эмоциональная и познавательная сфера в отношении к здоровью и здоровому
образу жизни у учащихся 5-х и 9-х классов
общеобразовательной школы в системе физического воспитания
Аспирантка Е. Б. Новикова, доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Целью данного исследования является анализ возрастных особенностей отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах подростков среднего и старшего школьного возраста.
Ключевые слова: подростки 11 и 15 лет, здоровье, субъективное отношение к здоровью, компоненты отношения, возрастные особенности отношения к здоровью.
Введение. Методологической основой исследования является концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира [2, 4]. Отношения человека формируются в процессе жизнедеятельности и могут тем или иным образом изменяться под воздействием объективных обстоятельств, формируя определённую систему ценностей.
В этой системе ценностей здоровье является одним из важнейших компонентов, зачастую определяющим отношения с окружающим миром. Отношение к здоровью формируется неравномерно в процессе онтогенеза, а знание возрастных особенностей этого процесса позволит оптимизировать педагогические воздействия [3, 5].
В связи с вышеизложенным нами изучались эмоциональная и познавательная сфера отношения учащихся 5-х и 9-х классов к здоровью и здоровому образу жизни.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ медицинских карт учащихся (определение заболеваемости); психологическое тестирование учащихся 5-х и 9-х классов проводилось с помощью диагностики отношения к здоровью и здоровому образу жизни подрост-
ков (С. Дерябко, В. Ясвин, 1999), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На базе МОУ СОШ № 6 города Краснодара было проведено комплексное исследование, в котором приняло участие 100 учеников (по 50 человек пятиклассников и девятиклассников). Целью эксперимента являлось изучение параметров отношения к здоровью и здоровому образу жизни у подростков среднего и старшего школьного звена.
Результаты и их обсуждение. В результате проведённых исследований установлено, что заболеваемость учащихся 5-х и 9-х классов находится на высоком уровне. Количество подростков, имеющих хронические заболевания в этих классах, составляет 61,5% и 88,9% соответственно. При этом наиболее часто встречающимися патологиями у учеников 5-х классов являются заболевания опорно-двигательного аппарата (41,0%) и заболевания органов зрения (10,3%). Для учащихся 9-х классов также характерны патологии опорно-двигательного аппарата (25,0%) и органов зрения (22,2%).
У подростков старшего возраста добавляются заболевания органов дыхания (16,7%) и органов пищеварительной системы (13,9%), что может быть обусловлено, по нашему мнению, недостаточным валеологическим образованием и низким уровнем отношения к здоровью.
В качестве основного параметра субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни рассматривались показатели отношения подростков к своему здоровью в эмоциональной и познавательной сфере.
При исследовании эмоциональной сферы учащихся выявлено, что отношение к здоровью у учащихся 5-х классов в основном находится на среднем уровне (41,0%) (рис. 1). Однако значительная часть пятиклассников показала уровень выше среднего (12,8%). Вместе с тем такая же часть учащихся 5-х классов в недоста-
точной степени проявляет отношение к своему здоровью в эмоциональной сфере, и они показали результаты низкого уровня (12,8%).
Респонденты 9-х классов продемонстрировали результаты в подавляющем большинстве среднего уровня (50%). У девятиклассников был выявлен ниже среднего и очень низкий уровень эмоциональной сферы - по 5,6%. В уровнях выше среднего и высокого так же оказалось равное количество - по 11,1%.
Это свидетельствует о том, что учащиеся 9-х классов, по нашему мнению, более чувствительны к проявлениям своего организма и восприимчивы к эмоциональным аспектам здоровья.
В результате исследования познавательной сферы (рис. 2) учащиеся 5-х классов разделились на две основные группы по отношению к здоровью и здоровому образу жизни:
- первые готовы получать от других людей или из литературы информацию о здоровье и здоровом образе жизни и сами стремятся получить информацию такого типа (43,5%) - это очень высокий уровень;
- вторые готовы к получению, но не стремятся сами приобретать нужную информацию (33,3%) - это средний уровень.
Так же у учащихся 5-х классов был выявлен низкий и высокий уровень познавательной сферы и составил по 5,1% в каждом уровне.
У большинства подростков 9-х классов наблюдаются также две основные группы: средний уровень познавательной сферы отношения к здоровью и здоровому образу жизни составляет 41,7% и очень высокий уровень - 27,8%.
В целом показатели отношения к здоровью и здоровому образу жизни у пятиклассников выше, чем у девятиклассников (рис. 3).
Подростки 9-х классов более восприимчивы к аспектам в отношении здоровья, и они более осознано воспринимают важность и ценность здорового образа жизни. Однако это в меньшей степени проявляется в их поступках и оздоровительной деятельности, чем у пятиклассников.
Проведённые исследования показывают, что состояние здоровья подростков в значительной степени определяется их отношением к здоровью и здоровому образу жизни.
Выводы. 1. Подростковый возраст пятиклассников более сенситивен к формированию ценностного отношения к здоровью, чем у девятиклассников.
2. Формирование здорового образа жизни учащихся 5-х классов наиболее активно проходит в познавательной сфере, поэтому необходимо разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на понимание здоровья как ценности в сфере эмоционального восприятия.
3. Установленный в исследованиях высокий уровень эмоциональной и познавательной сферы в отношении к здоровью и здоровому образу жизни предполагает низкие показатели заболеваемости. Вместе с тем в наших исследованиях выявлены высокие показате-
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 £ 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
41,С
5,15,6
иж1
5,25,6
«¡8- -
■141,1 1,1
111
очень низким ниже среднии выше высокии очень низкий среднего среднею высокий
□ 5 класс ■ 9 класс
Рис. 1. Уровень эмоциональной сферы отношения к здоровью и здоровому образу жизни у учащихся 5-х и 9-х классов
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 * 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
5,1
0,00,0
0,01
_13,б3'9_
^ 5.1 Д
очень низкий ниже средний выше высокий очень низкий среднего среднею высокий
□ 5 класс ■ 9 класс
Рис. 2. Уровень познавательной сферы отношения к здоровью и здоровому образу жизни у учащихся 5-х и 9-х классов
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 а8 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
44,4 «6,2
281 30,6
8,3 1—1 1,1
5,6 ■
0,00,0 ^0,0 |
очень низкий
ниже среднии выше высокии очень среднею среднею высокий
уровни
□ 5 класс ■ 9 класс
Рис. 3. Сравнительный анализ уровня эмоционального и познавательного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у учащихся 5-х и 9-х классов
№2 • 2010
15
ли заболеваемости и часто встречающиеся, такие как: опорно-двигательного аппарата, органов зрения, заболевания дыхания и органов пищеварительной системы. Это, по нашему мнению, свидетельствует о несоответствии реального восприятия важности и ценности здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дерябо, С., Ясвин, В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. - 1999. - № 2 - С. 7-16.
2. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 78-79.
3. Ваклон, А. Факторы психологического развития ребёнка. Психология развития: хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 46-55.
4. Властовский, Л. С. Акселерация роста и развитие детей. - М., 1976. - 297 с.
5. Горская, И. Ю. Воспитание координационных способностей школьников 7-14 лет с различными типами телосложения: дис. - Омск, 1993. -172 с.
emotional and cognitive spheres concerning the health and healthy way of life in general secondary school children of the 5th and 9th forms in the system of physical education
Novikova E., Post-graduate Student Balandin V., Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The analysis of aged peculiarities of teenagers' relation to their health and healthy way of life is the aim of the given investigation. Meanings of indices of components concerning subjective relation to their health in teenagers' groups are presented in the paper.
Key words: teenagers aged 11 and 15, health, subjective relation to one's health, relation components, relation to health and its aged peculiarities.