Научная статья на тему 'Отношение к здоровью как личностная основа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем'

Отношение к здоровью как личностная основа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITY / STUDENTS WITH WEAKENED HEALTH / SOCIAL AND PEDAGOGIC ASSISTANCE / INDEX OF ATTITUDE TOWARDS HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучина Юлия Сергеевна

Статья посвящена представлению результатов исследования отношения студентов к собственному здоровью. Исследование проведено с помощью методики В. Ясвина, С. Дерябо «Индекс отношения к здоровью». В статье представлены количественные показатели двух групп студентов (здоровых студентов и студентов с ослабленным здоровьем) по четырем шкалам эмоциональной, познавательной, поведенческой и шкале поступков. Данные соотнесены со шкалой станайн с помощью авторского ключа. Проведен сравнительный анализ результатов студентов обеих групп. Достоверных отличий в показателях отношения к здоровью у группы здоровых студентов и студентов с ослабленным здоровьем выявлено не было. Интерпретация данных позволила автору предложить некоторые подходы к построению программы социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude towards health as a personal basis of the social and pedagogic help to students with the weakened health

The article is devoted to presenting the results of the study students' attitude to their own health. The study was conducted using the methods of Vitol'd Yasvin and Sergey Deryabo "Index of attitude towards health". The article presents quantitative indicators of two groups of students (healthy students and students with weakened health) on four scales emotional, cognitive, behavioural and scale of actions.The data are correlated with the stanine scale with the help of the author key. A comparative analysis of the results of students of both groups is carried out. There were no significant differences in the indices of attitudes toward health in a group of healthy students and students with weakened health. Interpretation of the data allowed the author to suggest some approaches to the construction of a programme of social and pedagogic assistance to students with weakened health facilities of physical culture.

Текст научной работы на тему «Отношение к здоровью как личностная основа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем»

УДК 378:613

Кучина Юлия Сергеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет kaf_fizvos@ksu.edu.ru

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Статья посвящена представлению результатов исследования отношения студентов к собственному здоровью. Исследование проведено с помощью методики В. Ясвина, С. Дерябо «Индекс отношения к здоровью». В статье представлены количественные показатели двух групп студентов (здоровых студентов и студентов с ослабленным здоровьем) по четырем шкалам - эмоциональной, познавательной, поведенческой и шкале поступков. Данные соотнесены со шкалой станайн с помощью авторского ключа. Проведен сравнительный анализ результатов студентов обеих групп. Достоверных отличий в показателях отношения к здоровью у группы здоровых студентов и студентов с ослабленным здоровьем выявлено не было. Интерпретация данных позволила автору предложить некоторые подходы к построению программы социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты с ослабленным здоровьем, социально-педагогическая помощь, индекс отношения к здоровью.

Решая вопросы поиска эффективных методик социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, мы сталкиваемся с проблемой выявления личностного отношения к здоровью у обучающихся, в отношении которых мы организуем эту деятельность. Включение в физкультурно-оздоровительную деятельность студентов с выраженной ценностью здоровья или с потребительским отношением к нему - совершенно разные задачи, требующие разных стратегий решения.

В современных исследованиях термин «отношение к здоровью» широко распространен и является центром многих педагогических и психологических исследований, в рамках которых центральной является идея, что интенсивность заботы человека о своем здоровье определяется не столько его объективным состоянием, сколько отношением к нему [5].

Педагогические исследования рассматривают отношение к здоровью в рамках концепции его формирования, такого влияния на ценностный мир взрослеющей личности при котором ценность здоровья возрастает, отношение к нему становится осознанным, ответственным, рациональным и т.д. (В.Н. Беленов, Е.В. Воднева, Е.В. Жданова, В.Е. Иванова, В. С. Кучменко, И.В. Николаева и др.).

Отношение к здоровью вслед за И.В. Журавлевым понимается нами как «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния» [2, с. 32-33].

Для выявления отношения к здоровью у студентов мы использовали методику «Индекс отно-

шения к здоровью», разработанную В. А. Ясвиным, С. Д. Дерябо [6].

Эта методика диагностирует характеристику «интенсивности» отношения к здоровью, что трактуется авторами как степень влияния этого отношения на повседневное поведение личности. При низкой степени интенсивности декларируется, что «здоровье - самое главное в жизни», но никаких действий для сохранения и развития здоровья человек не предпринимает, а иногда даже ведет образ жизни, разрушающий здоровье человека. При высокой степени - напротив, высокая ценность здоровья регламентирует повседневное поведение и выборы личности.

Индекс отношения к здоровью измеряет четыре компонента интенсивности субъективного отношения и включает в себя эмоциональную, познавательную, практическую и поступочную шкалы.

Гипотезой нашего исследования было предположение, что у студентов с ослабленным здоровьем интенсивность отношения к здоровью более высокая, чем у студентов, не имеющих проблем в этой области.

Группы респондентов мы пытались сформировать максимально гомогенные. Это были студенты 1 курса обучения, девушки, возраст 17-18 лет. Первая группа - студенты «основной» группы, не имеющие проблем со здоровьем; вторая группа - студенты с ослабленным здоровьем, входящие в состав «специальной» или «оздоровительной» групп для занятий физической культурой. Численный состав обеих групп был равный - по 50 студентов в каждой.

В результате проведенного исследования с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» получены данные, которые обработаны с помощью авторского ключа и представленные в таблицах 1 и 2.

С помощью авторского ключа мы перевели «сырые» баллы в станайны (таблица 3, 4).

© Кучина Ю.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

185

ВДОРШИиЕ СБЕРЕЖЕНИЕ ИичяоЗИНВСКвЕВОСаИТАНИбгогической помощи студентам..

Таблица 1

Результаты диагностики с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» студентов «основной» группы здоровья

Показатели по результатам ответов на отдельные вопросы методики Суммированный показатель по шкале Шкалы

2,12 2,1 1,32 1,84 2,12 1,5 11 Эмоциональная шкала

1,26 0,48 1,66 1,62 0,58 1,82 7,42 Познавательная шкала

1,86 2,26 2 1,86 1,5 1,4 10,88 Практическая шкала

1,82 1,24 0,52 0,6 1,18 2,1 7,46 Шкала поступков

36,76 Сумма по всем шкалам

Таблица 2

Результаты диагностики с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» студентов «специальной и оздоровительной» групп здоровья

Показатели по результатам ответов на отдельные вопросы методики Суммированный показатель по шкале Шкалы

2,14 2,4 1,26 2,28 2,16 1,64 11,88 Эмоциональная шкала

1,34 0,52 1,82 1,9 0,54 1,86 7,98 Познавательная шкала

1,82 2,02 1,82 1,68 1,64 1,06 10,04 Практическая шкала

1,74 1,3 0,76 0,72 1,14 2,4 8,06 Шкала поступков

37,96 Сумма по всем шкалам

Таблица 3

Станайны на основе диагностики с помощью методики «Индекс отношения к здоровью»

студентов «основной» группы здоровья

Станайн Эмоц. шкала, автор. люч Показ. группы Позн. шкала, автор. ключ Показ. группы Прак. шкала, автор. ключ Показ. группы Шкала поступков, автор. ключ Показ. группы

1 <5 0 <3 <1

2 6-7 1 4 2

3 8 2-3 5-6 3

4 9-10 4 7 4-5

5 11 11 5-6 8-9 6

6 12 7 7,42 10 10,88 7 7,46

7 13-14 8-9 11-12 8

8 15 10 13 9-10

9 >16 >11 >14 >11

Таблица 4

Станайны на основе диагностики с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» студентов «специальной и оздоровительной» групп здоровья

Станайн Эмоц. шкала, автор. ключ Показ. группы Позн. шкала, автор. ключ Показ. группы Прак. шкала, автор. ключ Показ. группы Шкала поступков, автор. ключ Показ. группы

1 <5 0 <3 <1

2 6-7 1 4 2

3 8 2-3 5-6 3

4 9-10 4 7 4-5

5 11 11,88 5-6 8-9 6

6 12 7 7,98 10 10,04 7

7 13-14 8-9 11-12 8 8,06

8 15 10 13 9-10

9 >16 >11 >14 >11

В результате проведенной диагностики мы ствует средним значениям по выборке; пришли к ряду заключений: - показатели познавательной шкалы в обеих

- показатели эмоциональной шкалы в обеих группах относятся к шестому станайну, что чуть

группах относятся к пятому станайну, что соответ- выше средних значений в выборке;

18б| ВестникКГУ 2018

- показатели поведенческой шкалы в обеих группах относятся к шестому станайну, что чуть выше средних значений в выборке;

- показатели шкалы поступков у студентов «основной» группы здоровья менее интенсивны и относятся к шестому станайну, тогда как в группе студентов с ослабленным здоровьем соответствующие показатели относятся к седьмому станайну, более интенсивны.

В целом, показатели по шкалам в двух группах испытуемых очень схожи, не имеют статистически достоверных отличий (проверено с помощью ^критерия Стьюдента).

В целом, интерпретируя полученные данные можно сказать, что студенты способны эмоционально переживать, наслаждаться своим здоровьем, забота о нем может принести им удовольствие. Однако нахождение показателей по этой шкале в пятом станайне говорит о том, что интенсивность этих эмоций довольно умеренная, они не доминируют в повседневной жизни девушек.

Показатели познавательной шкалы в шестом станайне говорят об умеренной познавательной активности опрошенных студентов в сфере здоровья. Активный поиск и изучение информации по этим вопросам не ведется, но и ее отторжения нет. При удобном случае студенты могут прочесть статью или увлечься программой на тему здоровья.

Практическая шкала демонстрирует готовность студентов обеих групп включаться в заботу о собственном здоровье, предпринимать практические шаги по его укреплению и развитию.

Шкала поступков отражает стремление человека влиять на свое окружение с целью пропаганды здорового образа жизни. Нахождение показателей группы студентов с ослабленным здоровьем в седьмом станайне свидетельствует о большей выраженности поведения такого типа у этих респондентов.

Организуя социально-педагогическую помощь студентам с ослабленным здоровьем, можно основывать деятельность на:

- эмоциональном принятии и положительном эмоциональном отношении студентов к здоровью. Необходимо включать мотивирующие, эмоционально-ориентированные компоненты в программу физкультурно-оздоровительной деятельности;

- наличии познавательного интереса в сфере здоровья. Нужно информировать обучающихся адресно, практикоориентированно, интересно, целенаправленно;

- наличии опыта активной заботы о здоровье. В программе целесообразно использовать обращение к жизненному опыту, организовывать рефлексию собственного поведения студентов в сфере развития и укрепления здоровья;

- стремлении студентов с ослабленным здоровьем повлиять на других в целях ведения здорового образа жизни. Программа социально-педагогической помощи может предполагать включение обучающихся в деятельность в роли учителя, наставника, куратора.

Библиографический список

1. Березовская Р.А. Отношение к здоровью II Психология здоровья I Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2GG3. -С. 275-291.

2. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью I И.В. Журавлева, Л. С. Шилова, В.З. Коган,

0 С. Копина. - М., 1993. - 17S с.

3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М., 2GG6. - 23S с.

4. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2GG2. - 31 с.

5. Лоранский Д.М. Некоторые особенности проявления отношения личности к здоровью в условиях города I Д.М. Лоранский, С.В. Бастыргин, Л.В. Водогреева, Н.М. Науменко, Л.М. Медведь II Социально-гигиенические аспекты научно-технического прогресса. - М., 19SG. - С. 229-235.

6. Дерябо С.Д. Как вы к себе относитесь. Психологический тест II Здоровье детей. - № 1. - 2G1G. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:II zdd.1september.ruIview_article.php?id=2G1GGG1GS (дата обращения: 24.G2.2G1S).

References

1. Berezovskaya R.A. Otnoshenie k zdorov'yu II Psihologiya zdorov'ya I R.A. Berezovskaya, G.S. Nikiforov; pod red. G.S. Nikiforova. - SPb., 2GG3. - S. 275-291.

2. ZHuravleva I.V Otnoshenie naseleniya k zdorov'yu I I.V. ZHuravleva, L.S. SHilova, VZ. Kogan, O.S. Kopina. - M., 1993. - 17S s.

3. ZHuravleva I.V Otnoshenie k zdorov'yu individa

1 obshchestva. - M., 2GG6. - 23S s.

4. Kabaeva VM. Formirovanie osoznannogo otnosheniya k sobstvennomu zdorov'yu u podrostkov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2GG2. - 31 s.

5. Loranskij D.M. Nekotorye osobennosti proyavleniya otnosheniya lichnosti k zdorov'yu v usloviyah goroda I D.M. Loranskij, S.V. Bastyrgin, L.V Vodogreeva, N.M. Naumenko, L.M. Medved' II Social'no-gigienicheskie aspekty nauchno-tekhnicheskogo progressa. - M., 19SG. - S. 229-235.

6. Deryabo S.D. Kak vy k sebe otnosites'. Psihologicheskij test II Zdorov'e detej. - № 1. - 2G1G. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:II zdd.1september.ruIview_article.php?id=2G1GGG1GS (data obrashcheniya: 24.G2.2G1S).

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

1B7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.