Научная статья на тему 'Влияние модернизации Китая и политики планирования деторождения на основные функции китайской семьи'

Влияние модернизации Китая и политики планирования деторождения на основные функции китайской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
543
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ПОЛИТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ / FAMILY / FAMILY FUNCTIONS / POLICY OF FAMILY PLANNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барлукова Ольга Михеевна

В статье рассматриваются основные функции семьи и их трансформация в результате воздействия на них модернизации Китая и политики планирования деторождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of China modernization and a policy of child births planning on main functions of Chinese family

The article considers the main functions of family and their transformation as a result of the impact of China modernization and a policy of child births planning.

Текст научной работы на тему «Влияние модернизации Китая и политики планирования деторождения на основные функции китайской семьи»

14/2013

УДК 316.356.2 (510)

© О.М. Барлукова

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ И ПОЛИТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕТОРОЖДЕНИЯ НА ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ

В статье рассматриваются основные функции семьи и их трансформация в результате воздействия на них модернизации Китая и политики планирования деторождения.

Ключевые слова: семья, функции семьи, политика планирования семьи.

O.M. Barlukova

INFLUENCE OF CHINA MODERNIZATION AND A POLICY OF CHILD BIRTHS PLANNING ON MAIN FUNCTIONS OF CHINESE FAMILY

The article considers the main functions offamily and their transformation as a result of the impact of China modernization and a policy of child births planning.

Keywords: family, family functions, policy offamily planning.

XX в. для Китая характеризуется политическими, социально-экономическими и культурными преобразованиями, оказавшими влияние на изменения традиционного общества. Трансформация общества повлекла за собой изменения структуры и функций китайской семьи, что привело к усилению внимания исследователей и ученых к проблеме семьи не только в самой стране, но и за рубежом.

Такие западные ученые, как М. Вебер, У. Гуд, Ч. Киндлбергер и К. Маркс, исследуя традиционную китайскую семью и рассматривая своеобразные национальные особенности, подчеркивали несовместимость традиционной китайской семьи с социальной модернизацией. М. Вебер, сравнивая западные страны и Китай, считал, что конфуцианство является причиной, препятствующей развитию капитализма. Основная причина заключается в том, что конфуцианская традиция уделяет слишком большое внимание семейным отношениям, основанным на принципе сыновней почтительности. Сущность семейных отношений заключается в кровном родстве и личной зависимости, в то время как капитализм одним из условий расширения экономической деятельности имеет целью разорвать оковы родства и личной привязанности. У. Гуд отметил, что с развитием индустриализации обнаруживается ослабление влияния традиционной семьи. Ч. Киндлбергер полагал, что модернизация общества требует от каждого человека сильной личной мотивации, смелости, риска, инновации и т.д., однако система традиционной китайской семьи мешает развитию этих качеств. К. Маркс считал, что родственные обязательства традиционной китайской семьи замедляли темп индустриализации, а чрезмерная зависимость от родственников понизила произво-

дительность труда, а также внедрение иностранных новаций [5].

Западная классическая теория модернизации предполагает, что традиционные факторы незападных обществ находятся в противоречии с модернизацией, чем больше традиционных факторов в обществе, тем ниже степень модернизации, и наоборот.

Некоторые китайские ученые, оценивая обстановку в Китае, также считали, что традиционная семья препятствует модернизации общества, и выступали за кардинальные изменения традиционной системы.

В связи с многовековым влиянием конфуцианства на общественное сознание в каждой семье бытовало мнение о необходимости большого количества детей в семье, что означало ее процветание и благосостояние. Поэтому следует отметить, что традиционные ценности семьи оказали большое влияние на рост населения в стране.

Чрезмерно быстрый рост населения, как считало правительство Китая, не благоприятствует экономическому и социальному развитию, создает большие трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, транспорта, лечения и т.д. Исходя из реальной ситуации в стране, в том числе обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и недостатка пахотных земель, проблема роста населения в Китае в прошлом веке стала одной из основных проблем страны, оказывающей влияние на развитие китайской нации. Правительство Китая было обеспокоено главным образом тем, что с дальнейшим ростом населения всем жителям страны не будет хватать продуктов питания. Для решения возникших проблем и повышения уровня жизни и здоровья населения китайское

правительство было вынуждено политику планирования семьи.

Политику планирования семьи начали пропагандировать с начала 1970-х гг. Она подразумевала поздние браки, позднее рождение детей, принятие мер по предупреждению беременности, рождение детей в семье не более двух. Позже правительство Китая ограничило рождение детей в семье до одного ребенка и начало строго контролировать выполнение данной политики.

Основную часть населения в Китае составляют ханьцы - 91,5% от общего числа населения [3]. Остальная часть - национальные меньшинства, которые в соответствии с государственной политикой КНР могут иметь двух детей в городах, а в сельских местностях - трех, и даже четырех. Для ханьцев, проживающих в сельской местности, Китай ослабил «политику одного ребенка». Через определенное время после рождения первого ребенка сельские жители могут родить второго ребенка с условием, что первый ребенок - девочка. Это связано прежде всего с тем, что в деревнях необходима рабочая сила для сельскохозяйственных работ.

Молодое поколение Китая - это в основном люди, родившиеся во времена «политики одного ребенка», они являются единственными детьми в своих семьях. На это поколение ложится нагрузка по заботе о своих родителях и их обеспечению, родителях своего супруга или супруги, а также о бабушках и дедушках со стороны матери и отца. В ответ на эту проблему в некоторых провинциях супружеским парам было разрешено иметь двух детей в том случае, если оба супруга являлись единственными детьми в семье. По состоянию на 2009 г. во всех провинциях Китая приняли эти изменения в политике планирования семьи [2].

Модернизация общества, политика планирования семьи оказали непосредственное влияние на структуру, традиционные ценности и функции семьи.

Традиционные ценности, особенности национального быта, культуры и традиций китайцев передавались из поколения в поколение, в этом основную роль играла семья. Выполняя свои функции, семья всегда занимала важное место в обществе и в жизни каждого китайца. Трансформация общества в Китае привела к изменениям структуры семьи, семейных ценностей, а также ее функций.

Репродуктивная функция - это рождение детей, продолжение человеческого рода. В рамках традиционной семьи рождаемость являлась основной функцией семьи. В прошлом столетии целый ряд факторов привел к снижению рож-

даемости в семье, вследствие чего размер семьи уменьшился. Принудительная стерилизация как один из методов осуществления политики планирования семьи привела к принятию и осознанию китайцами концепции добровольного контроля рождаемости. На современном этапе уровень рождаемости в Китае близок к показателям развитых стран.

Функция социализации также претерпела изменения. Семья является основным местом социализации ребенка, поэтому именно в семье закладываются основы формирования личности. В семье дети учатся говорить, получают определенные знания, нормы общественного поведения. В настоящее время данную функцию выполняет не только семья, но и ясли, детсады, школы. Стоит отметить, что современная семья, как и традиционная, по-прежнему остается основным институтом социализации ребенка. В связи с происходящими трансформациями семейной структуры, ростом бракоразводных процессов меняются отношения в семье и обществе. Неполные семьи оказывают отрицательное влияние на социализацию ребенка. Социализация детей происходит по-разному в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя и более детьми.

Вследствие политики одного ребенка воспитательная функция женщины в семье сократилась, т.к. нагрузка по уходу за ребенком и его воспитанию уменьшилась. В связи с модернизацией общества многие женщины большое внимание уделяют работе, дающую им экономическую независимость. У многих современных работающих супружеских пар воспитательная функция так же, как и функция социализации, переходит бабушкам и дедушкам. Таким образом, вышеперечисленные факторы приводят к тому, что воспитательная функция в разных семьях выражена по-разному. Воспитательная роль так же, как и образовательная, ярко выражена в городских семьях, в сельских семьях все еще сохранился традиционный уклад в связи с тяжелыми условиями жизни и зависимостью от урожая.

Эмоциональная функция необходима для удовлетворения душевных потребностей членов семьи. Взаимопонимание между членами семьи, забота и эмоциональная поддержка уменьшают давление общественной жизни, способствуют поддержанию гармоничного психологического состояния. Как детям, так и взрослым в течение всей жизни необходима эмоциональная поддержка, которая, как и прежде, играет большую роль в близких отношениях между поколениями. В условиях растущей конкуренции в совре-

14/2013

менном обществе эмоциональная стабильность является важным условием, фактором успеха. Вследствие развития современного индустриального общества, формирования новой структуры власти, распада традиционных общественных отношений люди стали ощущать себя дискомфортно, начали появляться такие ощущения, как беспокойство, сомнение, тревога. Поэтому эмоциональная функция стала особенно значима для каждого человека.

Феминистская теория утверждает, что женщина в традиционной семье, ежедневно занимаясь однообразной работой по дому, воспитанием детей, попадает «в удушающий плен», что приводит к разрушительным последствиям. Освободившись от традиционных оков, женщины считают необходимым наличие любви, дружеских отношений, взаимопонимания и взаимоуважения в каждой семье и большое внимание уделяют эмоциональной функции.

Экономическая функция подразумевает наличие своего бюджета для удовлетворения необходимых потребностей: одежда, пища, жилье, транспорт, образование, развлечения и т.д. В связи со сменой ремесленного производства машинным семья перестает быть основной производственной единицей (т.е. раньше большинство семей получали основной доход от собственного ремесленного производства). В настоящее время взрослые члены семьи ходят на работу, и их основной доход составляет заработная плата.

Мужчина традиционно был добытчиком в семье, и, следовательно, женщина всегда была зависима от него. В настоящее время женщины, получив право самим зарабатывать деньги, стремятся к материальной стабильности и независимости от мужчин. Хотя многие работающие женщины получают зарплату, их зарплата все же меньше, чем у мужчин.

Функция по сохранению здоровья означает заботу о здоровье членов семьи. Каждый человек обязан не только содействовать поддержанию здоровья членов семьи, но и предоставить им необходимые помощь и средства во время болезни.

Правительство страны уделяет большое внимание здоровью людей, достигших пожилого возраста. Уход за пожилыми людьми испокон веков считался важным моральным принципом, а в настоящее время он закреплен в законе «О защите прав пожилых людей в КНР». Согласно

закону именно семья должна быть главной опорой людей в пожилом возрасте, она должна обеспечивать пожилых материально и поддерживать морально, брать на себя повседневный уход за ними и расходы по лечению [1, с. 343].

Семейные функции отражают взаимосвязь семьи и общества, а также происходящие изменения в социальной среде. Семья становится подсистемой общественной формации, и если не будет связи с социальной средой, тогда и функции утратят свое значение [6].

В теории функционализма подчеркивается, что семья, удовлетворяя основные потребности социума и поддерживая общественный порядок, выполняет свои основные функции. Однако вслед за индустриализацией некоторые традиционные функции семьи имеют тенденцию к снижению.

В условиях продолжающейся модернизации китайского общества, перехода к рыночным отношениям, открытости западному миру происходит трансформация семьи и ее функций. Одни функции выходят на первый план, другие - на второй, а некоторые функции вообще исчезают. Изменение и исчезновение прежних элементов влечет за собой появление новых, а изменение и ослабление некоторых функций семьи повышает важность других.

Литература

1. Лю Вэйхуа. Демографическая ситуация в КНР // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №2. -С. 341-346.

2. Официальный сайт правительства Китая. - [Электронный ресурс]. - URL: http://news.sina.com.cn.

3. Официальный сайт ЦРУ [Электронный ресурс]. -URL: https://www.cia.gov/index.html.

4. Тянь Фэн. Жизненный цикл семьи в современном Китае. - Пекин, 2011. - 242 с.

5. Юэ Цинпин. Традиционная китайская семья и общественная модернизация: материалы междунар. конф.

«Конфуцианская культура и модернизация», 2001 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.doc88.com/p-

959596132652.html.

6. Чжоу Цайцю. Изменение функций современной семьи [Электронный ресурс]. - URL: http://wenku.baidu. com/view/3b045bd4c1c708a1284a4460?fr=prin.

7. ФИШЁЗЕЙо iS (исследование китайской семьи): сб.ст. - Шанхай, 2010. - 480 с.

Барлукова Ольга Михеевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Barlukova Olga Mikheevna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.