УДК 316. 356.2 (510)
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ В КИТАЕ
© Пэн Лин, доктор исторических наук, преподаватель кафедры русского языка Института иностранных языков Сианьского университета Цзяотун.
КНР, 710049, г. Сиань, ул. Сяньнин Силу, 8. E-mail: [email protected] © Барлукова Ольга Михеевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета.
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме исследования семьи и брака в КНР. Рассматриваются труды первых исследователей, занимавшихся изучением, анализом различных вопросов семьи: антрополога Пань Гуандань, социолога Лян Цичао, антрополога и социолога Фэй Сяотун и др.; представлены работы современных исследователей семейных отношений, гендерных ролей: Сю Аньци, Ли Инь-хэ. Также в статье отдельное внимание отводится деятельности научно-исследовательских центров изучения семьи, которые занимаются такими вопросами, как доходы и расходы семьи, качество жизни семьи и т.д. Сегодня научное сообщество Китая все чаще обращает свое внимание на такие проблемы, как мигранты и их регистрация, обучение детей, репродуктивное поведение крестьян, незаконнорожденные дети.
Ключевые слова: семья, брак, социология семьи, научно-исследовательский центр, трансформация, ценности.
EVOLUTION OF FAMILY STUDIES IN CHINA
Peng Ling, DPhil in History, Lecturer, Department of Russian language, Institute of Foreign Languages, Xian Jiaotong University.
8 Xianning Silu St., Xian, 710049 China. E-mail: [email protected]
Barlukova Olga M., Research Assistant, Department of philosophy, Buryat State University.
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of studying family and marriage in China. The works of the first researchers engaged in the study, analysis of the various family issues are considered: Pan Guandan, an anthropologist, Liang Qichao, a sociologist, Fei Xiaotong, an anthropologist and sociologist, etc.; the works of the modern researchers on family relationships, gender roles are presented: Xu Anqi, Li Yinhe. In the article special attention is also paid to the activities of the research centers studying families who are engaged in such matters as income and expenditure of families, quality of family life, etc. Today the scientific community of China increasingly pays its attention on such issues as migrants and their registration, education of children, reproductive behavior of peasants, illegitimate children. Keywords: family, marriage, family sociology, research center, transformation, values.
С древних времен семья, взаимоотношения членов семьи, ее функциональные особенности и другие вопросы, касающиеся семьи и брака, являлись основной темой дискуссий философов Китая. Существовал ряд философских школ и течений, предлагавших свои собственные взгляды на семейно-брачные отношения (например, конфуцианство, даосизм, буддизм). Так, большое влияние на формирование семьи оказала конфуцианская традиция. Как отмечает Я. М. Бергер, Китай является цивилизацией, в которой конфуцианское учение глубоко проникло в межличностные отношения и бытовой уклад [3, с. 94]. Сложившиеся традиционные нормы социальных взаимоотношений до сих пор имеют влияние в современном обществе Китая.
В настоящее время Китай переживает большие перемены в социально-экономической и политической сферах жизни, которые оказывают давление на традиционные духовные и нравственные основы китайской семьи. Происходящая трансформация института семьи и брака вызывает большой интерес у многих ученых.
Исследования института семьи в Китае начались приблизительно в 1920-х гг. Пань Гуандань в предисловии к книге «Проблемы китайской семьи», изданной в 1926 г., пишет: «Наш народ еще 3-4 года назад начал вести жаркие дискуссии о проблемах семьи» [5, с. 1]. Это свидетельствует, во-первых, о том, что появляются иные подходы осознания семьи, влияние на которые (в какой-то степени) оказало проникновение западной культуры в Китай. С появившимися новыми веяниями началось переосмысление старых традиций. Во-вторых, это свидетельствует о том, что уже в начале
XX в., в связи с такими историческими событиями, как свержение императора, становление Китайской Республики, китайское общество осознает необходимость исследования социальных трансформаций, произошедших, в том числе и с семьей.
В 1920-х гг. в разделах специальной литературы уже имелись такие статьи, как «Проблемы семьи», «Новые теории семьи», «Собрание дискуссий о проблемах семьи», в разделах периодических изданий - «Исследование семьи». Кроме того, были опубликованы статьи, затрагивающие проблемы женщин, брака, вопросы сексуальной этики, ограничение рождаемости и другие вопросы, имеющие непосредственную связь с китайским институтом семьи [5, с. 2].
Общественное движение по реформированию семьи существенно повлияло на ситуацию, и среди мелкой буржуазии города появилась форма «малой семьи», которая отличалась от традиционной расширенной семьи. Вследствие этого претерпели изменения семейные отношений, структура семьи, что ускорило темпы перехода к модернизации форм семьи нового времени. Многие ученые придерживаются мнения, что движение за новую культуру стало отправной точкой модернизации китайской семьи [5, с. 2].
Произошедшие в XX в. экономические и политические преобразованиями в стране способствовали развитию таких наук, как социология, антропология, психология, политология, экономика и др., занимающихся изучением института семьи. Важную роль в развитии и становлении этих наук сыграли поездки китайских ученых на Запад с целью изучения теорий прогрессивных ученых того времени. После возвращения они распространяли полученные знания в университетах и проводили социологические исследования. Основными областями исследования были: развитие сельских районов, этнические группы, сфера занятости населения, гендерные вопросы, семья и брак.
В начале XX в. начинает бурно развиваться социология Китая. Представители китайской общественной мысли сформулировали свое понимание социологии как синтетической дисциплины, основу которой составляют отдельные философские, политологические и экономические концепции. Базируясь на успехах западного и японского обществоведения, ученые пытались скоррелировать их идеи с традиционными воззрениями.
Изучение проблем семьи и семейной жизни в китайской науке первоначально основывалось на принципах западной социологической мысли, использовались работы таких знаменитых антропологов и социологов, как Г. Спенсер, Л. Морган, Ф. Энгельс, Т. Парсонс и др.
Одним из первых ученых Китая, занимавшихся вопросами семьи и брака, был социолог Лян Цичао (1873-1923). Он выступал за свободу браков и разводов, за равноправие мужчин и женщин, за общественное воспитание детей и их равное образование до 20-летнего возраста, с наступлением которого человек должен становиться полноправным гражданином. Среди первых исследователей теоретического осмысления истории китайской семьи и брака следует отметить также знаменитого антрополога Пань Гуанданя. Он отмечал репродуктивную функцию семьи как важнейшую. Суть ее заключалась в рождении детей, продолжении человеческого рода. Традиционную семью, состоящую из старшего поколения, детей и внуков, Пань Гуандань рассматривал как главную модель семьи для китайского общества. Известный антрополог и социолог Фэй Сяотун (1910-2005) занимался полевыми исследованиями, на основе которых в 1939 г. выпустил работу «Крестьянская жизнь в Китае». Исследуя деревни Китая, Фэй Сяотун уделял большое внимание развитию сельской семьи и ее эволюции в процессе трансформации общества.
С развитием социологии, антропологии и других наук в Китае традиционное устройство семьи стало рассматриваться по-разному. Одни исследователи выступали за семью, основанную на конфуцианских принципах, другие - резко критиковали идеологию конфуцианства и видели в ней лишь тормоз национального развития [5, с. 1, 2].
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и прихода к власти Мао Цзэдуна коренным образом поменялась жизнь Китая. Была сломлена вся система традиционных ценностей. Изданный в 1950 г. Закон о браке закрепил гендерное равенство, обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей, свободу выбора мужа и жены, моногамность семьи, а также равноправие ее членов. Стоит отметить, что после образования «нового Китая» социология семьи как одна из отраслей социологии была ликвидирована, тем не менее, исследование семьи в правительственных учреждениях никогда не прекращалось. Так, в 1950-1960-х гг. было издано множество книг по вопросам семьи и брака.
В конце 1970-х гг., после восстановления социологии, начинается период бурного развития исследований в области семьи и брака. В Китае были созданы исследовательские институты, исследовательские и общественные ассоциации, центры, в которых задействовано большое количество со-
трудников. В данных организациях проводится мониторинг работ китайских ученых о трансформации общества и масштабных социальных изменениях, прогнозируются возможные последствия изменений и т. д.
С 1977 г. начинают открываться научно-исследовательские институты, в том числе Институт социологии, Академия общественных наук, Всекитайская социологическая ассоциация, а также центры исследования семьи при основных университетах Китая.
Китайская академия общественных наук издает журнал о жизни женщин - «Годовой отчет о положении женщин в Китае». На его страницах анализируется качество жизни китайских городских женщин и их статус, выдвигаются предположения о будущих тенденциях, основанные на данных первичных наблюдений. Издаваемые статьи, такие как «Китайская семья и удовлетворенность браком», «Исследование качества жизни семьи со средним доходом», показывают, что связь супругов -это основа брака и гармоничной, дружной семьи, которая в свою очередь является источником женского счастья. Также они описывают и анализируют статистические данные о потреблении семьи, доходах и качестве жизни.
Центр исследования семьи при Шанхайской академии общественных наук был основан 15 мая 2006 г. в Международный день семьи, при поддержке местных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами исследования семьи. Цель центра - внесение собственного вклада в улучшение качества китайской семьи и брака; пропаганда здорового образа жизни; развитие научных программ исследования брака и семьи; создание веб-сайта и журнала, посвященных исследованию китайской семьи; формирование исследовательской базы данных; выпуск междисциплинарного учебника о семье; продвижение государственной семейной политики [7].
Исследовательский центр общественных наук Китая при Пекинском университете был открыт в сентябре 2006 г. Это исследовательское подразделение Пекинского университета, занимающееся изучением социальных проблем китайского общества. В настоящее время центр занимается двумя крупными исследовательскими проектами: пошаговое исследование развития семьи в Китае и лонги-тюдное исследованием здоровья людей пожилого возраста. Цель проектов - проведение социологических исследований, обеспечение научной базы для дальнейшей выработки планов по продвижению социальных, экономических, образовательных и других видов междисциплинарных исследований [6]. Центр публикует сборники статей: «Доходы Китая», «Развитие (динамика) китайской семьи», «Развитие образования в Китае».
В связи с основанием научных центров и ассоциаций по исследованию общества, большое количество ученых занимается различными проблемными аспектами семьи и брака. Исследуются такие проблемы, как доходы и расходы семьи и ее членов, жилищные условия, уровень образования, здоровье, затраты на лечение, привычки в еде, свободное время, изменение семейных ценностей и многое другое.
Одним из наиболее известных исследователей в сфере семейных отношений является Сю Ань-ци - исполнительный директор Центра исследования семьи Шанхайской академии общественных наук. Область научных интересов: семейные отношения, гендерные вопросы, разводы и неполные семьи. Среди публикаций можно выделить наиболее популярные: «Представления женщин о браке и семье: сравнительное исследование Востока и Запада», «Социальная поддержка семей родителей-одиночек», «Жизненный цикл семьи: эмпирический анализ супружеских конфликтов», «Насилие в семье: анализ данных среднестатистических семей», «Статус женщины в семье: сравнительные исследования. Психология развода».
Еще одним известным исследователем семьи и брака является Ли Иньхэ - социолог, сексолог и активист в борьбе за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Китае. Большая часть ее работ посвящена таким вопросам, как сексуальные нормы современного Китая, гомосексуализм, разнообразные виды сексуального поведения, включая садомазохизм, а также проблемы женщин. Ли Иньхэ активно призывает к большей терпимости по отношению к нетрадиционным сексуальным движениям Китая. Являясь членом Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции, исследователь представила предложения по легализации однополых браков в 2003, 2005 и 2006 гг., но ни одно из них не было принято.
В последние годы кроме исследований, которые были наиболее актуальны на протяжении последних нескольких десятилетий (структура и функции семьи, главенство в семье и др.), появляются новые направления исследований в области брака и семьи, требующие детального изучения и глубокого анализа, - проблемы мигрантов, регистрация мигрантов, обучение детей, репродуктивное поведение крестьян, незаконнорожденные дети.
Литература
1. Китайское общество: анализ и прогноз: сб. ст. / под ред. Жу Синь, Лу Сюэи, Ли Пэйлинь (^ФНЩ^-
ВШЪШШМ ИЖ). - Пекин, 2011. - 299 с.
2. Пан Давэй. К истории социологии в Китае // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С.130-
136.
3. Бергер Я. М. Китайская модель глобализации // Век глобализации. - 2009. - №1. - С.94.
4. Исследование китайской семьи: сб. ст. (ФНШШМЙ, -ЪШ). - Шанхай, 2014. - 275 с.
5. Тянь Фэн. Жизненный цикл современной китайской семьи (Ш^ ^Ж). - Пекин, 2011. - 242 с.
6. Исследовательский центр общественных наук при Пекинском университете // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isss.edu.cn/
7. Центр исследования китайской семьи // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.familystudy.org.cn/
References
1. Ш^^ШШ^ШЧШШ ШШ, [Chinese Society: the Analysis and Forecast]. Beijing, 2011. 299 p. (in Chinese)
2. Pan Dawei. K istorii sotsiologii v Kitae [To the History of Sociology in China]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya - Sociological Research. 2009. No. 4. Pp. 130-136.
3. Berger Ya. M. Kitaiskaya model' globalizatsii [Chinese Model of Globalization]. Vek globalizatsii - The Century of Globalization. 2009. No. 1. P. 94.
4. ФИЩМШ% [Studying of Chinese Family]. Shanghai, 2014. - 275 s.
5. Tian Feng. НФ ^Ж [The Life Cycle of a Modern Chinese Family]. Beijing, 2011. 242 p.
6. Issledovatel'skii tsentr obshchestvennykh nauk pri Pekinskom universitete [Social Sciences Research Center under Beijing University]. Available at: http://www.isss.edu.cn/
7. Tsentr issledovaniya kitaiskoi sem'i [Center for Chinese Family Studies]. Available at: http://www.fam-ilystudy.org.cn/