Научная статья на тему 'Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем: практический аспект'

Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY / STUDENTS WITH WEAKENED HEALTH / SOCIO-PEDAGOGIC HELP / TECHNIQUE OF TEACHING PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучина Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов методики оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор представляет результаты исследования некоторых проблем социально-педагогического свойства у студентов с ослабленным здоровьем. Обосновывается вывод о большей выраженности адаптационных сложностей у этой группы студентов по сравнению с основной группой здоровья. В статье описаны основные структурные элементы программы социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности, предложены конкретные методические приемы, которые позволяют использовать физическую культуру как средство оздоровления социальной жизни обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogic assistance to students with weakened health: a practical aspect

The article is devoted to the consideration of questions of the rendering social and pedagogic assistance methodology to students with weakened health by means of physical culture. The author presents the results of a study of some social and pedagogic problems of students with weakened health. The conclusion, that the adaptive complexities of this students' group are more pronounced in comparison with the control group, is substantiated. The article describes the main structural elements of the programme of social and pedagogic assistance to students with weakened health in physical culture and recreation, specific methodical techniques are suggested that allow using physical culture as a means of improving the social life of students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем: практический аспект»

УДК 37

Кучина Юлия Сергеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет kaf_fizvos@ksu.edu.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена рассмотрению вопросов методики оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор представляет результаты исследования некоторых проблем социально-педагогического свойства у студентов с ослабленным здоровьем. Обосновывается вывод о большей выраженности адаптационных сложностей у этой группы студентов по сравнению с основной группой здоровья. В статье описаны основные структурные элементы программы социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности, предложены конкретные методические приемы, которые позволяют использовать физическую культуру как средство оздоровления социальной жизни обучающихся.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты с ослабленным здоровьем, социально-педагогическая помощь, методика преподавания физической культуры.

В последние десятилетия в ряде исследований отмечается ухудшение общего уровня здоровья студентов [1; 4; 5]. Среди первокурсников встречается все больше студентов зачисленных в специальную группу для занятий физической культурой по медицинским показаниям ввиду того, что им необходим специальный режим физических нагрузок, связанный с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья.

Исходя из понимания здоровья как био-, психо-, социального благополучия личности, а не только отсутствия болезни, решать эту проблему необходимо не только медицинскими, но и педагогическими средствами, влияя на модели взаимоотношений человека с собственным организмом и социальной средой.

Методика решения этой задачи в практическом аспекте включает несколько этапов:

- первый связан с определением связи ослабленного здоровья и социально-педагогических проблем, связанных с адаптацией студентов в новых условиях обучения в университете;

- второй этап связан с поиском индивидуальных путей социально-педагогической помощи, которая основывается на активном обучении, изменении моделей поведения в отношении собственного здоровья;

- на третьем этапе осуществляется оценка действенности вмешательства, определяется эффективность педагогических методов и средств, использованных в работе.

В нашем исследовании, проведенном в 2017 году, были подтверждены общие выводы исследования 2005-2008 годов о том, что состояние здоровья молодежи во многом связано с проблемами социально-педагогического свойства. Рассмотрим результаты опроса 352 студентов основной группы здоровья и 341 студента, входящих в состав специальной группы (табл. 1, 2).

Сравнивая ответы студентов специальной (СГ) и основной (ОГ) групп обнаруживаем:

- студенты с ослабленным здоровьем в 1,3 раза чаще отмечают, что по отношению к ним родители проявляли больше опеки, чем в отношении сверстников, с семьями которых они были знакомы;

- студенты с ослабленным здоровьем менее контактны, сложнее приспосабливаются к новому социальному окружению, чаще испытывают трудности при формировании тесных эмоциональных связей;

- у студентов с ослабленным здоровьем более трудно проходит социально-бытовая адаптация;

- студенты специальной группы больше нуждаются в индивидуальной поддержке в адаптационный период;

- студенты с ослабленным здоровьем чаще имеют затруднения в учебе, хотя в целом, по сравнению с результатами опроса 2005 года, проблемы с учебой менее выражены в обеих группах обучающихся;

- затруднения в учебе и проблемы в здоровье связаны в большей мере в группе обучающихся с ослабленным здоровьем. В этой группе также наблюдается выраженное беспокойство за свое здоровье;

- признание значимости физкультурно-оздоровительной деятельности для здорового социального функционирования возросло очень значительно в обеих группах по сравнению с данными, полученными в 2005 году. В целом, современные студенты гораздо более ориентированы на активный образ жизни. В группе студентов с ослабленным здоровьем такая ориентация также присутствует, но выражена в меньшей степени, чем в основной группе.

Итак, адаптационные проблемы у студентов с ослабленным здоровьем более выражены по сравнению со студентами основной группы. Они заключаются в наличии коммуникативных трудностей, проблем, связанных с социально-бытовой адаптацией, новыми задачами в сфере учебной деятельности. Часто эта ситуация определяется или

© Кучина Ю.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

83

Таблица 1

Результаты опроса студентов 1 курса специальной и основной групп в отношении наличия у них социально-педагогических проблем

Считаете ли Вы, что по отношению к Вам родители проявляли больше опеки, чем родители по отношению к Вашим сверстникам?

Да, в большинстве случаев Да, иногда Очень редко Никогда

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 78 22,9 159 46,6 86 25,2 18,0 5,3

ОГ 59 16,8 138 38,8 145 40,7 14 3,9

До поступления в вуз Вы были контактным человеком (имели много друзей, знакомых, различные сферы общения)?

Да, очень контактным Скорее да, чем нет Нет, я малоконтактный человек

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 82 24,0 138 40,5 121 35,5

ОГ 124 34,8 143 40,2 89 25,0

При поступлении в вуз Вы легко нашли контакт с новым окружением?

Да, очень легко В большинстве случаев легко В большинстве случаев контакты строились трудно

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 126 37,0 146 42,8 69 20,2

ОГ 177 49,7 126 35,4 53 14,9

Сложно ли Вам было приспособиться к новым условиям быта?

Да, очень сложно Да, в некоторых случаях Нет, я быстро привык

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 111 32,6 159 46,6 71 20,8

ОГ 69 19,4 116 32,6 171 48,0

Чувствуете ли Вы необходимость в индивидуальной поддержке в учебной и внеучебной деятельности (чтобы кто-нибудь помог в нужный момент, подсказал что и как нужно делать)?

Да, часто Да, иногда Нет, никогда

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 85 24,9 159 46,6 97 28,4

ОГ 84 23,6 112 31,5 160 44,9

Испытываете ли Вы затруднения в учебе?

Да, довольно часто Да, но редко Нет, почти никогда

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 59 17,3 114 33,4 168 49,3

ОГ 49 13,8 95 26,7 212 59,6

отягощается физическим самочувствием студента, неспособностью справиться с нагрузкой, усталостью и снижением работоспособностью, неумением мобилизовать физические ресурсы организма и, с другой стороны, обеспечить себе полноценный отдых. Поэтому преодоление названных социально-педагогических проблем во многом определяется способностью личности управлять ресурсами собственного организма. Существенными потенциалами для этого обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в рамках учебного плана.

Разделение модуля «Физическая культура» на дисциплину «Физическая культура и спорт» и элективные курсы по физической культуре, а также появление лекционных и семинарских занятий позволяют обеспечить приобретение студентами необходимых знаний, осмыслить их в интерак-

тивных формах работы, развить умения саморегуляции физического состояния и приобрести опыт использования физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе для решения социальных проблем.

Принципиальные изменения в преподавании дисциплин модуля «Физическая культура» обеспечиваются внедрением множества мелких методических приемов и средств, подчиненных одной общей идее: установить связь состояния здоровья студента и успешности его социального функционирования и научить обучающихся эффективным методам воздействия на свое состояние, новым здоровым моделям поведения.

Нами были подобраны конкретные формы работы, позволяющие решать поставленные задачи, среди которых: беседы, мобилизующие и релаксационные упражнения, практикумы по самодиагно-

84

Вестник КГУ 2017

Таблица 2

Результаты опроса студентов 1 курса специальной и основной групп в отношении состояния их здоровья

Если Вы испытываете затруднения в учебе, то связываете ли Вы это с проблемами со здоровьем?

Да, постоянно, так как я часто устаю больше сверстников, плохо себя чувствую Да, иногда это из-за моего здоровья Нет, причины затруднений не в этом

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 34 19,7 98 56,6 41 23,7

ОГ 3 2,1 45 31,3 96 66,7

Беспокоит ли Вас состояние Вашего здоровья?

Да, серьезно беспокоит Да, иногда я задумываюсь об этом, но как о далекой перспективе Нет, не беспокоит

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 145 42,5 102 29,9 94 27,6

ОГ 67 18,8 126 35,4 163 45,8

Считаете ли Вы, что физкультурно-оздоровительная деятельность сможет повлиять на состояние Вашего здоровья?

Да, я уверен в этом и намерен заниматься физкультурой даже вне вуза Да, но на это нет времени и сил Нет, я думаю это не повлияет

Чел. % Чел. % Чел. %

СГ 96 28,2 123 36,1 122 35,8

ОГ 156 43,8 156 43,8 44 12,4

стике, спортивные и подвижные игры, элементы поведенческих тренингов.

Предложенная нами и реализуемая с 2005 года программа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем включает:

- информационный блок, состоящий примерно из 30 тем, каждая из которых реализуется на 5-7 учебных занятиях (10-14 академических часов);

- методический блок, который связывается с обучением студентов конкретным умениям физической саморегуляции;

- практический блок, призванный формировать опыт двигательной активности, коммуникации, взаимодействия, сотрудничества;

- блок самоорганизации, связан с развитием опыта самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Программа включает в себя следующие темы: организм человека; функциональные системы организма; возможности влияния на организм человека средствами физических нагрузок; здоровый образ жизни, его компоненты и другие.

И завершает занятие рефлексивный блок, который предполагал обсуждение занятия по схеме: эмоциональное состояние участников, причины эмоционального состояния, степень полезности занятия, степень сложности, что получилось, что не удалось, почему, конфликтные моменты, как полученный сегодня опыт можно использовать в повседневной жизни и так далее.

Рефлексивный блок становится основой для переноса опыта, полученного в физкультурно-оздоровительной деятельности в повседневную жизнь. Рефлексия может строиться на специально подго-

товленном педагогом материале, так и как отклик на сложившуюся на занятии ситуацию.

Одним из новых методических элементов занятий по физической культуре стала экспресс-диагностика состояния студентов. С ней начинается каждое занятие. Основные приемы, которые использовались: «Линейка», «Неоконченное предложение», «Шкалы», «Барометр настроения».

Обязательными для организации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем являются также методы экспресс-диагностики функционального состояния их организма. Среди них мы используем: функциональную пробу, пробы Генча-Штанге, пробу Штанге, пробу Летунова, ортостатическую пробу, пробу Ромберга. Мы обучаем студентов, при каких обстоятельствах и для каких целей можно самостоятельно применять ту или иную пробу, как оценивать результаты пробы и как действовать, получив те или иные результаты.

Основной блок занятий - блок двигательной активности сопровождается элементами анализа и рефлексии, стимулируемой проблемными вопросами, которые ставит преподаватель, обращаясь к студенту или группе.

Для студентов с ослабленным здоровьем важно освоить на первом курсе обучения:

«- методику эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками (ходьба, бег);

- простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

85

- методику составления и проведения индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной и восстановительной направленно стью;

- основы методики самомассажа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методику коррегирующей гимнастики для глаз;

- методику составления и проведения комплексов утренней гимнастики и физкультурных пауз в домашних условиях.

На втором курсе обучения студенты с ослабленным здоровьем изучают и приобретают опыт использования:

- методов оценки и коррекции осанки и телосложения;

- методов самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма (стандарты, индексы, функциональные пробы);

- методики индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;

- методов регулирования психоэмоционального состояния во время занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью;

- средств и методов мышечной релаксации» [2, с. 107-108].

Программа работы со студентами с ослабленным здоровьем предполагает организацию вне-учебной самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. С этой целью студенты получают домашнее задание, которое чаще всего связано с отработкой полученного опыта в новых условиях.

Можно выделить несколько типов домашних заданий:

- первый тип - домашние занятия на основе самостоятельной двигательной активности обучающихся;

- второй тип - домашние занятия, направленные на формирование моделей здорового поведения, включая преодоление негативных стереотипов поведения, самоконтроль и саморегуляцию состояния организма.

Часто основой для домашнего задания становятся результаты рефлексии. Например, в ходе беседы обсуждаются основные правила рационального питания и привычки студентов в этой сфере. В итоге выявляется ряд негативных привычек в сфере организации питания. Группа получает задание попытаться изменить ситуацию. Эта попыт-

ка становится основой для обсуждения на следующем занятии.

Таким образом, в рамках традиционных организационных форм учебного модуля «Физическая культура» мы, используя нетипичное для этой дисциплины методическое оснащение, работаем над задачами разрешения социально-педагогических проблем у студентов с ослабленными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Воронин С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 7. - С. 59-64.

2. Кучина Ю.С. Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 178 с.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

4. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 2. - С. 44-46.

5. Хорькова А.С. Особенности образа жизни студентов вуза и их отношение к физической культуре // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 3. - С. 48.

References

1. Voronin S.M. Lichnostno-orientirovannaya fizicheskaya podgotovka studentov neprofil'nyh vuzov // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. -2009. - № 7. - S. 59-64.

2. Kuchina YU.S. Social'no-pedagogicheskaya pomoshch' studentam s oslablennym zdorov'em v fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2009. - 178 s.

3. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta. - M.: Akademiya, 2001. - 240 s.

4. Manujlenko EH.V. Individual'nye programmy po formirovaniyu u studentov zdorovogo stilya zhizni // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. -2009. - № 2. - S. 44-46.

5. Hor'kova A.S. Osobennosti obraza zhizni studentov vuza i ih otnoshenie k fizicheskoj kul'ture // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. - 2009. -№ 3. - S. 48.

Вестник КГУ 2017

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.