14. 1 I 2"!4
ничивает человека. Решение проблемы заключается в определении собственной идентичности, основанной на сакрализации своих корней (предков) и национальной самоидентификации как экзистенциальной основе. В этом случае новые технологии и идеологии будут восприниматься адекватно, и способствовать устойчивому развитию общества.
Литература
1. Федотова Н. Мультикультурализм и политика идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т.9, №3. - С.75-92.
2. Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI в. -М.: АСТ, 2006.
3. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? - М.: Изд-во АСТ, 2003.
4. Giddens A. Modernity and self-identity: self and society late modern age. - Standford, 1991.
Барлукова Оксана Дмитриевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: oxana [email protected]
Barlukova Oxana Dmitrievna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of philosophy, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail:[email protected]
УДК 1(091) © О.Р. Халтаева
О РОЛИ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КИТАЕ (XVI-XI вв. до н.э.)
Статья посвящена анализу места и роли ранних религиозных верований Китая в формировании государственного управления в шан-иньский период его истории. Акцентируется внимание на культе предков, обладавшем большой регулятивной значимостью и составлявшем важнейший компонент социального управления, как на уровне семейных, так и общественных отношений. Рассматривается идеологическая востребованность культа Шан-ди.
Ключевые слова: религиозные культы, верования, протогосударство, государственное управление, власть.
O.R. Khaltaeva
ON THE ROLE OF RELIGIOUS CULT IN THE FORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN CHINA (XVI-XI cent. b.c.)
This article is devoted to the analysis of the place and role of religious beliefs in China early in the formation of public administration in Shang-Yin period of its history. The attention is focused on the cult of ancestors that had a large regulatory significance and constituted the most important component of social control, both at the level offamily and social relations. The ideological demand of Shang-di cult is considered.
Keywords: religious cults, beliefs, protostate, public administration, power.
Формирование первого государственного образования на территории Китая - протогосудар-ства Шан-Инь (Й^) - началось в XVI в. до н.э. Оно представляло собой надобщинную политическую структуру, образованную в бассейне реки Хуанхэ, и его появлению способствовало формирование двух важнейших нормативных институтов.
Первый из них - это институт власти-собственности, суть которого «сводится к праву верховного правителя надобщинного коллектива распоряжаться всем его достоянием как бы от его имени и в его интересах. Это право основано не на собственности - собственности, как таковой, общество, о котором идет речь, не знает, -оно основано только на власти правителя» [1, с. 16]. Иными словами, собственность, считающаяся коллективной, фактически принадлежит
правителю, который распоряжается ею от имени коллектива. Второй нормативный институт - это формирование структурированной этнической общности, группы, имеющей вождя; процесс формирования такой общности, согласно теории М. Фрида, представляет собой трибализацию (от лат. «1;пЬа» - племя) [1, с. 17]. Трибализация, в условиях указанного периода, предполагала, что вокруг шан-иньского политического образования структурировались другие, окружавшие его этнические общности, которые превращались в этнополитические образования. Власть-собственность - олицетворял собой ван (I), который окружил себя аппаратом административного управления, а также вооруженной охраной, имевшей привилегированное положение по сравнению с остальными членами общества.
О.Р. Халтаева. О роли религиозных культов в формировании государственного управления в Китае (XVI-XI вв. до н.э.)
Все эти преобразования происходили на фоне все более углубляющегося процесса разложения родоплеменных отношений и классовой дифференциации общества, расширения сферы общественных работ и внешних отношений с соседними племенами, что обуславливало необходимость выделения специального сословия людей способного управлять всеми этими явлениями. Иными словами формирование государственного образования - протогосударства - порождало насущную потребность в формировании предго-сударственных органов управления обществом, как необходимой ступени государственного управления. Кроме того, образование протогосударства Шан-Инь, несущего черты будущего государства стало причиной появления и других институтов правового и производственного характера. Все это в совокупности давало большие властные полномочия правителям Шан-Инь, и привело к тому, что верховная власть правителя стала достаточно легитимированной и институционализированной. Последнее свидетельствует о достаточно интенсивном процессе формирования государственного управления.
Государственное управление, по мнению Т.Б. Цыреновой, «это воздействие государства на общество в целом или на все сферы общественной жизни с целью защиты интересов граждан во всех сферах их жизнедеятельности посредством властных полномочий через императивные (регулятивные) и принудительные (административные) функции (способы), осуществляемые в форме законодательных и исполнительных институтов» [2, с. 16].
В шан-иньском политическом образовании было налицо воздействие формирующегося государственного образования посредством специального слоя людей (управленцев), составлявших иерархическую вертикаль, на общество через регуляцию и контроль за работами, носившими общественный характер, распределение продуктов производства, поддержку общественного порядка, защиту населения от посягательства враждебных племен, поддержание добрососедских отношений с внешним окружением. Иными словами, был аппарат управления. Управление в данном случае представляло «взаимодействие субъекта и объекта, в котором субъект воздействует на объект, преследуя определенную цель. Но при этом субъект воздействует на объект, обладая необходимыми средствами для достижения цели, используя определенные способы, которые выражаются в конкретной форме» [2, с. 14]. Субъектом в данном случае выступала власть-собственность правителя Шан-Инь, имеющая достаточно раз-
витую систему администрации, а объектом - все сферы жизнедеятельности структурированного этнополитического образования Шан-Инь, обладавшего ярко выраженными признаками урбанистической цивилизации [1, с. 16]. Средства, способы и конкретные формы воздействия субъекта на объект еще не были достаточно развитыми, также не была окончательно сформирована законодательная база. В этих условиях наиболее действенным средством достижения управленческих целей становился идеологический фактор.
Идеология как система взглядов на природу, общество и человека сквозь призму отношений определенных классов, групп людей, выражающих их социальную позицию, в условиях шан-иньской политической реальности во многом определялась религиозно-мифологическим
представлениями. Ко времени образования шан-иньского протогосударства здесь уже сложилась довольно развитая система культов и религиозных верований, выполнявших не только мировоззренческую, но и компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую и легитимирующую функции. Среди них особо выделялись культы и верования, имевшие непосредственное отношение к регулятивной и легитимирующей функциям. Это, прежде всего, тотемные и анимистические верования, а также культ предков. Регулятивная функция этих верований состояла в том, что «через определенные идеи, ценности, стереотипы, социальные установки и институты осуществляется управление деятельностью людей, их поведением, а также групп и общин» [3, с. 242]. Их легитимирующая функция заключалась в том, что они способствовали утверждению, приданию легитимности формирующихся общественных порядков и институтов, и наоборот, отрицанию правомерности [3, с. 244].
Тотемные верования, по словам известного китайского ученого Ван Сяодуня, «это верования, в которых люди объявляют отдельные животные или же другие объекты в качестве знака и символа своего рода. Иными словами, они устанавливают кровную связь с этим животным или иным объектом, объявляют его тотемом» [4, с. 56-57]. Термин «тотем» заимствован у американского племени оджибва (-^^^Ж), на языке которых основной смысл тотема или же ототема (ШМ) - родство (^М). Он означает знак, символ, указывающий название животного, с которым род устанавливает свое родство [4, с. 57]. Ван Сяодунь выделяет следующие существенные характеристики тотемных верований:
14. I I 2"И
1) определенная группа людей считает, что тотем является их родственным существом, защитником, первопредком. К нему члены сообщества питают особые чувства;
2) тотем обозначается через определенный ритуальный культ, имя, герб;
3) верующие через символические способы указывают на свою принадлежность тотему;
4) осуществление определенного ритуала связано с конкретным тотемом. Ритуал проявляется чаще всего посредством ритуального танца [4, с. 57-58].
Предположения китайского ученого не расходятся с мнением российских ученых, которое представлено в коллективном труде «Основы религиоведения» под редакцией И.Н. Яблокова. Согласно ему, тотемизм - это вера «в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает "род его". В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения». Далее здесь говорится: «Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь, кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а, с другой, к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах» [5, с. 74]. По словам Л.Е. Янгутова, признание тотема как своего первопредка было «связано с осознанием первобытным человеком родовой общности и идентификацией себя со своим родом. Поэтому тотемные верования приобретают большое значение в период дальнейшего развития социальной инфраструктуры рода, постепенно приобретают характер социальной регуляции, а также легитимирующего отношения среди членов общества» [6, с. 9].
С тотемными верованиями был тесно связан культ предков, обладавший большой регулятивной значимостью. Он составлял важнейший компонент социального управления, как на
уровне семейных, так и общественных отношений. Культ предков включал в себя ритуальные обряды почитания предков, направленные на достижение благополучия в настоящей жизни, конкретные рекомендации. Ярко выраженная социальная направленность культа предков значительно усиливала его регулятивные функции.
Следует отметить и анимистические верования китайцев (^ШШ, фаньлинлунь) рассматриваемого периода, представлявшие собой «отражение первобытного сознания на стадии осознания человеком собственной индивидуальности и социальной общности как отличающихся, с одной стороны, от внешнего природного мира, с другой, - от мира сверхъестественного и потустороннего» [6, с. 9-10]. Эти верования породили ритуальные действия, направленные на умилостивление природных объектов, с целью получения у них помощи в хозяйственной деятельности. Иными словами, в основе этих ритуальных действий лежали сугубо прагматические мотивы. В связи с этим в неолитическом Китае большое развитие получили культы Неба (^^И), Солнца (ЖРВ^И) и Земли (±^И) [6, с. 10]. Говоря о ранних религиозных верованиях и культах в целом, Л.Е. Янгутов отмечает, что им «были присущи такие характерные черты как рациональность и прагматическая направленность, ориентированность на решение социально значимых проблем, отсутствие единого бога-творца, оттесненность на задний план божеств, имеющих отношение к природной сфере и сотворению мира» [6, с. 14].
В период Шан-Инь, особенностью которого стал переход от родоплеменного строя к классовому обществу, происходили большие изменения в религиозной сфере. Авторы указанного труда «Основы религиоведения» указывают на то, что «выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри племен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отражение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание множества духов - вступает в свою завершающую стадию. На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями
О.Р. Халтаева. О роли религиозных культов в формировании государственного управления в Китае (XVI-XI вв. до н.э.)
скал, источников и деревьев начинают возвышаться более могучие божества, влияние которых не ограничивается местными, индивидуальными или племенными условиями» [5, с. 78].
По замечанию Л.С. Васильева, «в эпоху становления государств и появления сильной центральной власти обычно возникали могущественные боги. Эта монотеистическая по своему характеру тенденция в тех условиях являлась вполне закономерным отражением в "мире богов" важных событий, которые совершались в мире людей. По словам Энгельса, "единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя". При этом, как правило, земной повелитель объявлял себя "божественным" и нередко связывал свое происхождение непосредственно с богом» [7, с. 52].
В шан-иньский период происходит возвышение культа Земли и культа тотемного предка Шан-ди Возвышение этих культов было
обусловлено тем, что они становились наиболее идеологически востребованными в условиях формирования государственного образования. Идеологическая востребованность культа Земли заключалась в том, что он стал связываться не только с идеей плодородия, но и с идеей территориальной общности и целостности, что является важнейшим фактором государственности. По словам Л.Е. Янгутова, «этот культ стал связываться с пониманием земли как целостной территории. Как территории, связывающей социальную общность» [8, с. 3].
Однако главным культом шан-иньского периода становится не культ Земли, а культ Шан-ди. Его особая значимость и политическая востребованность состояла в том, что он оказался основным идеологическим фактором обоснования легитимности власти шан-иньских правителей. Тотемный культ Шан-ди был объявлен прямым предком шан-иньских правителей, что придавало сакральный статус их власти, поскольку она стала считаться божественным волеизъявлением. Родственная связь с божеством давала право передавать власть по наследству, а наследственность передачи власти составляла необходимое условие формирования государственности и государственного управления. Ван, обладавший от имени своего прямого предка Шан-ди властью-собственностью, обладал также правом исполнения ритуальных обрядов посвященных ему.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что усиление культа Шан-ди не означало его возвышение над всеми другими религиозными культами древних китайцев. Шан-ди не стал единым, могущественным божеством, он не стал богом, творящим все сущее, не стал богом, управляющим природной стихией. Его влияние ограничивалось социальной и политической сферой, включающей взаимоотношения между правителем и подданными. По словам Л.С. Васильева, культ Шанди «не превратился в культ великого бога, который имел бы много храмов и жрецов и пользовался бы всеобщим молитвенным поклонением. В условиях древнего Китая культ Шан-ди остался культом родоплеменной знати, видевшей в Шан-ди своего предка. Поэтому культ Шанди, как и культ других родовых предков в Китае, имел скорее рациональный, нежели эмоциональный характер» [7, с. 53].
Рациональный характер культа Шан-ди определялся исключительно прагматическим отношением правителей Шан-Инь к своему тотемному предку как гаранту их власти. Главное предназначение Шан-ди как божества состояло в том, что он был прямым предком правящего клана Шан-Инь, идеологическим фундаментом их государственного управления.
Литература
1. История Китая / под ред. А.В. Меликсетов. - М., 2004.
2. Цыренова Т.Б. Государственное управление в области охраны и использования водных ресурсов в условиях трансграничья (на примере Российской Федерации и Монголии) / под ред. И.И. Осинского. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011.
3. Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы. - М., 2007.
4. Ван Сяодунь. Ранние верования и древние божества Китая (U®. ШпШЯФИК*!). - Шанхай, 1989.
5. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. -М., 2005.
6. Янгутов Л.Е. О добуддийских религиозных верованиях Китая (ч.1) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №6(1).
7. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 2001.
8. Янгутов Л.Е. О добуддийских религиозных верованиях Китая (ч.2). Религиозные верования в период династий Шан-Инь и Чжоу // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №6(2).
Халтаева Оюн Радиевна, методист Регионального технического колледжа, г. Мирный, e-mail: rtk-mir [email protected]
Khaltaeva Oyun Radievna, methodologist, Regional Technical College, Mirny, e-mail: [email protected]