14. 1 I 2"!4
УДК 1(510) © О.Д. Барлукова
КИТАЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема идентичности китайской интеллигенции в процессах модернизации и глобализации. Проникновение западных идей привело к потере идентичности и породило сомнения в потенциале своей культуры. Автором доказывается, что экзистенциальной основой идентичности китайской интеллигенции сегодня должны стать сакрализация и национальная самоидентификация.
Ключевые слова: Китай, интеллигенция, идентичность, модернизация, социум.
O.D. Barlukova
CHINESE INTELLIGENTSIA: IN SEARCH OF IDENTITY
The article considers the problem of identity of Chinese intelligentsia in the processes of modernization and globalization. The penetration of Western ideas led to the loss of identity and raised doubts about the potential of own culture. The author argues that the existential basis of the identity of the Chinese intelligentsia today should be sacralization and national self-identity.
Keywords: China, intelligentsia, identity, modernization, socium.
Для китайской интеллигенции проблема идентичности становится актуальной во второй половине XIX в. в связи с проникновением западных государств на территорию Китая и особо обостряется в период модернизации общества в последней четверти XX в. Открытие Китая западной культуре и процесс глобализации породили проблему самоидентичности. Для китайской интеллигенции одним из основных вопросов стал: «Что значит быть китайцем?».
Китайская интеллигенция является одной из наиболее динамичных социальных групп социума, поэтому ей наиболее характерны сомнения и потеря идентичности. Увлечение западными идеями, спровоцированное высоким уровнем развития науки, техники, демократическими свободами, привели к потере идентичности и разочарованию в себе и потенциале своей культуры. Но при более близком знакомстве с западным обществом некоторая часть китайской интеллигенции, которая получила там образование, была разочарована и в западных идеалах. Унижения, связанные с незнанием языка и трудностями адаптации в чужой культурной среде, пробудили у многих интерес к традиционным ценностям. В результате сформировалось националистическое течение, отличающееся неоднородностью. Основной же вопрос сменился с «кто я?» на «куда идти?».
Таким образом, эволюция идентичности китайской интеллигенции происходит по диалектической триаде: тезис «китайская традиционная культура» - антитезис «западная культура» - синтез «китайская основа, западная технология».
Каждому человеку необходимо идентифицировать себя самого, поскольку это дает человеку
экзистенциональную основу. Культ предков, развитый в Китае, в данном случае играет наиболее важную роль. «Я знаю свои корни, своих предков, и это дает мне право называться тем, кто я есть. Моя семья (малая социальная группа) - это основа моего существования». Семья важнее общества. Следующий шаг: идентификация на уровне большой социальной группы. Тысячелетняя древнейшая культура, основанная на мировых философских системах конфуцианства, даосизма, легизма и буддизма. Что нужно позаимствовать у других? Только технологии, оболочку или форму для основы. Национальное самосознание возносится на высший уровень удовлетворения.
Чем больше на человека влияет глобализация, давление различных культурных, религиозных и возрастных изменений, тем активнее становится уход в сакральное. Эта сфера, где человек соотносит себя с фундаментальными ценностями, с основополагающими и дорогими сердцу источниками своего становления [1, с. 88]. Пласт сакрального в идентичности личности в условиях глобализации определен именно локально, он характеризует наиболее личное, глубоко укорененное в человеке [1, с. 89]. В основе устойчивости китайской интеллигенции и успешного развития социальной системы в целом - культ предков, почитание старших, превалирование семьи над обществом.
Глобализация имеет две формы: выпуклую (западную) и плоскую (восточную). Выпуклая форма подразумевает, что на вершине глобализации находится США как глобальная империя, которая осуществляет свою политику, как с помощью грубой военной силы, так и методами «мягкой силы» (идеология, культурная экспан-
О.Д. Барлукова. Китайская интеллигенция: в поисках идентичности
сия), которые являются не менее агрессивными. Результатом может стать столкновение цивилизаций [3] или упрощенная рационализация-макдонализация. Плоская глобализация [2] -развитые информационные технологии и создание единой глобальной сети, которая соединяет разные точки земного шара, делая его мульти-культурным, а значит, и более толерантным. С другой стороны, это виртуальный мир, искусственный, не являющийся реальным. Он дает иллюзорную уверенность в своей значимости, что в случае с отдельным индивидом выражается в ощущении себя более красивым, умным, богатым и т.д. При этом данное чувство значимости распространяется на все уровни: от пользователей социальных сетей до финансовых брокеров и корпораций, которые повергают мир в реальный кризис. Политические движения и революции, мировой экономический кризис -это отчасти результаты развития информационных технологий.
Китайская интеллигенция проходит испытание идентификацией, с которой довольно успешно справляется. Политическое руководство во главе с Синь Цзиньпином выдвигает на передний план воспитательную работу. Ведь для того чтобы сохранить национальную самоидентичность необходимо идеологически воздействовать на умы подрастающего поколения. Именно от эффективности идеологической платформы с практическими результатами экономического процветания зависит будущее Китая.
Известный британский социолог Э. Гидденс показал, что идентичность в обществе поздней современности не достигается легко и одномоментно, а предстает как ряд дилемм самоопределения [4]. Он выделил четыре такие дилеммы.
1. Унификация или фрагментация;
2. Беспомощность (отсутствие возможностей) или их многообразие;
3. Устойчивые авторитеты или самоопределение в условиях их отсутствия;
4. Индивидуальный опыт или стандартизированное, уподобляемое товарному рынку поведение.
Успехи Китая связаны с особым подходом к выбору дилемм развития. Не смотря на то, что глобализация усиливает процессы фрагментации, для Китая унификация является традицией, идущей из глубины веков, которая существует на уровне сознания. Фрагментарное восприятие мира проявляется тогда, когда человек имеет дело с большими потоками информации, выхватывает оттуда частями, (фрагментами) смыслы и уже на основе этого формирует свое (опять же
фрагментарное) мировоззрение и поведение. Время, как говорил еще Аврелий Августин, для человека распадается на прошлое, настоящее и будущее. У современного же человека время не просто настоящее, а всего лишь его фрагмент, обрывок. Идеология Запада породила парадокс ускорения - человечество стремится к будущему, не успевая прожить настоящее. Жизнь превращается в калейдоскоп событий, где важно не качество, а количество, не сущность, а форма (оболочка). Отсутствие содержания компенсируется получением удовольствия здесь и сейчас, что неминуемо превращает современного человека в сиюминутного гедониста.
В настоящее время на уровне общества мы наблюдаем информационное противостояние проамериканской и китайской идеологий. Как показала практика, «мягкая сила» китайской культуры намного эффективнее, чем американская, поэтому наблюдается все более частое применение США грубой военной силы. Немаловажно и то, что сегодня модернизация китайского общества увеличивает многообразие возможностей, в том числе и для интеллигенции. Дальновидная политика Дэн Сяопина, нацеленная на поддержку и развитие авторитета Мао Цзэдуна и Коммунистической партии Китая, является еще одной опорой стабильности в обществе.
Для китайского социума характерно стандартизированное поведение, но уподобляемое не товарному рынку, а ритуалу. В основе лежит не экономический интерес, а устойчивость социума. Понятно, что с развитием рыночной экономики «индивидуализация» поведения становится все более распространенной, но контроль государства достаточно строг и поэтому периодически имеют место показательные процессы силового воздействия по отношению к некоторым представителям политической и интеллектуальной элиты, которые предприняли попытки выйти за рамки «стандартов». Почему на уровне китайского социума не наблюдаются широкомасштабные революции? Ответ, скорее всего, состоит в том, что процессы модернизации и глобализации приводят к бесконечному поиску идентичности, что, в свою очередь, вызывает то, что Х. Арендт назвала тоталитарным соблазном - у общества возникает потребность в опоре на силу и авторитет.
Мы предполагаем, что китайская интеллигенция осознает неоднозначное влияние западной доктрины индивидуальной свободы, в современном варианте представляющей собой тип стандартизированной упрощенной рациональности, которая не развивает, а, напротив, огра-
14. 1 I 2 '14
ничивает человека. Решение проблемы заключается в определении собственной идентичности, основанной на сакрализации своих корней (предков) и национальной самоидентификации как экзистенциальной основе. В этом случае новые технологии и идеологии будут восприниматься адекватно, и способствовать устойчивому развитию общества.
Литература
1. Федотова Н. Мультикультурализм и политика идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т.9, №3. - С.75-92.
2. Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI в. -М.: АСТ, 2006.
3. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? - М.: Изд-во АСТ, 2003.
4. Giddens A. Modernity and self-identity: self and society late modern age. - Standford, 1991.
Барлукова Оксана Дмитриевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: oxana [email protected]
Barlukova Oxana Dmitrievna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of philosophy, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail:[email protected]
УДК 1(091) © О.Р. Халтаева
О РОЛИ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КИТАЕ (XVI-XI вв. до н.э.)
Статья посвящена анализу места и роли ранних религиозных верований Китая в формировании государственного управления в шан-иньский период его истории. Акцентируется внимание на культе предков, обладавшем большой регулятивной значимостью и составлявшем важнейший компонент социального управления, как на уровне семейных, так и общественных отношений. Рассматривается идеологическая востребованность культа Шан-ди.
Ключевые слова: религиозные культы, верования, протогосударство, государственное управление, власть.
O R. Khaltaeva
ON THE ROLE OF RELIGIOUS CULT IN THE FORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN CHINA (XVI-XI cent. b.c.)
This article is devoted to the analysis of the place and role of religious beliefs in China early in the formation of public administration in Shang-Yin period of its history. The attention is focused on the cult of ancestors that had a large regulatory significance and constituted the most important component of social control, both at the level offamily and social relations. The ideological demand of Shang-di cult is considered.
Keywords: religious cults, beliefs, protostate, public administration, power.
Формирование первого государственного образования на территории Китая - протогосудар-ства Шан-Инь (Й^) - началось в XVI в. до н.э. Оно представляло собой надобщинную политическую структуру, образованную в бассейне реки Хуанхэ, и его появлению способствовало формирование двух важнейших нормативных институтов.
Первый из них - это институт власти-собственности, суть которого «сводится к праву верховного правителя надобщинного коллектива распоряжаться всем его достоянием как бы от его имени и в его интересах. Это право основано не на собственности - собственности, как таковой, общество, о котором идет речь, не знает, -оно основано только на власти правителя» [1, с. 16]. Иными словами, собственность, считающаяся коллективной, фактически принадлежит
правителю, который распоряжается ею от имени коллектива. Второй нормативный институт - это формирование структурированной этнической общности, группы, имеющей вождя; процесс формирования такой общности, согласно теории М. Фрида, представляет собой трибализацию (от лат. «1:пЬа» - племя) [1, с. 17]. Трибализация, в условиях указанного периода, предполагала, что вокруг шан-иньского политического образования структурировались другие, окружавшие его этнические общности, которые превращались в этнополитические образования. Власть-собственность - олицетворял собой ван (I), который окружил себя аппаратом административного управления, а также вооруженной охраной, имевшей привилегированное положение по сравнению с остальными членами общества.