Научная статья на тему 'Влияние модели здоровьесберегающей деятельности на физическое, психическое и социальное благополучие студентов'

Влияние модели здоровьесберегающей деятельности на физическое, психическое и социальное благополучие студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манвелидзе Мзия Зейновна, Худышева М.К.

Основное внимание авторы статьи уделяют проблемам нарушений социально-психологической адаптации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Показана взаимосвязь социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем и преодолением возникающих проблем, связанных с недостаточными возможностями организма. Детально исследуются условия коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включены студенты с ослабленным здоровьем. Автор убедительно доказывает, что улучшение структуры психологической адаптации учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике специалистами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the model of health salving activities on the physical, mental and social well being of students

The authors of the article focus on the issue of the violation of the social and psychological adjustment of students of the Bauman MSTU and providing them with educational-psychological and medical-social care. The relationship between social, educational help for students, health issues and overcoming problems, related to the insufficient abilities of the body is demonstrated. The conditions of communicative, reflective and social orientation of physical-recreational activities, in which the students with poor health are involved, are investigated in details. The author is trying to prove that the improvement of the structure of psychological adaptation of the students of the Bauman MSTU is connected to health saving technologies, developed and applied in practice by specialists of the University.

Текст научной работы на тему «Влияние модели здоровьесберегающей деятельности на физическое, психическое и социальное благополучие студентов»

УДК 159.922

ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ

©М.З. Манвелидзе, М.Р. Худышева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Аннотация. Основное внимание авторы статьи уделяют проблемам нарушений социально-психологической адаптации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Показана взаимосвязь социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем и преодолением возникающих проблем, связанных с недостаточными возможностями организма. Детально исследуются условия коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включены студенты с ослабленным здоровьем. Автор убедительно доказывает, что улучшение структуры психологической адаптации учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике специалистами вуза.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, психологическая адаптация, дезадаптация, межличностное взаимодействие, физкультурно-оздоровительная деятельность.

В 2010 г. по итогам Всероссийского конкурса учреждений высшего профессионального образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации (фракция «Единая Россия»), МГТУ им. Н.Э. Баумана был признан победителем и получил звание «Вуз здорового образа жизни». Важнейшей из решаемых задач руководство вуза считает сохранение и укрепление здоровья студентов. С 1996 г. в университете реализуется комплексная программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе». В рамках реализации этой программы задействованы все структурные подразделения МГТУ им. Н.Э. Баумана.

По некоторым данным, численность студентов с ослабленным здоровьем в разных регионах страны колеблется от 20 до 40 %. Студенты вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Актуальность исследования определяется особенностями современного образования, при котором возникает необходимость серьезно повышать уровень и качество образовательного процесса. Здоровье человека влияет на его успешность во всех сферах жизнедеятельности: во многом определяет уровень учебных достижений, эффективность приобретения социального опыта, освоения различных систем межличностных отношений, характер процесса выбора и освоения будущей профессии. На протяжении последних десятилетий во многих исследованиях отмечается тенденция ухудшения здоровья молодёжи, физической подготовленности студентов. Это обусловлено как объективными факторами — изменениями, произошедшими в экономике, экологии, условиях труда и быта российского населения, так и отношением молодого человека к собственному здоровью, которое отражается в повседневном образе жизни.

Тенденцией сегодняшнего дня стал рост доли студентов, поступающих в вуз, с изначально низким уровнем здоровья. Поступление в вуз для большинства первокурсников связано с коренной перестройкой жизни, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, общения, быта, новым требованиям, предъявляемым к ним администрацией вуза, преподавателями, однокурсниками и родителями. Для студента с ослабленным здоровьем процесс адаптации затруднен в связи с низким уровнем развития физического ресурса и, кроме того, с особой опекой, с которой к нему, как правило, относятся в семье. В результате «цена адаптации» для таких студентов становится высока относительно уровня их возможностей. Может возникнуть совокупность проблем, которые носят социально-педагогический характер, и разрешить которые самостоятельно студенту с ослабленным здоровьем трудно. Следовательно, появляется необходимость оказания им социально-педагогической помощи. Ввиду того что в основе этих проблем лежит уровень физических возможностей человека, то и решать их целесообразно, включая студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность, позволяющую сохранять, развивать и оптимально использовать ресурсы своего организма.

Анализ образовательной практики демонстрирует, что преподаватели физкультуры недостаточно используют воспитывающие возможности дисциплины и организуемой на учебных занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности. Поставленные цели, используемые формы, методы и средства часто узкопредметно ориентированы на освоение двигательных навыков, достижение необходимых показателей физического развития. Внеучебная двигательная активность студентов чаще всего носит не компенсирующий, а спортивный характер и организуется среди студентов с высоким уровнем физических возможностей. Это свидетельствует о необходимости актуализации

социализирующих потенциалов физкультурно-оздоровительной деятельности, использовании ее в целях оказания помощи студентам с ослабленным здоровьем.

19-20 ноября 2004 г. Министерством образования и науки РФ по инициативе Государственной думы Российской Федерации (фракция «Единая Россия») при поддержке ФСКН России создан учебно-методический центр «Здоровье сберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана».

В УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана была организована Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС). Основное внимание в работе службы уделяется изучению нарушения социально-психологической адаптации у студентов с целью выявления проявлений дезадаптации и оказания студентам психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Студенты с ослабленным здоровьем чаще, чем другие студенты, испытывают проблемы в реализации самостоятельного и независимого поведения, принятии ответственных решений и совершении поведенческих выборов (во многом по причине излишней опеки в родительской семье); инициировании межличностного взаимодействия со сверстниками и в особенности с преподавателями; социально-бытовой адаптации, построении нового уклада жизни, организации досуга; ориентации в жизни вуза, его инфраструктуре, событиях, возможностях участия в той или иной деятельности; учебной деятельности, которая во многом связана с незнанием особенностей собственного организма, неумением построить оптимальный режим труда и отдыха.

В настоящее время проблемой здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях различного уровня с использованием здо-ровьесберегающих технологий занимаются Р.А. Амасьянц, Л.Н. Антонова, Н.А. Бабушкина, Ю.Н. Бирюкова, Э.Н. Вайнер, Л.С. Елько-ва, А.К. Колесников, И.В. Кузнецова, А.В. Левченко, А.М. Митяева, Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов.

В работах по проблемам педагогического образования И.Д. Дема-ковой, В.И. Загвязинского, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Орлова, И.Л. Федо-тенко, Н.А. Шайденко и другими были разработаны различные подходы к обучению студентов здоровьесберегающей деятельности.

Задачи социально-педагогической помощи наиболее эффективно решаются, когда они реализуются в контексте той деятельности, которая является трудной для студента и может вызвать проблемы в других областях жизнедеятельности. Для решения проблем, возникающих у студентов с ослабленным здоровьем, наиболее целесообразна физкультурно-оздоровительная деятельность, которая способна одновременно влиять на источник проблем (низкий уровень здоровья) и на последствия его воздействия на жизнь студента.

Цель исследования. Выявление взаимосвязи между оказанием социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности и улучшением структуры психологической адаптации учащихся.

В соответствии с целью исследования были намечены следующие задачи:

Определить психолого-педагогические и медико-социальные меры для укрепления здоровья студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза.

Исследовать условия для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в воспитательно-образовательной системе вуза.

Изучить нарушения социально-психологической адаптации у студентов с целью выявления проявлений дезадаптации и оказания студентам психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Для достижения цели были использованы следующие методы диагностики: опрос и наблюдение, экспертныхе оценки, анализ документации, контент-анализ мини-сочинений и эссе, дневников самонаблюдения, а также методики: «Самочувствие—активность—настроение», методика диагностики уровня субъективного контроля, методика исследования способности к выходу из трудных жизненных ситуаций.

В работе со студентами применялись различные методы активного обучения: упражнения, информационные, поисковые, дискуссионные, методы убеждения, внушение, воспитывающие ситуации, социальные пробы, рефлексия, возвратно-оценочные методы, пример. Также использовались организационные формы обучения: учебное занятие, организованные педагогом самостоятельные занятия студентов, массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, группы здоровья, индивидуальные занятия.

Известны следующие потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности применительно к процессу оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем:

— когнитивные потенциалы, которые выражаются в трансляции студенту знаний о возможностях целесообразного использования имеющихся ресурсов организма для преодоления возникающих в повседневной жизни трудностей. Для студентов с ослабленным здоровьем особую значимость приобретают возможности получения знаний о путях и способах поддержания наличного уровня физических возможностей, его укрепления и развития; преодоления с помощью этих знаний стереотипов неразрешимости ситуации, страха перед физической активностью, отношения к ней как потенциальной опасности;

— праксеологические потенциалы, которые связаны с включением студента с ослабленным здоровьем в групповую двигательную активность, в которой могут целенаправленно моделироваться ситуации

успеха и преодоления трудностей, что позволяет ей стать пространством для приобретения личностью опыта достижения и разрешения проблемы, снизить уровень тревожности, неуверенности, робости, страха перед неудачей;

— эмоционально-волевые потенциалы, которые определяются высокой степенью эмоциональной вовлеченности личности в физкультурно-оздоровительную деятельность, в процессе которой студент добровольно регулирует свое поведение и сознательно контролирует его (особенно в играх, когда успешность одного игрока определяет успешность команды). Этот опыт произвольной регуляции очень сложно приобретается в других видах деятельности и может быть при целенаправленной коммуникативной и рефлексивной обработке направлен на решение возникающих в повседневной жизни трудностей и проблем. Кроме того, двигательная активность позволяет студенту с ослабленным здоровьем достичь эмоциональной разгрузки, релаксации, что облегчает конструктивный взгляд на возникшие трудности, поиск путей из разрешения;

— потенциалы развития самосознания, которые обусловлены актуализацией в физкультурной деятельности личностных особенностей каждого участника, наличием выраженной связи между успешностью или неудачами в ней и тем или иным типом поведения воспитанника. Эта связь должна стать материалом для рефлексии и основой саморазвития личности. Рефлексивная деятельность студентов должна быть организована так, чтобы пространство личного опыта, опосредованное ею, постепенно расширялось с предметности физкультурно-оздоровительной деятельности на более широкое предметное поле, охватывающее сферы возникновения проблем и затруднений.

Этапы оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности:

— I этап — подготовительный;

— II этап — основной, в ходе которого реализуется программа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности, включает личностно-ориентированное информирование студентов;

— III этап — аналитический.

Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности определяется как специально-организованное в контексте окультуренной двигательной активности взаимодействие педагога и студента (группы студентов), которое позволяет оснастить их необходимыми знаниями и опытом для преодоления объективно или субъективно возникающих проблем, связанных с недостаточными возможностями его организма.

Процесс оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельности ситуаций успеха и ситуаций преодоления трудностей, адекватных проблематике студентов с ослабленным здоровьем;

— коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включаются студенты с ослабленным здоровьем;

— организации редукции накопленного студентами социального опыта из сферы физкультурно-оздоровительной деятельности в другие сферы социальной активности.

Условие коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включаются студенты с ослабленным здоровьем, выделяется в связи с тем, что окультуренная двигательная активность рассматривается не только как средство физического, но и социального развития личности. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность стала таким средством, необходимо, чтобы в ее контексте студент приобретал актуальные для него знания, опыт полиролевого межличностного взаимодействия, целеустремленной групповой и индивидуальной деятельности, рефлексии собственного поведения.

Коммуникативная ориентированность физкультурно-оздоровительной деятельности выражается в использовании информационных форм работы, вербализации студентом собственного состояния во время двигательной активности и после нее, «опережающего прого-вора» намерений, который формирует образ действий, обсуждения командных форм взаимодействия, результатов занятия.

Коммуникативная деятельность может организовываться как в малых (часто импровизационных) формах (пятиминутный перерыв, проблемный вопрос, возвращение к упражнениям или игре), так и в более продолжительных формах (беседы, дискуссии, консультации).

Коммуникативно-насыщенные формы, сопровождающие физкультурно-оздоровительную деятельность, являются основой для организации ее рефлексивного опосредования студентами.

Социальная ориентированность физкультурно-оздоровительной деятельности выражается в доминировании групповых форм двигательной активности, «работы в команде». В таких формах работы часто в упрощенном виде возникают социальные ситуации, отношения, противоречия и конфликты, характерные и для других видов деятельности, повседневной жизни студента, учебы. Однако они более легко поддаются анализу и могут стать основой для осознания студентом поведенческих ошибок, деструктивных моделей поведения.

Преподаватель обучает студентов методам самодиагностики, приемам улучшения физического самочувствия, саморегуляции эмоционального состояния, средствам борьбы со стрессогенными факторами и др.

Эти знания и практические умения становятся основой для изменения студентом повседневного поведения. Средством, которое помогает ему в этом, может стать дневник самонаблюдения. Кроме обязательных характеристик состояния организма, он включает в себя значительную социальную составляющую, требующую анализа проблемных сфер жизнедеятельности, в которых наиболее часто возникают трудности.

Основные задачи работы со студентами с ослабленным здоровьем включают:

— формирование у студентов опыта принятия решения, поведенческого выбора в ситуациях, требующих быстрого реагирования;

— развитие умений, с одной стороны, действовать в команде, подчиняться лидеру, а с другой стороны, выполнять функции организации совместных действий других;

— создание условий для проявления студентами инициативы, само стоятельно сти;

— развитие способности самоконтроля за состоянием организма и построение повседневной жизни по правилам сохранения и развития здоровья;

— формирование навыков оптимального использования возможностей организма для решения разнообразных задач в повседневной жизни;

— преодоление повышенной тревожности студентов посредством создания ситуаций достижения, успеха;

— формирование у студентов с ослабленным здоровьем опыта сотрудничества с преподавателем.

Анализ и обработка результатов психодиагностического исследования. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

1. Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности понимается как специально-организованное в контексте окультуренной двигательной активности взаимодействие педагога и студента (группы студентов), которое позволяет оснастить студента необходимыми знаниями и опытом для преодоления объективно или субъективно возникающих проблем, связанных с недостаточными возможностями его организма.

2. Студенты с ослабленным здоровьем чаще, чем однокурсники, испытывают следующие проблемы:

— в реализации самостоятельного и независимого поведения, принятии ответственных решений и совершении поведенческих выборов (во многом по причине излишней опекаемости в родительской семье);

— инициировании межличностного взаимодействия со сверстниками и особенно преподавателями;

— социально-бытовой адаптации, построении нового уклада жизни, организации досуга;

— ориентации в жизни вуза, его инфраструктуре, событиях, возможностях участия в той или иной деятельности;

— учебной деятельности, которые во многом связаны с незнанием особенностей собственного организма, неумением построить оптимальный режим труда и отдыха.

3. К потенциалам физкультурно-оздоровительной деятельности применительно к процессу оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем мы относим: когнитивные, праксеологические, эмоционально-волевые потенциалы и потенциалы развития самосознания.

4. Процесс оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельности ситуаций успеха и ситуаций преодоления трудностей, адекватных проблематике студентов с ослабленным здоровьем;

— коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включаются студенты с ослабленным здоровьем;

— организации редукции накопленного студентами социального опыта из сферы физкультурно-оздоровительной деятельности в другие сферы социальной активности.

5. Условие сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельности ситуаций успеха и преодоления трудностей, адекватных проблематике студентов с ослабленным здоровьем, основывается на представлениях о педагогической помощи, как балансе между облегчением ситуации затруднения для воспитанника и предоставлением ему возможности самостоятельно преодолевать трудности.

6. Условие коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включаются студенты с ослабленным здоровьем, выделяется нами в связи с тем, что мы рассматриваем окультуренную двигательную активность не только как средство физического, но и социального развития личности. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность стала таким средством, необходимо, чтобы в ее контексте

студент приобретал актуальные для него знания, опыт полиролевого межличностного взаимодействия, целеустремленной групповой и индивидуальной деятельности, рефлексии собственного поведения.

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего, это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

Наблюдается положительная динамика психологической адаптации. По сравнению с 2003 г. у студентов (начиная с 2005 г.) в 2 раза чаще стал отмечаться высокий уровень нервно-психической устойчивости. В 2009 г. сохранялась тенденция к преобладанию лиц с высоким и хорошим уровнем нервно-психической устойчивости — 74,4 % против 58,4% в 2003 г.

Выявленную положительную динамику психологической адаптации нельзя считать случайной. Надо полагать, что улучшение структуры психологической адаптации учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике специалистами УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Брехман ИИ. Валеология — наука о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1990

[2] Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 3-е изд. М., Флинта, Наука, 2005

[3] Мысина Г.А. Готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в вузе. Высшее образование сегодня, 2011, № 5.

[4] Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

[5] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. М., Мир, 1994.

[6] Семикин Г.И., Мысина, Г.А., Г.Я. Герцик, Ю.Г. Герцик. Инновационные процессы в социально-образовательной сфере. Менеджмент качества в сфере здравоохранения социального развития, 2011, № 1.

[7] Устав Всемирной организации здравоохранения. URL: http //www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf.

[8] Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. Вопросы психологии, 1997, № 3.

[9] Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., Академия, 1999.

[10] Rjkeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.

[11] Boyd J.N., Zimbardo P.G. Constructing Time after Death: The Transcendental-Future Time Perspective. Time and Society, 1997, v. 6.

[12] McGrath J., Tschan F. Temporal Matters in Social Psychology: Examining the Role of Time in the Lives of Groups and Individuals. Washington DC: АРА Publications.

Статья поступила в редакцию 01.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Манвелидзе М.З., Худышева М.Р. Влияние модели здоровьесберегающей деятельности на физическое, психическое и социальное благополучие студентов. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 12. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/prmed/hidden/139.html

Манвелидзе Мзия Зейновна — старший преподаватель кафедры «Валеология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Область научных интересов: профилактическая медицина. e-mail: mmz@healtech.org

Худышева Мадина Романовна — канд. психол. наук, доцент кафедры «Валеология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии, социальная психология. e-mail: mkh@ healtech.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.