Научная статья на тему 'Трансформация семьи в условиях модернизации китайского общества'

Трансформация семьи в условиях модернизации китайского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
615
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / SOCIETY / FAMILY / FAMILY VALUES / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барлукова Ольга Михеевна

В статье описываются проблемы, связанные с транформацией семьи в условиях модернизации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of family in the conditions of chinese society modernization

This article deals with the problems of family transformation in the conditions of Chinese contemporary society

Текст научной работы на тему «Трансформация семьи в условиях модернизации китайского общества»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 316.356.2 (510) О.М. Барлукова

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье описываются проблемы, связанные с транформацией семьи в условиях модернизации современного общества.

Ключевые слова: общество, семья, семейные ценности, трансформация.

O.M. Barlukova

TRANSFORMATION OF FAMILY IN THE CONDITIONS OF CHINESE SOCIETY MODERNIZATION

This article deals with the problems offamily transformation in the conditions of Chinese contemporary society Keywords: society, family, family values, transformation.

Уже на протяжении многих веков Китай является государством с самым большим населением в мире. Неудивительно, что в настоящее время внимание специалистов, ученых приковано к стране с быстро растущей экономической мощью и огромным населением. Китайская Народная Республика подверглась огромным социальным, экономическим и политическим изменениям за последние 60 лет. Это не могло не повлиять на один из основных институтов китайского общества - семью.

С момента провозглашения Китайской Народной Республики политика государства в отношении института семьи и демографии не отличалась стабильностью. В 1949 г. общая численность населения страны составляла 541,67 млн человек, она быстро росла и к 1969 г. уже достигла 806,71 млн человек. Китайское правительство приходит к выводу, что чрезмерно быстрый рост населения не благоприятствует экономическому и социальному развитию, создает большие трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, транспорта, лечения и т.д. Исходя из реальной ситуации в стране, в том числе обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и нехватки пахотных земель китайское правительство предпринимает ряд мер, направленных на совершенствование контроля над рождаемостью и комплексное повышение качества жизни населения. Такая политика призвана содействовать скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, экономи-

ки, общества, ресурсов и окружающей среды, с другой [http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/ zg5/zg52/t118251]. В 1970-х гг. во всех учреждениях здравоохранения были созданы отделения по плановой рождаемости. В декабре 1973 г. состоялось совещание по отчету о работе этих отделений, на котором впервые были выдвинуты требования позднего брака, рождения детей с промежутком в 4 года, малого количества детей в семье. Одновременно были созданы руководящие органы по плановой рождаемости в системе местного самоуправления. В сентябре 1982 г. плановая рождаемость официально была возведена Всекитайским съездом Коммунистической партии Китая в ранг основной политики государства, а в декабре 1982 г. она была закреплена Конституцией Китайской Народной Республики. С 1 сентября 2002 г. был введен в действие закон «О народонаселении и плановой рождаемости». В статье 18 закона предусмотрено поощрение граждан к позднему браку и рождению одной супружеской парой одного ребенка. Таким образом, работа в области планового деторождения, которая велась на протяжении двадцати с лишним лет посредством политических установок и постановлений органов местной власти, увенчалась принятием закона. Необходимо отметить, что ограничение рождаемости касалось основной части населения Китая - ханьцев, и только с появлением закона «О народонаселении и плановой рождаемости» правительство обязало контролировать ее и среди национальных меньшинств. Благодаря принятым

мерам коэффициент рождаемости стал ежегодно снижаться, к концу 1998 г. он составил 16,03 промилле по сравнению с 34,11 промилле в 1969 г.. естественный прирост населения соответственно снизился с 26,08 до 4,53 промилле [http://www. сЫпасо^иМе .khb.ru/rus/gyzg/zg5/zg52/t118251]. Также благодаря действиям правительства стал ниже уровень смертности. В 1953 г. насчитывалось 14 случаев смерти на 1 000 человек, в 1970 г. - уже 8, а в 2000 г. - 7.

В настоящее время наряду с положительными моментами, т.е. снижением быстрого роста населения Китая, повышением уровня жизни в стране, проявились и негативные моменты. Китай сталкивается с ростом заболеваемости СПИДом. По официальным данным, в 2000 г. количество ВИЧ-инфицированных составляло 600 тыс. чел., в 2002 г. - уже 1 млн. Показатели заболеваемости и смертности в сельской местности превышают показатели в городах. Большая часть сельского населения не имеет медицинской страховки, им приходится пользоваться платными медицинскими услугами. Однако далеко не все сельские жители не могут позволить себе эти услуги, т.к. одно посещение медицинского учреждения может обойтись в 20 долларов США, что составляет около 15% годового денежного дохода работника фермы.

Еще одной демографической проблемой, стоящей перед современным китайским обществом, является старение населения: доля людей старше 60 лет увеличивается, а способных трудиться -уменьшается. В результате возросшее социальное бремя должно будет лечь на поколение, наименее для этого подходящее. Под влиянием формулы «одна семья - один ребенок» произошла трансформация семейной морали: центр китайской семейной философии сместился с «культа стариков» в сторону «культа детей». Конечно, несмотря на большие изменения, современная модель китайской семьи сохранила статус первичного института социализации ребенка. Новые требования к образованию и качеству жизни заставляют родителей меньше времени проводить дома и больше работать. Таким образом, в социализации детей большую роль стали играть общественные институты - детские ясли, сады и школы. Также существенную помощь в воспитании детей оказывают дедушки и бабушки, живущие вместе с молодой семьей либо часто приезжающие погостить. Старики в современной семье уже не имеют былого авторитета, однако их влияние на детей и внуков все еще велико.

Молодые супружеские пары в Китае стремят-

ся получить хорошее образование, престижную высокооплачиваемую работу, добиться стабильного материального положения и лишь после этого родить долгожданного ребенка. Из-за действующего правила «одна семья - один ребенок» в Китае все хотят иметь мальчика. Если в семье рождается мальчик - это большое счастье, т.к. он сможет работать и обеспечивать родителей. Девочек же надо растить, готовить приданое, и рано или поздно они уйдут в семью мужа. В результате такого стечения обстоятельств появился феномен «маленький император». Это избалованный ребенок, не способный принимать собственные решения, не знающий отказа ни в чем, зачастую страдающий избыточным весом. Хотя надо отметить, что этот феномен относится прежде всего к городским семьям. В сельской местности по-прежнему господствует традиционный уклад, что неудивительно: очень тяжелые условия жизни и зависимость от урожая не позволяют воспитывать «маленьких императоров».

Возникают сомнения, что поколение «маленьких императоров», которое выросло без братьев и сестер и не привыкло ни с кем делиться и чем-либо жертвовать, сможет нести большие социальные нагрузки. Ежегодно около 5% детей рождается с физическими и умственными недостатками, в стране 60 млн инвалидов, 840 тыс. ВИЧ-инфицированных (по данным 2004 г.), что не лучшим образом отражается на росте ее экономики и уровне жизни населения. Китайская Народная Республика ищет способ выбраться из этого демографического капкана [http://www.rg.ru/2006/01/27/china.html].

Плановое деторождение часто оборачивается семейной трагедией для женщины. Рождение мальчика повышает ее статус в семье, девочки же, наоборот, на всю жизнь делает виноватой. Очень часто женщины, узнав, что у них должна родиться девочка, делают аборты, причем независимо от срока беременности, подвергая риску свою жизнь, избавляются от ребенка после родов (продают в рабство). Так как власти запретили определение пола будущего младенца с помощью ультразвукового исследования, женщины стали обращаться с этим вопросом к частным врачам.

Институт брака всегда оказывал значительное влияние на все сферы жизни китайского общества. Благодаря браку устанавливались новые или укреплялись существующие политические связи, продолжался род. Демографическая политика, направленная на ограничение рождаемости, и начало экономических реформ привели к устойчивому росту экономической и политической мощи Китая.

Мужчины и женщины детородного возраста, поздно заводя ребенка, с большей эффективностью могли концентрироваться на своем карьерном росте. Брак в Китае заключался по соглашению между семьями жениха и невесты. Семья жениха должна внести выкуп за невесту. После заключения брака женщина была обязана беспрекословно подчиняться родственникам мужа. На современном этапе женщины в Китае, выходя замуж, уже обладают правами, доминирующей тенденцией в вопросах брака и семьи становится равноправие мужчины и женщины в семейной жизни (ст. 13 закона КНР «О браке»). Каждый из супругов обладает свободой участия в производственной, рабочей, учебной и общественной деятельности. Ни одной из сторон не разрешается вмешиваться в жизнь другого, налагать на его деятельность ограничения. (ст. 14 закона КНР «О браке»). Раньше китайские женщины находились вне общественной жизни, не имели прав собственности, наследования. В современном же Китае правительство стремится развить участие женщин в общественной жизни, они, как и мужчины, обладают перечисленными выше правами. Замужние девушки занимают достойное место в семье, участвуют в решении различных семейных вопросов.

Современные китайские семьи становятся меньше, если раньше они состояли из нескольких поколений, то сейчас молодежь стремится к обретению свободы и самостоятельности. В прошлом в Китае царил патриархат, в нынешних же современных семьях - равноправие. При этом по-прежнему почитают пожилых людей. Даже если взрослые дети живут отдельно от своих родителей, между ними, как и между другими родственниками, существуют тесные отношения.

Несмотря на все позитивные изменения, происходящие в семье, эксперты считают, что брак и семейные ценности в Китае в целом находятся под угрозой. В первую очередь тревогу вызывает широкое распространение внебрачных связей, рост разводов и насилие в семьях. Так, ведущий специалист по вопросам брака и семьи Шанхайской академии наук Сюй Аньци считает, что ослабление института брака создает ряд серьезных проблем, негативно влияющих на состояние китайского общества, подрывает его стабильность. Внесение поправок в Закон о браке направлено прежде всего на стабилизацию семьи в условиях модернизирующегося общества. Согласно социологическому исследованию, проведенному Всекитайской федерацией женщин, более 90% опрошенных в десяти провинциях и крупных городах КНР высказались

за необходимость обновления действующего Закона о браке. Новая редакция закона должна способствовать созданию более прогрессивного и демократичного института семьи и брака, отвечающего современным потребностям и условиям интенсивно развивающегося китайского общества. Также она должна положить конец нарушениям имущественных прав женщин в случае расторжения брака, насилию, от которого чаще всего страдают женщины, дети и старики (Почагина О. Новая редакция закона КНР о браке).

По нашему мнению, все вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время в Китае происходят глубокие изменения не только в сфере экономики и общественно-политической жизни, но и в понимании семейных отношений, брака, семейных ценностей. Уменьшается влияние традиций на образ жизни современной молодежи, происходит старение населения, возрастает роль миграции, меняются модели брака и рождаемости, происходит изменение статуса женщины и движение к гендерному равенству, возникают проблемы совмещения занятости и семейных обязанностей и т.д. Следовательно, необходимо отметить как положительные, так и отрицательные моменты трансформации китайского общества. Перед Китаем встала проблема устойчивости семьи. Под угрозой деформации оказались такие ее функции, как воспроизводство, сохранение и развитие семейных ценностей. Помимо этого, в настоящее время возросла потребность в замещающих семейные ценности объектах. Правительство сталкивается с множеством трудностей. В связи с этим в Китае в 2011 г. запланировано провести эксперимент по ослаблению политики «одна семья - один ребенок», семьи получат право иметь двоих детей.

Литература:

1. Population Bulletin, Vol. 59. No 2.

2. Закон о браке КНР. URL: http:// community. liveioumal. com/ru chinafamily/3854.html

3. URL:http://russian.cri.cn/chinaabc/

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

5. Пятая всеобщая перепись населения КНР 2000 г. // Сайт ГСУ КНР, 2004.

6. URL:http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg5/ zg52/t118251

7. URL:http://www.rg.ru/2006/01/27/china.html

Барлукова Ольга Михеевна - аспирант кафедры философии Бурятского госуниверситета, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: olga-2b@yandex.ru

Barlukova Olga Mikheevna, post-graduate student, assistant of philosophy department of BSU, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, e-mail: olga-2b@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.