Научная статья на тему 'Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества'

Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / КИТАЙ / INTELLECTUALS / SOCIETY / MODERNIZATION / STRUCTURE / CHINA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барлукова Оксана Дмитриевна

В статье рассмотрены место и роль китайской интеллигенции в обществе. Установлено, что они претерпели существенные изменения по сравнению с периодом до «Культурной революции». Определены объект и предмет, методологические подходы исследования. Интеллигенция стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ. Социальная структура, функции и источники воспроизводства подверглись трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE INTELLECTUALS IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SOCIETY

Appointment and role of Chinese intellectuals in the society are analysed in this article. They suffered essential changes comparatively with the period before «Cultural revolution». The object and the subject, methodological approaches of the research work are defined. Intellectuals became more active social group which can influence the march, the contents and the tempo of the reforms. Social structure, functions and the origins of reproduction are exposed to transformation are exposed to transformation.

Текст научной работы на тему «Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества»

2012/6 А

молодежь от 13 до 18 лет больше придают значение знанию бурятских обычаев, традиций и языка, чем дети 11-12 лет, которые в силу своего возраста еще недостаточно осведомлены о традициях своего народа.

Таким образом, процессы этнической самоидентификации играют важную роль в социализации человека, поскольку определяют в какой-то мере его поведение. Осознание принадлежности к определенному этносу начинается с детства, когда ребенок начинает отличать себя от других. Этническая самоидентификация выступает определенным механизмом формирования этнического самосознания, которое в свою очередь выступает важным фактором сохранения этноса в современных условиях развития общества.

Литература

1. Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. — http://reznik-um.ru/lko/jur_shirokogorov__2_4_00.htm.

2. Бромлей Ю В Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973.

3. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - С. 99.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983.

5. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1990. - № 7. - С.42-49.

6. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов н/Дону: Изд-во Ростовского университета, 1982.-С. 114-115.

7. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. - 1999. -№9.-С. 70.

Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: dorjira@mail.ru.

Dorzhieva Irina Tsydypzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: dorjira@mail.ru.

УДК 316.343.65 (510) © О.Д. Барлукова

КИТАЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассмотрены место и роль китайской интеллигенции в обществе. Установлено, что они претерпели су щественные изменения по сравнению с периодом до «Культурной революции». Определены объект и предмет, методологические подходы исследования. Интеллигенция стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ. Социальная структура, функции и источники воспроизводства подверглись трансформации.

Ключевые слова: интеллигенция, общество, модернизация, структура, Китай.

O.D. Barlukova

CHINESE INTELLECTUALS IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SOCIETY

Appointment and role of Chinese intellectuals in the society are analysed in this article. They suffered essential changes comparatively with the period before «Cultural revolution». The object and the subject, methodological approaches of the research work are defined. Intellectuals became more active social group which can influence the march, the contents and the tempo of the reforms. Social structure, functions and the origins of reproduction are exposed to transformation are exposed to transformation.

Key words: intellectuals, society, modernization, structure. China.

Китайская интеллигенция является социальной группой, занимающей

специфическое место в социальной структуре общества, выступает главным

интеллектуальным двигателем преобразований и общественных перемен, которые происходят в КНР. Ее роль состоит в том, чтобы своими знаниями, опытом добиваться прогресса в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества. От ее

деятельности, способности предвидения во многом зависит содержание, характер и темпы социальных изменений.

В отечественном обществознании исследованию роли и места китайской интеллигенции в обществе, источников ее формирования, взаимоотношений с

государством в дореформенный период уделялось достаточное внимание. Наиболее интересными являются работы В.Г. Гельбраса

О Д. Барлукова. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества

[1], С.Д. Марковой [4] в которых рассмотрены роль интеллигенции в революционном процессе, проблемы взаимоотношения с

Коммунистической партией Китая, изменения в ее социальном составе в 50-60-е годы XX в. и на рубеже столетий. Однако, особенностью большинства работ является недостаток статистических и эмпирических данных. Нужно отметить, что из всех классов и слоев китайского общества интеллигенция наименее исследована.

Изучением проблем современной

интеллигенции КНР активно занимаются в США. Место и роль китайской интеллигенции в 80-е годы XX века, перемены в отношениях к ней со стороны государства, различия в подходах к интеллигенции в эпоху Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, изменение ее функций, самочувствия, участия в политической жизни страны рассматриваются такими американскими учеными как М.Голдман, Т.Чик, А.Инглиш-Луек и другими. М.Голдман [8] является автором нескольких книг и других изданий, посвященных анализу положения и роли интеллектуалов, гуманитарной элиты китайского студенчества в посг-маоистском Китае. В ее работе «Интеллектуалы в эру Дэн Сяопина» рассматриваются изменения в социальном статусе интеллигенции в период реформирования китайского общества. Отмечается, что хотя интеллигенция является небольшой группой, она занимает ключевое место в модернизации общества.

Т.Чик [6], доктор Гарвардского университета, исследуя роль интеллектуалов и идеологию в Китае, рассматривает отношения между интеллектуалами и государством, выявляет тесные связи между ними, развивающиеся с момента формирования интеллигенции, ее типы, роль и сферы активности в обществе. Интересна работа К.Л. Хамрин, специалиста по Китаю в государственном департаменте США, в которой рассматриваются отношения между китайской внутренней политикой, экономическим планированием и внешней политикой, а также роль в этих процессах интеллигенции. Можно выделить также исследование Дж.-А. Инглиш-Луек [7], посвященное интеллигенции, не относящейся к ганьбу или диссидентам. В нем анализируются проблемы ассимиляции интеллигенцией достижений западной цивилизации, ее самоидентификации, поиска путей развития китайского общества.

Нами рассмотривается китайская

интеллигенция в условиях модернизации общества последней четверти XX века. Ее

генезис связан с общественным разделением труда. Первыми представителями были жрецы, колдуны, гадатели. Они выполняли мировоззренческие, идеологические и хозяйственные функции. Позднее начинает формироваться сословие ши, в котором можно выделить семь различных групп, но главная характеристика - занятие интеллектуальной деятельностью. В период Чжаньго происходит переход от сословия «ши» к социальной группе «шидайфу». Интеллектуальные процессы, происходившие в эпоху Тан и Сун, характеризуются определяющим влиянием ши на политику и культуру. Как синонимы ши употребляются термины «вэньчэнь»

(«гражданский чиновник»), «вэньжэнь», «вэныии» («интеллектуал»), «жу», «жуши» (конфуцианец). Однако сами ши предпочитали при самоопределении использовать термин «вэнь цзяо», «вэнь сюэ» («литератор», «учитель»). В данном термине отразилась специфика формирования китайской

интеллигенции, которая подразумевала гуманитарную направленность. Техническая интеллигенция появляется лишь в конце XIX в. с началом проникновения в Китай западных технических достижений. В данный период интеллигенция определяется через понятие «шэньши». Формируется новая интеллигенция, которая получила образование на Западе. В середине XX в. она приняла современный статус интеллигенции «чжишифэньцзы» и кадровых работников «ганьбу».

Место интеллигенции в социальной структуре китайского общества характеризуется нестабильностью. В революционном периоде она занимает важное место, является двигателем модернизационных процессов. Большинство интеллигенции поддержало образование КНР и лидеров страны. В 50-е годы XX века положение интеллигенции было устойчивым. Начала развиваться система образования, открыты научно-исследовательские институты, началось массовое обучение населения. Интеллигенция с энтузиазмом включалась в строительство нового государства. Но уже с момента образования КНР ставится вопрос разделения интеллигенции на «наших» и «враждебных». Особенно обостряется вопрос политической лояльности к идеологии марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна в конце 60-х - начале 70-х годов двадцатого века. Кампания «ста цветов и школ» явилась началом преследования интеллигенции. Она была причислена к эксплуататорскому классу. В период «культурной революции» был нанесен огромный ущерб интеллигенции.

2012/6 А

Прекратилось воспроизводство. Считается, что за этот период Китай потерял десять выпусков студентов высших учебных заведений. Практически высшее образование перестало существовать. Были сокращены сроки обучения до трех лет, ввели ускоренную подготовку. Студенты в это время занимались идеологическими вопросами, травлей преподавателей и профессуры, а не обучением.

Новый этап в развитии интеллигенции насту пил после 3-го пленума ЦК КПК (1978 г.), провозгласившего курс модернизации китайского общества. Интеллигенция причисляется к рабочему классу, начинают создаваться благоприятные условия и факторы для увеличения ее количественной и качественной характеристик. Преобразования, начавшиеся с деревни в 1984 г., переносятся в город. Начинает меняться социальная структура китайского общества, появляются новые слои. Небольшая часть интеллигенции начинает заниматься частным бизнесом, создавать предприятия, принадлежащие к различным формам собственности. Политика «открытых дверей» повлекла за собой активное проникновение западных идей, ценностей. Данный процесс привел к преобразованиям вслед за экономическими реформами политических отношений. Например, к активной поддержке интеллигенцией студенческих выступлений в мае-июне 1989 г. В этих событиях проявился раскол внутри правящей элиты, между «консерваторами» и «реформаторами». По мнению американских исследователей события 1989 г. не привели к смене политического режима из-за традиционной срощенности государства и интеллигенции, характерной еще мандаринату. Продвигаясь от ши к чжишифэньцзы, интеллигенция сохранила свои традиционные функции: культуропроизводства,

мировоззренческую, управленческую. Наряду с управляющими предприятий и организаций, в КНР существует система кадровых работников -ганьбу, часть из которых входит в состав интеллигенции, выполняет функции управления и координации государственными делами. Роль ганьбу в современном обществе все еще значительна, но отлична от роли мандаринов в имперском государстве. Традиционная роль критиков государства, характерная для мандаринов, сегодня стала опасной, влекущей наказание со стороны государства вплоть до изгнания. В КНР существуют современные диссиденты (например, Фан Личжи, которого называют «китайским Андреем Сахаровым»).

Процесс модернизации повысил роль интеллигенции в китайском обществе. Особенно повысился спрос на педагогическую интеллигенцию, так как повышение уровня образования тесно взаимосвязано с задачами модернизирующегося общества. Педагогическая интеллигенция является самым большим отрядом китайской интеллигенции и составляет 31,9% от всего числа интеллигенции, в отраслевой структуре она составляет 12,8% [5]. Задачи реформирования промышленности, особенно государственного сектора поставили задачу увеличения количественной и качественной подготовки инженерно-технических работников. Наблюдается тенденция небольшого повышения доли сельской интеллигенции в социальной структуре при общем понижении численности сельского населения. В основном интеллигенция сконцентрирована в городе.

Одной из актуальных проблем современного Китая является неоднородность в развитии регионов страны, что привело к различиям между ханьской интеллигенцией и национальной. Первоначальный уровень образования национальных меньшинств был значительно ниже. В процессе модернизации правительством стало больше уделяться внимания национальным меньшинствам: их образованию, экономическому развитию, участию в политической жизни страны. Ныне, среди 15 групп национальных меньшинств уровень образования выше, чем общегосударственный.

В демографической структуре китайского общества наблюдается диспропорция по соотношению между мужчинами и женщинами - 52 : 48. В структуре интеллигенции эта диспропорция больше: большинство из получивших высшее образование - это мужчины, женщины составляют 20-25% [3].

Произошли изменения в структуре воспроизводства интеллигенции. Если до «культурной революции» основными источниками являлись выходцы из «эксплуататорских» классов, то в современной КНР большинство составляют представители рабочего класса и крестьянства, доля выходцев из интеллигенции - 20% [2].

Начиная с 1978 г. по настоящее время интеллигенция претерпела в целом позитивные изменения. Хотя доля людей умственного труда составляет лишь 9%, но она играет важную роль в жизни китайского общества. КНР демонстрирует небывалые темпы роста экономики, трансформируется социальная

О.Д. Барлукова. Китайская интеллигенция в условиях модернизации общества

структура [5]. В настоящее время Китай представляет одну из перспективных моделей развития и в этом процессе роль интеллигенции очень высока.

Современный китайский термин

«чжишифэньцзы» по своему социальному содержанию несколько шире, чем русское понятие «интеллигенция». Китайская интеллигенция имеет глубокие исторические корни, прошла длительный путь от небольшой группы образованных людей до сословия и социального слоя. Ее место в структуре китайского общества характеризуется как неустойчивое, зависимое от политики государства и его руководителей. С начала модернизации общества после «культурной революции» место и роль интеллигенции становятся все более значительными. Основными факторами, способствующими ее развитию, стали экономические и социальные реформы, развитие политических и законодательных институтов гражданского общества. В качестве сдерживающих -выделяются в основном психологические: боязнь перемен, недоверие к внешнему миру, страх перед возможной нестабильностью. Социальная структура подвергается

трансформации в сторону увеличения представительства интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства, в том числе растет численность национальной

интеллигенции. Источники воспроизводства китайской интеллигенции расширились и стабилизировались. Создание «человеческого капитала» - а в этом процессе роль интеллигенции является главной — становится важной составляющей нового этапа модернизации Китая. Китайская интеллигенция всемерно поддерживает реформы, которые содействовали укоренению и повышению их места в социальной структуре общества. В то же время они обеспокоены такими явлениями как, упадок морали, возрастание коррупции, захлестнувшего страну культа денег и погони за материальными благами.

Китайская интеллигенция оказывает активное влияние на реформы, проходящие в стране. Это выражается как в разработке новых стратегических подходов к реформированию

экономики, так и в политических демонстрациях. Правительство вынуждено искать новые формы в диалоге с интеллигенцией, так как на современном этапе глобализации и интеграции мирового сообщества без высокообразованного общества и без лояльно настроенной интеллектуальной элиты невозможно конкурировать и процветать ни одной стране.

Социальный статус и структура китайской интеллигенции в условиях модернизации общества изменились по сравнению с периодом до 1978 г. в сторону повышения ее роли во всех сферах общества. Интеллигенция стала более активной социальной группой, влияющей на ход, содержание и темпы реформ. Социальная структура, функции и источники воспроизводства подверглись трансформации.

Литература

1. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР. 50-60-е годы. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. 1980. -264 с.

2. Котова Р.И. Китайское студенчество в первое десятилетие реформ // Переход к рынку в КНР. Общество, политика, экономика. - М. 1994. - С.88.

3. В.В.Кузнецова. Демографическое положение в КНР в 80-е годы // Китай на пути к рынку. Модель развития, демография, образование. -М.: РАН ИНИОН, 1996. -С.87.

4. Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века. - М.: Гуманитарий, 2004.-574 с.

5. Энциклопедия Нового Китая. - М.:Прогресс, 1989. -С.364.

6. Cheek Т. From Priest to Professionals: Intellectuals and State Under the CCP // Popular Protest and Political Culture in Modern China: Learning From 1989. - Boulder: Westview Press, 1992.-P. 124-145.

7. English-Lueck J.A. Chinese Intellectuals on the World Frontier. Blazing the Black Path. - Westport. L.: Bergin & Garvey, 1997.- 171 p.

8. Goldman M. The Intellectuals in the Deng Xiaoping Era // State and Society in China. - Boulder, Westview Press, 1992. - P.193-219.

Барлукова Оксана Дмитриевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: oxanal06@mail.ru.

Barlukova Oxana Dmitrievna, candidate of sociological science, associate professor, department of philosophy, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: oxana 106@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.