03.2022).

References

1. Economy of knowledge. Verb: Business. Power. Society. Efficiency: website. 2022. Jan. 11. URL: http:// glagolurfo.com/newsitems/2022/1/11/ekonomika-znanij/ (accessed: Mar. 31.2022) (in Russ.).

2. Khestanov R. Creative Industries — Models of Development. Sociological Review. Moscow, 2018. 17 (3), 173-196 (in Russ.).

3. Nikitina I. What are creative industries? RBC Trends. 2019. Nov. 22. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ innovation/5dd54dbf9a79471180f57ce7 (accessed: Apr. 17.2022) (in Russ.).

4. Karas L. Creativity is equal to business: what are creative industries and how to start developing in them. Theories and Practices: website. 2021. July 23. URL: https:// theoryandpractice.ru/posts/19183-tvorchestvo-ravno-biznes-chto-takoe-kreativnye-industrii-i-kak-nachat-v-nikh-razvivatsya (accessed: Mar. 31.2022) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.